Разработка процессно-методического обеспечения.

В рамках процессно-методического обеспечения разрабатываются.

· Модели бизнес-процесса реализации продукта / услуги.
Необходимо описать сквозной бизнес-процесс, который проходит через все подразделения банка, участвующие в реализации продукта / услуги. Следует четко определить функции и ответственность подразделений в бизнес-процессе. Часто при разработке нового продукта / услуги достаточно модифицировать один из существующих бизнес-процессов, а не проектировать его с нуля.

· Методики, регламенты, инструкции.
На основе моделей бизнес-процессов пишутся регламенты, инструкции, памятки для исполнителей. Например, инструкция для сотрудника Бэк-офиса по реализации Продукта. Эти документы содержат детальные текстовые описания и спецификации бизнес-процессов, которые отсутствуют на моделях. При необходимости готовятся методики для отдельных процедур. Например, методика бухгалтерского и налогового учета операций в рамках реализации продукта.

· Формы документов.
В бизнес-процессе реализации продукта / услуги циркулируют документы. Необходимо разработать и согласовать списки и формы этих документов.

Разработка системного обеспечения.

Для того чтобы бизнес-процесс реализации продукта / услуги был эффективным следует автоматизировать его основные процедуры, если это возможно.
На основе регламентов бизнес-процесса готовятся технические задания на разработку / доработку / настройку программного обеспечения. После выполнения соответствующих работ с программным обеспечением проводится его тестирование и разработка необходимых инструкций для пользователей.

5. Разработка и реализация маркетингового обеспечения.

Для нового продукта / услуги необходимы маркетинговые материалы, которые смогут донести его основные конкурентные преимущества, вызвать интерес и необходимость в приобретении у потенциальных клиентов.
Большое значение имеет тщательно продуманная и качественно проведенная рекламная компания. Она может в себя включать следующие мероприятия: рассылка клиентам банка информационных писем курьерской и электронной почтой, приглашение клиентов "с улицы", наружная реклама, специальное оформление банковских офисов и точек продаж, совместные акции с партнерами, реклама в СМИ.

6. Разработка организационного обеспечения и обучение персонала.

Обучение сотрудников банка по реализации нового продукта / услуги является одним из самых важных этапов. Какими бы эффективными не были бизнес-процессы, программное обеспечение, маркетинговая компания и другие составляющие нового продукта / услуги, персонал – это главное звено, которое непосредственно взаимодействует с клиентом и выполняет продажи. Обучением и тестированием сотрудников в банках обычно занимается специализированное подразделение – Корпоративный университет. Данное подразделение готовит учебники, электронные курсы, практические задания и тесты по новому продукту / услуге. В основу данных учебных материалов ложатся все информационно-методические материалы, разработанные на предыдущих этапах настоящей технологии.
В дополнение к данному этапу следует отметить, что для нового продукта / услуги может возникнуть необходимость в определенных материальных средствах. Это может быть приобретение дополнительных банкоматов, установка электронных информационных табло, web-камер для фотографирования клиентов при оформлении кредитов, компьютеров и др.

7. Запуск продукта / услуги.

Запуск продукта / услуги означает фактическую дату начала продаж продукта / услуги банком. К данному моменту должны быть выполнены все этапы технологии. Запуск нового продукта / услуги сопровождается решением правления банка и внесением изменений в соответствующие нормативные документы банка.

II. Проектная часть

Информационное обеспечение

Проектирование и функционирование АБС основывается на системотехнических принципах, отражающих важнейшие положения методов общей теории систем, системного проектирования, теории информации и других наук, позволяющих обеспечить необходимую надежность эксплуатации, совместимость и взаимодействие информационных систем различных экономических объектов, экономить труд, время, денежные средства на проектирование и внедрение АБС в практику.

Информационное обеспечение (ИО) АБС представляет собой информационную модель банка. Различают внемашинное и внутримашинное ИО:

- внемашинное – это вся совокупность информации в банке, включая системы показателей, методы классификации и кодирования элементов информации, документов, документооборота информационных потоков;

- внутримашинное – это представление данных на машинных носителях в виде разнообразных по содержанию, по назначению и специальным образом организованных массивов (файлов), баз данных (в дальнейшем БД) и их информационных связей.

Современные системы банковских связей складываются из показателей видов банковских услуг и банковской деятельности, которые отражают расчетно-кассовый, кредитный, депозитный, бухгалтерский, нормативный, законодательный, фондовый, инвестиционный и другие аспекты функционирования банка.

