Государственный кредит: понятие, субъекты, формы, функции.

Государственный кредит- совокупность экономических отношений между государством в лице его органов власти и управления, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами- с другой, при которых государство выступает преимущественно в качестве заемщика, а также кредитора и гаранта.

К основным задачам государственного кредита относятся:

- финансирование бюджетного дефицита;

- проведение международной и региональной финансово-кре­дитной политики;

- поддержка социально-приоритетных секторов и видов деятельности.

Субъектами государственного кредита является государство, иностранные государства, международные кредитно-финансовые институты, граждане и юридические лица. Объектом кредитных отношений является ссуженная стоимость, передаваемая государству или государством на условиях возвратности, срочности и платности.

Государственные заимствования Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут быть внутренними и внешними. Под государственными внутренними заимствованиями Российской Федерации (или субъекта Российской Федерации) понимаются государственные займы, осуществ­ляемые путем выпуска государственных ценных бумаг и кредиты по которым возникают долговые обязательства, выраженные в валюте Российской Федерации.

Под государственными внешними заимствованиями понимаются государственные займы, осуществляемые путем выпуска государственных ценных бумаг и кредиты по которым возникают долговые обязательства, выраженные в иностранной валюте. Государственные внешние заимствования Российской Федера­ции осуществляются в целях финансирования дефицита (ненефтегазового дефицита) федерального бюджета, а также для погашения государственных долговых обязательств Российской Федерации.

Формы:

1- государство- заемщик;

2- государство- кредитор;

3- государство- гарант.

Кредитные отношения, в которых государство выступает в качестве заемщика, оказывают непосредственное влияние на величину централизованных денежных фондов.

Возникновение государственного кредита обусловлено диспропорцией между величиной общественных потребностей и возможностями государства по их удовлетворению.

Как экономическая категория государственный кредит находится на стыке двух видов денежных отношений- финансов и кредита- и отражает их особенности.

С т.зр. финансов- гос. кредит обеспечивает формирование и использование централизованных денежных фондов государста, т.е. бюджета и внебюджетных фондов.

С т.зр. кредита- гос. кредит имеет свои особенности: в качестве обеспечения выступает имущество государства, его доход; источником погашения выступают средства бюджета (а не результат от какого-либо целевого производительного использования кредита как в банковском кредитовании). Максимальный срок гос. займа- 30 лет. Муниципального долга- 10 лет.

Как финансовая категория государственный кредит выполняет три функции:

1) распределительная- формирование централизованных денежных фондов государства и их использование на принципах срочности, платности, возвратности. В современных условиях поступления от государственных замов стали вторым по величине источником после налогов при финансировании расходов бюджета. Размещение новых гос. займов для погашения задолженности по уже выпущенным- рефинансирование государственного долга.

2) регулирующая- участвуя в кредитных отношениях государство воздействует на состояние денежного обращения, уровень процентных ставок, на производство и занятость. Влияние на денежное обращение- размещение займов среди инвесторов; мобилизуя средства населения снижает платежеспособный спрос, при финансировании за счет гос. займов инвестиционных проектов происходит абсолютное сокращение денежной массы в экономике, при финансировании заработной платы в бюджетных сферах за счет гос. замой объем денежной массы в экономике не изменится, но изменится платежеспособный спрос и т.д.

3) контрольная функция- связана с контрольной функцией финансов. Проявляется в контроле за распределением ВВП по соответствующим фондам и расходованием их по целевому назначению.

Согласно Программе внутренних заимствований Минфина РФ на 2013г. запланирован объем 449 млрд. руб. (в виде ценных бумаг), на 2014г.- 399 млрд. руб., на 2015г.- 305 млрд. руб.

Согласно Программе внешних заимствований Минфина РФ на 2013г. запланирован объем 4 873 млн. долларов США (гос. ценные бумаги 5602 млн. долларов, погашение кредитов иностранных государств 723 млн. долларов). На 2014г.- 4 996 млн. долларов, на 2015г.- 3201 млн. долларов.

Управление государственным кредитом- это совокупность действий, связанным с подготовкой к выпуску и размещению долговых обязательств государства, регулированием рынка государственный ценных бумаг, обслуживанием и погашением государственного долга, предоставлением ссуд и гарантий.

Методы управления государственным кредитом:

1) конверсия- изменение доходности по государственным займам (в большинстве случаев- в сторону понижения с целью сокращения расходов);

2) консолидация- увеличение (уменьшение) срока действия уже выпущенных займов путем изменения их условий;

3) унификация- объединение нескольких займов в один, когда облигации ранее выпущенных займов обмениваются на облигации нового единого займа;

4) отсрочка погашения займа- при отсрочке не только изменяется (увеличивается) срок погашения займов, но и приостанавливается выплата доходов по займам.

5) реструктуризация- прекращение действующих займов с заменой их на новые займы на новых условиях.

1,2,3- только для внутренних заимствований. 4,5- для внутренних и внешних.

Наши рекомендации