Региональные программы занятости населения
Бюджетный федерализм: понятие и основы реализации
Бюджетный федерализм — распределение денежных доходов и расходов страны между федеральным бюджетом, бюджетами субъектов федерации и муниципальными бюджетами с учетом источников поступлений средств и расходов для удовлетворения потребностей федерального, субфедерального и муниципального уровней.
У нас 3-х звенная бюджетная система: федеральный бюджет, бюджеты федеральных внебюджетных фондов; бюджеты субъектов РФ (региональных бюджетов). Финансово-бюджетный федерализм – это разделение полномочий между центральными органами власти, властями S РФ и органами местного самоуправления в области финансов и бюджетной сфере. Реализуется в ходе бюджетного процесса при мобилизации бюджетных доходов и расходовании бюджетных средств. Принципы: 1. Законодательное разграничение полномочий по расходам между уровнями гос. управления. 2. Обеспечение всех уровней власти ресурсами, необходимыми для обеспечения их функций. 3. Обеспечение вертикального и горизонтального выравнивания доходов всех звеньев бюджетной системы. 4. Самостоятельность и равноправие всех бюджетов. Законодательная база финансово-бюджетного федерализма: 1. Закон об основах бюджетного устройства. S РФ получили право самостоятельно определять направления расходования своих средств. 2. Закон об основах бюджетных прав представительных и исполнительных органов гос. власти и ОМС. Принцип формирования бюджетов на основе min бюджета, т.е. объема доходов местного бюджета, покрывающего гарантируемые государством min необходимые ресурсы. В настоящее время межбюджетные отношения регулируются бюджетным и налоговым кодексом и законом о МС. Основные задачи в области развития бюджетного федерализма: 1. Упорядочение бюджетного устройства. 2. Дальнейшее разграничение налоговых и расходных полномочий между бюджетами. 3. Формирование объективных и прозрачных механизмов финансовой поддержки региональных и местных бюджетов. Результатом реформ должно быть полное соответствие полномочий уровней власти по расходам с полномочиями по доходам, исключение встречных финансовых потоков.
Механизм регулирования денежно-кредитных отношений.
Механизм реализации денежной программы как элемент денежной системы включает следующие элементы:
- стратегическое планирование и прогнозирование (определение направлений, темпов и пропорций развития экономики и динамики денежного оборота в целом);
- экономические и правовые формы (методы, инструменты) воздействия, регулирующие денежные и кредитные отношения.
Процедуры денежно-кредитного регулирования со стороны государства должны обеспечивать открытость формирования параметров денежного оборота.
Повышение профессионализма регулирующего органа (правительства, министерства финансов или центрального банка) также является важным фактором денежно-кредитного регулирования.
Определение стоимостных параметров функционирования экономики посредством монетарного регулирования выступает как регулирование предложения денег и общих ценовых условий предоставления кредита.
Правовое регулирование политики в области
Формирования конкурентной среды
Предпосылками механизма эффективной конкуренции являются:
- частная собственность и свобода заключения договоров, по возможности меньшее участие государства в производстве обыкновенных товаров и услуг,
- открытость рынков, содействие частному предпринимательству,
- приоритет финансово-денежной политики перед прямым государственным вмешательством,
- ответственность каждого за принимаемые решения и действия.
Региональные программы занятости населения
Региональные программы занятости населения - механизм государственного воздействия на региональные рынки труда в условиях отказа от территориального планирования и перехода к программным методам регулирования социально-экономических процессов и использования законодательной базы и ресурсов (прежде всего финансовых), находящихся в распоряжении государственных структур управления. Региональные программы занятости населения определяются как совокупность долго- и краткосрочных мероприятий с их соответствующим финансовым, организационным и иным обеспечением, целью реализации которых является достижение эффективной занятости трудоспособного населения в регионе в условиях рыночной экономики в сочетании с соц. поддержкой безработных.
