Тема 2. Туристская терминология

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№   п\п Наименование разделов дисциплины и (или) тем Количество часов 100
Всего Распределение по видам занятий
Лекции Практические занятия Семинарские занятия Круглые столы, тематич. дискус. Лабораторные занятия Деловые игры тренинги конференции СРС
Тема 1. Основные понятия, сущность и значение туризма. Предмет и задачи курса «Организация туризма»              
Тема 2. Туристская терминология            
Тема 3. Нормативно-правовая база туризма              
Тема 4. Туристское предприятия и организация его деятельности            
Тема 5. Планирование и формирование тура            
Тема 6. Гостиничное обслуживание и организация питания в туризме            
Тема 7. Экскурсионное обслуживание            
Тема 8. Транспортное обеспечение в туризме            
Тема 9. Договорные отношения в туризме            
Тема 10. Страхование в туризме            
Тема 11. Туристские формальности            
Тема 12. Информационные технологии в туризме            
Тема 13. Международный туризм            
Всего            
Форма текущей аттестации экзамен

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Тема 1. Основные понятия, сущность и значение туризма. Предмет и задачи курса «Организация туризма»

Понятие и сущность туризма. Цели и задачи туризма. Функции и факторы развития туризма. Экономическая, политическая и социальная функции туризма. Система туриз­ма. Объекты и субъекты системы туризма. Туризм в мировой эконо­мике. Туризм и его место в экономике Республики Беларусь. Пер­спективы развития туризма. Предмет и задачи дисциплины. Роль в подго­товке специалистов.

Тема 2. Туристская терминология

Туризм. Путешествие. Туристская индустрия. Индустрия гос­теприимства. Международный туризм. Понятие въездного и выез­дного туризма. Внутренний туризм. Виды, формы и средства туриз­ма. Групповой и индивидуальный туризм. Самодеятельный туризм. Понятия "турист", "туристская группа". Туристский объект. Турис­тский центр. Туристское предприятие. Понятие "туроператор" и "турагент", их взаимосвязь на рынке туристских услуг. Туристский продукт и его компоненты. Туристский маршрут и тур, их класси­фикация. Категории туристского обслуживания.

Тема 3. Нормативно-правовая база туризма

Законодательная и нормативно-правовая база туризма. Между­народные акты в сфере туризма. Закон Республики Беларусь "О ту­ризме". Государственное регулирование туристской деятельности. Национальная политика в сфере туризма. Структура управления туризмом. Лицензирование туристской деятельности. Стандартиза­ция и сертификация в туризме. Нормативно-правовые акты Минис­терства спорта и туризма, регулирующие туристскую деятельность.

Тема 4. Туристское предприятие и организация его деятельности.

Туристское предприятие и организация его деятельности. Хозяйственно-правовые формы организации туристских предприятий.

Туристское предприятие, особенности его образования. Задачи начальной стадии функционирования предприятия. Офис, требования к его размещению, оформлению и оснащению. Регламент работы предприятия. Персонал туристского предприятия. Деловое общение в туристской деятельности.

Тема 5. Планирование и формирование тура

Планирование и организация тура. Тур как основной вид туристского продукта. Этапы разработки тура. Структура тура. Формирование тура. Комплекс основных услуг. Дополнительные услуги. Взаимоотношения с фирмами-партнерами и производителями услуг.
Экспериментальная проверка тура, корректировка и внедрение.
Продвижение туристского продукта на рынок. Организация тура. Система сбыта туристского продукта. Продажа через каталоги. Оптовая продажа. Личная продажа. Организация личной продажи и требования к ней.

Организационное обеспечение тура. Организация группового тура. Пакет сопровождающей документации. Услуги сопровожде­ния. Руководитель туристской группы, его права и обязанности. Права и обязанности туристов. Претензии к туристскому предприя­тию, порядок и сроки их разрешения.

