Способы борьбы с инфляцией

Борьба с инфляцией в развивающихся странах позволяет выделить два основных варианта антиинфляционных программ:

· ортодоксальная программа базируется на признании господствующей роли монетаристских факторов и максимально ориентируется на рыночные регуляторы при сокращении хозяйственной активности государства (примером такой программы служит программа МВФ, на которую ориентируется наша страна при рыночном реформировании экономики);

· программа, предполагающая более активное государственное регулирование экономики, т.е. опирается на кейнсианские подходы к инфляции (временное замораживание или сдерживание прироста цен и заработной платы, участие государства в создании рыночной инфраструктуры, госпредпринимательства в важнейших отраслях экономики).

Каждая из названных программ нацелена не на устранение инфляции, а на создание более надежного контроля уровня и темпов инфляции. Антиинфляционные меры можно условно разделить на стратегические и тактические в соответствии с периодом их осуществления. Антиинфляционная стратегия нацелена на гашение инфляционных ожиданий, формирование которых затруднено в экономике с нормально функционирующим рыночным механизмом при высокой степени доверия населения своему правительству.

Антиинфляционная стратегия предусматривает также разработку долговременной денежной политики с жесткими лимитами на ежегодные приросты денежной массы вне зависимости от состояния бюджета, уровня безработицы и прочих важных характеристик. Успешное осуществление такой стратегии возможно лишь там, где Центральный банк обладает независимостью от исполнительной власти и не допускает избыточной эмиссии денег.

Антиинфляционная деятельность Центрального банка может заключаться в повышении ставки межбанковского кредита, которая, в свою очередь, поднимет ставку коммерческого кредита и снизит скорость нарастания денежной массы в обращении. Одновременно с этим целесообразно повысить норму обязательных резервов коммерческих банков и сократить операции с государственными долговыми обязательствами на рынке ценных бумаг. Именно операции с государственными долговыми обязательствами выступают как прямой и наиболее действенный регулятор денежной массы в стране. Особые сложности неизбежны при достаточно зрелом рыночном механизме в странах с преобладанием государственного сектора и высокой степенью монополизации экономики. Поэтому успешное претворение в жизнь антиинфляционной стратегии возможно лишь на базе рыночных преобразований, разгосударствления и демонополизации.

Важной стратегической задачей является и снижение бюджетного дефицита, для которого важно как увеличение доходов государства, так и сокращение расходов. Однако предпочтительнее сокращение расходов государства, поскольку рост доходов, как правило, сопровождается усилением налогового давления, которое отрицательно сказывается на объеме предложения. Поэтому правительство из года в год при составлении бюджета неизменно урезает многие статьи государственных расходов, а затем вновь предполагает его пересматривать, сокращая некоторые статьи расходов. Все это направлено на достижение равновесия государственного бюджета, однако, имея позитивную направленность, часто сопровождается усилением социальной напряженности в обществе. Поэтому сокращение расходов государства как антиинфляционная мера может привести к нежелательным побочным эффектам, еще более ухудшающим экономическое положение в стране.

Антиинфляционная тактика, рассчитанная на срочное изменение инфляционной обстановки, предполагает реализацию мер чрезвычайного характера и служит дополнением к антиинфляционной стратегии. В коротком периоде можно повлиять на инфляцию, во-первых, путем увеличения товарного предложения без соответствующего повышения спроса; во-вторых, путем снижения текущего спроса без одновременного снижения объемов предложения товарной массы. Различные способы воздействия на предложение могут заключаться в повышении степени товарности национальной экономики (продажи тех ресурсов, которые раньше не выносились на рынок), проведении разумной приватизации, развитии фондовой биржи и т.п. Воздействие на спрос заключается чаще всего в повышении нормы сбережений и снижении уровня их ликвидности. Для этого обычно повышают процент по вкладам, по государственным облигациям, замораживают вклады «до востребования» вплоть до денежной реформы конфискационного типа.

Таким образом, существует немало практических способов, направленных на снижение уровня инфляции. Выбор того или иного способа в значительной мере определяется характером протекания инфляционного процесса и особенностями экономики конкретной страны. Россия, осуществляя рыночные реформы, прошла путь от подавленной инфляции до открытой, которая колеблется между гиперинфляцией и галопирующей инфляцией. Процесс, усиливающий инфляцию в России, связан с фундаментальной проблемой экономики переходного периода – преобразованием плановой системы в рыночную.

Инфляция в России, как и в других странах с переходной экономикой, обусловлена практикой широкой раздачи кредитов Центральным банком. Главным источником инфляции является громадный дефицит государственного бюджета, финансирующийся за счет бесконтрольной эмиссии и усиливающейся ввиду продолжающейся поддержки бывшего государственного сектора экономики путем выделения кредитов, освобождения от налогов и предоставления субсидий предприятиям. Фактором косвенного субсидирования также выступает все еще достаточно мягкая кредитная политика Центрального банка. Инфляция в нашей стране сопровождалась дефицитом наличных денег и повышенным спросом на рынке безналичных денег. Поэтому производители, пытаясь с меньшими потерями выйти из создавшейся ситуации, все чаще использовали следующие методы:

· работа на внешний рынок;

· сокращение масштабов производства при повышении цен;

· неплатежи за полученную продукцию;

· неплатежи в финансово-кредитную систему;

· налоги;

· осуществление товарного обмена с использованием платежных средств, отличных от национальной валюты.

Наши рекомендации