Валютные отношения и валютная система: понятие, категории, элементы и эволюция

Валюта – это особый способ функционирования денег, когда национальные деньги опосредуют международные торговые и кредитные отношения. Таким образом, деньги, используемые в международных экономических отношениях, становятся валютой.

Различают понятия «национальная валюта» и «иностранная валюта».

Под национальной валютой понимается установленная законом денежная единица данного государства. В международных расчетах обычно используется иностранная валюта – денежная единица других стран. К иностранной валюте относят иностранные банкноты и монеты, а также требования, выраженные в иностранных валютах в виде банковских вкладов, векселей и чеков. Кроме того, важным является понятие «резервная валюта», под которой понимается иностранная валюта, в которой центральные банки других государств накапливают и хранят резервы для международных расчетов по внешнеторговым операциям и иностранным инвестициям.

Валютные отношения представляют собой совокупность экономических отношений, которые обслуживаются валютой и возникают в процессе межгосударственного обмена результатами деятельности национальных хозяйств. Уровень развития валютных отношений страны зависит от состояния экономики и уровня ее интеграции в мировое хозяйство. Чем выше развита в стране внешняя торговля, ее кредитные, инвестиционные и другие связи с внешним миром, тем более масштабными являются и ее валютные отношения. Участниками валютных отношений могут быть: правительства и их отдельные структуры, центральные, коммерческие и иные банки, юридические и физические лица, а также различные международные организации. Валютные отношения могут проявляться по-разному, в том числе в виде: (1) международных расчетов по внешнеторговым операциям, (2) операции по купле-продаже валюты на внутренних и внешних валютных рынках, (3) перемещения валюты через таможенную границу государства при предоставлении экономической и технической помощи, (4) осуществления внешних инвестиций, (5) получения и погашения международных займов. Валютная система представляет собой форму организации валютных отношений, закрепленную национальным законодательством или межгосударственным соглашением. Национальные валютные системы сформировались в рамках национальных денежных систем, которые первоначально регламентировали порядок денежных расчетов отдельно взятой страны с другими странами. По мере развития и укрепления валютные системы постепенно обособились от денежных систем.

Основными элементами национальной валютной системы являются: национальная валюта; национальное регулирование международной валютной ликвидности; режим курса национальной валюты; национальное регулирование валютных ограничений и условий конвертируемости национальной валюты; режим национальных рынков валюты и золота; национальные органы, осуществляющие валютное регулирование.

Международная валютная ликвидность (МВЛ) - способность страны (или группы стран) обеспечивать своевременное погашение своих международных обязательств приемлемыми для кредитора платежными средствами. С точки зрения всемирного хозяйства международная валютная ликвидность означает совокупность источников финансирования и кредитования мирового платежного оборота и зависит от обеспеченности мировой валютной системы международными резервными активами, необходимыми для ее нормального функционирования. Структура МВЛ включает в себя следующие компоненты:

1) официальные валютные резервы стран;

2) официальные золотые резервы;

3) резервную позицию в МВФ (право страны-члена автоматически получить безусловный кредит в иностранной валюте в пределах 25% от ее квоты в МВФ); Валютный курс определяют как стоимость денежной единицы одной страны, выраженная в денежных единицах другой страны. Валютный курс необходим для обмена валют при торговле товарами и услугами, движении капиталов и кредитов; для сравнения цен на мировых товарных рынках, а также стоимостных показателей разных стран. Валюты по степени конвертируемости, т.е. размену на иностранные, различаются на:

> Свободно конвертируемые валюты, без ограничений обмениваемые на любые иностранные валюты. Фактически свободно конвертируемыми считаются валюты стран, где нет валютных ограничений по текущим операциям платежного баланса.

> Частично конвертируемые валюты стран, где сохраняются валютные ограничения;

> Неконвертируемые валюты стран, где для резидентов и нерезидентов введен запрет обмена валют. Характеристика валютной системы РоссииОсновой национальной валютной системы является российский рубль (в виде банковских билетов (банкнот) ЦБ РФ) и монеты. Российский рубль был введен в обращение в 1993 г., заменив советский рубль, находившийся в обращении с 1922 г. Установлена ограниченная конвертируемость российского рубля по текущим операциям с сохранением строгого валютного контроля и валютного регулирования по ряду операций, связанных, главным образом, с движением капитала.Российский рубль не имеет официально установленного паритета.

