Тема 2. Туристская терминология
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п\п | Наименование разделов дисциплины и (или) тем | Количество часов 100 | |||||||||
Всего | Распределение по видам занятий | ||||||||||
Лекции | Практические занятия | Семинарские занятия | Круглые столы, тематич. дискус. | Лабораторные занятия | Деловые игры | тренинги | конференции | СРС | |||
Тема 1. Основные понятия, сущность и значение туризма. Предмет и задачи курса «Организация туризма» | |||||||||||
Тема 2. Туристская терминология | |||||||||||
Тема 3. Нормативно-правовая база туризма | |||||||||||
Тема 4. Туристское предприятия и организация его деятельности | |||||||||||
Тема 5. Планирование и формирование тура | |||||||||||
Тема 6. Гостиничное обслуживание и организация питания в туризме | |||||||||||
Тема 7. Экскурсионное обслуживание | |||||||||||
Тема 8. Транспортное обеспечение в туризме | |||||||||||
Тема 9. Договорные отношения в туризме | |||||||||||
Тема 10. Страхование в туризме | |||||||||||
Тема 11. Туристские формальности | |||||||||||
Тема 12. Информационные технологии в туризме | |||||||||||
Тема 13. Международный туризм | |||||||||||
Всего | |||||||||||
Форма текущей аттестации | экзамен |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Тема 1. Основные понятия, сущность и значение туризма. Предмет и задачи курса «Организация туризма»
Понятие и сущность туризма. Цели и задачи туризма. Функции и факторы развития туризма. Экономическая, политическая и социальная функции туризма. Система туризма. Объекты и субъекты системы туризма. Туризм в мировой экономике. Туризм и его место в экономике Республики Беларусь. Перспективы развития туризма. Предмет и задачи дисциплины. Роль в подготовке специалистов.
Тема 2. Туристская терминология
Туризм. Путешествие. Туристская индустрия. Индустрия гостеприимства. Международный туризм. Понятие въездного и выездного туризма. Внутренний туризм. Виды, формы и средства туризма. Групповой и индивидуальный туризм. Самодеятельный туризм. Понятия "турист", "туристская группа". Туристский объект. Туристский центр. Туристское предприятие. Понятие "туроператор" и "турагент", их взаимосвязь на рынке туристских услуг. Туристский продукт и его компоненты. Туристский маршрут и тур, их классификация. Категории туристского обслуживания.
Тема 3. Нормативно-правовая база туризма
Законодательная и нормативно-правовая база туризма. Международные акты в сфере туризма. Закон Республики Беларусь "О туризме". Государственное регулирование туристской деятельности. Национальная политика в сфере туризма. Структура управления туризмом. Лицензирование туристской деятельности. Стандартизация и сертификация в туризме. Нормативно-правовые акты Министерства спорта и туризма, регулирующие туристскую деятельность.
Тема 4. Туристское предприятие и организация его деятельности.
Туристское предприятие и организация его деятельности. Хозяйственно-правовые формы организации туристских предприятий.
Туристское предприятие, особенности его образования. Задачи начальной стадии функционирования предприятия. Офис, требования к его размещению, оформлению и оснащению. Регламент работы предприятия. Персонал туристского предприятия. Деловое общение в туристской деятельности.
Тема 5. Планирование и формирование тура
Планирование и организация тура. Тур как основной вид туристского продукта. Этапы разработки тура. Структура тура. Формирование тура. Комплекс основных услуг. Дополнительные услуги. Взаимоотношения с фирмами-партнерами и производителями услуг.
Экспериментальная проверка тура, корректировка и внедрение.
Продвижение туристского продукта на рынок. Организация тура. Система сбыта туристского продукта. Продажа через каталоги. Оптовая продажа. Личная продажа. Организация личной продажи и требования к ней.
Организационное обеспечение тура. Организация группового тура. Пакет сопровождающей документации. Услуги сопровождения. Руководитель туристской группы, его права и обязанности. Права и обязанности туристов. Претензии к туристскому предприятию, порядок и сроки их разрешения.
