Управление рисками при расчетах по аккредитивам

Наибольшее распространение в России аккредитивы получили при расчетах по импорту и экспорту. В этих случаях аккредитивные операции регулируются Унифицированными правилами и обычаями для докумен­тарных аккредитивов, которые периодически пересматриваются.

Аккредитивная форма расчетов является наиболее сложной и тру­доемкой. Банки взимают высокую комиссию за выполнение аккреди­тивных операций: авизование (открытие), подтверждение, проверку документов, подтверждающих выполнение продавцом условий аккре­дитивов, совершение платежа. Банковский продукт при совершении расчетных технологий с использованием аккредитивов включает и другие операции, позволяющие нейтрализовать и сгладить недостатки этой формы расчетов, связанные с замедлением оборачиваемости средств в расчетах. К ним относятся:

• наличие корреспондентских отношений и надежной телекомму­
никационной связи;

• предоставление межбанковских кредитов в счет открытых кре­
дитных линий;

• возможность использования непокрытых аккредитивов (без пред­
варительного депонирования средств);

• предоставление права исполняющему банку списывать суммы
по аккредитивам с открытого у него корреспондентского счета банка-
эмитента;

• включение в расчетные технологии элементов банковской га­
рантии.

Управление рисками при зачете взаимных требований

Расчетные технологии банков базируются на сочетании форм рас­четов и способов платежа. Банки применяют два способа платежа:

• валовые расчеты, т.е. списание средств со счета (перевод) в пол­
ной сумме расчетного документа;

• зачет взаимных требований и обязательств (клиринг) и списание
со счета суммы сальдо зачета.


ii

Глава 15. Управление расчетными технологиями

В отличие от валовых расчетов, когда платеж совершается в полной сумме расчетного документа, представленного к оплате, клиринговые расчетные технологии требуют значительных затрат времени и труда квалифицированного банковского персонала как на этапе организа­ции клиринга, предварительной подготовки документов к зачету, так и на этапе проведения самого зачета взаимных требований, совершения платежа, предоставления при необходимости кредита на завершение

зачетной операции.

Зачет взаимных требований может быть организован как с учас­тием банка, так и минуя банки. Значительный объем зачетов как ра­зовых (единовременных), так и постоянных проводится с участием

банка.

Организация и проведение банком зачета взаимных требований и обязательств клиентов за товары (услуги) является эффективным и до­ходным банковским продуктом. Значение этого вида банковских услуг, а следовательно, и спрос на них определяются тем, что зачеты

позволяют:

• снизить суммы взаимной задолженности;
■ прервать цепочку неплатежей;

• снизить сумму необходимых платежных средств на сумму за­
чтенного оборота;

• упростить, ускорить и удешевить безналичные расчеты.

Проведение зачетов требует значительной подготовительной орга­низационной работы от персонала банка, которая строится по различ­ным направлениям и включает определение круга предприятий, свя­занных между собой встречной или последовательной передачей това­ров или оказанием услуг как потенциальных участников клиринга, а также круга предприятий кредиторов и должников, чьи требования и обязательства могут взаимно погашаться. Необходимо также прогно­зирование и определение сумм взаимных требований кредиторов и обязательств должников друг к другу, которые могут быть погашены

при проведении зачета.

Проведение самих зачетов увеличивает объем работы для бухгал­терского персонала банка в связи с проверкой и обработкой значитель­ного объема денежно-расчетных документов (срочных к оплате и про­сроченных), открытием лицевых счетов по зачету, определением саль­до по результатам зачета, перечислением кредитового сальдо на расчетные счета, предоставлением при определенных условиях креди­та на покрытие дебетовых сальдо. Менеджмент банка должен обеспе­чить покрытие всех расходов по проведению зачетов за счет поступле­ния комиссий от участников клиринга.

4. Операционные риски и способы управления ими

Управление рисками при расчетах по аккредитивам - student2.ru 4. Операционные риски и способы управления имиВиды операционныхрисков

Операционные риски связаны с возможными нарушениями рас­четных технологий на взаимосвязанных участках цепочки структур­ных подразделений банка, участвующих в расчетах.

В средней по объему выполняемых операций в коммерческом бан­ке при предоставлении расчетных услуг участвуют следующие подраз­деления:

• операционное управление;

• отдел внутрибанковских расчетов и корреспондентских отноше­
ний;

• бухгалтерия;

• управление электронной обработки информации.

Операционное управление организует работу банка в сфере безна­личных расчетов, осуществляет полное обслуживание по расчетным, текущим и ссудным счетам клиентов, операциям по другим банков­ским счетам.

Основной функцией операционных работников является расчет­ное обслуживание клиентов. Расчетное обслуживание включает:

• открытие расчетных и текущих счетов в соответствии с заключа­
емыми договорами банковского счета;

• прием от юридических и физических лиц денежно-расчетных
документов на списание с их счетов денежных средств в соответствии с
законодательно установленной очередностью платежей;

• зачисление денежных средств на счета получателей по поруче­
ниям плательщиков;

• организацию способов платежа (валовые расчеты, клиринг);

• прием и выдачу расчетных чеков и последующее зачисление по
ним денег на счета клиентов;

• проведение операций по аккредитивам;

• бесспорное и безакцептное списание денежных средств по ин­
кассовым поручениям и платежным требованиям;

• консультирование клиентов по вопросам списания и зачисления
Денежных средств, использованию тех или иных форм расчетов и спо­
собов платежа;

• оказание других услуг в соответствии с договором банковского
счета;

• организацию корреспондентских отношений и ведение коррес­
пондентских счетов;



Глава 15. Управление расчетными технологиями

4. Операционные риски и способы управления ими




Управление рисками при расчетах по аккредитивам - student2.ru Управление рисками при расчетах по аккредитивам - student2.ru Управление рисками при расчетах по аккредитивам - student2.ru Управление рисками при расчетах по аккредитивам - student2.ru электронную обработку денежно-расчетных документов и пере­
дачу информации по каналам связи;

• отражение в бухгалтерском учете и отчетности банка расчетных
операций, формирование и передачу клиентам выписок по счетам в
установленном порядке.

На каждом из перечисленных этапов деятельности операционных работников возможно возникновение рисков в форме нарушения тре­бований Банка России к проведению расчетов, а также внутрибанков­ских инструкций и учетной политики.

Наши рекомендации