Режим валютного курса рубля является одним из наиболее подверженных изменению элементов валютной системы России. В настоящее время в России четко определен статус учреждений, на которые возложено управление и регулирование валютными отношениями страны. Руководство валютной политикой осуществляют Президент РФ, Правительство РФ и Государственная Дума. Основным исполнительным органом валютного регулирования в РФ является Центральный банк РФ. Агентами валютного контроля являются уполномоченные коммерческие банки, непосредственно осуществляющие все виды операций с иностранной валютой и другими валютными ценностями

14.Виды денег и их особенностиДеньги в своем развитии выступали в двух видах: действительные деньги и знаки стоимости (заместители действительных денег). Действительные деньги - деньги, у которых номинальная стоимость (обозначенная на них стоимость) соответствует реальной стоимости, т.е. стоимости металла, из которого они изготовлены. Заместители действительных денег (знаки стоимости) - деньги, номинальная стоимость которых выше реальной, т.е. затраченного на их производство общественного труда. К ним относятся: - металлические знаки стоимости - мелкая монета, изготовленная из дешевых металлов, например, меди, алюминия;

- бумажные знаки стоимости, сделанные, как правило, из бумаги. Различают бумажные деньги и кредитные деньги.

Причины перехода от действительных денег к знакам стоимости:

1) Монетное обращение требовало большого расхода благородных металлов (золота и серебра). Их накопление в стране зависело от уровня добычи этого металла, получение внешних займов, поэтому возможность государства расширить монетное обращение была ограничена;

2) Изготовление монет из золота, серебра, меди ограничивало потребление этих металлов на другие цели;

3) Длительное использование денежных знаков из металла вызывало их стирание, приводящее к их замене из-за этого в стране уменьшалась масса денежного металла, являющегося частью национального богатства;

4) Деньги высокой портативности не могли обслуживать мелкий по стоимости оборот;

5) Обращение денег в форме монет из золота, серебра, меди позволяло государству в ограниченных размерах извлекать доход от монетного права чеканки монет – монетной регалии.

Бумажные деньги – это представители действительных денег, выпускаемые государством для покрытия своих расходов. Исторически они появились как заместители ранее находившихся в обращении золотых и серебряных монет. Разность между номинальной стоимостью выпущенных бумажных денег и стоимостью их выпуска образует эмиссионный доход. Сущность бумажных денег в том, что они выступают знаками стоимости, выпускаемые государством для покрытия дефицита бюджета, номинал таких денег устанавливает государство.

Кредитные деньги изготавливаются из бумаги, но выпуск в обращение кредитных денег производят обычно в связи с различными хозяйственными процессами. Изначально экономическое значение этих денег - сделать денежный оборот эластичным, способным отражать потребности товарооборота в наличных деньгах; экономить действительные деньги; способствовать развитию безналичного оборота. Среди них можно выделить: вексель, банкнота, чек, электронные деньги, кредитные карты.

Вексель – это письменное долговое обязательство, составленное в законной форме, дающее его владельцу безусловное право требовать по наступлении срока или досрочно с лица выдавшего или акцептовавшего его обязательство оплаты оговоренной в нем суммы.

Банкнота - кредитные деньги, выпускаемые центральным банком страны. Представляет собой бессрочное долговое обязательство, имеет государственную гарантию. Чек – это письменный приказ владельца счета банку по выплате определенной суммы денег чекодержателю или о переводе ее на другой счет.

Расширение практики безналичных денежных расчетов, механизация и автоматизация банковских операций, переход к широкому использованию более совершенных поколений ЭВМ обусловили возникновение новых методов погашения или передачи долгов с использованием электронных денег. Электронные деньги – это деньги на счетах компьютерной памяти банков, распоряжение которыми осуществляется с помощью специального электронного устройства.Пластиковые карточки – представляют собой средство расчетов, замещающее наличные деньги и чеки, а также позволяющие владельцу получить в банке краткосрочную ссуду.Кредитная карточка – это краткосрочный долг держателя карты эмитенту.

15.Виды и порядок подготовки аудиторских заключенийПо результатам проведённой проверки составляется аудиторское заключение. В ФЗ «Об аудиторской деятельности» дано определение этого документа. Аудиторское заключение - это официальный документ, предназначенный для пользователей финансовой (бухгалтерской) отчётности аудируемых лиц, составляемый в соответствии с федеральным правилом (стандартом) аудиторской деятельности и содержащий выраженное в установленной форме мнение аудиторской организации или индивидуального аудитора о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчётности аудируемого лица и соответствии порядка ведения его бухгалтерского учёта законодательству РФ. В ФЗ «Об аудиторской деятельности» раскрыто такое понятие, как заведомо ложное аудиторское заключение, т.е. это аудиторское заключение, составленное по результатам такой проверки, но явно противоречащее содержанию документов, предоставленных для аудиторской проверки.

Основные элементы аудиторского заключения:

Наименование; Адресат: Сведения об аудиторе: Организационно - правовая форма; Наименование; Место нахождения; Номер и дата свидетельства о государственной регистрации; Номер и дата представления лицензии на аудиторскую деятельность.

