III.23Маркетинговые исслед-ия в АПК.

Маркетинговые исследования (МИ)–это любая исследо-я деятел-ь, обеспеч-я потребности марке-а.

Потребность в проведении МИ возникает в случаях, когда:

1) фирма достигла поставленных маркет-х целей;

2)фирма уступает позиции конкуренту; 3) фирма собирается диверсифицировать свою деяте-ь; 4) фирма готовит новый бизнес-план; 5) любые другие случаи,

когда менеджеры затрудняются в выборе действий.

МИ позволяют фирмам увеличить свои знания о стоящих перед ними проблемах марк-а, т.е. уменьшить неопре-ть при принятии маркет-х решений. Очень часто основной целью МИ яв-я стремление дать адекватную характ-у рыно-х проце-в и явлений, отразить позицию и возможности фирмы на рынке. Обычно МИ подвергаются рынок, конкуренты, потребители, товары, среда марке-га, цена товаров, продв-ие товаров. Резул-м МИ явл-я разработки, к-е исполь-я при выборе и реализации стратегии и тактики маркетинга. Основные цели МИ:

-уменьшить неопределенность и миними-ь риск в процессе принятия управле-х решений;

-следить за процессом реализации маркетинговых задач.

Направления МИ опреде-я возможным набором объектов для изучения. К наиболее типичным направл-м исследо-й в АПК региона можно отнести следующие. Во-первых, изучение макросреды организаций АПК, сущность кот-о заклюю-ся в иссле-и законодат-х ограничений деятельности, экономических условий, социально-культурных изменений, демографических тенденций, экологических проблем на уровне региона. Следующим типичным направлением является изучение внутренней среды организаций АПК, другими словами, исслед-ие производ-х возмо-й социально-экономической системы, сильных и слабых сторон организации. Также к основным направлениям МИ можно отнести изучение конкурентов, потребителей, цен, товара, сбыта и рынка в целом. Наиболее типичные решаемые задачи МИ:

-изучение характеристик рынка;

-замеры потенциальных возмо-й рынка;

-анализ распределения долей рынка между фирмами;

-анализ сбыта;

-изучение тенденций деловой активности;

- изучение товаров конкурентов;

- краткосрочное прогно-е;

-изучение реакции на новый товар и его потенциала;

-долгосрочное прогнозирование;

-изучение политики цен.

Любое исслед-е начинается с определения целей. В зависимости от поставленных целей, исслед-я могут носить описательный характер, могут быть нацелены на выявление

причинно-следственных связей или на разработку прогнозов. В

результате этого появляется гипотеза. Рабочая гипотеза – это

вероятностное предпо-е относи-о сущности и путей решения

рассм-х явлений. Рабочая гипотеза должна обеспечивать: досто-ь научного предпо-я; предсказ-ь; проверяемость; возможность формализации. Прог-а иссле-я устана-т систему показателей, определяет потребности в информации и предпола-й набор инструментов для ее получения. Выбор инструментария связан с выбором подходящих методов

исследования. Выбор форм и методов исследования рынка связан с множеством факторов: доступными источниками информации, широтой охвата и т.д

III.24. Система сх маркетинга.(агромаркетинг). Система СХМ вкл-ет комплекс наиб-ее сущ-ых рыночных отн-ий и потоков, к-ые связ-ют СХП/п с рынками сбыта его товаров. Фирма налаживает связи с рынком и элементами его маркетинговой среды, напр-ют на него инф-ию, пр-ию сх пр-ва, услуги, а взамен получает деньги, инф-ию, сырье, услуги и т.д. система взаимод-ия схпп с внешн маркет средой м.б. распр-на и не некоммерч д-ть. Осн. цель упр-ия СХМ- поддержание соотв-ия м/у состоянием маркет-ой среды и адекватной ей маркет-ой д-ти схп/п. Внутр среда вкл: Постащики, схп/п, конкуренты, маркет-ые посредники, клиентурные рынки. Внешняя среда вкл: политико-правовые, экон-ие, научно-технич-ие, демогр-ие, эколог-ие, природно-клим-ие факторы и факторы культурного порядка. С т.зр. п/п сх маркет-ая среда м. рассм-ся как сов-тьмвнутр и внешн среды. внутр среда яв-ся управляемой, а о упр-ии внешн средой м. говорить лишь с оговорками. Осн-ым инструментом возд-ия рук-ля п/п и его маркет-ой службы яв-ся комплекс м-га (инновац. д-ть и план-ие произв-ых и товарных ассортиментов, формирование ценовой политики, построение системы маркет-ых коммуникаций и оптимизация сбыта пр-ии.

