Классифицировать основные виды инфляции и методы борьбы с инфляцией.
Классифицировать инфляцию возможно по различным критериям: социально-экономическим условиям; типу денежной системы; факторам и степени инфляционных процессов.
Виды инфляции:
1. Степень охвата территории
- локальная (в отдельно взятой стране);
- мировая
2. Темп нарастания
- нормальная;
- умеренная (ползучая);
- галопирующая;
- гиперинфляция
3. Соотношение роста цен по отдельным товарным группам
- сбалансированная;
- несбалансированная
4. Ожидаемость
- ожидаемая;
- неожиданная
5. Факторы
- инфляция издержек;
- инфляция спроса;
- инфляция роста заработной платы;
- инфляция прибыли;
- инфляция налогов
6. Происхождение
- внутренняя;
- импортируемая
Границы между различными видами инфляции условны и подвижны:
Локальная — имеет место в отдельно взятой стране, регионе.
Мировая — охватывает все страны.
Нормальная — темпы развития инфляции растут медленно, примерно 3—3,5 % в год, инфляция поддается контролю.
Умеренная — темпы достигают до 10 % в год, относительно безвредная и вполне соответствует нормальному экономическому развитию в целом, масштабы ее не приводят к неоправданным нарушениям, особенно в распределении национального дохода между различными социальными группами.
Галопирующая — характеризуется ростом цен от 20 до 200 % в год, невозможно контролировать не только рост цен, но и процесс экономического развития. Является однозначно негативным процессом по следующим признакам:
– инфляция тревожит деловой мир и затрудняет прогнозные оценки;
– неравномерность инфляционного роста цен, доходов, иных платежей создает условия для дополнительной неустойчивости, структурных потрясений;
– обычным делом становится социальная неустойчивость, потеря доверия к правительству, возможны политические кризисы.
Гиперинфляция — повышение цен более чем на 50 % в месяц на протяжении длительного периода времени. За год цены повышаются не менее чем в 130 раз, при этом деньги вытесняются из оборота, уступая место товарному бартеру. Является наиболее губительной для экономики.
Сбалансированная — цены поднимаются относительно умеренно и одновременно на большинство товаров и услуг. ЦБподнимает процентную ставку.
Несбалансированная — цены на различные товары и услуги постоянно меняются по отношению друг к другу, причем в различных пропорциях. Рост цен на сырье опережает рост цен на конечную продукцию.
Ожидаемая — прогнозируется на какой-либо период времени, предсказуема, является результатом действия правительства.
Неожиданная — характеризуется неожиданным скачком цен
Инфляция издержек — характеризуется снижением производительности труда, вызванным циклическими колебаниями или структурными изменениями в производстве, что ведет к увеличению издержек на единицу продукции.
Инфляция спроса — возникает при избыточном спросе. Спрос на товары больше, чем предложения товаров, в связи с тем, что производственный сектор не в состоянии удовлетворить потребность населения.
Инфляция роста заработной платы — удельный вес заработной платы в цене товара сравнительно невелик (25—30 %), но повышение заработной платы ведет к раскручиванию спирали «заработная плата — цены».
Инфляция прибылей — промышленные предприятия получают сверхприбыль, которая не подтверждается повышением качества продукции.
Инфляция налогов — ситуация, когда государство начинает поднимать налоги. С их помощью покрывается дефицит бюджета. Увеличение налогов снижает возможность инвестиций, снижает уровень производства и, следовательно, предложения, что служит исходной базой для предприятия.
Регулирование инфляции проводится по трем основным
направлениям:
1. Осуществление комплекса мер для оживления экономики, регулирования деловой активности, сглаживания циклических колебаний (антициклическая политика).
2. Совокупность мер, направленных на сдерживание инфляции (антиинфляционная политика).
3. Валютная политика.
Антиинфляционная политика — комплекс мер по государственному регулированию экономики, направленных на борьбу с инфляцией. Она вызывает сокращение государственных расходов, тормозит рост цен, сдерживает совокупный спрос.