4. Институты по обеспечению эффективной занятости населения
В состав институтов по обеспечению населения работой входят: Федеральная служба по труду и занятости (Министерство здравоохранения и социального развития), региональные центры занятости, общественные и коммерческие организации, занятые трудоустройством населения. В обязанности Федеральной службы по труду и занятости входят:
· анализ и прогнозирование спроса и предложения рабочей силы;
· сбор и представление информации о состоянии рынка труда;
· учет свободных мест и граждан, обращающихся по вопросам трудоустройства;
· консультации о возможностях получения работы и обеспечения рабочей силой, по вопросу о требованиях, предъявляемых к профессиям и работникам, и по другим вопросам, связанным с обеспечением занятости;
· оказание услуг по трудоустройству;
· регистрация безработных, оказание помощи им, включая выплату пособий, организация разработки программ занятости с предусмотренными в них мерами социальной защиты различных групп населения;
· содействие в решении вопросов, связанных с обеспечением занятости населения;
· организация профессионального обучения и переобучения граждан.
Сходные функции имеют и другие институты службы занятости.
5. Государственное регулирование инвестиций: задачи и содержание
Инвестиционная деятельность не может быть саморегулирующимся процессом, в связи с этим, особенно в условиях развивающейся рыночной экономики государственное регулирование инвестиционной деятельности становится актуальным вопросом. Иначе, развиваясь хаотично, инвестиционные процессы не позволяли бы государству достигать тактических, а тем более стратегических задач при решении общеэкономических и социальных вопросов. Государственное регулирование инвестиционного процесса - это система мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями для стимулирования инвестиционной активности и на этой основе экономического роста.
Государственное регулирование инвестиционной деятельности предусматривает:
1. создание благоприятных условий для развития инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, путем: - совершенствования системы налогов, механизма начисления амортизации и использования амортизационных отчислений; - установления субъектам инвестиционной деятельности специальных налоговых режимов, не носящих индивидуального характера; - предоставления субъектам инвестиционной деятельности льготных условий пользования землей и другими природными ресурсами, не противоречащих законодательству Российской Федерации; - защиты интересов инвесторов; - расширения использования средств населения и иных внебюджетных источников финансирования жилищного строительства и строительства объектов социально-культурного назначения; - создания и развития сети информационно-аналитических центров, осуществляющих регулярное проведение рейтингов и публикацию рейтинговых оценок субъектов инвестиционной деятельности; - принятия антимонопольных мер; - расширения возможностей использования залогов при осуществлении кредитования; - развития финансового лизинга в Российской Федерации; - проведения переоценки основных фондов в соответствии с темпами инфляции; - создания возможностей формирования субъектами инвестиционной деятельности собственных инвестиционных фондов; Задачи инвестиционной политики: увеличение объема и повышение эффективности инвестиций регулирование структуры экономики и состояния основных фондовразвитие отдельных отраслей и предприятий создание материально базы для производства товаров и услуг повышение уровня жизни населения за счет отдачи от вложенных средств
6. Основные понятия и показатели инвестиционного процесса
Инвестиционный процесс - есть составная часть общественного воспроизводства. Он отражает все те же стадии воспроизводственного процесса: производство, распределение, обмен, потребление, но только со стороны движения инвестиционных благ. Инвестиционную деятельность можно рассматривать как одну из важнейших цепей обратной связи в воспроизводственном процессе, которая опосредована влиянием распределения продукции на динамику ограниченных ресурсов - факторов производства. Другая цепь обратной связи имеет дело с воспроизводством не капитальных ресурсов, а трудовых ресурсов. В условиях рыночных отношений необходимо по крайней мере двустороннее отражение инвестиционного процесса: - с точки зрения динамики физических величин, - с точки зрения финансовых показателей. В каждом из этих случаев имеем дело с особым набором показателей и явлений. А. Инвестиционный процесс с точки зрения движения физических величин представляет собой следующую цепочку явлений: 1. Создание инвестиционных товаров (строительные объекты, машины и оборудование, технологии, патенты и ноу-хау), Процесс освоения новых производственных мощностей (вывод построенных объектов на проектируемый выпуск продукции), 3. Эксплуатация объекта в нормальном режиме в целях производства товаров (услуг). Б. Инвестиционный процесс с точки зрения движения финансовых величин представляет собой вложение денежных сумм в целях получения дополнительного дохода. Участниками этого процесса являются: - Сберегатели денег, которые хранят свои сбережения либо у себя лично, либо передавая их в доверительное пользование инвесторам. - Инвесторы, которые осуществляют денежные вложения в проекты либо сами, либо обращаясь к финансовым посредникам. - Финансовые посредники (банки, финансовые группы, инвестиционные или финансовые компании, которые реально осуществляют операции как с денежными ресурсами, так и ценными бумагами, направляя их в производство товаров и услуг в целях получения дополнительного дохода (прибыли). Основные показатели инвестиционной деятельности- Инвестиционные товары (блага), Объем инвестиций в капитала,Прирост капитала, Структура инвестиций
