Участники технологии и корпоративная архитектура банка
Разработка нового банковского продукта / услуги проходит через всю корпоративную архитектуру банка сверху вниз, включая в эту деятельность большое количество отделов и управлений.
Выделим основные элементы корпоративной архитектуры банка, организационные звенья и их функции, задействованные в технологии.
1. Стратегическая архитектура.
Управление стратегического развития, Правление банка. Постановка целей на разработку новых продуктов / услуг, принятие решения о разработке и внедрении нового продукта / услуги.
2. Бизнес-архитектура.
- Управление маркетинга. Проведение маркетинговых исследований, разработка и реализация маркетингового обеспечения.
- Отделы ценообразования и финансового планирования. Разработка тарифов, расчет экономических результатов и прогнозов внедрения нового продукта/услуги.
- Управление бизнес-процессов и стандартизации. Разработка бизнес-процессов реализации продукта / услуги, регламентов.
- Управление методологии. Разработка форм документов, методик, инструкций, памяток для сотрудников.
- Управление персоналом. Определение и обучение исполнителей по предоставлению продукта / услуги. Разработка учебных материалов.
- Управление проектами и изменениями. Контроль проекта и анализ возможностей внедрения продукта / услуги.
3.Системная архитектура.
- Управление ИТ. Автоматизация бизнес-процессов реализации продукта / услуги (рисунок 2).
рисунок 2 - Технология разработки новых банковских продуктов/услуг
Поиск идей, проведение маркетингового исследования
Банкам рекомендуется регулярно проводить мероприятия по поиску идей для развития как продуктового ряда, так и деятельности в целом. В банке рекомендуется регулярно проводить маркетинговые исследования по различным направлениям:
· исследование и анализ деятельности и продуктов / услуг банков-конкурентов
· исследование и анализ потребностей клиентов
· исследование и анализ рыночной среды (рынки сбыта, новые перспективные рынки и сегменты).
Результаты исследований должны содержать необходимую маркетинговую информацию для разработки нового продукта / услуги: будущий спрос, характеристики потенциальных клиентов и сегментов продаж, предварительные тарифы.
Исследования могут проводиться как силами специалистов банка, так и с привлечением внешних компаний. В обоих случаях источниками данных для исследований обычно выступают: "полевые" опросы населения и целевых фокус-групп, данные Банка России, Госкомстата, отчеты и исследования аналитических агентств, публикации в СМИ, мнения и заключения экспертов.
Разработка бизнес-предложения и анализ возможностей
Бизнес-предложение – это документ, включающий необходимое и достаточное описание нового продукта / услуги для принятия решения о его разработке и внедрении. Принятие решения производится на основе комплексного анализа данного документа на предмет возможности внедрения нового продукта / услуги.
Проводится анализ и выносятся экспертные заключения по следующим аспектам:
· Экономическая целесообразность.
· Риски: рыночные, кредитные, операционные и др.
· Осуществимость: по бизнес-процессам, по программному обеспечению и техническим средствам, по персоналу, юридическая (соответствие законодательству).
· Безопасность: информационная, экономическая и др.
· Влияние на другие подразделения банка.
· Соответствие политике и стратегии банка.
В бизнес-предложении указывается:
· Инициатор разработки нового продукта / услуги, разработчик бизнес-предложения.
· Цели бизнес-предложения, предпосылки и обоснование разработки нового продукта / услуги, критерии оценки эффективности внедрения нового продукта / услуги.
· Экономическая модель: тарифы, прогноз продаж, издержки, окупаемость и др.
· Общая технология реализации продукта / услуги.
· План разработки нового продукта / услуги, исполнители, сроки, привлекаемые ресурсы.
· Результаты анализа возможностей.