Особенности денежно–кредитной политики в Республике Беларусь

Денежно–кредитная политика – проводимые государством мероприятия, которые направленны на изменение денежной массы в обращении, объема кредитов, уровня процентных ставок, а также других показателей денежного обращения, составляющие финансовый рынок [2, c.27].

Важным регулятором экономического равновесия является денежно–кредитная политика. Она изменяется в зависимости от его стадии: подъёма или спада. Она регулирует денежно–кредитную систему страны. На уровне государственного регулирования денежно–кредитная политика направлена на снижение уровня инфляции и безработицы, а также на достижение стабильного экономического роста.

Регулирование экономики путем воздействия на состояние денежного обращения – является основной целью проведения денежно–кредитной политики. Следуя из этого, можно сказать, что при воздействии на кредитные институты центральный банк создает условия их функционирования, на основании чего определяются направления деятельности коммерческих банков и ход экономического развития страны. А также регулируется экономический рост, опережающий прирост населения, достигается умеренная инфляция и уровень естественной занятости экономически активного населения, регуляция внешнеэкономической деятельности, а также достижение положительного сальдо платежного баланса с другими странами [11, c. 62].

Воздействие на уровень процентной ставки и объем денежной массы в обращении являются промежуточными целями денежно–кредитной политики.

Поддержание должного состояния денежно–кредитной сферы и использование её в качестве эффективного инструмента воздействия на состояние национальной экономики являются основными направлениями денежно–кредитной политики.

Для эффективности денежно–кредитной политики используют специальнве инструменты денежно–кредитного регулирования [8, c. 27]. В зависимости от признаков, их можно классифицировать:

– по объекту воздействия (предложение либо спрос на деньги);

– в зависимости от срока воздействия: краткосрочные и долгосрочные;

–по параметрам регулирования: количественные (границы кредитования коммерческих банков) и качественные (цена кредита);

– по форме воздействия: прямые и косвенные;

– по числу объектов: общие и селективные [22, c. 2].

На наш взгляд, важнейшими из методов являются прямые (благодаря этим инструментам в кредитных организациях изменяют операционные показатели к примеру, лимиты процентных ставок, размер маржи, объемы операций), их применяют для регулирования банковских систем, данные методы эффективны в условиях слабо развитого государственного финансового рынка и при кризисе кредитной системы. Косвенные методы, которые воздействуют на баланс центрального банка, на процентные ставки по операциям центрального банка и через это на денежно–кредитные отношения в государстве, при этом формируя условия для целенаправленного изменения основных параметров финансового рынка. К достоинствам данного метода, можно отнести то, что их использование не ведет к появлению диспропорций в денежно–кредитной сфере, так как они являются частью функционирования денежных рынков [9, c. 8].

Общие методы, которые влияют рынок ссудного капитала, позволяют воздействовать на параметры денежно–кредитной сферы. Селективные предназначены для регулирования определенных форм кредита кредитования отдельных отраслей, условий кредитования и применяются к ограниченному перечню банков.

Например, к числу общих инструментов денежно–кредитной политики можно отнести изменение учетной процентной ставки, так как в основе изменения учетной процентной ставки лежит право Национального банка предоставлять ссуду коммерческим банкам. При предоставлении ссуд Национальный банк взимает с заемщиков определенный процент. Учетная процентная ставка это и есть норма такого процента. Воздействуя на предложение денег в стране, Национальный банк имеет право изменять учетную процентную ставку. В случае, когда идёт понижение учетной процентной ставки, спрос коммерческих банков на ссуды увеличивается [12, c. 41].

Коммерческие банки могут полностью использовать, взятые у Национального банка ссуды для кредитования, тем самым увеличивая предложение денег в стране. При этом, рост предложения денег влияет на снижение ставки ссудного процента, таком образом кредиты для предпринимателей и других субъектов хозяйствования становятся дешевле, что стимулирует развитие производства.