С помощью аналитических и сводных показателей анализируются структура активов и пассивов, доходов и расходов, денежных потоков по активным и пассивным операциям, ликвидность и финансовая устойчивость банка и т.п. Показатели банковской деятельности характеризуют соотношения депозитов, кредитов, собственных и привлеченных средств, долю межбанковских операций в общем объеме ресурсов и вложений, определяют удельный вес и значимость тех или иных операций, что позволяет выявлять возможность повышения прибыльности и конкурентоспособности банка.

Значительную долю внемашинного ИО составляет документация. При разработке внемашинного ИО к документам, как наиболее распространенным носителям исходной и результативной информации, предъявляется ряд требований по их форме, содержанию, порядку заполнения. Единство требований создает унифицированную систему документации. Унифицированные типовые документы в банковской системы повышают эффективность автоматизации. К таким документам относятся платежные поручения, чеки, кассовые ордера, банковские выписки и другие. Унифицированные формы документов вырабатываются для всей территории РФ, утверждаются Министерством финансов РФ и ЦБ.

Современные АБС предоставляют получения информации в различных формах: в виде печатных документов, экранных форм, на машинных носителях; она может быть представлена в текстовом, табличном и графическом виде. ПЭВМ располагают набором готовых форм первичной и результативной информации или удобными средствами их формирования и компоновки. Существует прикладной пакет программных средств общего назначения для работы с документами табличного типа или представления информации в табличной форме. АБС разрабатываются с использованием таких программных продуктов, которые имеют разнообразные версии и могут носить встроенный характер.

Внутримашинное ИО формирует информационную среду для удовлетворения разнообразных профессиональных потребностей банковской системы.

Оно включает все виды специально организованной на машинных носителях информации для восприятия, передачи, обработки техническими средствами. Поэтому информация представляется в виде файлов, БД, банков данных (БнД) .

Современные банковские технологии работают только с БД. Существуют различные инструментальные программные средства как для проектирования, так и для управления и поддержания БД – это, прежде всего, системы управления базами данных (в дальнейшем СУБД). В зависимости от выполняемых функций их спектр может включать как простые, так и сложные разработки.

К внутримашинному ИО банковских систем предъявляется ряд требований. Рассмотрим наиболее важные из них

Система должна предоставлять возможность экспорта (импорта) данных в текстовом и DBF – форматах, что позволяет обмениваться информацией со специальными программами, электронными таблицами и т.д., а экспортируемый из системы документ может быть послан по электронной почте.

Внутримашинное ИО банковских систем должно реализовываться в режиме реального масштаба времени, при котором изменение в данных. произведенные одним пользователем, сразу должны становиться доступными остальным пользователям системы. Следует отметить, что действительный режим реального времени обеспечивают только системы, использующие сетевую СУБД, основанную на архитектуре сервера БД («Clarion», «Oracle» и т.д.), а при использовании СУБД, основанной на модели «файл- сервер» (Clipper, dBase и т.д.) режим реального времени эмитируется.

· В настоящее время довольно распространенной СУБД является «Btrieve Tecors Manager» фирмы NOVELL. Программный продукт «Btrieve» является частью ОС Net Ware и позволяет эффективно и надежно использовать ресурсы банковской системы.

Альтернативный подход состоит в использовании в качестве основы для построения банковских систем распределенной переносимой реляционной СУБД «Oracle». В ней обеспечиваются надежные методы хранения и обработки данных, защита от сбоев и несанкционированного доступа, эффективная работа в многопользовательской среде и во всех популярных сетях, высокая производительность. Прикладные системы, созданные на базе СУБД «Oracle»,одинаково эффективно функционируют на всех типах ЭВМ: персональных, мини- и больших ЭВМ и лишены недостатков, присущих многим другим СУБД . Ввиду полной переносимости прикладных систем сохраняются все вложения в их разработку. Не требуется персонала, а закупка нового оборудования не приводит к полному отказу от старого, ибо последнее может использоваться параллельно с новым. Недостатком СУБД «Oracle» является достаточно высокая стоимость, поэтому система доступна, как правило, крупным и средним банкам.