Сведения об аудируемом лице:Организационно - правовая форма; Место нахождения:

Номер и дата свидетельства о государственной регистрации;Сведения о лицензиях на осуществляемые виды деятельности;Аудиторское заключение должно быть подписано руководителем аудитора и лицом, проводившим аудит. Все подписи должны быть скреплены печатями аудиторской организации. К аудиторскому заключению прилагаются: Финансовая (бухгалтерская) отчётности, в отношении которой выражается мнение. Аудиторское заключение и указанная отчётность (приложения) должны быть сброшюрованы в единый пакет, листы пронумерованы и опечатаны печатью аудитора, с указанием общего количества листов в пакете.

В зависимости от результатов проведенного аудита различают следующие виды аудиторских заключений: безоговорочно положительное или модифицированное.1. Безусловно положительное заключение (безоговорочно положительное мнение), т. е это заключение аудитора составляемое в том случае, если аудитор приходит к мнению, что бухгалтерская отчетность экономического субъекта достоверно отражает его финансовое положение, и совершенные им финансовые и хозяйственные операции, соответствует нормативным актам, действующим в РФ.

При определенных обстоятельствах аудитор может составить модифицированное аудиторское заключение:

2. Отрицательное аудиторское заключение - это заключение аудитора, которое составляется в том случае, если аудитор считает, что бухгалтерская отчетность экономического субъекта содержит существенные искажения и может ввести в заблуждение пользователей бухгалтерской отчетности.

3. Условно-положительное заключение аудитора (заключение аудитора с оговорками) - это заключение аудитора, которое составляется в том случае, если аудитор считает, что безусловное заключение не может быть составлено, но препятствующие этому факторы не являются на столько существенными, чтобы составить отрицательное заключение аудитора или отказаться от его составления.

4 Отказ от выражения мнения аудитора - это выраженное в письменном виде по форме, определенной правилами - стандартами аудиторской деятельности, мнение аудитора о том, что влияние ограничения объема аудита является на столько существенным, что аудитор не в состоянии получить аудиторские доказательства достаточные для подготовки заключения аудитора.

Государственное регулирование рынка ценных бумаг в РФГлавный инструмент государственной политики на рынке ценных бумаг, основные задачи государственного регулирования сформулированы в Концепции развития рынка ценных бумаг в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента РФ № 1008 от 1 июля 1996. Рынок ценных бумаг - один из наиболее регламентированных рынков в мире. Согласно Федеральному закону «О рынке ценных бумаг» (1996) государственное регулирование осуществляется путем: установления обязательных требований к деятельности эмитентов, профессиональных участников рынка ценных бумаг и ее стандартов; регистрации выпусков эмиссионных ценных бумаг и проспектов эмиссии и контроля за соблюдением эмитентами условий и обязательств, предусмотренных в них; лицензирования всех видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг. Объектами государственного регулирования являются: эмитенты ценных бумаг и организации, привлекаемые эмитентами для исполнения своих обязательств перед инвесторами; профессиональные участники, действующие на рынке ценных бумаг; инвесторы и организации, профессионально занимающиеся управлением инвестициями. К органам государственного регулирования рынка ценных бумаг в России относятся: Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг (ФКЦБ России); Министерство финансов РФ; Центральный банк РФ; Министерство имущественных отношений РФ; Министерство РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства; Министерство РФ по налогам и сборам; Министерство юстиции РФ. Государственное регулирование рынка ценных бумаг основано на принципах: единства нормативной базы, режима и методов регулирования рынка на всей территории РФ; минимального вмешательства и максимального саморегулирования; равных возможностей; отсутствия преимуществ для государственных предприятий, функционирующих на рынке, перед коммерческими; запрета для государственных органов давать публичные оценки профессиональным участникам рынка. Таким образом, сущность государственного регулирования состоит в установлении и осуществлении общих правил деятельности экономических субъектов и корректировка их в зависимости от конкретных обстоятельств. Государство как распорядитель бюджетных ресурсов, формируемых за счет налоговых поступлений, призвано в первую очередь создавать для общества и бизнеса нормальную экономическую среду для расширенного воспроизводства, в реализации которого не последнюю роль играет рынок ценных бумаг. Развитие регулирования рынка ценных бумаг может идти по трем основным направлениям: усиление системы государственного регулирования, развитие саморегулируемых организаций непосредственных участников рынка, повышение автоматического воздействия самого механизма рынка, отсеивающего недобросовестных участников. В настоящее время, как мы видели, в российской политике по отношению к фондовому рынку преобладает первое направление, в перспективе же все три направления регулирования должны находиться в диалектическом единстве, взаимно дополняя друг друга.

Наши рекомендации