Обратная картина проявляется, когда происходит повышение учетной ставки. Ссуды Национального банка сокращаются, тем самым замедляется рост предложения денег, при этом ставка ссудного процента повышается. Предприниматели берут меньше кредитов, вкладывая меньше средств в развитие производства [20, c. 27].

При совершении операций на фондовом рынке Национальный банк может покупать или продавать ценные бумаги, тем самым воздействуя на банковские резервы, процентную ставку, и как следствие, на предложение денег. Для увеличения денежной массы Национальный банк покупает государственные ценные бумаги. Если ценные бумаги продаются коммерческими банками, то Национальный банк увеличивает резервы коммерческих банков, при этом позволяя коммерческим банкам расширить выдачу ссуд и увеличить предложение денег [29, c. 30].

Административные инструменты регулирования денежной массы применяются вместе с косвенными методами, например, прямое лимитирование кредитов, состоящие в установлении верхнего предела кредитной эмиссии, ограничении размеров кредитования различных отраслей, а также контроль по отдельными видам кредитов.

Различают два типа денежно–кредитной политики: «дорогих» и «дешевых» денег [13, c.6].

Политика «дорогих» денег проводится в условия инфляции. Основной её задачей является ужесточение условий и ограничение кредитных операций коммерческих банков, другими словами сокращение предложения денег. Проводя данную политику Национальный банк продает на открытом рынке государственные ценные бумаги, увеличивает норму обязательных резервов, повышается учетную процентную ставку. В случае, если указанные меры оказываются эффективными то Национальный банк использует и административные ограничения, например, понижает количество предоставляемых кредитов. Данная политика является основным методом антиинфляционного регулирования [14, c. 167].

Политика «дешевых» денег проводится для стимулирования деловой активности в периоды спада производства. Её суть заключается в в расширении масштабов кредитования, ослаблении контроля над приростом денежной массы, увеличении предложения денег. По этому поводу Национальный банк покупает государственные ценные бумаги, снижает норму резервов и учетную ставку. Для предоставления кредитов субъектам хозяйствования создаются льготные условия [14, c. 175].

Тип денежно–кредитной политики выбирается Национальным банком, учитывая состояние экономики страны. Не стоит забывать, что между проведением какого–либо мероприятия, и появления эффекта от его реализации проходит определенное время.

Ежегодно до 1 октября текущего года Президенту Республики Беларусь предоставляют «Основные направления денежно–кредитной политики Республики Беларусь на очередной год», данные направления представляют Национальный банк совместно с Правительством Республики Беларусь [16].

Президент Республики Беларусь и Правительство Республики Беларусь ежеквартально информируется об объеме эмиссии денег и о выполнении Основных направлений денежно–кредитной политики Республики Беларусь Национальным банком.

Денежно–кредитная политика Республики Беларусь входит в состав единой государственной экономической политики [4]. Процесс денежно–кредитного регулирования можно разделить на два этапа. На первом этапе Национальный банк воздействует на предложение денег, уровень процентных ставок, объем кредитов и т.д. На втором — эти изменения передаются в сферу производства, способствуя достижению конечных целей [18].

Основные направления денежно–кредитной политики Республики Беларусь являются правовой основой для проведения денежно–кредитной политики Республики Беларусь. Они ежегодно утверждаются Президентом Республики Беларусь по представлению Национального банка и Правительства Республики Беларусь.

Основные направления денежно–кредитной политики Республики Беларусь содержат параметры развития денежно–кредитной сферы, определяют цели денежно–кредитной политики государства, её задачи и приоритеты, а также предусматривают комплекс мероприятий и механизмов, обеспечивающий их реализацию[4].

Обеспечение внутренней и внешней устойчивости национальной денежной единицы, а также содействие развитию всех секторов экономики является основная целью денежно–кредитной политики Республики Беларусь.

В прогнозных документах (НСУР–2020 и др.) определены перспективные цели денежно–кредитной политики Беларуси:

• обеспечение устойчивости белорусского рубля к валютной корзине, снижения темпов инфляции;

• наращивание нормативного капитала;

• развитие ресурсного потенциала и укрепление банковской системы;

• снижение общего уровня процентных ставок в экономике при условии обеспечения финансовой стабильности [30].

