Государственный кредит, его сущность и формы

Кредит - это предоставление ссуды кредитором заемщику в денежной или товарной форме на условиях возвратности, срочности за определенное вознаграждение (в форме процента за пользование кредитом), где кредиторами и заемщиками выступают юридические и физические лица, государственные органы управления, правительство; это аккумуляция, размещение и использование временно свободных ресурсов на началах возвратности, срочности и платности в интересах социально-экономического развития; это экономические отношения между кредитором и заемщиком по поводу возвратного, срочного и платного движения стоимости; это движение ссудного капитала.

Функциями кредита являются:

1) перераспределительная (аккумуляция и перераспределение стоимости в денежной или товарной формах между хозяйствующими субъектами);

2) функция экономии издержек обращения - замещение наличных денег кредитными операциями (создание платежных средств, снижающих издержки обращения: банкноты, векселя и т.д.);

3) Функция концентрации капитала (кредит выступает фактором превращения индивидуальных предприятий в акционерные, создания новых фирм, в т.ч. ТНК);

4) Функцию регулирования экономики - совокупность кредитных операций государства в целях воздействия на хозяйственные процессы, стимулирования предприятий и отраслей, деятельность которых соответствует общественным интересам.

Виды кредита: международный, государственный, коммерческий (товарный), денежный, банковский, лизинговый (кредит средств труда, долгосрочная их аренда), ипотечный, потребительский.

Общие черты финансов и кредита:

1) Основой функционирования финансов и кредита являются товарно-денежные отношения;

2) Выражают движение стоимости в денежной форме;

3) В финансовых и кредитных отношениях деньги используются в функциях средства обращения или средства платежа;

4) Посредством финансов и кредита формируются и используются фонды денежных средств государства и субъектов хозяйствования (* государство – субъект хозяйствования!);

5) В кругообороте фондов предприятия нет различия между «собственным» и «кредитным» рублем».

Различия между финансами и кредитом:

1. Финансы участвуют в первичном и вторичном распределении, кредит – только во вторичном, то есть в перераспределении.

2. Кредит – это возвратные средства, что означает двухстороннее движение стоимости от кредитора к заемщику и обратно. Для финансов характерно одностороннее движение стоимости.

3. В процесс формирования финансовых ресурсов вовлекается кредит, то есть у них не совпадают источники ресурсов.

4. Кредитные ресурсы отражают движение не всех, а только временно свободных денежных ресурсов.

5. Движение финансовых ресурсов сопровождается сменой собственника, кредит не предполагает такой смены, так как кредитор остается собственником средств, переданных на время в пользование заемщика.

Государственный кредит – совокупность финансовых отношений между государством (в лице его органов власти и управления) и юридическими, а также физическими лицами, когда государство выступает в качестве заемщика, кредитора и гаранта.

При осуществлении кредитных операций внутри страны государство является заемщиком средств, а население, предприятия – кредиторами.

В сфере международных экономических отношений государство выступает как в роли заемщика, так и кредитора.

В тех случаях, когда государство берет на себя ответственность за погашение займов или выполнение различных материальных обязательств, взятых физическими и юридическими лицами по отношению к другим юридическим лицам, оно является гарантом.

Все виды кредита отличаются от классической категории финансов. Если при классических финансовых отношениях происходит движение стоимости на условиях безвозвратности, то основой кредита является его возвратность и платность, т.е. через определенное время полученная сумма кредита возвращается с процентами. Вместе с тем государственный кредит существенно отличается от других видов кредита (например, банковского). Эти отличия состоят в следующем.

Во-первых, потребность государства в кредите возникает при его финансовых затруднениях. Государственный кредит используется в основном на покрытие бюджетного дефицита. Банковский кредит получают хозяйствующие субъекты и используют его для поддержания бесперебойности процесса производства, его расширения и эффективности.

Во-вторых, если условием сделки банковского кредита является совпадение экономических интересов кредитора и заемщика, то при государственном кредите экономические интересы участников обособлены. Поэтому государству нужно обеспечить экономическую заинтересованность кредиторов для добровольной передачи денежных средств в пользование заемщика путем выплаты кредиторам определенного дохода.

В-третьих, банковский кредит имеет локальное назначение и используется субъектами хозяйственной деятельности для обеспечения устойчивости или расширения своей финансово-хозяйственной деятельности. Ресурсы, мобилизуемые при помощи государственного кредита, используются государством глобально и расходуются им в соответствии с потребностями всего народного хозяйства страны.