7. Источники инвестиций: внутренние и иностранные инвестиции
Можно выделить следующие основные внутренние источники инвестиций: а) прибыль Предприятия и организации часто используют прибыль в качестве источника инвестиций. Часть полученной прибыли направляется ими на развитие бизнеса, расширение производства и внедрение новых технологий. б) банковский кредит Банковское кредитование во многих развитых странах является одним из основных источников инвестиций. При этом, особую роль играет долгосрочное кредитование, поскольку в этом случае нагрузка на заемщика невысока и у предприятия есть время на “раскрутку” бизнеса. Тем не менее, роль банковского кредитования как источника инвестиций зависит от развития банковской системы и экономической стабильности в стране. в) эмиссия ценных бумаг. Эмиссия ценных бумаг постепенно становится в России источником инвестиций. В то же время, в развитых странах именно выпуск ценных бумаг является одним из основных источников финансирования инвестиционных проектов. В целях получения средств предприятия могут выпускать как акции, так и облигации. д) амортизационные отчисления Амортизационные отчисления направлены на восстановление средств производства, которые изнашиваются в процессе использования при производстве товаров. Однако в настоящее время в России амортизационные отчисления обесцениваются из-за инфляции, что значительно сокращает их роль в качестве источников инвестирования. Финансовых средств, получаемых национальной экономикой за счет внутренних источников инвестиций, не всегда достаточно для успешного экономического развития страны. Это особенно актуально для стран с развивающейся или переходной экономикой. В связи с этим, необходимо отдельно рассмотреть внешние источники инвестиций, т.е. источники иностранных инвестиций, а именно а) прямые иностранные инвестиции. Под прямыми инвестициями принято понимать капитальные вложения в реальные активы (производство) в других странах, в управлении которыми участвует инвестор. Инвестиции могут считаться прямыми, если иностранный инвестор владеет не менее чем 25% акций предприятия, или их контрольным пакетом, величина которого может варьироваться в достаточно широких пределах в зависимости от распределения акций среди акционеров. б) портфельные иностранные инвестиции. Портфельными иностранными инвестициями принято называть капиталовложения в ценные бумаги зарубежных предприятий и организаций. Также возможно инвестирование средств в ценные бумаги иностранного государства. Отличительной чертой портфельных инвестиций являются мотивы инвесторов. Так, портфельный инвестор не заинтересован в управлении компанией, ценные бумаги которой он приобрел. Его целью является получение доходов от владения ценными бумагами (дивидендов, процентов, разницы между ценами покупки и продажи и т.д.).
8. Методы гос воздействия на инвестиционный процесс
Государство использует как административные, так и экономические методы воздействия на инвестиционную деятельность в стране. Административные (прямые) методы регулирования предполагают прямое воздействие на субъекты инвестиционной деятельности; государство обладает правом и возможностью осуществлять принуждение по отношению к другим субъектам экономики, используя регламенты, запреты, ограничения, разрешения. В качестве инструментов подобного воздействия выступают законодательные и нормативные акты. Например, законом устанавливается, что все инвестиционные проекты подлежат экологической экспертизе. Экономические методы воздействия государства – это методы, с помощью которых государство воздействует на субъекты инвестиционной деятельности путем стимулирования принятия инвестиционных решений, как в интересах самих субъектов, так и в интересах всего общества. Обычно государство сочетает административные и экономические методы для достижения целей в области инвестирования. Активизация инвестиционной деятельности во многом зависит от проведения финансовой, кредитной, амортизационной, ценовой, налоговой, валютной, инвестиционной политики. К экономическим методам относятся: установление ставки рефинансирования, налоговых льгот и скидок, дифференциация налоговых ставок, тарифов и ставок платежей за такие инвестиционные ресурсы, как земля, природные ресурсы. Государственное регулирование инвестиционной деятельности осуществляется органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ
9. Пути стимулирования инвестиционной активности частного сектора
Основные пути повышения эффективности инвестиционной деятельности:• создание благоприятных условий для деятельности частных предпринимателей; • прямое участие государства в эффективных и значимых для страны проектах; • внедрение принятых в международной практике критериев оценки финансовой эффективности инвестиций, таких, как текущая приведенная стоимость, внутренняя норма рентабельности, срок окупаемости; • стимулирование инвестиционной активности частного сектора экономики посредством налоговых льгот. Пути стимулирования инвестиционной активности частного сектора-налоговое регулирование инвестиционной деятельности,-институциональное преобразование экономики, связанное с созданием промышленных групп,-защита прав собственности.