Важнейшая задача упр-ия СХМ-ом сост-т в активном возд-ии на рынок. при этом система упр-ия занимает промежут. положение м/у внешн и внутр средой.

Эфф-ое упр-ие СХМ требует проведения след-их м/п: 1.верно поставить цель м-га; 2.оптимально увязать возм-ти рыночной сист-ии научно-произв, сбытового, сервисного потенциала п/п; 3.прав-но спланировать м/п м-га и эф-но орг-ть их осущ-ие; 4.эф-но контр-ть, анализ-ть и оценивать всю СХМ д-ть, постоянно корректируя ее цели, ср-ва и методы; 5. своевр-но произ-ть опер-ое вмеш-во в ход маркет-ых процессов в связи с изм-ся обст-вами и ситуациями; 6.стим-ть эф-ую работ сего персонала, занятого м-ге; 7. обесп-ть упр-х маркет д-тью объективной и исчерпывающей инф-ей о внешн и внутр маркет-ой среду, о возм-ях и рисках.

III.25. Понятие и сущность менеджмента.Мен-т – самост-ый вид профес-ой д-ти, направленной на достижение намеченных целей путем рац-го исп-ия мат-ых и тр-ых ресурсов прим-ем эк-их методов упр-ия. Мен-т – это управление в усл-ях рынка. Он пред-ет: 1 Ориентацию п/п на спрос и потребности рынка, запросы конкретных потребителей и орг-ий пр-ва всех видов пр-ии, к-ые польз-ся спросом; 2.постоянное стремление к повыш-ию эф-ти пр-ва, к получению опт-ых результатов с меньшими затратами; 3.хоз. сам-ть, обеспеч-ую свободу принятия решений тем, кто несет отв-ть за конечные рез-ты д-ти п/п и его подразделений; 4. пост-ую коррек-ку целей и программ в зав-ти от состояния рынка; 5.выявление конечного рез-та д-ти п/п или его подр-ий на рынке в процессе обмена; 6.необх-ть исп-ия совр-ой инф базы с копм-ой техникой для многовариантных расчетов при принятии опт-ых решений. Термин «Мен-т» по сути яв-ся аналогом термина «Упр-ие», однако не в полной мере. «Упр-ие» шире, т.к. прим-ся к разным видам чел-ой д-ти (н-р, упр-ие ТС), к разным сферам д-ти (в живой/неживой природе, упр-ие го-вом), к разным органам упр-ия (подр-ям гос и обществ орг-ий, на п/п и в объединениях). «Мен-т» прим-ся лишь к упр-ию соц-эк процессами на уровне п/п, действующего в рыночных условиях. Рассматривая СУТЬ понятия важно уточнить нек-ые положения: Мен-т как самост-ый вид проф-ой д-ти предп-ет что менеджер независим от собств-ти п/п на к-ом он работает. Он м. владеть его акциями, а м. и не иметь их, работая по найму. Труд менеджера произ-ый, возн-ий в усл-ях комбинирования высокотехнол пр-ва с высоким уровнем спец-ии раб-ов. Обеспечивая связь и единство произв процесса мен-т объединяет работников различных спец-тей: инженеров, проектировщиков, маркетологов, эк-ов, статистиков, психологов, бухг-в и т.д., раб-их под рук-ом менеджера, упр-го п/п или произв-ым подр-ем. Т.О. мен-т применим только к тем категориям п/п, к-ые осущ-т свою д-ть в целях получения прибыли (П\п дохода).