Тема 7. Экскурсионное обслуживание
Экскурсионное обслуживание. Понятие и комплекс задач экскурсионного обслуживания. Экскурсия, ее сущность, структура и содержание. Основные требования к проведению экскурсий. Дифференциация экскурсионного обслуживания. Экскурсовод и его роль в организации экскурсии.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СЛУШАТЕЛЕЙ
№ п/п | Номер и наименование темы | Вопросы темы | Кол-во часов | Форма контроля | Литература (ссылка на номер источника из списка литературы) |
Тема1 Основные понятия, сущность и значение туризма. Предмет и задачи курса «Организация туризма» | Туризм в мировой экономике. Туризм и его место в экономике Республики Беларусь. Перспективы развития туризма. Предмет и задачи дисциплины. Роль в подготовке специалистов. | Проверка конспекта -аннотации изученного материала | основная[1], [2], [5] дополнительная [2], [5], [7] | ||
Тема2 Туристская терминология | Групповой и индивидуальный туризм. Самодеятельный туризм. Понятия "турист", "туристская группа". Туристский объект. Туристский центр. Туристское предприятие. Понятие "туроператор" и "турагент", их взаимосвязь на рынке туристских услуг. Туристский продукт и его компоненты. Туристский маршрут и тур, их классификация. Категории туристского обслуживания. | Проверка конспекта -аннотации изученного материала | основная[1], [2], [5] дополнительная [2], [5], [7] | ||
Тема3 Нормативно-правовая база туризма | Национальная политика в сфере туризма. Структура управления туризмом. Лицензирование туристской деятельности. Стандартизация и сертификация в туризме. Нормативно-правовые акты Министерства спорта и туризма, регулирующие туристскую деятельность. | Проверка конспекта -аннотации изученного материала | основная[1], [2], [5] дополнительная [2], [5], [7] | ||
Тема4 Туристское предприятия и организация его деятельности | Хозяйственно-правовые формы организации туристских предприятий. Туристское предприятие, особенности его образования. Задачи начальной стадии функционирования предприятия. Офис, требования к его размещению, оформлению и оснащению. Регламент работы предприятия. | Проверка конспекта -аннотации изученного материала | основная[1], [2], [5] дополнительная [2], [5], [7] | ||
Тема5 Планирование и формирование тура | Взаимоотношения с фирмами-партнерами и производителями услуг. Экспериментальная проверка тура, корректировка и внедрение. Продвижение туристского продукта на рынок. Организация тура. Система сбыта туристского продукта. Продажа через каталоги. Оптовая продажа. Личная продажа. Организация личной продажи и требования к ней. | Проверка конспекта -аннотации изученного материала | основная[1], [2], [5] дополнительная [2], [5], [7] | ||
Тема6 Гостиничное обслуживание и организация питания в туризме | Гостиничное обслуживание. Средства размещения туристов. Гостиничные предприятия, системы их классификации. Стандартизация и сертификация в сфере гостиничного хозяйства. Основные службы гостиницы и их назначение. Гостеприимство в сфере гостиничного бизнеса. | Проверка конспекта -аннотации изученного материала | основная[1], [2], [5] дополнительная [2], [5], [7] | ||
Тема7 Экскурсионное обслуживание | Экскурсия, ее сущность, структура и содержание. Основные требования к проведению экскурсий. Дифференциация экскурсионного обслуживания. Экскурсовод и его роль в организации экскурсии | Проверка конспекта -аннотации изученного материала | основная[1], [2], [5] дополнительная [2], [5], [7] | ||
Тема8 Транспортное обеспечение в туризме | Классификация транспортных средств. Туристские перевозки и транспортное обеспечение программных мероприятий. Услуги трансфера. Организация сотрудничества туристских предприятий с транспортными компаниями. Обеспечение авиационных, железнодорожных, автобусных туров. Морские и речные круизы. Автотуризм. | Проверка конспекта -аннотации изученного материала | основная[1], [2], [5] дополнительная [2], [5], [7 | ||
Тема9 Договорные отношения в туризме | Понятие договора (контракта). Структура договора. Порядок и условия заключения и выполнения договора. Контракты с иностранным партнером: договоры с поставщиками услуг. Протокол о сотрудничестве. Договор с потребителем. Права и обязанности клиента и исполнителя услуг. | Проверка конспекта -аннотации изученного материала | основная[1], [2], [5] дополнительная [2], [5], [7 | ||
Тема10 Страхование в туризме | Страховая защита интересов потребителей туристских услуг. Виды страхования в туристской деятельности, их сущность и цели. Страховой полис. Страховой случай. Задачи руководителя туристской группы при наступлении страхового случая. Ответственность страховой компании. | Проверка конспекта -аннотации изученного материала | основная[1], [2], [5] дополнительная [2], [5], [7 | ||