Тема 7. Экскурсионное обслуживание

Экскурсионное обслуживание. Понятие и комплекс задач эк­скурсионного обслуживания. Экскурсия, ее сущность, структура и содержание. Основные требования к проведению экскурсий. Диф­ференциация экскурсионного обслуживания. Экскурсовод и его роль в организации экскурсии.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СЛУШАТЕЛЕЙ

№ п/п Номер и наименование темы Вопросы темы Кол-во часов   Форма контроля Литература (ссылка на номер источника из списка литературы)
Тема1 Основные понятия, сущность и значение туризма. Предмет и задачи курса «Организация туризма» Туризм в мировой эконо­мике. Туризм и его место в экономике Республики Беларусь. Пер­спективы развития туризма. Предмет и задачи дисциплины. Роль в подго­товке специалистов.     Проверка конспекта -аннотации изученного материала основная[1], [2], [5] дополнительная [2], [5], [7]
Тема2 Туристская терминология Групповой и индивидуальный туризм. Самодеятельный туризм. Понятия "турист", "туристская группа". Туристский объект. Турис­тский центр. Туристское предприятие. Понятие "туроператор" и "турагент", их взаимосвязь на рынке туристских услуг. Туристский продукт и его компоненты. Туристский маршрут и тур, их класси­фикация. Категории туристского обслуживания.     Проверка конспекта -аннотации изученного материала основная[1], [2], [5] дополнительная [2], [5], [7]
Тема3 Нормативно-правовая база туризма Национальная политика в сфере туризма. Структура управления туризмом. Лицензирование туристской деятельности. Стандартиза­ция и сертификация в туризме. Нормативно-правовые акты Минис­терства спорта и туризма, регулирующие туристскую деятельность.       Проверка конспекта -аннотации изученного материала основная[1], [2], [5] дополнительная [2], [5], [7]
Тема4 Туристское предприятия и организация его деятельности Хозяйственно-правовые формы организации туристских предприятий. Туристское предприятие, особенности его образования. Задачи начальной стадии функционирования предприятия. Офис, требования к его размещению, оформлению и оснащению. Регламент работы предприятия.   Проверка конспекта -аннотации изученного материала основная[1], [2], [5] дополнительная [2], [5], [7]
Тема5 Планирование и формирование тура Взаимоотношения с фирмами-партнерами и производителями услуг. Экспериментальная проверка тура, корректировка и внедрение. Продвижение туристского продукта на рынок. Организация тура. Система сбыта туристского продукта. Продажа через каталоги. Оптовая продажа. Личная продажа. Организация личной продажи и требования к ней.   Проверка конспекта -аннотации изученного материала основная[1], [2], [5] дополнительная [2], [5], [7]
Тема6 Гостиничное обслуживание и организация питания в туризме Гостиничное обслуживание. Средства размещения туристов. Гости­ничные предприятия, системы их классификации. Стандартизация и сертификация в сфере гостиничного хозяйства. Основные службы гостиницы и их назначение. Гостеприимство в сфере гостиничного бизнеса. Проверка конспекта -аннотации изученного материала основная[1], [2], [5] дополнительная [2], [5], [7]
Тема7 Экскурсионное обслуживание Экскурсия, ее сущность, структура и содержание. Основные требования к проведению экскурсий. Диф­ференциация экскурсионного обслуживания. Экскурсовод и его роль в организации экскурсии Проверка конспекта -аннотации изученного материала основная[1], [2], [5] дополнительная [2], [5], [7]
Тема8 Транспортное обеспечение в туризме Классификация транспортных средств. Туристские пе­ревозки и транспортное обеспечение программных мероприятий. Услуги трансфера. Организация сотрудничества туристских пред­приятий с транспортными компаниями. Обеспечение авиационных, железнодорожных, автобусных туров. Морские и речные круизы. Автотуризм.   Проверка конспекта -аннотации изученного материала основная[1], [2], [5] дополнительная [2], [5], [7
Тема9 Договорные отношения в туризме Понятие договора (контрак­та). Структура договора. Порядок и условия заключения и выпол­нения договора. Контракты с иностранным партнером: договоры с поставщиками услуг. Протокол о сотрудничестве. Договор с потре­бителем. Права и обязанности клиента и исполнителя услуг. Проверка конспекта -аннотации изученного материала основная[1], [2], [5] дополнительная [2], [5], [7
Тема10 Страхование в туризме Страховая защита интересов потребителей туристских услуг. Виды страхования в туристской деятельнос­ти, их сущность и цели. Страховой полис. Страховой случай. Зада­чи руководителя туристской группы при наступлении страхового случая. Ответственность страховой компании. Проверка конспекта -аннотации изученного материала основная[1], [2], [5] дополнительная [2], [5], [7
Тема11 Туристские формальности Виды выездных документов и требования к ним. Визовые формальности. Туристская виза и ее назначение. Организация взаи­модействия туристских предприятий с посольствами иностранных государств, при оформлении визы. Таможенные формальности. За­конодательная база таможенного регулирования на территории Рес­публики Беларусь. Задачи туристского предприятия по выполне­нию туристами порядка перемещения личного имущества и валюты через границу. Проверка конспекта -аннотации изученного материала основная[1], [2], [5] дополнительная [2], [5], [7
Тема12 Информационные технологии в туризме Информационная система "Интернет". Международные системы информации и бро­нирования. Резервирование гостиничных номеров, бронирование билетов на транспортные средства, зрелищные мероприятия. Поль­зователи информационных систем в Республике Беларусь. Проверка конспекта -аннотации изученного материала основная[1], [2], [5] дополнительная [2], [5], [7
Тема13 Международный туризм Международное региональное и субрегиональное сотрудничес­тво в области туризма. Международные информационные и про­фессиональные издания в сфере туризма. Международные турис­тские выставки и ярмарки. Республика Беларусь в мировом туриз­ме. Международное сотрудничество Республики Беларусь в сфере туризма.   Проверка конспекта -аннотации изученного материала основная[1], [2], [5] дополнительная [2], [5], [7
  Итого      

