Управление рисками при расчетах по аккредитивам
Наибольшее распространение в России аккредитивы получили при расчетах по импорту и экспорту. В этих случаях аккредитивные операции регулируются Унифицированными правилами и обычаями для документарных аккредитивов, которые периодически пересматриваются.
Аккредитивная форма расчетов является наиболее сложной и трудоемкой. Банки взимают высокую комиссию за выполнение аккредитивных операций: авизование (открытие), подтверждение, проверку документов, подтверждающих выполнение продавцом условий аккредитивов, совершение платежа. Банковский продукт при совершении расчетных технологий с использованием аккредитивов включает и другие операции, позволяющие нейтрализовать и сгладить недостатки этой формы расчетов, связанные с замедлением оборачиваемости средств в расчетах. К ним относятся:
• наличие корреспондентских отношений и надежной телекомму
никационной связи;
• предоставление межбанковских кредитов в счет открытых кре
дитных линий;
• возможность использования непокрытых аккредитивов (без пред
варительного депонирования средств);
• предоставление права исполняющему банку списывать суммы
по аккредитивам с открытого у него корреспондентского счета банка-
эмитента;
• включение в расчетные технологии элементов банковской га
рантии.
Управление рисками при зачете взаимных требований
Расчетные технологии банков базируются на сочетании форм расчетов и способов платежа. Банки применяют два способа платежа:
• валовые расчеты, т.е. списание средств со счета (перевод) в пол
ной сумме расчетного документа;
• зачет взаимных требований и обязательств (клиринг) и списание
со счета суммы сальдо зачета.
ii
Глава 15. Управление расчетными технологиями
В отличие от валовых расчетов, когда платеж совершается в полной сумме расчетного документа, представленного к оплате, клиринговые расчетные технологии требуют значительных затрат времени и труда квалифицированного банковского персонала как на этапе организации клиринга, предварительной подготовки документов к зачету, так и на этапе проведения самого зачета взаимных требований, совершения платежа, предоставления при необходимости кредита на завершение
зачетной операции.
Зачет взаимных требований может быть организован как с участием банка, так и минуя банки. Значительный объем зачетов как разовых (единовременных), так и постоянных проводится с участием
банка.
Организация и проведение банком зачета взаимных требований и обязательств клиентов за товары (услуги) является эффективным и доходным банковским продуктом. Значение этого вида банковских услуг, а следовательно, и спрос на них определяются тем, что зачеты
позволяют:
• снизить суммы взаимной задолженности;
■ прервать цепочку неплатежей;
• снизить сумму необходимых платежных средств на сумму за
чтенного оборота;
• упростить, ускорить и удешевить безналичные расчеты.
Проведение зачетов требует значительной подготовительной организационной работы от персонала банка, которая строится по различным направлениям и включает определение круга предприятий, связанных между собой встречной или последовательной передачей товаров или оказанием услуг как потенциальных участников клиринга, а также круга предприятий кредиторов и должников, чьи требования и обязательства могут взаимно погашаться. Необходимо также прогнозирование и определение сумм взаимных требований кредиторов и обязательств должников друг к другу, которые могут быть погашены
при проведении зачета.
Проведение самих зачетов увеличивает объем работы для бухгалтерского персонала банка в связи с проверкой и обработкой значительного объема денежно-расчетных документов (срочных к оплате и просроченных), открытием лицевых счетов по зачету, определением сальдо по результатам зачета, перечислением кредитового сальдо на расчетные счета, предоставлением при определенных условиях кредита на покрытие дебетовых сальдо. Менеджмент банка должен обеспечить покрытие всех расходов по проведению зачетов за счет поступления комиссий от участников клиринга.
4. Операционные риски и способы управления ими
4. Операционные риски и способы управления имиВиды операционныхрисков
Операционные риски связаны с возможными нарушениями расчетных технологий на взаимосвязанных участках цепочки структурных подразделений банка, участвующих в расчетах.
В средней по объему выполняемых операций в коммерческом банке при предоставлении расчетных услуг участвуют следующие подразделения:
• операционное управление;
• отдел внутрибанковских расчетов и корреспондентских отноше
ний;
• бухгалтерия;
• управление электронной обработки информации.
Операционное управление организует работу банка в сфере безналичных расчетов, осуществляет полное обслуживание по расчетным, текущим и ссудным счетам клиентов, операциям по другим банковским счетам.
Основной функцией операционных работников является расчетное обслуживание клиентов. Расчетное обслуживание включает:
• открытие расчетных и текущих счетов в соответствии с заключа
емыми договорами банковского счета;
• прием от юридических и физических лиц денежно-расчетных
документов на списание с их счетов денежных средств в соответствии с
законодательно установленной очередностью платежей;
• зачисление денежных средств на счета получателей по поруче
ниям плательщиков;
• организацию способов платежа (валовые расчеты, клиринг);
• прием и выдачу расчетных чеков и последующее зачисление по
ним денег на счета клиентов;
• проведение операций по аккредитивам;
• бесспорное и безакцептное списание денежных средств по ин
кассовым поручениям и платежным требованиям;
• консультирование клиентов по вопросам списания и зачисления
Денежных средств, использованию тех или иных форм расчетов и спо
собов платежа;
• оказание других услуг в соответствии с договором банковского
счета;
• организацию корреспондентских отношений и ведение коррес
пондентских счетов;
Глава 15. Управление расчетными технологиями
4. Операционные риски и способы управления ими
• электронную обработку денежно-расчетных документов и пере
дачу информации по каналам связи;
• отражение в бухгалтерском учете и отчетности банка расчетных
операций, формирование и передачу клиентам выписок по счетам в
установленном порядке.
На каждом из перечисленных этапов деятельности операционных работников возможно возникновение рисков в форме нарушения требований Банка России к проведению расчетов, а также внутрибанковских инструкций и учетной политики.