Тема11 Туристские формальности | Виды выездных документов и требования к ним. Визовые формальности. Туристская виза и ее назначение. Организация взаимодействия туристских предприятий с посольствами иностранных государств, при оформлении визы. Таможенные формальности. Законодательная база таможенного регулирования на территории Республики Беларусь. Задачи туристского предприятия по выполнению туристами порядка перемещения личного имущества и валюты через границу. | Проверка конспекта -аннотации изученного материала | основная[1], [2], [5] дополнительная [2], [5], [7 | ||
Тема12 Информационные технологии в туризме | Информационная система "Интернет". Международные системы информации и бронирования. Резервирование гостиничных номеров, бронирование билетов на транспортные средства, зрелищные мероприятия. Пользователи информационных систем в Республике Беларусь. | Проверка конспекта -аннотации изученного материала | основная[1], [2], [5] дополнительная [2], [5], [7 | ||
Тема13 Международный туризм | Международное региональное и субрегиональное сотрудничество в области туризма. Международные информационные и профессиональные издания в сфере туризма. Международные туристские выставки и ярмарки. Республика Беларусь в мировом туризме. Международное сотрудничество Республики Беларусь в сфере туризма. | Проверка конспекта -аннотации изученного материала | основная[1], [2], [5] дополнительная [2], [5], [7 | ||
Итого |
Вопросы к экзамену
- Понятие и сущность туризма, его характерные черты.
- Туризм как сложная социально-экономическая система.
- Функции туризма.
- Факторы, влияющие на развитие туризма.
- Классификация туризма.
- Классификация путешественников. Турист и экскурсант.
- Туристическая индустрия и материально-техническая база туризма.
- Туристическая деятельность. Туроператорская и турагентская деятельность.
- Туристические ресурсы и туристическая зона.
- Туристическая политика.
- Государственное регулирование в сфере туризма.
- Функции государства, осуществляемые в рамках формирования и реализации туристической политики.
- Структура управления туризмом в Республике Беларусь.
- Органы управления туризмом в Республике Беларусь, их характеристика и функции.
- Зарубежные модели управления туризмом.
- Нормативно-правовое обеспечение туристической деятельности.
- Лицензирование туристической деятельности.
- Стандартизация и сертификация в туризме.
- Туристическое предприятие, его внешняя и внутренняя среда.
- Туроператоры и турпосредники, их виды.
- Организационно-правовые формы туристических предприятий. Факторы, определяющие их выбор.
- Создание и прекращение деятельности туристического предприятия.
- Тур как основной вид туристического продукта. Основные и дополнительные услуги.
- Технология проектирования тура.
- Формирование тура.
- Продвижение тура.
- Реализация тура.
- Средства размещения туристов.
- Классификация гостиниц.
- Типология гостиниц.
- Основные службы гостиницы и их назначение.
- Организация питания туристов.
- Транспортное обеспечение туристической деятельности.
- Автомобильные туристические перевозки.
- Железнодорожные туристические перевозки.
- Авиационные туристические перевозки.
- Морские и речные путешествия.
- Сущность и классификация экскурсий.
- Подготовка экскурсии. Основные требования к ее проведению.
- Экскурсовод и его роль в экскурсионном обслуживании.
- Договор – основа хозяйственной деятельности туристического предприятия.
- Требования к составлению договоров.
- Договорные отношения между туроператором и турагентом.
- Договоры с поставщиками туристических услуг.
- Договор оказания туристических услуг.
- Договорные отношения между рецептивным и инициативным туроператорами.
- Безопасность в туризме.
- Основные направления и уровни обеспечения безопасности в туризме.
- Содержание, формы и виды страхования.
- Виды страхования, применяемые в туризме.
- Формальности в сфере туризма.
- Паспортно-визовые туристические формальности.
- Таможенные туристические формальности.
- Санитарные (медицинские) формальности.
- Информационные технологии в офисе туристического предприятия.
- Международные системы бронирования.
- Глобальная сеть Интернет и ее использование в туризме.
- Международный туризм, его состояние и прогнозы развития.
- Основные предпосылки и тенденции развития международного туризма.
- Международные туристические организации.
- Всемирная туристическая организация (ВТО), ее роль в обеспечении международного сотрудничества и основные направления деятельности.
- Международные туристические выставки и ярмарки.