III.26.Закономерности и принципы менеджмента.Эфф-ое упр-е предполаг-т раскрытие сущности управляем.процессов и исп-е разл. законов обществ-го развития. Совок-ть разнообр. законов м. объед-ть в 3 группы:1)специф-ие 2)общие 3)всеобщне(унивсрс-ые). 3-ны,действующ в упр-ии отн-ся к 1 rpynne.K экономич законам м. отнести: з-ны ст-сти, соотв-ия пронзв-ых отнош-ий хар-ру и уровню пронзводит-ных сил, повышающейся производ-ти труда, планомерного и пропорцго развитии. Закон однозначно выраж-ет необх-ую связь м/у явлениями, закон-ть указ-ет на правиль-сть, последов-ть явлений, подтверждает, что данное явление неслучайно,хар-ет обусловленный определ. причинами процесс, в к-м м. дейстн-ть совок-ть з-нов. Общие з-ны упр-я: 1) пропорциональность и оптимизация соот-ть. частей системы- управляющая сис-ма должна обеспечивать сопряж-тъ развития всех частей произ-ва(н-р, на п/посн-го и вспом-ю произ-в, полное и четкое его обслуж-e, а также. пропорц-ть как внутри осн-го и вспомогательног поизводства, так и м/у структ. подразделениими; не допускать возникнов-я диспропорций в связи с изменен-ми в усл-ях прою-ва. 2) ритмич-ть, непрерыв-ть движ-я произв-ых фондов в кругообороте и обороте 3)опптм. сочетание централязании к децеит-ции: переход на рын. отнощ-я и к многообр. формам собств-ти и хозяйств-я делает полную централ-ню невозможной. Закономерной явл-ся передача нижестоящим звеньям прав на сам-но е реш-е тех вопросов, по к-м они полнее осведомлены и к-е они смогут более оперативно и с учетом конкр обстоят-в и фак-ров решать. 4) оптимимальная звенность системы управления: наиболее целесообр.-ая дифференц-ия струк.подразд-ии, обьекта и субъекта упр-я, их взаимосвязь в соот-вии с отраслевой, пронзв-ой и технолог-й спецификой АПК. Как и экон законы, зак-ти объективны, не зависят от воли и желания человека.

Принципы управления определяют совокупность руководящих идей и своеобразного ориенира. Выделяют: организационно-экономические и организационно-технические принципы управления. Организационно-экономические:1) принцип разделения и кооперации труда означает, что в управлении производством труда д.б. четко регламентирован, т.е. каждый работник аппарата управления должен выпонят свои непосредственные функции, определенныедолж инстр.. Также может иметь место кооперация при выполнении близких по содержанию функций. 2) принцип главного звена: выделение осноного направления , которые в данный момент определяет эффективность работы п\п, и концентрацию на нем усилий аппарата управления. 3) пинцип эффективности и оптимизации: поиск оптимальных для данных условий производства организационно правовых форм п\п, которые соответствовали бы формам собственности и интересам тружеников, специализации и размерампроизводства, материально-технической базе, необходимой для выполнения всех видов работ в хозяйстве. 4) принцип конкретности и оперативности6 все решения, принимаемые аппаратом управления, д.б. своевременны и конкретны. 5)принцип единоначалия и коллегиальности: руководитель конкретного объекта управления пользуеься правом единоличного решения вопросов, входящих в его компетенцию, несет персональную ответственность за работу. 6)принцип подбора и расстановки кадров: использование кадров управления с учетом их опыта, знаний и умений. 7) материальное и моральное стимулирование 8) ответственность: создание рациональной структуры управления, установление круга обязанностей, прав и ответственности каждого работника, материальная ответственность за упущения в работе, на своевременное исполнение служебных обязанностей, нарушение трудовой дисциплины. 9) принцип научности вся система управления и ее функционирование строиться и подчиняется объективным экономическим, а деятельность по руководству производством – опирается на знания.

Организационно-технические:-1) территориальный принцип: применяется, когда производство рассредоточено на значительные территории и имеет внутриорганизационное деление. На определенной территории управление осуществляется управляющие, начальники участков и бригадиры. 2) отраслевой принцип: применяется в хояйствах, расположенных на компактно территории и имеющие высокою концентрацию производства и раблочей силы. Это п\п имеющее 1 или 2 населенных пнкта, находящиеся на незначительном удалениидруг от друга. 3) комбиниованный принцип: когда п\п есть элементы и отраслевого и территориального управления. В развитой отрасли пименяется отрасли. Принцип управления, в менее развитой территории.

