Пути повышения доходной базы бюджетов всех уровней.

1. Крупным источником доходов (1/3) – ТЭК, зависимость эта не уменьшается. В настоящее время Минфин предполагает перейти к формированию фед. бюджета без доходов нефтегазового комплекса, т.е. изъять треть доходов, и расчет вести без них, т.е. перейти к формированию не нефтегазового бюджета. Он равен разности между доходами. Не зависящими от нефти и газа, и расходами. Результат: в2006г. при таком расчете фед. бюджет вместо профицита имел бы дефицит в 5% к ВВП. А если взять последние 10 лет и не учитывать доходы от нефтегазового комплекса, то получим средний дефицит 3% к ВВП. Идея освобождения от этих доходов д. привести к выявлению реальных возможностей экономики в целом и отдельных отраслей в частности. Фактически, дефицит бюджета будет покрывать теми имеющимися доходами, которые государство получит от ТЭКа.

2. Налоговые доходы. 1) Американская налоговая система, % налоговых изъятий наименьший. Государство экономически стимулирует развитие инициативы и предпринимательства с помощью системы налогов, а не прямого экономического стимулирования. Кроме того, низкий уровень налогообложения способствует и имеет целью высокое экон. стимулирование работников. 2) шведская налоговая система. Высочайший уровень налогов. Цель и причина – высокая соц. обеспеченность. Падение эффективности в 90ые, сегодня – налоговое бремя снижается. ПФ создавали налоговую систему практически вновь в начале 90х, попытались взять самое разумное из двух систем. Причины неудовлетворенности нашей системой: 1) нестабильность, пересматриваются правила и величина налога. 2) кроме официального существует и неофициальное налогообложение (благотворительность).

3. Приватизация. В наст. время в РФ более 8 тыс. фед. гос. унитарных предприятий + 36 тыс. фед. учреждений. Задача – передавать их постепенно в частные руки, т.е. акционировать и приватизировать. Почи половина этих унитарных предприятий быточна, около половины не имеет документов на имущество, т.е. государство по существу не в полной мере контролировало свою собственность 4. Концессия – это механизм, который позволяет предприятию эксплуатировать гос. имущество. Такие соглашения широко распространены в мире. В РФ это очень актуально. Причина – инфраструктура, т.е. автодороги, электр. Сети, коммунальное хоз. стремительно ветшает. Но приватизировать инфраструктуру запрещено. Поэтому привлечение частного капитала в эту сферу возможно через концессионные соглашения. Закон об этих соглашениях принят в 2005г. Страна имеет опыт применения аналогичных соглашений в 20е г. XXв. 5. Проблема выкупа земли под приватизированными предприятиями. В начале 90х при приватизации предприятий не шла речь о доп. выкупе земли. Было решено в нач. XXIв. заставить выкупать землю под этими объектами. Первоначально предполагаемая сумма в целом по стране – 10 тыс. $. В ответ – резкий протест владельцев недвижимости. Потому многочисленные предлагаемые правительством варранты представлялись хоз. субъектам завышенными, несопоставимыми с их фин. ресурсами. Сегодня этот вопрос практически решен. Весьма перспективными доходными источниками являются: налог на землю, водный налог, лесной налог.

6. Тамож. доходы 1/3 доходов фед. бюджета. Последнее время ужесточены контрольные меры. 7. Экспорт транспортных услуг Голландия знач. Часть бюджета формирует за счет транзитынх поступлений. Через РФ проходит транс. коридор из Европы в Азию – самый короткий путь. В перспективе – бюджет получит крупнейший источник валютных поступлений. Экспорт оружия; экспорт образовательных услуг (обучение иностранцев); В РФ в Советское время страна подготовила более 700тыс. иностр. специалистов, в 90е резкое снижение, т.к. привлекали их в основном на коммерч. основе. В последние годы постепенно возрастает количество обучающихся из-за рубежа и составляет ≈ 100тыс. в основном на коммерч. основе – для них это дешевле, чем в др. странах. Игорный бизнес ≈ 10% теневой бизнес, лотерейный бизнес и др.

21. Расходы на образование.