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативная правовая база:
1. Закон Республики Беларусь от 9 января 2007 г. № 206-3 «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О туризме». Туристический информационный бюллетень №2. Мн.: Министерство спорта и туризма Республики Беларусь, 2007 с. 4-10.
2. Закон Республики Беларусь от 9 января 2002 г. №90-3 «О защите прав потребителей». Туристический информационный бюллетень №2. Мн.: МСиТ, 2007, с. 14-27.
3. Указ Президента Республики Беларусь от 2 июня 2006 г. №371 «О некоторых мерах государственной поддержки развития туризма в Республике Беларусь». Туристический информационный бюллетень №2. Мн.: МСиТ, 2007, с. 28-29.
4. Указ Президента Республики Беларусь от 2 июня 2006 г. №372 «О мерах по развитию агроэкотуризма в Республике Беларусь». Туристический информационный бюллетень №2. Мн.: МСиТ, 2007, с. 33-35.
5. Положение о Министерстве спорта и туризма Республики Беларусь. Туристический информационный бюллетень №2. Мн.: МСиТ, 2007, с. 38-42.
6. Положение о Департаменте по туризму Министерства спорта и туризма Республики Беларусь. Туристический информационный бюллетень №2. Мн.: МСиТ, 2007, с. 43-45.
7. Положение и лицензировании туристической деятельности. Туристический информационный бюллетень №2. Мн.: МСиТ, 2007, с. 46-48.
8. Положение о прядке создания туристических зон. Туристический информационный бюллетень №2. Мн.: МСиТ, 2007, с. 66.
9. Положение о порядке ведения Государственного кадастра туристических ресурсов Республики Беларусь. Туристический информационный бюллетень №2. Мн.: МСиТ, 2007, с. 67-68.
10. Постановление Министерства спорта и туризма Республики Беларусь от 13 июня 2007 г №18 «О туристическом ваучере». Туристический информационный бюллетень №2. Мн.: МСиТ, 2007, с. 70.
11. Типовой договор на оказание услуг в сфере агроэкотуризма. Туристический информационный бюллетень №2. Мн.: МСиТ, 2007, с. 53-55.
12. Комментарий к Гражданскому кодексу республики Беларусь: 2кн. Кн.1/Отв.ред. В.Ф. Чигирь. – 2-ое изд. – Мн.: Алмфея, 2000
Основная литература:
1. Организация туризма: Учебное пособие. / А.П. Дурович, Н.И.Кабушкин, Т.М. Сергеева и др.; Под общ. ред. Н.И. Кабушкина и др. – Мн.: Новое знание, 2003.- 632 с.
2. Сергеева Т.М. Организация туризма: учеб.-практ. пособие. –Мн.: БГЭУ, 2007.
3. Александрова А.Ю. Международный туризм. -М.: АспектПресс, 2004.
4. Биржаков М.Б. Введение в туризм. – СПБ.: Герда, 2004.
5. Кабушкин Н.И., Бондаренко Г.А. Менеджмент гостиниц и ресторанов. – Мн.: Новое знание, 2004.
6. Дмитриев М.Н., Забаева М.Н. Экономика и предпринимательство в социально-культурном сервисе и туризме. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006.
Дополнительная литература:
1. Богатов А.П., Бойко Т.В., Зубрева М.В. Туристские формальности. –М.: Финансы и Статистика, 2003.
2.Бикташева Д.Л., Гиева А.П., Жданова Т.С. Менеджмент в туризме. - М.: Альфа-М: Инфра-М, 2007.
3. Бирицкая Н.М. Туроперейтинг: учеб.-практ. пособие. – Мн.: БГЭУ, 2007.
4. Бондаренко Г.А. Менеджмент гостиниц и ресторанов. – Мн.: Новое знание, 2008.
5. Бутко И.И. и др. Туристический бизнес: основы организации. – Ростов н/Д. Феникс, 2007.
6. Вавилова Е.В. Основы международного туризма. – М.: Гардарики, 2005.
7. Гуляев В.Г. Организация туристских перевозок. – М.: Финансы и статистика, 2003.
8. Дехтерь Г.М. Индустрия туризма. Правовые акты. Туристская деятельность. – М.: Финансы и статистика, 2005.
9. Дурович А.П. Маркетинг в туризме. – М.: Новое знание, 2005.
10. Зорина Г.И., Ильина Е.Н. Основы туристской деятельности. – М.: Советский спорт, 2004.
