Государственный кредит. Сущность и функции.
Государственный кредит представляет собой систему распределительных денежных отношений государства с физическими и юридическими лицами по поводу мобилизации временно свободных денежных средств и их выдачи на основе срочности, возвратности и возмездности.
Государственный кредит – это деятельность государства, направленная на получение в кредит денег от юридических лиц, граждан и других государств на добровольной основе. В отношении других стран Российская Федерация может выступать как должником, так и кредитором. Взятые взаймы у населения, хозяйствующих субъектов и других государств денежные средства поступают в распоряжение государственных органов власти и превращаются в дополнительные финансовые ресурсы. Эти средства могут быть использованы как планируемый бюджетный ресурс, ресурс для пополнения внебюджетных фондов на специальные цели, инвестиционный ресурс. Но в большинстве случаев государственные займы направляются на покрытие бюджетного дефицита.
Источником погашения государственных займов и выплаты процентов по ним выступают средства бюджета, где ежегодно эти расходы выделяются в отдельную строку. В сферу государственно-кредитных отношений попадают временно свободные денежные средства населения и хозяйствующих субъектов, не предназначенные для текущего потребления.
Государственный кредит используется в качестве одной из мер стабилизации денежного обращения: из обращения на заранее оговоренный срок изымается избыточная денежная масса. Государство выпускает ценные бумаги. Для кредитора при приобретении ценных бумаг Правительства имеют место следующие риски:
1) кредитный риск, присущий ценным бумагам и связанный с вероятностью того, что финансовые возможности эмитента (государства) уменьшаются, и оно оказывается не в состоянии выполнить свои обязательства;
2) рыночный риск – в связи с непредвиденными изменениями на фондовом рынке привлекательность правительственных ценных бумаг в качестве объекта вложений инвестиций может быть утрачена, вследствие чего их продажа будет возможна лишь со скидкой или в принудительном порядке;
3) процентный риск – риск изменения процентных ставок и связанное с этим снижение рыночной стоимости ценных бумаг.
Государственные займы можно классифицировать по различным критериям.
1. По срокам действия долговые обязательства РФ могут носить краткосрочный (до 1 года), среднесрочный (от 1 года до 5 лет) и долгосрочный характер (от 5 до 30 лет).
2. По праву эмиссии долговые обязательства делятся на выпускаемые центральным правительством, правительствами национальных государственных и административно-территориальных образований и органами местного самоуправления.
3. По субъектам-держателям ценных бумаг займы подразделяются на:
· реализуемые только среди населения (например, заем от 19.02.1992 г. «О государственном внутреннем выигрышном займе 1982 г. и выпуске российского выигрышного займа 1992 г.»);
· реализуемые только среди юридических лиц (например, внутренний государственный валютный облигационный заем);
· реализуемые как среди юридических лиц, так и среди населения (например, государственные краткосрочные облигации (ГКО) 1998 г.).
4. По методам размещения займы могут делиться на добровольные, принудительные и размещаемые по подписке. В настоящее время используются только добровольные займы. Принудительные займы применяются лишь в тоталитарных государствах. Займы по подписке подобны принудительным, поэтому также не используются.
5. По форме займы могут быть облигационными и безоблигационными. Облигационные займы предполагают эмиссию ценных бумаг, безоблигационные - оформляются подписанием соглашений, договоров, а также путем записей в долговых книгах и выдачей особых обязательств.
6. По срокам погашения займы делятся на краткосрочные (срок погашения до 1 года), среднесрочные (до 5 лет), долгосрочные (свыше 5 лет). В настоящее время используются займы всех сроков погашения.
По внешнему государственному долгу определяется коэффициент его обслуживания – отношение всех платежей по задолженности к валютным поступлениям страны от экспорта товаров и услуг, выраженное в процентах. Безопасным уровнем обслуживания государственного долга принято считать значение этого коэффициента в пределах до 25%.