III.27. Функции менеджмента.В теории упр-ия произв-ом вопрос о функциях упр-ия — один из центральных, поскольку касается сущности и со­д-ия упр-ой деят-ти. Анализ функций, их чет­кая, обоснованная классификация имеют важное значение для разработки научных основ построения аппарата упр-ия, оп­ределения его стр-ры и степени централизации и децентрали­зации, установления круга прав и обязанностей стр-ых звеньев (отделов, секторов, групп), каждого управл-го работ­ника и др.Функции упр-ия— это обособленные виды деятт-ти, направленные на опред-ую часть управляемого объекта для достижения поставленной цели.Функции уп-ия выполняют роль связующего звена в ряду основных категорий науки управления. Функции упр-ия подразделяют на два вида: общие и конк­ретные. Под общими понимают те функции, которые вып-ся всеми органами упр-ия независимо от целей и задач. Тако­выми яв-ся анализ, планир-ие, орг-ия, регул-ие, стимул-ие, контроль,учет.Конкретные функции отражают спец-цию деят-ти. Для их вып-ия в органах упр-ия АПК формируются со­ответствующие подр-ия. Наиболее распр-ые кон­кретные функции — операт. управление, маркетинг, матер-тех-ое обеспечение, техн-кое обслуживание, пра­вовое обслуж-е, бух. учет. Для вып-ия общих функций создается аппарат упр-ия, а для выполнения той или иной конкретной функции — структурные подразделения (службы, отделы, секторы). Только в совокупности функции обеспеч-ют нормальную деят-ть и развитие управляемого объекта. Функция упр-ия, в свою очередь, подр-ся на со­ставные части — работы, операции, элементы. Функцию вып-ет опред-е число работников, каждый из которых в процессе повседневного труда осуще-ет отдельные виды работ. Правильное выделение функций позв-ет близкие и сходные по хар-ру работы объед-ять в одно звено упр-ия, тем самым упрощается стр-ра и облег-ся коор­динация деят-ти функц-ных подр-ий аппарата упр-ия п/п, объединения.

III.28.Управленческ.реш-ия и их реал-ия.Упр-ое реш-ие — это выбор, к-ый д-н сделать руков-ль, чтобы вып-ть обяз-ти, обусл-ные занимаемой им должностью. Принятие реш-ий яв-ся основой упр-ия. Ответ-сть за принятие важных упр-их реш-ий — тяжелое моральное бремя, что особенно ярко прояв-ся на высших уровнях упр-ия.Реш-ие - это выбор альтернативы. Ежедневно мы приним. сотни реш-ий, даже не задумываясь, каким образом это делаем. В управлении принятие реш-ия — более систематизированный процесс, чем в частной жизни. В завис-ти от базиса, положенного в основу принятия реш-ия, разл-ют: -интуитивные реш-ия;-реш-ия, основан. на суждениях;-рациональные реш-ия.Интуит. реш-ия. Чисто интуитивное реш-ие — это выбор, сделанный только на основе ощущения того, что он правилен. Лицо, прин-щее реш-ие, не заним-ся при этом сознательным взвешиванием «за» и «против» по каждой альтернативе и не нужд-ся даже в понимании ситуации. Просто человек делает выбор. Реш-ия, основ-ые на суждениях. Такие реш-ия иногда кажутся интуит-ми, поскольку логика их не очевидна. Реш-ие, осн-ное на суждении, — это выбор, обусл-ный знаниями или накопленным опытом. Чел-ек исп-ет знание о том, что случалось в сходных ситуациях ранее, чтобы спрогнозировать рез-т альтернативных вариантов выбора в сущ-щей ситуации. Опираясь на здравый смысл, он выбир. альтернативу, к-ая принесла успех в прошлом. Рацион-ые реш-ия основаны на методах экон-го анализа, обоснования и оптимизации. В завис-ти от личностных харак-ик менеджера, прин-щего реш-ие, принято различать: уравновешенные реш-ия;импульс-ые реш-ия;инертные реш-ия;рискованн. реш-ия;осторожные реш-ия.Урав-ые реш.приним. менеджеры, вним-но и крит-ки относящиеся к своим действиям, выдвигаемым гипотезам и их проверке. Имп. реш.оказ-ся недостаточно обосн-ми и надежными, прин-ся «с наскока», «рывками».Инер. реш.стан-ся рез-том осторожного поиска. Риск. реш.отлич-ся от имп-ых тем, что их авторы не нужд-ся в тщательном обосновании своих гипотез.Остор. реш. хар-ся тщат-тью оценки менеджером всех вариантов, сверхкритичным подходом к делу. Реал-ция упр-го реш-ия требует предвар-ой подготовки этого процесса и практ-го его осущ-ия, т.е. вып-ия в опр-ной послед-сти шагов по достижению цели, заложенной в упр-ком реш-ии.Вып-ие реш-ия яв-ся одним из наиб. слабых сторон управл-кой д-ти.Это рез-т неквалиф-ной подготовки реш-ий, несвоевр-го доведения их до испол-лей, отсутствия контроля за ходом реал-ции реш-ий.Для успешного вып-ия простых, оперативных реш-ий необх-мо осущ-ть след. операции и процедуры: сформул-ть реш-ие, опр-ть необх-ые ресурсы для его вып-ия, довести реш-ия до испол-лей и проконтрол-ть вып-ие.Документ-ое оформление упр-го реш-ия осущ-ся ется на основе действ-щих законод-ых и иных прав. актов. После докум-го оформления реш-ия оно доводится до испол-лей. Одной из важн. форм доведения реш-ия до испол-лей яв-ся непосред-ное участие их в разр-ке его проекта. Привлекая раб-ков к разр-ке проектов планов и реш-ий, не следует забывать о том, что это связано с большими затратами рабоч. времени.Механизм принятия упр-их реш-ий:1. Общ. Руков-во принятия реш-ий.2. Правила принят. реш-ий.3. Планы в принятии реш-ий.4. Принятие двусторонних реш-ий руков-ми одного ур-ня на основе индив-го взаимодей-ия.5. Целев. группы и их роль в принятии реш-ий. 6. Матричный тип взаимодей-ия. Первые 3 составл-щие обесп-ют вертик-ую взаимосвязь м/у уровнями упр-ия, последние 3 гориз-ую связь в координации принимаемых реш-ий.