11. Ильина Е.Н. Деятельность туристских агентств. Туристский рынок и предпринимательство. – М.: Советский спорт, 2004.
12. Ильина Е.Н. Туроперейтинг: организация деятельности. – М.: Финансы и статистика, 2004.
13. Кабушкин Н.И. Менеджмент туризма. – Мн.: Новое знание, 2005.
14. Кабушкин Н.И. Менеджмент гостиниц и ресторанов. – Мн.: БГЭУ, 2007.
15. Каурова А.Д. Организация сферы туризма. – Ростов н/Д: Март ИЦ, 2005.
16. Квартальнов В.А. Туризм. – М.: Финансы и статистика, 2004.
17. Малашенко В.И. Менеджмент туристского предприятия. – Мн.: БГЭУ, 2007.
18. Маринин М.Н. Туристские формальности и безопасность в туризме. М.: Финансы и статистика, 2002.
19. Организация и управление гостиничным бизнесом / Под. ред. А.Л. Лесника, И.П. Мацицкого, А.В. Чернышева. – М.: Интел универсал, 2000.
20. Пузанова Е.Н. Международный туристический бизнес. – М.: ПРИОР, 2001.
21. Савина Н.В. Экскурсоведение: учеб.-практ.пособие. – Мн.: БГЭУ, 2007.
22. Сенин В.И. Организация международного туризма. - М.: Финансы и статистика, 2004.
23.Скамай Л.Г. Страхование. – М.: ИНФРА – М.: 2001.
24. Шаповал Т.Ф. История туризма. – Мн.: Экоперспектива, 1999.
25. Энциклопедия туризма/Авт – сост. И.В. Зорин, В.А. Квартальнов. – М.: Финансы и статистика, 2001.
ТЕМАТИКА ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
Тема 1. Основные понятия, сущность и значение туризма. Предмет и задачи курса «Организация туризма»
Объекты и субъекты системы туризма.
Туризм в мировой экономике.
Тема 5. Планирование и формирование тура
Система сбыта туристского продукта.
Продажа через каталоги.
Оптовая продажа.
Личная продажа.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п\п | Наименование разделов дисциплины и (или) тем | Количество часов 100 | |||||||||
Всего | Распределение по видам занятий | ||||||||||
Лекции | Практические занятия | Семинарские занятия | Круглые столы, тематич. дискус. | Лабораторные занятия | Деловые игры | тренинги | конференции | СРС | |||
Тема 1. Основные понятия, сущность и значение туризма. Предмет и задачи курса «Организация туризма» | |||||||||||
Тема 2. Туристская терминология | |||||||||||
Тема 3. Нормативно-правовая база туризма | |||||||||||
Тема 4. Туристское предприятия и организация его деятельности | |||||||||||
Тема 5. Планирование и формирование тура | |||||||||||
Тема 6. Гостиничное обслуживание и организация питания в туризме | |||||||||||
Тема 7. Экскурсионное обслуживание | |||||||||||
Тема 8. Транспортное обеспечение в туризме | |||||||||||
Тема 9. Договорные отношения в туризме | |||||||||||
Тема 10. Страхование в туризме | |||||||||||
Тема 11. Туристские формальности | |||||||||||
Тема 12. Информационные технологии в туризме | |||||||||||
Тема 13. Международный туризм | |||||||||||
Всего | |||||||||||
Форма текущей аттестации | экзамен |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Тема 1. Основные понятия, сущность и значение туризма. Предмет и задачи курса «Организация туризма»
Понятие и сущность туризма. Цели и задачи туризма. Функции и факторы развития туризма. Экономическая, политическая и социальная функции туризма. Система туризма. Объекты и субъекты системы туризма. Туризм в мировой экономике. Туризм и его место в экономике Республики Беларусь. Перспективы развития туризма. Предмет и задачи дисциплины. Роль в подготовке специалистов.
Тема 2. Туристская терминология
Туризм. Путешествие. Туристская индустрия. Индустрия гостеприимства. Международный туризм. Понятие въездного и выездного туризма. Внутренний туризм. Виды, формы и средства туризма. Групповой и индивидуальный туризм. Самодеятельный туризм. Понятия "турист", "туристская группа". Туристский объект. Туристский центр. Туристское предприятие. Понятие "туроператор" и "турагент", их взаимосвязь на рынке туристских услуг. Туристский продукт и его компоненты. Туристский маршрут и тур, их классификация. Категории туристского обслуживания.