В-четвертых, при банковском кредите срок возврата ссуды строго регламентирован, нарушение влечет за собой экономические санкции. В государственном кредите такой регламентации нет. Отношения между участниками теоретически строятся добровольно, экономические санкции к государству-заемщику практически применить невозможно.

В-пятых, с помощью банковского кредита создаются деньги. Следовательно, при непродуманной кредитной политике банковский кредит может служить фактором появления избыточной денежной массы, т.е. инфляции денег. Государственный кредит всегда является средством сокращения денег в обращении.

Государственный кредит может быть внутренним и внешним. Внутренним государственный кредит является тогда когда кредиторы – юридические и физические лица данного государства. Внешним государственный кредит является тогда, когда кредиторами данного государства выступают иностранные юридические лица.

Наиболее распространенным видом государственного кредита являются государственные займы. Как правило, они имеют одну цель – покрытие дефицита бюджета, который может быть временным или постоянным. Временным дефицит может быть при несовпадении по времени поступления доходов в бюджет и осуществления бюджетных расходов. Постоянным дефицит является тогда, когда в данном бюджетном году расходы превышают доходы, предусмотренные в финансовом планом страны.

Государственные займы классифицируются по ряду признаков.

Во-первых, займы делятся на размещаемые центральными и местными органами государственного управления.

Во-вторых, займы могут быть внутренними и внешними.

В-третьих, по срокам займы делятся на бессрочные (рентные), долгосрочные, среднесрочные, краткосрочные и текущие.

При бессрочных (рентных) займах держатели ценных бумаг (облигаций) имеют право требовать проценты по своему займу, но не имеют права истребовать первоначальную сумму. В бессрочных займах ежегодный процент (рента) обычно фиксируется на уровне, немного превышающем банковский процент. На размер ренты не влияет конъюнктура на финансовом рынке, что обеспечивает стабильный размер ежегодных выплат.

Срочные займы (в зависимости от страны) заключаются разные термины. В Республике Беларусь долгосрочными займами считаются, полученные более чем на 5 лет, среднесрочными – до 5 лет, краткосрочными – до 1 года.

В-четвертых, по форме обращения займы делятся на рыночные, нерыночные и специальные выпуски.

Рыночные займы выпускаются в виде ценных бумаг – облигаций, векселей, сертификатов и т.п. Они свободно обращаются на рынке, но не могут быть предъявлены к погашению истечения их срока.

Нерыночные займы существенно отличаются от рыночных. В частности, держатели нерыночных ценных бумаг могут досрочно предъявить их к оплате (как правило, через год). Кроме того, нерыночные ценные бумаги могут быть использованы для погашения налоговых платежей.

Специальные займы размещаются среди финансовых институтов. Эти займы оформляются именными ценными бумагами, которые не обращаются на денежном рынке. В то же время они могут быть предъявлены к оплате или зачету до истечения срока их действия.

В-пятых, в зависимости от обеспеченности долговых обязательств займы делятся на закладные и беззакладные. Закладные облигации обеспечиваются органами государственной власти чем-то конкретным (например, имуществом, определенным доходом).

В-шестых, по характеру выплачиваемого дохода долговые обязательства делятся на выигрышные, процентные и с нулевым купоном.

Выигрышные займы строятся на принципах лотереи. В связи с этим инвестор полагается на волю случая.

Главным видом облигаций являются процентные облигации, доход по которым выплачивается один или несколько раз в год на основании купонов.

Краткосрочные займы государства оформляются заемными документами без купонов. Облигации таких займов продаются со скидкой с номинала, а выкупаются по номиналу.

Кроме краткосрочных, могут быть и долгосрочные займы, облигации которых называются облигациями с нулевым купоном.

В-седьмых, по методам размещения займы делятся на добровольные и принудительные. Принудительные возникают в случае войн или других чрезвычайных обстоятельств. В бывшем СССР такие займы осуществлялись методом подписки на заем и методом замораживания вкладов в сберегательных кассах.

В-восьмых, займы могут быть в национальной валюте и в валюте других стран.

В-девятых, по признаку держателей ценных бумаг займы подразделяются на реализуемые среди населения, юридических лиц и универсальные.