10. Институты, отвечающие за разработку и реализацию программы развития инвестиций
Минэконмразвития (разраб-ка инвестиционной программы); Минфин (разраб-ка и реализация бюджета развития как инстр-та обеспеч-я мин-гоур-нягос-х инвестиций); гос-е инвестиционные компании, инвестиц-е фонды (проведение намеченной гос-ом политики путем поддержки наиболее эффект-х инвестиц-х проектов). Созданы: Российский фонд прямых инвестиций для софинансирования иностранных инвестиций в модернизацию экономики. Агентство стратегических инициатив для содействия в преодолении административных барьеров и привлечения софинансирования для перспективных коммерческих, социальных и инфраструктурных проектов. Одним из основных направлений работы Агентства является содействие улучшению инвестиционного климата в России, в том числе на региональном уровне. Агентством был разработан Стандарт региональной политики для развития бизнес среды, который в настоящее время внедряется субъектами Российской Федерации.
11. Проблемы формирования конкурентной среды и эффективного предпринимательства
Можно выделить четыре основные группы проблем на современном этапе развития конкурентной среды в России:
1. Структурные проблемы экономики РФ.
2. Несовершенство правового регулирования и правоприменительных мер.
3. Низкая правовая культура.
4. Теневая экономика и коррупция.
Выделяют также такие проблемы, как неразвитость малого и среднего бизнеса, недостатки проведенной приватизации. Также выделяют нерешенные проблемы прикладного характера. Они обусловлены отставанием от требований современности уровня развития теории по объяснению процессов конкуренции и особенно традиционной методологии. Основу такой методологии представляет принцип свободной конкуренции, регулирующий пропорции между спросом и предложением через цену товара. Однако до настоящего времени нет ясного определения экономического содержания функции конкуренции. Нет объяснения механизма перерастания тенденций монополистической конкуренции в закономерности, несовершенны методы оценки уровня конкуренции. И еще одна проблема связано с необходимостью понимания изменчивости, динамизма структуры и функций органов государственного управления разных уровней, взаимоотношения прямых и косвенных методов государственного управления. В России неустойчивость картины управления экономикой на разных уровнях обусловлена к тому же политической и экономической нестабильностью, частой сменой экономической политики и направлений реализации экономического курса, проведением преобразований реформ управления во имя интересов разных групп и политических течений. Формирование конкурентной среды в России проблематично и по той причине, что почти не развит малый и средний бизне. В свою очередь данные напарления бизнеса не развиваются из-за: высоких налогов, коррупции, высоких ставок на кредит и т.п.
12. Роль государства в формировании эффективной рыночной среды и эффективного предпринимательства
Эффективная рыночная экономика - экономика, функционирующая на принципах рыночных отношений, свободного предпринимательства, когда каждый покупатель свободен в своем выборе товаров, а каждый предприниматель свободен в выборе сферы приложения своего труда и капитала. Эффективная рыночная экономика это в первую очередь система, ориентированная на удовлетворение спроса населения. Черты рыночной экономической системы: Ее динамика определяется платежеспособным спросом, когда только платежеспособный спрос потребителей (а не объем возможного предложения товаров и услуг) определяет объемы общественного производства. Существуют жесткие бюджетные ограничения для всех субъектов рыночных отношений: государства, фирм и домашних хозяйств. Структура экономики при этом рационализируется под влиянием рынка. Гос-во в этих условиях устанавливает и контролирует правила игры на рынке, стремясь, прежде всего, развивать "отрасли прорывных технологий", чтобы в условиях НТР не отстать от стран-конкурентов. Господдержка предпринимательства: введение упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности; концентрация ресурсов гос. поддержки на формирование в малом бизнесе инновационного сектора экономики; создание условий для развития кооперации малого предпринимательства с крупным производством; создание нормативной базы, обеспечивающей государственную поддержку инвестиционных проектов субъектов малого предпринимательства, а также привлечения для этих целей иностранных кредитов.