Вопросы к экзамену

  1. Понятие и сущность туризма, его характерные черты.
  2. Туризм как сложная социально-экономическая система.
  3. Функции туризма.
  4. Факторы, влияющие на развитие туризма.
  5. Классификация туризма.
  6. Классификация путешественников. Турист и экскурсант.
  7. Туристическая индустрия и материально-техническая база туризма.
  8. Туристическая деятельность. Туроператорская и турагентская деятельность.
  9. Туристические ресурсы и туристическая зона.
  10. Туристическая политика.
  11. Государственное регулирование в сфере туризма.
  12. Функции государства, осуществляемые в рамках формирования и реализации туристической политики.
  13. Структура управления туризмом в Республике Беларусь.
  14. Органы управления туризмом в Республике Беларусь, их характеристика и функции.
  15. Зарубежные модели управления туризмом.
  16. Нормативно-правовое обеспечение туристической деятельности.
  17. Лицензирование туристической деятельности.
  18. Стандартизация и сертификация в туризме.
  19. Туристическое предприятие, его внешняя и внутренняя среда.
  20. Туроператоры и турпосредники, их виды.
  21. Организационно-правовые формы туристических предприятий. Факторы, определяющие их выбор.
  22. Создание и прекращение деятельности туристического предприятия.
  23. Тур как основной вид туристического продукта. Основные и дополнительные услуги.
  24. Технология проектирования тура.
  25. Формирование тура.
  26. Продвижение тура.
  27. Реализация тура.
  28. Средства размещения туристов.
  29. Классификация гостиниц.
  30. Типология гостиниц.
  31. Основные службы гостиницы и их назначение.
  32. Организация питания туристов.
  33. Транспортное обеспечение туристической деятельности.
  34. Автомобильные туристические перевозки.
  35. Железнодорожные туристические перевозки.
  36. Авиационные туристические перевозки.
  37. Морские и речные путешествия.
  38. Сущность и классификация экскурсий.
  39. Подготовка экскурсии. Основные требования к ее проведению.
  40. Экскурсовод и его роль в экскурсионном обслуживании.
  41. Договор – основа хозяйственной деятельности туристического предприятия.
  42. Требования к составлению договоров.
  43. Договорные отношения между туроператором и турагентом.
  44. Договоры с поставщиками туристических услуг.
  45. Договор оказания туристических услуг.
  46. Договорные отношения между рецептивным и инициативным туроператорами.
  47. Безопасность в туризме.
  48. Основные направления и уровни обеспечения безопасности в туризме.
  49. Содержание, формы и виды страхования.
  50. Виды страхования, применяемые в туризме.
  51. Формальности в сфере туризма.
  52. Паспортно-визовые туристические формальности.
  53. Таможенные туристические формальности.
  54. Санитарные (медицинские) формальности.
  55. Информационные технологии в офисе туристического предприятия.
  56. Международные системы бронирования.
  57. Глобальная сеть Интернет и ее использование в туризме.
  58. Международный туризм, его состояние и прогнозы развития.
  59. Основные предпосылки и тенденции развития международного туризма.
  60. Международные туристические организации.
  61. Всемирная туристическая организация (ВТО), ее роль в обеспечении международного сотрудничества и основные направления деятельности.
  62. Международные туристические выставки и ярмарки.

