Способы управления операционными рисками

В целях предотвращения подобных рисков во всех, даже самых не­больших банках имеется организационная схема, отражающая распре­деление ответственности и полномочий. В ней должны быть четко сформулированы служебные обязанности каждого сотрудника, участ­вующего в оформлении цепочки расчетных технологий. Каждая долж­ность должна быть описана с указанием требуемых для нее качеств и

квалификации.

В среднем по размерам банке необходимы один или два уровня контроля, которые должны быть наделены достаточными полномо­чиями.

В течение многих лет роль менеджеров по безналичным расчетам в коммерческих банках выполняли главные бухгалтеры, руководители операционных управлений и отделов корреспондентских отношений. В настоящее время в достаточно крупных банках это положение изме­няется. Менеджеры высшего уровня с большим вниманием начинают относиться к проблемам надежности организации расчетов и платеже­способности банка. Организация управления расчетами обеспечивает не только получение комиссий от оказания расчетных услуг, но и спо­собствует дополнительному привлечению клиентов благодаря качест­венному и безопасному расчетному обслуживанию, что, в свою оче­редь, расширяет депозитную базу банка и создает возможность предо­ставления других услуг.

Вопрос о появлении самостоятельной должности менеджера по расчетам и его подчиненности определяется отношением высшего ру­ководства банка к работе данного специалиста. Менеджер по расче­там — не бухгалтер; он, без сомнения, должен иметь основные знания по бухгалтерскому учету, знать, как функционирует операционный от­дел, бэк-офис, бухгалтерия банка. Однако поставить его под контроль бухгалтера или поручить его функции бухгалтеру значит недооцени­вать значимость этого участка работы в банке.

Менеджер по расчетам должен тесно взаимодействовать с отделом финансов и корреспондентских отношений, с тем чтобы решения по организации расчетных технологий принимались в рамках общего управления ликвидностью и платежеспособностью банка.

Менеджер по расчетам должен очень внимательно следить за каче­ством работы по оформлению денежно-расчетных документов, подле­жащих оплате, как поступающих от клиентов, так и формируемых в банке, за состоянием картотек неоплаченных документов клиентов и самого банка, за своевременностью отражения сумм по корреспонден­тским счетам.

Замечания и рекомендации менеджера по расчетам по оформле­нию документов, организации документооборота, контролю и спосо­бам платежа должны обязательно учитываться.

Низкое качество организации расчетов может привести к оттоку клиентов из банка и снижению доходов. Бесконтрольные расчеты мо­гут внести хаос в структуру ликвидности.

Важное значение для эффективного менеджмента имеет качест­венная и оперативная информация о состоянии расчетных технологий в банке.

Отчеты для менеджеров по безналичным расчетам распадаются на две категории: способствующие принятию решений и позволяющие от­слеживать результаты принятых решений. Первая категория оператив­ной отчетности включает ведомости остатков по лицевым расчетным сче­там клиентов, состояние картотек № 1 и № 2 к внебалансовым сче­там 90901 и 90902, выписки по корреспондентским счетам, договоры банковского счета, оперативные данные по доходности расчетных услуг, комиссии по расчетным услугам своего банка и банков-конкурентов.

Вторая категория отчетности для менеджеров по расчетам допол­нительно к текущей бухгалтерской отчетности включает данные о ко­личестве открытых, действующих и закрытых расчетных, текущих и корреспондентских счетов, объемах привлеченных ресурсов, данные о скорости прохождения документов.

Обе категории отчетности должны точно отражать текущую ситуа­цию и быть максимально своевременными и оперативными, дополняя бухгалтерскую отчетность.

Таким образом, активное управление расчетными технологиями, минимизация расчетных рисков и повышение рентабельности расчет­ных услуг требуют от банковского менеджмента соблюдения следую­щих мер предосторожности:

• четкое соблюдение нормативных требований по организации, Учету и оформлению расчетов;

5. Управление межбанковскими расчетными технологиями




Способы управления операционными рисками - student2.ru Способы управления операционными рисками - student2.ru Способы управления операционными рисками - student2.ru Способы управления операционными рисками - student2.ru Способы управления операционными рисками - student2.ru использование электронных технологий для проведения расче­
тов в режиме реального времени;

• организацию четкого документооборота, внутреннего, текущего
и последующего банковского контроля;

• квалифицированное управление корреспондентскими счетами

и текущей ликвидностью;

• создание резервов для поддержания текущей ликвидности;

• направление достаточных денежных средств для поддержания
технической базы электронных расчетов и на подготовку квалифици­
рованного персонала.

Деятельность менеджера по организации расчетных технологий может оцениваться по показателям привлечения дополнительных де­нежных ресурсов в связи с открытием новых расчетных и текущих сче­тов клиентов, удержанием или увеличением сроков размещения при­влеченных ранее денежных средств клиентов. Деятельность менеджера по расчетам можно оценивать также по объему полученных комиссий как в абсолютных значениях, так и по удельному весу в доходах в дина­мике за ряд лет.

5. Управление межбанковскими расчетными технологиями Содержание межбанковских расчетных технологий

Расчетные технологии по счетам клиентов могут быть организова­ны как в одном банке при ведении в нем счетов контрагентов, так и с участием других банков (филиалов), когда эти счета открыты в разных кредитных организациях (филиалах).

Межбанковские расчетные технологии используются для обслужи­вания клиентов и для выполнения собственных межбанковских опера­ций, которые связаны с предоставлением межбанковских кредитов, продажей и покупкой валют, ценных бумаг и др.

Расчеты в безналичном порядке между кредитными организация­ми (филиалами) могут производиться с использованием:

• корреспондентских счетов (субсчетов), открытых в Банке Рос­
сии;

• корреспондентских счетов, открытых в других кредитных орга­
низациях; М

• счетов участников расчетов, открытых в небанковских кредир
ных организациях, осуществляющих расчетные операции; ;|

• счетов межфилиальных расчетов, открытых внутри одной
дитной организации.

Управление межбанковскими расчетами и прежде всего коррес­пондентскими счетами имеет большое значение для всей хозяйствен­но-финансовой деятельности банка и, как правило, осуществляется отдельными управлениями, отделами.

Наши рекомендации