13. Проблемы регулирования деятельности естественных монополий
Естественными монополиями считаются отрасли или фирмы, обладающие двумя признаками: а) они производят продукцию или услуги, которые невозможно импортировать из-за рубежа или привести из других регионов страны; б) они действуют на рынке, где создание конкурентной среды за счет увеличения числа фирм-производителей экономически неэффективно.Это такие отрасли, как электроэнергетика и теплоэнергетика, газовая промышленность, железные дороги, нефтепроводы, система водоснабжения и т. п. Для регулир-иядеят-ти ест-х моноп-ий предусмотрено создавать на 3 года спец-ые федеральные агентства, имеющие право установить естественным монополистам: перечень потребителей, которых они обязаны обслуживать; уровень и структуру цены; план инвестирования в расширение производства. Объекты ест. монополии: добыча многих видов полезных ископаемых, отдельные виды транспорта и транспортных коммуникаций, существующих в единственном варианте, производство и продажа наиболее опасных видов вооружений, ядовитых веществ, уникальные каналы и средства связи. В условиях свободного рыночного ценообразования монополисты поднимают цены на производимые товары и предоставляемые услуги. Подобная ценовая политика опасна тем, что распространяет свое действие на обширное количество потребителей, включая население. Взвинчивая цены на сырье, энергию, естественные монополисты порождают волну ценового роста, охватывающую материалы, полуфабрикаты, конечную продукцию, услуги, издержки производства которых во многом зависят от стоимости сырья и энергии. Отсюда следует обязательность государственного регулирования естественных монополий. К числу самых распространенных способов гос регулирования деятельности ест монополий относятся: установ-е гос. антимон. органами цен и тарифов на товары и услуги естеств.монополий или ценовых ограничений в виде верхних предельных уровней цен; дифференциация цен и тарифов на товары и услуги естеств. монополий в завис-ти от категории, обществ. положения потребителей, предоставление ценовых льгот опред. категориям за счет средств гос. бюджета или путем перекрестн. финансир-я, когда «богатые» платят за «бедных». Госуправл-е также осущ-ся путем приобретения контрольных пакетов акций компаний-монополистов.Сущ-ют гос монополии на денежную эмиссию, регулирование валютного курса, экспорт и импорт товаров, строго контролируемых государством, производство и продажу алкогольной продукции, наркотических средств, отдельных видов оружия. По отношению к этим видам монополий государство редко проводит антимонопольную политику или вообще не проводит ее. Гос. регулир-е осуществляется на законодат.основе либо путем предоставления лицензий на осуществление гос-монополитстич. деятельности. Проблемы регулир-я деят-ти ест монополий: ест монопявл-ся наиболее стабильными отраслями в стране и от того насколько эффект-но они будут развиваться зависит экономич-е благополучие об-ва; рост убыточных предпр-й в отраслях ест-х монополий (электроэнергетика, ж/д тр-т); рост цен и тарифов на их продукцию и услуги оказывает влияние на общий уровень цен (завышенный уровень тарифов для предпр-й привел к увелич-ю неплатежей, банкротству нек-х предпр-й, усилению экон-го спада).
14. Бюджетное регулирование страны: задачи и содержание.
Бюджетное регулирование является составной частью бюджетного планирования, в процессе которого перераспределяются бюджетные ресурсы между уровнями бюджетов с целью их сбалансированности.
Таким образом,бюджетное регулирование – это перераспределение бюджетных ресурсов между вышестоящими и нижестоящими бюджетами в целях достижения их сбалансированности.