По мере того, как преимущества хранилищ данных становились все очевидней, увеличилось число их версий и объем содержащихся в них данных. Самым главным требованием клиента к хранилищу является возможность для конечных пользователей вести работу в диалоге по полному набору бизнес-данных и получать ответы в приемлемые промежутки времени.
Центр тяжести информационного обеспечения современной БИС приходится на полноту отражения специфики предметной области банковского бизнеса. Степень развития этой специфики нагляднее всего проявляется в словаре информационной модели. Если пользовательский интерфейс в системе охватывает предметную область наиболее полно, это свидетельствует о близости автоматизированных ИТ к реальным задачам банка.
Закладываемая в основу БИС информационная модель должна отражать разнообразие понятий, их назначение, взаимосвязи, давать описание характерных сущностей, применяемых в банковской предметной области. К ним относятся такие понятия, как документ, операция, клиент, финансовый инструмент, счет и план счетов, банковский продукт (услуга), пользователь. Для этих целей разрабатывается стандарт на описание базовых понятий (сущностей) (рисунок 3), который включает список реквизитов и операций (алгоритмов) по каждому понятию, а также форму описания бизнес-процессов как функциональных моделей банка. Стандарт содержит формализованное описание всех действий (алгоритмов), которые происходят при предо Разработка процессно-методического обеспечения. - student2.ru ставлении клиентам услуг, при внешней и внутренней работе банка.

рисунок 3 – состав базовых понятий

2. Техническое обеспечение.

На уровне технического обеспечения банковские информационные системы должны строиться на современных требованиях к архитектуре аппаратных средств: использование разнообразных телекоммуникационных средств связи, многомашинных комплексов, архитектуры «клиент-сервер», применение локальных, региональных и глобальных скоростных сетей, унификация аппаратных решений. Рост состава и объемов банковских услуг, числа филиалов и клиентов заставляет банки приобретать более мощные компьютеры и более развитое техническое обеспечение.
Основой современного подхода технических решений в построении информационных систем банков является архитектура «клиент-сервер». Она предполагает организацию технического обеспечения и разделения обработки информации между двумя компонентами, которые называются клиентом (рабочей станцией) и сервером. Обе части выполняются на разных по мощности компьютерах, объединенных сетью. При этом клиент посылает серверу запросы, а сервер их обслуживает. Такая технология реализуется в профессиональных СУБД, имеющих специальный язык структурированных запросов.
Одним из вариантов реализации технологии «клиент-сервер» является ее трехуровневая архитектура. В сети должны присутствовать как минимум три компьютера: клиентская часть (рабочая станция), сервер приложений и сервер базы данных. В клиентской части организуется взаимодействие с пользователем (пользовательский интерфейс). Сервер приложений реализует бизнес-процедуры для клиентской части. Сервер базы данных обслуживает бизнес-процедуры, которые выступают в роли клиентов. Гибкость такой архитектуры – в независимом использовании вычислительных и программных ресурсов на всех трех уровнях.
Для повышения надежности, отказоустойчивости технических решений в банковских АИТ практикуется объединение серверов в группы (кластеры). При этом ресурсы и нагрузка разделяются между серверами (узлами системы) так, что пользователь не знает, с каким конкретным сервером он работает в данный момент, а использование технических средств оказывается более эффективным. Телекоммуникационная архитектура в автоматизированных технологиях банка определяет набор и структуру подсистем технического обеспечения, которые должны обеспечивать разнообразные типы взаимодействия для всех приложений (модулей) БИС (рисунок 4).
Разработка процессно-методического обеспечения. - student2.ru