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Нормативная правовая база:

1. Закон Республики Беларусь от 9 января 2007 г. № 206-3 «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О туризме». Туристический информационный бюллетень №2. Мн.: Министерство спорта и туризма Республики Беларусь, 2007 с. 4-10.

2. Закон Республики Беларусь от 9 января 2002 г. №90-3 «О защите прав потребителей». Туристический информационный бюллетень №2. Мн.: МСиТ, 2007, с. 14-27.

3. Указ Президента Республики Беларусь от 2 июня 2006 г. №371 «О некоторых мерах государственной поддержки развития туризма в Республике Беларусь». Туристический информационный бюллетень №2. Мн.: МСиТ, 2007, с. 28-29.

4. Указ Президента Республики Беларусь от 2 июня 2006 г. №372 «О мерах по развитию агроэкотуризма в Республике Беларусь». Туристический информационный бюллетень №2. Мн.: МСиТ, 2007, с. 33-35.

5. Положение о Министерстве спорта и туризма Республики Беларусь. Туристический информационный бюллетень №2. Мн.: МСиТ, 2007, с. 38-42.

6. Положение о Департаменте по туризму Министерства спорта и туризма Республики Беларусь. Туристический информационный бюллетень №2. Мн.: МСиТ, 2007, с. 43-45.

7. Положение и лицензировании туристической деятельности. Туристический информационный бюллетень №2. Мн.: МСиТ, 2007, с. 46-48.

8. Положение о прядке создания туристических зон. Туристический информационный бюллетень №2. Мн.: МСиТ, 2007, с. 66.

9. Положение о порядке ведения Государственного кадастра туристических ресурсов Республики Беларусь. Туристический информационный бюллетень №2. Мн.: МСиТ, 2007, с. 67-68.

10. Постановление Министерства спорта и туризма Республики Беларусь от 13 июня 2007 г №18 «О туристическом ваучере». Туристический информационный бюллетень №2. Мн.: МСиТ, 2007, с. 70.

11. Типовой договор на оказание услуг в сфере агроэкотуризма. Туристический информационный бюллетень №2. Мн.: МСиТ, 2007, с. 53-55.

12. Комментарий к Гражданскому кодексу республики Беларусь: 2кн. Кн.1/Отв.ред. В.Ф. Чигирь. – 2-ое изд. – Мн.: Алмфея, 2000

Основная литература:

1. Организация туризма: Учебное пособие. / А.П. Дурович, Н.И.Кабушкин, Т.М. Сергеева и др.; Под общ. ред. Н.И. Кабушкина и др. – Мн.: Новое знание, 2003.- 632 с.

2. Сергеева Т.М. Организация туризма: учеб.-практ. пособие. –Мн.: БГЭУ, 2007.

3. Александрова А.Ю. Международный туризм. -М.: АспектПресс, 2004.

4. Биржаков М.Б. Введение в туризм. – СПБ.: Герда, 2004.

5. Кабушкин Н.И., Бондаренко Г.А. Менеджмент гостиниц и ресторанов. – Мн.: Новое знание, 2004.

6. Дмитриев М.Н., Забаева М.Н. Экономика и предпринимательство в социально-культурном сервисе и туризме. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006.

Дополнительная литература:

1. Богатов А.П., Бойко Т.В., Зубрева М.В. Туристские формальности. –М.: Финансы и Статистика, 2003.

2.Бикташева Д.Л., Гиева А.П., Жданова Т.С. Менеджмент в туризме. - М.: Альфа-М: Инфра-М, 2007.

3. Бирицкая Н.М. Туроперейтинг: учеб.-практ. пособие. – Мн.: БГЭУ, 2007.

4. Бондаренко Г.А. Менеджмент гостиниц и ресторанов. – Мн.: Новое знание, 2008.

5. Бутко И.И. и др. Туристический бизнес: основы организации. – Ростов н/Д. Феникс, 2007.

6. Вавилова Е.В. Основы международного туризма. – М.: Гардарики, 2005.

7. Гуляев В.Г. Организация туристских перевозок. – М.: Финансы и статистика, 2003.

8. Дехтерь Г.М. Индустрия туризма. Правовые акты. Туристская деятельность. – М.: Финансы и статистика, 2005.

9. Дурович А.П. Маркетинг в туризме. – М.: Новое знание, 2005.

