Назовите и охарактеризуйте принципы бюджетной системы Республики Беларусь.
Принципы бюджетной системы:
· Единство (единая правовая база, единая денежная система, единство бюджетной классификации, единство бухгалтерской и бюджетной отчетности)
· Принцип сбалансированности (сумма расходов должна быть равна сумме доходов + средства, полученные из источников финансирования дефицита (займы))
· Принцип гласности (закон о бюджете публикуется, суд открытый)
· Принцип относительной самостоятельности бюджета (наличие собственных источников дохода у всех уровней бюджетной системы, наличие собственных расходных направлений, право соответствующих государственных органов самостоятельно составлять, рассматривать и утверждать бюджет)
· Принцип эффективного использования бюджетных средств (максимальная отдача при минимальном использовании бюджетных средств)
· Принцип общего (совокупного) покрытия расходов (все расходы бюджета обеспечиваются ОБЩЕЙ суммой доходов бюджета и поступлением из источников финансирования) ИСКЛЮЧЕНИЯ: 1. расходы целевых бюджетных фондов, 2. Целевые средства, полученные из других уровней бюджетной системы, 3. Государственные займы, 4. Добровольные взносы, 5. Средства фондов превентивных мероприятний, 6. Средства бюджетов за пределами РБ, 7. Средства бюджетов в соответствии с международными договорами.
· Принцип достоверности бюджета (все бюджеты формируются на основе обоснованных макроэкономических показателей)
· Принцип полноты бюджета (всё в бюджет.Все доходы и расходы, закрепленные за уровнями бюджетной системы, должны быть отражены в бюджете)
· Принцип адресности целевого назначения
· Принцип ответственности (все несут юридическую ответственность за свои действия и бездействия)
Дайте понятие бюджетного регулирования и назовите его методы.
БЮДЖЕТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ - перераспределение бюджетных ресурсов между вышестоящими и нижестоящими бюджетами в целях достижения их сбалансированности.
Такое определение было дано в ЗАКОНЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ от 4 июня 1993 г. N 2347-XII О БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ И ГОСУДАРСТВЕННЫХ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДАХ, но данный закон утратил силу в связи с принятием Бюджетного кодекса. Действующий кодекс не содержит понятия бюджетного регулирования, но вот определение, которое нам давали на лекции:
Бюджетное регулирование – совокупность экономических, организационных и юридических мер по обеспечению сбалансированности как одного отдельно взятого бюджета, так и бюджетной системы в целом.
Методы внутрибюджетного регулирования:
· закрепление показателей предельно допустимого уровня дефицита бюджета
· установление перечня защищенных статей
· формирование целевых и резервных бюджетных фондов
· блокирование
· секвестр
Дефицит бюджета – превышение расходов над доходами. Предельный уровень дефицита устанавливается в законе о бюджете. Статья 25. Установить, что в 2012 году: 1. Предельные уровни дефицита консолидированных бюджетов областей и бюджета г. Минска составляют 0 (ноль) процентов от доходов соответствующих консолидированных бюджетов областей и бюджета г. Минска.
Консолидированный бюджет – республиканский бюджет и бюджеты областей и города Минска.
Резервные и целевые бюджетные фонды – относительно обособленные финансовые ресурсы в рамках бюджета, имеющие специальные источники формирования, особый прядок и цели использования.
Резервные фонды создаются в расходной части бюджета для финансирования непредвиденных расходов, а также для софинансирования утвержденных государственных программ. Общий размер резервных фондов не может превышать 2% от дохода республиканского бюджета, за исключением доходов целевых бюджетных фондов и безвозмездных поступлений в другие бюджеты. Президентский – не может превышать 1%. Парламент не может создавать свой резервный фонд.
Секвестр– пропорциональное сокращение расходов бюджета в случае снижения поступлений доходов или поступлений из источников финансирования дефицита, которое может привести к сокращению финансирования расходов более чем на 10%.
Блокирование – временное приостановление финансирования по отдельным статьям расходов бюджета.
Методы
1) закрепление принципов межбюджетных отношений
a. разграничение и закрепление доходов между различными бюджетами (между уровнями бюджетной системы)
b. распределение и закрепление расходов между бюджетами
c. выравнивание уровней минимальной бюджетной обеспеченности всех бюджетов бюджетной системы Республики Беларусь
d. разграничения расходов и доходов, т.е. распределения по уровням бюджетной системы
e. межбюджетные трансферты – выделение средств из бюджета одного уровня бюджеты другого уровня на безвозмездной и безвозвратной основе. Типы
i. дотация – выделение из бюджета одного уровня бюджету другого уровня денежных средств в случаях когда собственных и регулирующих доходов бюджета недостаточно для обеспечения его сбалансированности. Выделение возможно на основании нормативов бюджетной обеспеченности
ii. субвенция– средства, предоставляемые из бюджета одного уровня в бюджет другого уровня на осуществление определенных целевых расходов
iii. другие – в случае принятия акта законодательства, вызвавшего уменьшение дохода или увеличения расхода нижестоящего бюджета (п. 7 ст. 101 БК)
f. бюджетный кредит – средства, предоставляемые из бюджета одного уровня бюджетной системы бюджету другого уровня, а также из республиканского бюджета бюджету внебюджетного фонда или из бюджета внебюджетного фонда республиканскому бюджету на возмездной основе. Предоставляется на основе договора (стороны:Минфин либо местные исполнительные и распорядительные органы или администрация внебюджетного фонда). Это публичный договор. Цель: 1) для финансирования временных кассовых разрывов. Срок – конец текущего года; 2) реализация инвестиционных проектов (до 5 лет). Пеня за невозврат – 100% ставки рефинансирования; 3) финансирования дефицита бюджета.