Основные задачи бюджетного регулирования:
1.Достижение соответствие между расходами и доходами местных бюджетов разных видов (сбалансирования)
2.Обеспечение равномерности в поступлении доходов для предотвращения удержание в финансовых расходов;
3.Создание заинтересованности органов самоуправления в полной мобилизации доходов на своей территории;
4.Обеспечение самостоятельного использования дополнительно полученных средств в процессе выполнения местных бюджетов;
5.Перераспределение бюджетных ресурсов финансово «богатыми» и «бедными» территориями;
6.Связь объемов полученной финансовой помощи;
7.Осуществления финансового выравнивания.
15. Основы построения бюджетной системы страны.
Основными принципами бюджетной системы Российской Федерации являются:
1. Принцип единства бюджетной системы Российской Федерации. Этот принцип означает единство правовой базы, единство денежной системы, применение единых форм бюджетной документации.
2. Принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы Российской Федерации.Принцип этот состоит в закреплении (полностью или частично) соответствующих видов налоговых доходов за определенным уровнем бюджета.
3. Самостоятельность бюджетов. Принцип самостоятельности бюджетов означает:
а) право законодательных (представительных) органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно осуществлять бюджетный процесс;
б) наличие собственных источников доходов;
в) право органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно определять направления расходования средств бюджетов.
4. Принцип полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов. Этот принцип означает, что все доходы и расходы бюджетов и иные поступления, определенные налоговым и бюджетным законодательством РФ, подлежат отражению в бюджетах в полном объеме.
5. Принцип сбалансированности бюджетов. Сбалансированность бюджетов означает, что объем предусмотренных расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета.
6. Принцип эффективности и экономности использования бюджетных средствозначает, что при использовании бюджетных средств уполномоченные органы и получатели средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов.
7. Принцип гласности означает опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении.
8. Принцип достоверности бюджета означает надежность показателей прогнозов социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета.
9. Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.
16. Структура гос бюджета
Бюджет состоит из двух взаимосвязанных частей: доходной, которая содержит перечень поступающих средств, и расходной, объединяющей все виды производимых затрат. Доходная часть призвана обеспечить предусмотренные сметой ресурсы. Расходная часть отражает направление расходования аккумулируемых в бюджете средств.
Структура бюджетной системы той или иной страны зависит, прежде всего, от ее государственного устройства. Бюджетная система Российской Федерации состоит из бюджетов трёх уровней:
1. Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;
2. Бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;
3. Местные бюджеты.
Федеральный бюджет – это основной финансовый план государства, утверждаемый Федеральным Собранием в виде федерального закона.
Именно федеральный бюджет является основным орудием перераспределения национального дохода и ВВП, через него мобилизуются финансовые ресурсы, необходимые для регулирования экономического развития стран и реализации социальной политики на всей территории России. Федеральный бюджет строится с учетом необходимости осуществления избранной социально-экономической стратегии. Основными функциями федерального бюджета являются: перераспределение национального дохода и ВВП; государственное регулирование и стимулирование экономики; финансовое обеспечение социальной политики; контроль за образованием и использованием централизованного фонда денежных средств.
Бюджет субъекта РФ – это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъекта РФ.
Бюджеты субъектов РФ – один из главных каналов доведения до населения конечных результатов производства. Из этих бюджетов в значительной мере финансируется развитие отраслей производственной сферы, в первую очередь местной легкой и пищевой промышленности, коммунального хозяйства, развитие транспорта и связи.
Местный бюджет - форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления.
На местные органы власти возложена важная задача по осуществлению социальной политики государства. Финансирование мероприятий по социальному обслуживанию населения в значительной части проводится за счет местных бюджетов.
17. Проблемы сбалансированности госбюджета
Как только государство стало планировать свои доходы и расходы, появилась проблема их сбалансирования. Однако существует ряд проблем, связанных со сбалансированностью бюджета, таких как проблема государственного долга, дефицита и профицита бюджета.
Внутренний государственный долг - задолженность государства гражданам, коммерческим банкам, фирмам и учреждениям данной страны, которые являются держателями ценных бумаг, выпущенных ее правительством. [1, статья 2]
Внешний долг - задолженность государства иностранным банкам, гражданам, фирмам, учреждениям и международным организациям.
Государственный долг выступает в двух основных формах - государственные ценные бумаги и записи на бухгалтерских счетах. Государственные ценные бумаги ликвидны, анонимны, могут свободно обращаться на вторичном рынке. Долги, оформленные в виде записи на бухгалтерских счетах, не могут переуступаться и продаваться. В этой форме, как правило, оформляется незначительная часть государственного долга.
