Система банков. Функции национального и коммерческих банков

Банковская система представляет собой совокупность функционирующих банков и кредитных учреждений как единого денежно–кредитного механизма. Развитие банковской системы зависит от действующего законодательства, проводимой политики государства и от наличия межбанковской конкуренции [4].

Такие факторы как, например, налоговый пресс на прибыль банков, недостаток квалифицированных кадров, нехватка ресурсов для успешного обслуживания операций, являются сдерживающими для успешного развития банковской системы.

В большинстве стран функционирует двухуровневая банковская система. Впервые двухуровневая банковская система появилась в Великобритании во второй половине XVII века. Её суть является то, что один банк, как правило, центральный, контролирует все иные банки, т.е. банки второго уровня, функционирующие в государстве. Центральный банк может быть государственным, как например, Немецкий Федеральный банк, Банк Англии или же акционерным, как Федеральная резервная система США, также существуют центральные банки смешанной формы собственности, например, Банк Японии — государству принадлежит 55% [10, c. 357].

В международной практике принята двухуровневая банковская система, которая функционирует в Республике Беларусь. Банковская система Беларуси представлена центральным банком, который называется Национальный банк Республики Беларусь и системой коммерческих банков, принадлежащих второму уровню. Ко второму уровню также относятся специализированные кредитно–финансовые учреждения, например, инвестиционные, страховые, трастовые, пенсионные фонды и компании, а также ломбарды [25, c. 13].

На основании статьи 5 Банковского кодекса Республики Беларусь (далее – БК), в Республике Беларусь банковская система является составной частью финансово–кредитной системы Беларуси [4].

8 января 1870 года была заложена система банков Беларуси. В Гомеле в этот день был сформирован общественный банк. После революции 1917 года свою работу начал Народный банк РСФСР, с 1923 года реорганизованный в государственный банк СССР. А 1 апреля 1991 года был окончательно сформирован Национальный банк Беларуси.

Национальный банк Республики Беларусь находится в государственной собственности, тем самым действуя исключительно в его интересах. Он обладает исключительным правом эмиссии денег, регулирует обращение денег, а так же осуществляет иную деятельность по регулированию кредитно–денежных отношений, поддерживает экономическую политику Правительства. Национальный банк Республики Беларусь подотчетен Парламенту Республики Беларусь и каждые 3 месяца отчитывается перед Президентом [27, c. 168].

Статья 25 БК закрепляет основные цели Национального банка, этими целями являются: обеспечение стабильности банковской системы Республики Беларусь; обеспечение устойчивости белорусского рубля, его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам. Стоит отменить, что Национальный банк не ставит своей основной целью получение прибыли [4].

Совет директоров Национального банка Республики Беларусь и Правление Национального банка Республики Беларусь являются органами управления Национального банка Республики Беларусь. Правление Национального банка Республики Беларусь является высшим органом Национального банка Республики Беларусь, обеспечивающей выполнение функций Национального банка Республики Беларусь.

Совет директоров определяет проведение единой государственной денежно–кредитной, а также определяет возможность выдачи лицензий. Осуществление надзора за юридическими лицами, занимающимися выдачей кредитов от своего имени за счет вкладов, либо других возвратных средств, полученных от физических и юридических лиц так же входит в компетенцию Совета директоров [30].

Только Национальный банк вправе заниматься эмиссией денежных знаков и ценных бумаг. Данная функция стала базисом для создания двухуровневой системы. На основании ст. 28 БК Национальный банк осуществляет эмиссию денег путём выпуска в обращение безналичных и наличных денег. Наличные деньги выпускаются в обращение в виде банкнот и монет. Их пускают в обращение путем продажи банкам, покупки Национальным банком иностранной валюты и других валютных ценностей у физических, а также юридических лиц для обеспечения стабильности налично–денежного обращения, а также в случаях, связанных с выполнением основных целей своей деятельности [4].

Исключительно Национальный банк регулирует объемы выпуска безналичных денег, банкнот и монет, в соответствии с целями и задачами, которые определены в программе Основных направлениях денежно–кредитной политики Республики Беларусь.

Белорусский рубль эмитируется Национальным банком. На территории Беларуси не допускается ограничение обращения белорусского рубля. Запрещается выпуск в обращение других денежных единиц на территории республики [4].

Осуществление банковской деятельности лицензируется Национальным банком, так же он определяет требования к банкам, к примеру, устанавливает минимальный размер уставного фонда и капитала, ведет надзор за их деятельностью. Национальный банк доставляет в банки наличные денежные средства, выполняет инкассацию.

Статья 26 БК Республики Беларусь содержит исчерпывающий перечень полномочий Национального банка. Основными направлениями Национального банка считаются: осуществление единой государственной денежно–кредитной политики; стабилизация денежного обращения, а также валютного регулирования; проведение консультирований, кредитований и осуществление функций финансового агента Совета Министров Республики Беларусь; проведение государственной регистрации банков, специализированных кредитно–финансовых учреждений; лицензирование действий на осуществление банковских операций; проведение надзора за деятельностью банков и специализированных кредитно–финансовых учреждений; осуществление инкассации и доставки денежной наличности, валютных и других ценностей коммерческим банкам и другим субъектам хозяйствования; образование и накопление золотовалютных резервов Республики Беларусь; проведение всех видов банковских операций, необходимых для выполнения основных целей Национального банка Республики Беларусь; контроль за соблюдением установленного порядка кредитования. Национальный банк определяет и утверждает порядок и правила организации безналичных расчетов в Республике Беларусь и ответственности за их нарушение, исполняет республиканский и местные бюджеты совместно с Министерством финансов. Проводит регулирование внешнеэкономической банковской деятельности, а также кредитных отношений [4].

