Тема № 8. Формирование и исполнение денежных накоплений предприятий.

1. Понятие прибыли.

Финансовые результаты деятельности предприятия представляют собой процесс получения финансовых ресурсов, который играет решающую роль в финансовом обеспечении предпринимательской деятельности. Они образуются как результат производства и реализации товаров, работ, услуг, распределение и перераспределения выручки от реализации продукции.

Т.о. основным источником финансовых ресурсов является прибыль. Однако реализация предприятием своей продукции потребителям и получение за нее выручки еще не означает получение прибыли. Для выявления финансового результата необходимо сопоставить выручку с затратами на производство и реализации продукции. Предприятие получает прибыль, если выручка превышает себестоимость. Если выручка равна себестоимости, то предприятию удалось возместить затраты на производство и реализацию продукции, прибыль отсутствует. Если себестоимость превышает выручку, то предприятие получает убыток, т.е. отрицательный финансовый результат.

Прибыль как экономическая категория выполняет следующие функции:

- экономического показателя, который характеризует финансовые результаты деятельности предприятия;

- стимулирующая, которая проявляется в процессе распределения и использования прибыли;

- функции источника формирования финансовых ресурсов предприятий и бюджетов всех уровней.

2. Балансовая прибыль.

Балансовая прибыль складывается из трех основных элементов:

- финансовый результат от реализации продукции, работ, услуг;

- финансовый результат от реализации основных фондов и иного имущества;

- прибыль от внереализационных операций.

Прибыль от реализации продукции – это прибыль от основной деятельности предприятия, она определяется как разница между выручкой от реализации продукции и затратами, включенными в себестоимость продукции.

Прибыль от реализации основных фондов и иного имущества так называемая прибыль от прочей реализации. Она может быть получена от реализации основных фондов, другого имущества, отхода нематериальных активов, товарно–материальных ценностей. При определении этой прибыли учитывается разница между продажной ценой и остаточной стоимостью этой продукции.

Прибыль от внереализационных операций определяется как разница между доходами и расходами от внереализационных операций. К ним относятся:

- операции с ценовым бюджетом и валютой;

- сдача имущества в аренду;

- судебные издержки;

- убытки от хищения;

- стихийных бедствий.

3. Показатели рентабельности.

Показатели рентабельности являются относительными характеристиками финансовых результатов и эффективности деятельности, предприятий. Они являются важнейшими характеристиками факторной среды формирования прибыли, поэтому они являются обязательными элементами сравнительного анализа и оценки финансового сооружения предприятия. Рассмотрим показатели рентабельности:

· Рентабельность капитальных вложений

Прибыль

Ркб = ----------------------------- *100%

Капитальное вложение

· Рентабельность продукции

Цена - Себестоимость

Рпр = ----------------------------- *100%

Себестоимость

· Рентабельность общая

Прибыль балансовая

Рпр = ----------------------------------- *100%

Производственные фонды

· Рентабельность расчетная

Прибыль чистая

Ррас = ----------------------------------- *100%,

Производственные фонды

где чистая прибыль определяется как разница между прибылью балансовой и уплаченными налогами.

4. Методы планирования прибыли.

Существуют несколько МПП. Они применяются в разных условиях хозяйства:

- прямой укрупненный метод планирования прибыли, он применяется в тех случаях, когда можно определять объем реализованной продукции в оптовых ценах и по себестоимости. В наиболее общем виде прибыль определяется себестоимостью. При расчете плановой прибыли следует определить объем продукции, от реализации которой будет получена прибыль. Расчет можно вести по товарной или по реализованной продукции. При расчете по товарной продукции, за основу принимается смета затрат на производство и реализацию продукции.

Прибыль от реализованной продукции определяется как разность выручки от реализованной продукции и полной себестоимостью реализованной продукции.

Разновидностью прямого укрупненного метода является по ассортиментное планирование прибыли.

Аналитический метод планирования.

В этом случае расчет ведется раздельно по сравнимой и не сравнимой продукции.

Сравнимая продукция уже выпускалась в базисном периоде. Известно, что ее фактическая себестоимость и объем выручки. По этим показателям рассчитывается рентабельность. Базовая рентабельность умножается на себестоимость планируемого периода и получается планируемая прибыль. В дальнейшем учитываются изменения объема продукции, ассортимента и качества продукции; влияние всех факторов на прибыль суммируется. Прибыль по несравнимой продукции рассчитывается отдельно прямым укрупненным методом:

- факторный, он применяется при отсутствии стабильных условий хозяйствования и должен учитывать все внешние факторы. В первую очередь учитывается индекс инфляции.

Необходимо определять портфель заказов на планируемый период, рассчитывают несколько его вариантов и выбирают оптимальный.

5. Факторы, влияющие на величину прибыли.

Они классифицируются по различным признакам. Выделяют внешние и внутренние факторы.

Внутренние факторы зависят от деятельности самого предприятия, а внешние не зависят от него, но могут оказывать существенное влияние.

Внутренние факторы подразделяются на:

- производственные;

- непроизводственные, которые связаны с коммерческой и природно-охранной деятельностью.

Производственные факторы отражают наличие и использование основных элементов производственного процесса, и в свою очередь, делятся на:

- экстенсивные, отражающие объем производственных ресурсов и их использование по времени;

- интенсивные, отражающие эффективность использования ресурсов.

6. Распределение и использование прибыли.

Распределение на предприятии подлежит прибыль остающаяся в его распределении после уплаты налогов.

Существуют три основных направления использования прибыли, по которым создаются фонды:

- фонды накопления;

- фонды потребления;

- резервные фонды.

Средства фонда накопления направляются на реконструкцию, расширение, строительство и техническое перевооружение производства.

Средства фонда потребления используются на мероприятиях по социальному развитию, а именно материальные поощрения, приобретение путевок, единовременные премирования, беспроцентные ссуды.

Резервный фонд предназначен для обеспечения финансовой устойчивости в период временного ухудшения финансовых показателей.

Наши рекомендации