Фед. бюджет финансирует не более 20% всех расходов на образование, т.е. большая часть расходов падает на территориальные бюджеты. Однако высшее образование из Фед. бюджета финансируется на 93%, на 6% из бюджетов субъектов, и на 1% из местных бюджетов. Сфера образования – одна из наиболее выгодных для вложения капитала. Эффективность вложений проявляется в течение 50 лет. Производительность труда за счет повышения образования может поднять, по расчетам всемирного банка более чем на 20%. Доля РФ в финансировании образовательных услуг с мире составляет 0,5 %, если объем мирового финансирования образования 50-60 млрд. $.Уровень гос. расходов на обр-ние в % к ВВП составляет: у РФ 32 место в мире, бюджетные расходы на 1 обучающегося в сфере профессионального обр-ия в 10р. меньше, чем в развитых странах. Потому очень актуальна проблема эффективного расходования средств. За последние 10 лет выпуск специалистов с высшим образованием увел. в 2,5 раза, что ≈ вдвое превышает спрос. Основная проблема – структура подготовки специалистов разных отраслей: Эристов – перепроизводство, а техн. специалистов – недопроизводство.

Средне образование: выпуск ↑ на 35% но это в 2р. меньше того, что требуется. Абс-ые суммы активно ↑ в фед. бюджете, их удельный вес в расходах – 5% все последние годы. В консолидированном бюджете доля расходов на образование на уровне 13-14%.

% к ВВП расходов на обр-ие – 5,5% - почти на уровне европейских государств. Проблема для РФ: - обр-ые кредиты, - гос. частное партнерство, т.е. с частным бизнесом (какие требования бизнес предъявляет ВУЗам, финансируя их). Эти требования могут обернуться узкопрофессиональной подготовкой специалистов высшего уровня.

- добровольный переход учебных заведений в статус автономных учреждения. ФЗ от 3.11.2006г. Автономные учреждения – некоммерч. организация (т.е. не для получения прибыли). Создана государством или его органом власти для работы в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры и др. АУ разрешается открывать счета в кредитных организациях и отвечать по своим обязательствам закрепленным за ним имуществом, за искл. недвижимого и особо ценного движимого. Собственник имущества АУ не несет ответственность по обязательствам АУ, а само АУ не отвечает по обяз-ам собственника. Доходы АУ поступают в его самостоятельное распоряжение и гос-во не может свободно распоряжаться сверхдоходами. Собственник имущества не имеет права на получение доходов от деят-ти АУ. Гос-во распоряжается особо ценным имуществом, которое оно отдало этому учреждению. Управлять АУ будет руководитель, при нем наблюдательный совет (5-11 чел), из них 1/3 – работники, 1/3 – представители гос-ва, 1/3 – общественность. Спонсоров не приглашают в этот совет, решение совета носит рекомендательный характер. Итог: Этот закон дает возможность отдать гос. учреждению имущ-во на правах оперативного управителя. АУ долно изыскать пути поиска денег на плату аренды. Но, по этому закону меняется форма отношений гос-ва и АУ. Эти преобразования не могут осущ-ся в ущерб учреждению. Не и.б. речи о перепрофилировании. Принципиально изменится система финансирования, которая будет отражать реальные оказываемые услуги, а гос. заказ на эти услуги получает ВУЗ + деньги на его реализацию.

Инвестиционный фонд.

Фонд формируется в рамках федерального бюджета. Предельный объем это расчетная сумма разницы между доходами фед. бюджета формирующими стабфонд, при базовой цене на нефть и базовой цене уменьшенной на 1 доллар. Второй источник экономия на процентных платежах за досрочное погашение гос. внешнего долга.

Правительство вправе предусматривать дополнительные ассигнования на увеличение фонда.

Фонд начал функционировать в 2006 году. Предполагалось направить 69,7 млрд. рублей. Этот фонд гарантийный за счет которого должны выдаваться гос. поручительства по важным инвест проектам. В первую очередь речь идет об инфраструктуре. Гос. поддержка инвестиционных проектов предусматривается в трех формах:

- софинансирование на договорных условиях, с оформлением прав собственности

- направление капитала в уставные капиталы юр. лиц

- в качестве гос. гарантий под инвестиционные проекты.

Основная задача фонда - стимулировать увеличение частных инвестиций с помощью гарантий государства. Обязательным условием проекта станет оценка эффективности сторонним экспертом. Средства фонда должны направляться на развитие инфраструктуры имеющей общегосударственное значение. Запрещено инвестировать в коммерцию и бизнес.

Наши рекомендации