III.21. Сущность, принципы и функции маркетинга.
По опр-ию амер. ученого Ф. Котлера маркетинг – вид чел. д-ти, направленный на удовл-ие нужд и потребностей посредством обмена.Осн. принципы марк-га:1. Производить то, что нужно потребителю;2. Выходить на рынок не с предложением товаров и услуг, а со сред-ми решения проблем потребителей;3. Орг-вать пр-во товаров после иссл-ия потребностей и спроса;4. Конц-вать усилия на достижении конечного рез-та произв-но-экспортной д-и фирмы;5. Исп-ть программно-целевой метод и комплексный подход для достижения поставленных целей;6.Применять тактику и стратегию активного приспособления пр-ва товаров к требованиям рынка с одновременным целенаправленным воздействием на него в целях охвата маркетингом всех звеньев в цепи продвижения товара к потребителю;7. Ориентировать д-ть п/п не на сиюминутный результат, а на долгосрочную перспективу эффективных коммуникаций на основе осуществления стратегического план-ия и прогноз-ия поведения товаров на рынке. Осн.функциями маркетинга явл-ся: 1.Аналитическая функция. 2.Производственная функция. 3.Сбытовая функция (функция продаж). 4.Функция управления, коммуникаций и контроля. Анал-ая ф-я вкл след подфункции: изучение рынка, товара, потребителей; анализ внутренней и внешней среды п/п. Произв-ая ф-я сост. из след. подфункций: орг-ия пр-ва новых товаров и новых технологий, орг-ия матер.-технического обеспечения пр-ва, упр-ие качеством и конкурентоспособностью готовой продукции. Сбытовая функция - это орг-ция системы сбыта и товародвижения, форм-ие спроса и стимул-ие сбыта и орг-ия сервиса. Функция управления, коммуникаций и контроля связана с созданием орг. структур упр-ия, планированием, коммуникациями и организацией контроля.
III.22.Организация службы маркетинга на предприятии.
Служба маркетинга яв-я струк-й, ответс-ной за качест-ое функцио-ие маркетинга на п/п. Без этого подразделения эффективная деятельность компании на рынке невозможна. Специалисты службы маркетинга проводят исследо-е работы и анализ рынка и услуг. Это позволяет определить наиболее оптимальные пути развития фирмы. Маркетинговая служба – это самая важная часть маркет-ой системы компании. Маркети-вая система – это сотрудники, технические средства, правила поведения, комплекс информации, с помощью которых функционируют бизнес-процессы взаимодействия компании с рынком. Важнейшей функцией службы маркетинга явля-ся планирование маркетинга, организация и контроль марке-вой деятельности. Планирование маркетинговой деятельности предприятия можно подразделить на разработку стратегии деятельности и определение тактики реализации разрабо-ой стратегии. Контроль занимает в маркетинге очень важное место. Прежде всего, это форма целенапра-ного воздействия на коллектив компании, систематическое наблюдение за деятельностью предпр-я, сравнение фактических резуль-ов деятельности с запланиров-ми.
Основными объектами контроля выступают объем продаж, размеры прибыли и убытков, реакция покупателей на новые товары. Создание службы маркетинга на предприятии поможет добиться следующих положительных результатов:
-Выбор более ликвидных и рентабельных товаров и услуг, отказ от менее ликвидных и рентабельных.
-Повышение удовлетворенности клиентов за счет улучшения их обслуживания.
-Выход на новые рынки раньше конкурентов.
-Повышение качества сущест-ей продукции.
-Выбор оптимальной цены на товары и услуги.
-Точное ценообразование и минимизация товарных запасов.
-Повышение эффект-ти рекламы.
-Повышение качества работы товаропроводящей сети.
Организация службы маркетинга на предприятии состоит из следующих мероприятий:
-Построение организационной структуры службы маркетинга.
-Подбор специалистов по маркетингу надлежащей квалификации.
-Распределение задач, прав и ответственности.
-Создание условий для эффективной работы.
-Организация эффективного взаимодействия службы маркетинга с другими подразделениями компании.
Служба маркетинга м/б двух типов – центральная или оперативная службы маркетинга. Центральные службы маркетинга координируют, планируют и контролируют маркетинговую деятельность компании. Оперативная служба маркетинга занимается оперативным решением текущих вопросов.
Организац-ная структура службы маркетинга должна строиться на основании след-их размерностей: функции, географические зоны деятельности, продукты, потреб-ие рынки. Виды организационных структур службы маркетинга на предприятии являются:
-функциональная;
-товарная;
-рыночная;
-товарно-рыночная (матричная).