рисунок 4 – Телекоммуникационная архитектура

Возможности архитектуры в процессе создания АИТ согласуются с требованиями и условиями работы банка, определяемыми его бизнес-процессами. Предусматривается взаимодействие банка с внешними финансовыми и информационными структурами, с расчетно-клиринговыми палатами и центрами, биржами, РКЦ, с удаленными клиентами и другими банками и др. Телекоммуникационное обеспечение бизнес-процессов банка строится с учетом обслуживания своей корпоративной сети и доступа в любые другие локальные и глобальные сети.
Применение локальных, региональных и глобальных сетей в БИС предъявляет повышенные требования к их надежности, а также защите и целостности данных. Уровень готовности и отказоустойчивости сетевых средств должен быть высоким, чтобы исключить возможность нарушения работоспособности при выходе из строя одного из сетевых компонентов. Важным фактором, позволяющим сократить стоимость технической поддержки сети, является внедрение централизованной системы сетевого управления. Она предоставляет возможность дистанционного конфигурирования, контроля, устранения неисправностей и реализации ряда других функций. Интеграция технологий одного производителя сетевого оборудования, предоставляющего полный набор коммуникационных устройств (концентраторов, коммутаторов, маршрутизаторов), упрощает управление, администрирование, подготовку персонала, снижает суммарную стоимость оборудования, а также повышает эксплуатационную надежность системы в целом. Модернизация сетевых инфраструктур играет существенную роль в процессе расширения банковских услуг, выхода банка на новые рынки. Весьма важным является внедрение мультипротокольных сетей межбанковского взаимодействия, которые позволяют организовать наиболее эффективный обмен информации. Накопленный опыт показывает, что наиболее слабым звеном банковской информационной системы являются серверы. Наиболее приемлемыми являются UNIX-серверы. Снижение стоимости технических средств, как правило, не приводит к сокращению расходов банка на поддержание информационной инфраструктуры. Стоимость владения информационной системой – это показатель затрат на установку и поддержку компьютерной системы, и он примерно в шесть раз выше начальной цены приобретения.

3. Программное обеспечение.

Банк, являясь развивающимся во времени объектом, порождает как количественные изменения информационной среды (увеличение объемов обрабатываемых данных, числа пользователей и др.), так и качественные (расширение спектра решаемых задач, изменение их характера). Адекватно построенная информационная система должна на протяжении некоторого времени обеспечивать подобное развитие без проведения радикальных модификаций. Потенциальные возможности информационной системы, как правило, связаны с возможностями базовых программных средств, на основе которых они разработаны. Поэтому первая группа требований к БИС – это требования к базовому программному обеспечению (операционной системе, СУБД, средствам автоматизации программирования и др.).

Вторая группа требований к БИС характеризует качество ее прикладной части как собственно банковской системы, ее потребительские свойства. К ним следует отнести широту функционального диапазона, удобство интерфейса. Подобное качество системы связано с профессионализмом конкретных разработчиков и может сильно варьироваться в рамках одних и тех же базовых программных средств.

Практика использования БИС позволила сформулировать следующие требования к базовым средствам: необходимость обеспечения банковской информационной системой многозадачного режима и многопользовательского доступа к данным. Под многозадачностью в данном случае понимается возможность запуска в системе автономных фоновых процессов, отчужденных от рабочего места оператора. Фоновые процессы могут исполнять задания по предварительной обработке документов, поступивших по телеканалу, формированию отчетов, выполнению проводок по обработанным документам и др. и тем самым высвобождать от этих операций рабочие места специалистов. Подобный режим позволяет переложить на АИТ не только выполнение значительного количества стереотипных, рутинных операций по решению функциональных задач, но и обеспечить автоматизированный контроль за целостностью поступающих данных и тем самым повысить удобство, эффективность и, главное, надежность функционирования банковской информационной системы.

Кроме того, фоновые процессы позволяют БИС обеспечить выполнение сложных операций, требующих параллельных, протяженных во времени и взаимозависимых действий.

В последние годы в банковской деятельности обострилась проблема обеспечения безопасности данных. Она включает в себя несколько аспектов. Во-первых, это гибкая, многоуровневая и надежная регламентация полномочий пользователей.

Ценность банковской информации предъявляет особые требования к защите данных от несанкционированного доступа, в том числе к контролю управления процессами, изменяющими состояние данных. Во-вторых, наличие средств для поддержания целостности и непротиворечивости данных. Подобные средства подразумевают возможность осуществления контроля вводимых данных, поддержки и контроля связей между данными, а также ввода и модификации данных в режиме транзакций – набор операций, обеспечивающих поддержание согласованности данных. В-третьих, присутствие в системе многофункциональных процедур архивации, восстановления и мониторинга данных при программных и аппаратных сбоях.

Отличительной чертой функционирования БИС является необходимость обработки больших объемов данных в сжатые сроки, что предъявляет требования к производительности. При этом основная нагрузка падает на операции ввода, чтения, записи и передачи данных. Поэтому к СУБД предъявляются весьма жесткие требования по производительности, кроме того, значительный объем информации должен быть доступен конечному пользователю в оперативном режиме для проведения анализа, прогнозирования и контроля.