10. Зорина Г.И., Ильина Е.Н. Основы туристской деятельности. – М.: Советский спорт, 2004.

11. Ильина Е.Н. Деятельность туристских агентств. Туристский рынок и предпринимательство. – М.: Советский спорт, 2004.

12. Ильина Е.Н. Туроперейтинг: организация деятельности. – М.: Финансы и статистика, 2004.

13. Кабушкин Н.И. Менеджмент туризма. – Мн.: Новое знание, 2005.

14. Кабушкин Н.И. Менеджмент гостиниц и ресторанов. – Мн.: БГЭУ, 2007.

15. Каурова А.Д. Организация сферы туризма. – Ростов н/Д: Март ИЦ, 2005.

16. Квартальнов В.А. Туризм. – М.: Финансы и статистика, 2004.

17. Малашенко В.И. Менеджмент туристского предприятия. – Мн.: БГЭУ, 2007.

18. Маринин М.Н. Туристские формальности и безопасность в туризме. М.: Финансы и статистика, 2002.

19. Организация и управление гостиничным бизнесом / Под. ред. А.Л. Лесника, И.П. Мацицкого, А.В. Чернышева. – М.: Интел универсал, 2000.

20. Пузанова Е.Н. Международный туристический бизнес. – М.: ПРИОР, 2001.

21. Савина Н.В. Экскурсоведение: учеб.-практ.пособие. – Мн.: БГЭУ, 2007.

22. Сенин В.И. Организация международного туризма. - М.: Финансы и статистика, 2004.

23.Скамай Л.Г. Страхование. – М.: ИНФРА – М.: 2001.

24. Шаповал Т.Ф. История туризма. – Мн.: Экоперспектива, 1999.

25. Энциклопедия туризма/Авт – сост. И.В. Зорин, В.А. Квартальнов. – М.: Финансы и статистика, 2001.

ТЕМАТИКА ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ

Тема 1. Основные понятия, сущность и значение туризма. Предмет и задачи курса «Организация туризма»

Объекты и субъекты системы туризма.

Туризм в мировой эконо­мике.

Тема 5. Планирование и формирование тура

Система сбыта туристского продукта.

Продажа через каталоги.

Оптовая продажа.

Личная продажа.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№   п\п Наименование разделов дисциплины и (или) тем Количество часов 100
Всего Распределение по видам занятий
Лекции Практические занятия Семинарские занятия Круглые столы, тематич. дискус. Лабораторные занятия Деловые игры тренинги конференции СРС
Тема 1. Основные понятия, сущность и значение туризма. Предмет и задачи курса «Организация туризма»              
Тема 2. Туристская терминология            
Тема 3. Нормативно-правовая база туризма              
Тема 4. Туристское предприятия и организация его деятельности            
Тема 5. Планирование и формирование тура            
Тема 6. Гостиничное обслуживание и организация питания в туризме            
Тема 7. Экскурсионное обслуживание            
Тема 8. Транспортное обеспечение в туризме            
Тема 9. Договорные отношения в туризме            
Тема 10. Страхование в туризме            
Тема 11. Туристские формальности            
Тема 12. Информационные технологии в туризме            
Тема 13. Международный туризм            
Всего            
Форма текущей аттестации экзамен

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Тема 1. Основные понятия, сущность и значение туризма. Предмет и задачи курса «Организация туризма»

Понятие и сущность туризма. Цели и задачи туризма. Функции и факторы развития туризма. Экономическая, политическая и социальная функции туризма. Система туриз­ма. Объекты и субъекты системы туризма. Туризм в мировой эконо­мике. Туризм и его место в экономике Республики Беларусь. Пер­спективы развития туризма. Предмет и задачи дисциплины. Роль в подго­товке специалистов.

Тема 2. Туристская терминология

Туризм. Путешествие. Туристская индустрия. Индустрия гос­теприимства. Международный туризм. Понятие въездного и выез­дного туризма. Внутренний туризм. Виды, формы и средства туриз­ма. Групповой и индивидуальный туризм. Самодеятельный туризм. Понятия "турист", "туристская группа". Туристский объект. Турис­тский центр. Туристское предприятие. Понятие "туроператор" и "турагент", их взаимосвязь на рынке туристских услуг. Туристский продукт и его компоненты. Туристский маршрут и тур, их класси­фикация. Категории туристского обслуживания.

Наши рекомендации