В-десятых, государственные займы могут быть облигационными и безоблигационными. Облигационные представляют собой эмиссию ценных бумаг государства. Безоблигационные займы оформляются путем записей в долговых книгах, подписанием договоров, соглашений, как правило, на международном уровне.

В современных условиях в Республике Беларусь облигационные займы представлены в основном государственными краткосрочными облигациями (ГКО) и государственными долгосрочными облигациями (ГДО).

Выпуск ГКО осуществляется с целью привлечения времени! свободных средств юридических и физических лиц (в том числе иностранных) для возмещения дефицита республиканского бюджета. Облигации выпускаются по решению Совета Министров Республики Беларусь Министерством финансов и являются государственными ценными бумагами. Они размещаются среди инвесторов на добровольной основе, а эмиссия облигаций осуществляется в виде записей по счетам со сроком обращения от 1 до 12 месяцев.

Первичное размещение ГКО производится путем их продажи на аукционе инвесторам, т.е. его участникам. При первичном размещении указанных облигаций они продаются на дисконтной основе (по стоимости ниже номинальной) по предлагаемым на аукционе ценам, но не ниже установленных Министерством финансов в день проведения аукциона. Первичные инвесторы имеют право в установленном законодательством порядке продавать указанные облигации на вторичном рынке ценных бумаг через биржи.

Национальный банк является центральным депозитариев ГКО и может по согласованию с Министерством финансов продавать на вторичном рынке ценных бумаг облигации, нереализованные на первичном рынке, а в течение срока их обращения по ценам не ниже цен в день проведения аукциона. Правительство республики обязуется погасить облигации по истечении срока обращения.

Выпуск долгосрочных государственных облигаций в Республике Беларусь осуществляется с целью снижения темпов инфляции и исполнения республиканского бюджета по расходам со сроком обращения год и более. Министерство финансов определяет объем и дату выпуска облигаций, номинальную стоимость, срок обращения и погашения, процентную ставку, а также первичных держателей ценных бумаг. Объемы эмиссии учитываются при формировании республиканского бюджета. Первичными держателями облигаций выступают юридически лица Республики Беларусь, определяемые Министерством финансов по согласованию с отраслевыми министерствами и другими центральными органами управления. Первичное размещение производится Главным государственным казначействе путем зачисления определенного количества облигаций на специальные счета первичных держателей, открываемых в депозитарии Национального банка. Выпуск ГДО осуществляется в виде записи на счетах без использования бланков. Это удешевляет процесс обращения данных ценных бумаг, упраздняет проблему подделки.

Погашение облигаций производится Национальным банком по номинальной их стоимости, увеличенной на сумму процентной ставки, установленной при выпуске данных ценных бумаг. Для этой цели Министерство финансов выделяет Национальному банку необходимые средства.

Долгосрочные государственные облигации Республики Беларусь представляют собой источник неинфляционного финансирования дефицита республиканского бюджета. С их помощью можно отсрочить выплаты по существующему государственному долгу, увеличить сроки государственных заимствований, снизить неплатежи в стране.

Особой формой государственного кредита в Республике Беларусь является выдача Национальным банком кредитов правительству Республики Беларусь и местным органам власти. Источниками централизованных кредитных ресурсов для данной операции являются средства населения и предпринимателей, хранящиеся во вкладах в Сберегательном банке республики. Национальный банк по установленному парламентом нормативу привлекает эти ресурсы в свое распоряжение на платной основе. Такая форма государственного кредита мало чем отличается от прямого принудительного заимствования средств общегосударственного ссудного фонда для покрытия дефицита бюджета, что наблюдалось в практике бывшего СССР. Подобный способ финансирования государственных затрат не ликвидирует инфляционных процессов и даже может их усилить. Поэтому правительству страны необходимо избегать прямого заимствования средств общегосударственного ссудного фонда, а если такое происходит, то – быть твердым гарантом реального возвращения изъятых у населения средств, хранящихся в сберегательном банке.

Кроме названных признаков классификации займов, могут быть такие, как долговые обязательства с твердым и плавающим доходом; с правом досрочного погашения и без права досрочного погашения; натуральные и денежные. Натуральные займы появляются в периоды экономической разрухи и сопутствующей ей инфляции. На облигации такого займа указывается номинальная величина натуральной единицы, но она продается и покупается за деньги в соответствии с ценой указанного количества товара на момент купли-продажи. Этим самым предотвращается обесценение займа.

Наши рекомендации