Основные направления денежно–кредитной политики Республики Беларусь на 2017 год утверждены Указом Президента Республики Беларусь от 4 октября 2016г. № 359.

Сохранение преемственности и содействие устойчивому и сбалансированному развитию экономики Республики Беларусь, будут являться главными задачами денежно–кредитной политики в 2017 году, которые будут обеспечиваться посредством поддержания ценовой стабильности.

Снижение инфляции до 9% есть основная цель денежно–кредитной политики. В режиме монетарного таргетирования продолжится проведение денежно–кредитной политики, что предусматривает контроль над денежным предложением. Промежуточным ориентиром монетарной политики, как и сейчас, будет использоваться широкая денежная масса. Прогнозируется прирост средней широкой денежной массы на уровне 12–16% [17].

Согласно указу № 359, «в 2017 году денежно–кредитная политика сохранит преемственность и будет содействовать устойчивому и сбалансированному развитию экономики Республики Беларусь путём поддержания ценовой стабильности». Национальный банк продолжит работу по развитию финансового рынка и платежной системы, укреплению доверия к национальной денежной единице и снижению долларизации экономики, формированию условий для дальнейшего повышения стандартов и качества банковских услуг.

Вместе с мерами по снижению инфляции Национальный банк предпринимал меры по обеспечению финансовой стабильности в стране. В июне 2016 г., для координации действий с Правительством, был создан Совет по финансовой стабильности. В 2016 году показатели финансовой стабильности находились в рамках допустимых пределах, также основные нормативы безопасного функционирования были соблюдены банками [17].

Снижение кредитного риска в банковском секторе, дедолларизация экономики, минимизация фискальных рисков и оптимизация внешнего долга являются основными направлениями для укрепления финансовой стабильности.

Совместно с Правительством в 2017 году Национальный банк реализует меры по обеспечению финансовой стабильности, направленных на снижение проблемной задолженности банков, сокращение директивного кредитования, создаёт условия для ускоренного развития небанковских сегментов финансового рынка.

Национальный банк в 2017 году в связи с обязательствами перед странами – партнерами по Евразийскому экономическому союзу предпринимает шаги по направлению либерализации валютного регулирования [17].

Программой социально–экономического развития Республики Беларусь на 2016–2020 годы предусмотрено активизация Национальным банком мероприятий, направленных на формирование условий для перехода в среднесрочной перспективе к режиму инфляционного таргетирования

И в заключение, хотелось бы отметить некоторые положения, из которых Национальный Банк Республики Беларусь должен исходить при разработке денежно–кредитной политики республики [16].

Во–первых, важно отметить, что стратегической целью белорусского государства является обеспечение социально–экономической стабильности в республике, проведение взвешенных реформ, направленных на повышение уровня жизни народа. Это говорит о том, что денежно–кредитная политика должна разрабатываться и реализовываться таким образом, чтобы не допускать или, по крайней мере, обеспечивать максимальное смягчение возможных «шоков».

Во–вторых, следует учитывать, что основу производственного комплекса экономики республики составляют высококонцентрированные предприятия, относящиеся к сложным, наукоемким отраслям обрабатывающей промышленности (например, машиностроение, металлообработка, химия и нефтехимия), в целом технологическая структура сложилась в условиях «дешевизны» сырьевых, энергетических, трудовых, а также финансовых ресурсов. Модернизация такой структуры, которая является весьма инерционной, требует времени и значительных инвестиций. С другой стороны, функционирование такой технологической структуры сопряжено с рядом других фундаментальных отношений в экономике и социальной сфере. Мы говорим о системе перекрестного субсидирования, поддержании низких цен, не покрывающих издержек, на сельскохозяйственную продукцию, услуги жилищно–коммунального хозяйства и ряда других отраслей. И с этой точки зрения «завышенный» уровень официального валютного курса является «составным элементом» сложившейся, искаженной по отношению к мировому уровню, структуры цен ресурсоемкого типа технологического базиса производства.Путём осуществления оптимальной денежно–кредитной политики, Национальный Банк добился прогресса. Динамика денежно–кредитных агрегатов находится в пределах запланированных параметров, рыночные котировки рубля занимают относительно стабильное положение, проводятся мероприятия по наращиванию золотовалютных резервов. Окончательные выводы об эффективности проводимой политики делать еще рано, так как проблемы, стоящие перед банковской системой Беларуси, также как и в других стран с переходной экономикой, достаточно сложны и вряд ли могут быть решены в течение нескольких лет. Однако можно сказать, что та ситуация, в которой находится экономика республики, то многообразие и серьезность задач, стоящих перед денежно–кредитной и социально–экономической политикой, требуют комплексности и системности при определении конкретных мер экономической политики, придания им стратегической направленности.