Поддержание производительности в условиях возрастающей нагрузки на информационную систему зачастую приводит к необходимости перехода на более мощную аппаратную платформу (свойства «переносимости»). Поэтому базовые средства должны обеспечивать возможность переноса прикладной системы на новые аппаратные платформы без каких-либо глубоких изменений прикладного программного обеспечения.

Непременным атрибутом современной банковской информационной системы является наличие в базовых средствах сетевых функций, обеспечивающих возможность объединения различных программных платформ (NetWare, Windows NT, UNIX и т.д.). Кроме того, БИС должна иметь возможность гибкого расширения и наращивания, т.е. дополнения системы новыми рабочими местами, новыми серверами различных классов .

Основными свойствами БИС в отношении прикладных, потребительских свойств являются: достаточная широта функционального набора, интегрированность, конфигурируемость, открытость и настраиваемость системы.

Перечень функций, реализуемых банковской системой, можно разделить на две части: обязательные функции и дополнительные функции. К первым отнесены те направления деятельности, которые, как правило, имеют место в любом коммерческом банке и должны в том или ином виде присутствовать в информационной системе, выбор же вторых зависит от специализации банка.

Одним из основных результатов автоматизации банка должно стать качественное повышение уровня его управляемости. Решение этой задачи лежит на пути разработки полностью интегрированной информационной системы, объединяющей все банковские процессы с использованием моделей и экономико-математических методов.

Открытость банковской информационной системы предполагает наличие в ней средств для развития и модификации: CASE-средства, 4GL-средства (языки четвертого поколения), шлюзов для привязки внешних (написанных не разработчиком) процедур, генераторов запросов, процедур импорта/экспорта данных. В этих условиях только открытость способна обеспечить развитие системы собственными силами и поддержание соответствия компьютерных систем изменяющимся условиям.

Настраиваемость банковской информационной системы необходима для адаптации к технологии конкретного банка. Необходимость настройки обычно возникает при установке БИС в банке, но может быть и следствием технологических изменений в операциях банков. В последнем случае настраиваемость непосредственно граничит с открытостью БИС. Настраиваемость предполагает наличие в системе набора параметров и шаблонов – шаблонов операций, договоров и других текстовых документов. Кроме этого, настраиваемость предполагает возможность процедурной настройки системы: регламентацию прав пользователей, конфигурирование рабочих мест, определение набора процедур при открытии и закрытии операционного дня.

Большинство эксплуатируемых в настоящее время банковских информационных систем функционируют либо в локальном режиме, либо в сетевом в конфигурации «файл-сервер».

Если техническое обеспечение банковских информационных систем в России, как правило, полностью зарубежное, то в программном обеспечении доля зарубежных информационных систем значительно меньше. На отечественном рынке программных средств действуют несколько десятков поставщиков. Кроме того, ряд банков (около 50%) разрабатывают собственное программное обеспечение.

Заключение

Любая автоматизированная банковская система представляет собой слож­ный аппаратно-программный комплекс, состоящий из множества взаимосвязанных модулей. Совершенно очевидна роль сетевых технологий в таких системах. По сути АБС представляет собой комплекс, состоящий из множества локальных и глобаль­ных вычислительных сетей. В БС сегодня применяется самое современное сетевое и телекоммуникационное оборудование. От правильного построения сетевой струк­туры АБС зависит эффективность и надежность ее функционирования.

Поскольку спрос на АБС достаточно высок, а цена высока, многие крупные компании-производители компьютерной техники и программного обеспечения предлагают на рынке свои разработки в данной области. Перед отделом автомати­зации банка встает трудный вопрос выбора оптимального решения. Банковская сфера определяет два основных требования к АБС - обеспечение надежности и безо­пасности передачи коммерческой информации. В последнее время для взаимо­дей­ствия с клиентами и осуществления расчетов все чаще используются открытые гло­бальные сети, например, Internet. Последнее обстоятельство еще более усиливает значимость защиты передаваемых данных от несанкционированного доступа.

Судя по всему, в ближайшее время темпы развития АБС (особенно в нашей стране) будут стремительно расти. Практически все появляющиеся сетевые тех­но­логии бу­дут быстро браться банками на вооружение. Неизбежны процессы ин­те­грации бан­ков в рамках национальных и мировых банковских сообществ. Это обес­печит по­стоянный рост качества банковских услуг, от которого выиграют, в конеч­ном счете, все - и банки и их клиенты.


Наши рекомендации