От производственных функций банков второго уровня зависит их организационное устройство. При определении организационной структуры управления банка определяющим фактором является размеры банка. В сравнении с мировыми стандартами банки Беларуси малы, т.к. совокупность активов всей банковской системы не равна даже среднему банку Российской Федерации. Однако структура управления банковским сектором построена по схеме банковских институтов Европейского Сообщества. При всём при этом банки Беларуси предлагают своим клиентам такие же виды услуг и обслуживания, которые предлагают банки Западной Европы и Российской Федерации [9, c. 1].

Получение прибыли является главной целью банков второго уровня. Они получают прибыль в процентном выражении от совершенных сделок, к примеру, зарабатывают на разнице в курсах продажи и покупки валют. Коммерческие банки привлекают денежные средства юридических и физических лиц, затем размещают их от своего имени, за свой счет на условиях возвратности, платности, открывают и ведут банковские счета, занимаются финансовым посредничеством. За хранение ценностей в ячейках депозитария, за ведение счетов юридических лиц, также взымаются денежные средства [5, c. 124].

С появлением пластиковых карт у банков появился еще один источник дохода, они получают деньги от клиентов за выпуск платежных карт, их обслуживание, за интернет– и мобильный банкинг, рассылка SMS–оповещения об операциях, взымают деньги с нерезидентов — за пользование банкоматом.

Банки второго уровня ведут кассовое обслуживание; обменивают валюту; совершают операции с ценными бумагами, а также выпускают и продают облигации; покупают, продают и обменивают драгоценные металлы и камни.

В настоящий период времени дополнительным источником доходов Белорусских банков стали доходы от кассового обслуживания. Банки начали взимать комиссии с физических лиц, желающих оплатить коммунальные услуги, пополнить баланс мобильного телефона и тд.

Основными видами деятельности коммерческих банков является: кассовое обслуживание; дача кредитов от своего имени за собственные средства; ломбардная деятельность; доверительное управление активами; хранение; осуществление деятельности по обмену валюты; перевозка ценностей; оказание инвестиционного и финансового посредничества; проведение инвестиционного и финансового консультирования; осуществляют выпуск векселей; проводят скупку, продажу и обмен драгоценных металлов, драгоценных и полудрагоценных камней [30].

Банковский кодекс и другие законодательные акты Республики Беларусь определяют взаимоотношения Национального банка Республики Беларусь с банками второго уровня, а также взаимоотношения между коммерческими банками и их клиентами. Эти взаимоотношения обусловлены механизмом взаимоотношений субъектов рынка ссудного капитала. К указанным методам взаимодействия можно отнести порядок установления банками второго уровня экономических нормативов, их выполнение носит обязательный характер, за их выполнением осуществляет контроль управлением надзора за деятельностью коммерческих банков Национального банка Республики Беларусь [5, c. 95].

Национальным банком Республики Беларусь для банков второго уровня устанавливаются такие экономические нормативы, как минимальный размер уставного фонда, а также минимальный размер капитала; норматив неденежной части уставного фонда банка; устанавливает норматив ликвидности и достаточности банка; определяет норматив обязательных отчислений в фонд резервов и др. При этом необходимо отметить, что Национальный банк по отношению к коммерческим банкам не является вышестоящей организацией [30].

Банковская система Беларуси является составной частью финансово–кредитной системы Республики Беларусь. На основании статьи 19 и 22 БК в своей деятельности банки самостоятельны и несут ответственность в соответствии с законодательством Республики Беларусь. Исключительно в пределах, установленных Конституцией Республики Беларусь, а также на основании принятых в соответствии с ней законодательными актами допускается вмешательство государства, его органов и должностных лиц в деятельность банков [4].

В завершении вышесказанного можно сделать вывод, что Республике Беларусь сформировалась двухуровневая банковская система, первый уровень которой представлен Национальным банком, а второй – коммерческие банки. Универсализация банков является общей тенденцией, характерной для Республики Беларусь. Это обусловлено недостаточностью в развитии банковской системы, свой отпечаток накладывает и отсутствие четкого разделения функций. Национальный банк Республики Беларусь находится в собственности республики и действует исключительно в ее интересах. Денежное обращение и исключительное право эмиссии денег входит в компетенцию Национального банка, так же он осуществляет иную деятельность по регулированию кредитно–денежных отношений в республике. Если сравнить банки Беларуси, то в странах с рыночной экономикой функционируют целостные банковские системы с разделением функций отдельных банков: сберегательные банки, аккумулирующие денежные средства; инвестиционные, которые вкладывают капиталы в определенные сектора экономики.

Банки обладают исключительным правом привлекать свободные денежные средства физических и юридических лиц и размещать их от своего имени, за свой счет на условиях платности, возвратности и срочности, открывать и вести банковские счета физических и юридических лиц, в этом заключается специфика банковской деятельности. Также банк вправе осуществлять иные, предусмотренные законодательством банковские операции и виды деятельности. Для того, чтобы банк мог покрывать свои расходы и обеспечивать свое развитие, он должен получать прибыль. На основании этого банковские услуги являются возмездными.

Наши рекомендации