III.29. Орг-ция управленч-го труда. Управленческий труд - вид трудовой деятельности по выполнению функций управления в организации. Назначением управленческого труда является обеспечение целенаправленной и скоординированной деятельности трудового коллектива по решению стоящих перед ним задач. На совр-ном п.п. с его сложными технологич-ми процессами и большим кол-вом раб-ков необх-ма рацион-ая орг-ция труд. процесса. Орг-ция труда на п.п. - это система м/п, напр-ных на созд.наиб. благопр-ых усл-ий для эфф-го исп-ия рабоч. времени, мат-лов и техники в интересах роста пр-ва, повыш. производ-сти труда и созд. нормальных, здоровых усл-ий для работы.В функциональном смысле орг-ция труда на п.п. - это д-ть по устан-ию и изм-ию порядка взаимодей-ия раб-ков со ср-вами пр-ва и др. с другом для достижения заранее поставленной цели труд. д-ти.Основы орг-ции труда:1.Раздел. труда - закрепление за кажд.раб-ком и за кажд. подразд-ем их обяз-тей, ф-ций, видов работ, технологич.операций.2.Кооп-ция труда – устан-ие системы произв-ной взаимосвязи м/у раб-ми.3.Норм-ие – устан-ие научно обоснованных норм затрат труда на вып-ие к.-либо работы.4.Орг-ция рабочи.мест – рац-ое их устр-во за счет оснащения и планировки.5.Орг-ция обслуж-ия рабоч. мест – кооп-ия труда м/у осн-ми раб-ми и раб-ми вспом-ых служб и подразд-ий.6.Разр-ка рац-ых способов вып-ия работы.7.Созд. безоп. и здоровых усл-ий труда.8.Подбор, подготовка, пере- и повыш. квалиф-ции персонала.9.Орг-ция оплаты и матер-го стим-ия труда.10.Воспитание дисциплины труда, подд-ка трудов. активности и творческой инициативы.11.План-ие и учет труда – осущ-ся для устан-ия необх-ых общ. трудозатрат, числ-ти персонала, фонда з/п.Орг-ция труда персонала – это целая наука, к-ая постоянно обогащ-ся нов.данными, отслеживает передовой опыт нов. Организ-ных реш-ий.Рацион-ая орг-ция труда персонала закл-ся в том, чтобы умень-ть время, необх-ое для вып-ия работы, устранить ненужные перемещения служащих, обесп-ть хор. усл-ия труда и умень-ть напряжение и утомляемость сотрудников, наиб. экономно исп-ть площади и максимально повысить произв-сть труда персонала. Усл-ия труда, предусм-ные труд. договором, д-ы соотв-ть треб-ям охраны труда. Орг-ция управл-го труда имеет свою специфику. Труд управленца зачастую невозможно нормировать, ибо пок-лем его успешной работы яв-ся финн. рез-ты д-ти компании. Многочисленн. опросы свидет-ют, что орг-ция труда руков-ля зачастую имеет серьезные недостатки. Многим руков-лям не хватает управленческой культуры, комплексности в орг-ции труда. Они перегружены текущей работой, недостаточно уделяют внимание перспективным вопросам. Неправильная орг-ция управл-го труда приводит к сниж. результ-сти работы, к задержкам на службе. Чтобы орг-ция управл-го труда была эфф-ой, руков-и д-ы составлять план личн.работы, предварительно анализируя положение дел, продумывать кажд. вид работы, групп-ть их в завис-ти от цели, содерж., объема и последоват-ти их вып-ия, определять продолж-сть, сроки начала и окончания каждой операции.

Наши рекомендации