Таким образом, в общем контексте социально–экономической политики Республики Беларусь осуществляет свою денежно–кредитную политика, которая направлена на формирование благоприятных условий для реформирования народного хозяйства.

Заключение

На основе проведенного исследования, мы можем сказать, что под денежно–кредитная политикаесть совокупность мероприятий, которые предпринимаетправительство в денежно–кредитной сфере, исходя их цели регулирования экономики. Центральный банкна первом этапе денежно–кредитного регулирования воздействует с помощью инструментовна параметры денежно–кредитной сферы, затем измененные параметры передаются в сферу производства. На основании этого мы выделили промежуточные и конечные цели денежно–кредитной политики.

Приоритетное значение придается конечным целям:

– устойчивым темпам экономического роста;

– высокому уровню занятости населения;

– относительно стабильному уровню цен;

– равновесию платежного баланса страны.

Стабилизация уровня цен является приоритетной целью денежно–кредитной политики, проводимой в стране.

В зависимости от направленности экономической политики страны, степени открытости ее экономики, а также сложившихся обстоятельств, государством используется различные виды методов регулирования денежно–кредитной политики.

Большую роль в политике государства отводят денежно–кредитной политике. Полным и точным определением денежно–кредитной политики в современной экономической науке является ее понимание как комплекса взаимосвязанных, направленных на достижение определенных целей мероприятий по регулированию денежного рынка, который осуществляет государство через свой центральный банк.

В ходе продолжительной эволюции денежно–кредитная политика Республики Беларусь относительно стабилизировалась, хоть процесс стабилизации денежно–кредитной сферы еще далек от своего логического завершения. Основными направлениями денежно–кредитной политики Республики Беларусь, выступает снижение уровня инфляции.

Защита и обеспечение устойчивости белорусского рубля, его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам является основной целью денежно–кредитной политики Республики Беларусь. С целью повышения конкурентоспособности белорусских товаров на внутреннем и внешних рынках курсовая политика государства должна способствовать сохранению позитивных ценовых условий.

Последовательная реализация механизма денежно–кредитной политики в составе мер единой экономической политики государства содействует ограничению инфляционных и девальвационных процессов, стабилизации в денежно–кредитной сфере и обеспечению высоких темпов экономического роста.

Анализируя состояние и динамику денежно–кредитной сферы, валютного рынка и банковской системы, становится понятно, что Национальный банк совместно с Правительством Республики Беларусь обеспечивают выполнение Основных направлений денежно–кредитной политики Республики Беларусь.

Исходя из той ситуации, в которой находится экономика республики серьезность задач, которые стоят перед денежно–кредитной и социально–экономической политикой, требуют комплексности и системности при определении конкретных мер экономической политики, придания им стратегической направленности.

Направления дальнейшего развития денежно–кредитной сферы имеют целью улучшение общих экономических показателей страны, снижение уровня инфляции, обеспечение надежности и устойчивости банковской системы, стабилизацию национальной валюты и конечном итоге способствуют росту благосостояния населения. Достижение этих целей является основой для повышения уровня и качества жизни населения.

Наши рекомендации