Одним из важнейших вопросов государственных финансов является проблема бюджетного дефицита. Дефицит бюджета - это сумма, на которую в данном году расходы бюджета превосходят его доходы.
Причины бюджетного дефицита следующие. Это спад производства, массовый выпуск денег, излишние, неоправданные социальные программы, оборот теневого капитала в огромных масштабах. К важнейшим факторам, влияющим на бюджетный дефицит и определяющим его размер, относится колебание объема ВВП в течение бюджетного периода. Возможными причинами бюджетного дефицита являются и чрезмерные государственные расходы, хищения, потери произведенной продукции и многое другое, что не поддается учету.
Источниками покрытия бюджетного дефицита являются государственные займы и усиление налогообложения. Существует третий, традиционный способ - это выпуск денег. Однако сегодня эмиссия не принимает формы простого печатания денежных знаков. В настоящее время эмиссия существует посредством создания резервов коммерческих банков.
18. Государственный долг.
Государственный долг – результат финансовых заимствований государства, осуществляемых для покрытия дефицита бюджета. Государственный долг равен сумме дефицитов прошлых лет с учётом вычета бюджетных излишков
Государственный долг подразделяется на внутренний и внешний.
Внутренний долгпредставляет собой величину задолженности своим гражданам и предприятиям. Он существует в виде суммы выпущенных и непогашенных долговых обязательств.
Внешний долг – задолженность гражданам и организациям иностранных государств. Это наиболее тяжелый долг, поскольку по нему государство связано рядом целевых обязательств, с одной стороны, а с другой – в его уплату приходится рассчитываться ценными товарами и платить высокие проценты. В некоторых развивающихся странах ежегодные обязательства выплат по займам превышают все поступления от внешнеэкономической деятельности.
Погашение государственного долга и процентов по нему производится путем либо рефинансирования(выпуска новых займов для того, чтобы рассчитаться по облигациям старых займов), либо конверсиииконсолидации.
Конверсия – изменение условий займа и размеров выплачиваемых процентов по нему или превращение его в долгосрочные иностранные инвестиции.
В этом случае иностранным кредиторам предлагается приобрести недвижимость, участвовать в совместном вложении капитала, приватизации государственной собственности.
Последствием такой конверсии является увеличение иностранного капитала в национальной экономикебез поступления в страну финансовых ресурсов.
Консолидация – изменение условий займа, связанное с изменением сроков погашения, когда краткосрочные обязательства консолидируются в долгосрочные и среднесрочные. Такая консолидация возможна только при взаимном согласии правительств заемщика и кредитора.
19. Порядок разработки и принятия государственного бюджета.
Составление бюджета – определение объема денежных средств, необходимых для финансового обеспечения функций, возложенных на органы государственной власти и местного самоуправления. Проект государственного (федерального) бюджета разрабатывается Министерством финансов.
Рассмотрение бюджета состоит из нескольких этапов. На первом этапе Правительство вносит бюджет на рассмотрение в Государственную Думу Федерального Собрания РФ. На втором этапе Совет Государственной Думы направляет законопроект в Комитет Государственной Думы по бюджету, налогам, банкам и финансам. На третьем этапе проект федерального бюджета направляется Президенту, в другие комитеты Государственной Думы, а также в Счетную палату на заключение. После рассмотрения бюджета в парламентских комитетах он выносится на заседания Государственной Думы, которая принимает его в четырех чтениях.
В первом чтении Государственная Дума обсуждает его общие качественные характеристики.
Во втором чтении утверждаются его расходы по разделам функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации в пределах общего объема расходов федерального бюджета.
В третьем чтении Государственная Дума утверждает расходы федерального бюджета, классифицируя по подразделам то, на что должны быть израсходованы бюджетные средства и кто должен эти расходы осуществлять.
В четвертом чтении:
Дума рассматривает поправки к закону, а так же поквартальное распределение доходов, расходов и дефицита.
Утверждение госбюджета.
Принятый Государственной Думой федеральный закон передается в Совет Федерации. После его принятия Советом Федерации его подписывает Президент и он обнародуется.
20. Бюджет развития как важная составная часть Федерального б