Устройство бюджетной системы Республики Беларусь и принципы ее функционирования

Устройство бюджетной системы Республики Беларусь предопределено типом государственного устройства и ее административно-территориальным делением. Она включает в себя:

– республиканский бюджет;

– местные бюджеты.

Местные бюджеты в свою очередь делятся на:

– бюджеты первичного уровня (сельские, поселковые, городские (городов районного подчинения);

– бюджеты базового уровня (районные и городские (городов областного подчинения);

– бюджеты областного уровня (областные бюджеты и бюджет г. Минска).

Различают еще такое понятие, как «консолидированный бюджет», который представляет собой совокупность бюджетов Республики Беларусь или соответствующей административно-территориальной единицы Республики Беларусь.

Консолидированный бюджет района состоит из бюджетов сельсоветов, поселков городского типа, городов районного подчинения, расположенных на территории района, и районного бюджета (рис. 3.1).

       
    Устройство бюджетной системы Республики Беларусь и принципы ее функционирования - student2.ru
 
  Устройство бюджетной системы Республики Беларусь и принципы ее функционирования - student2.ru

Рис.3.1.Консолидированный бюджет района

Консолидированный бюджет области состоит из консолидированных бюджетов районов, бюджетов городов областного подчинения, расположенных на территории области, и областного бюджета (рис. 3.2).

Консолидированные бюджеты районов
Устройство бюджетной системы Республики Беларусь и принципы ее функционирования - student2.ru

Рис.3.2.Консолидированный бюджет области

Консолидированный бюджет Республики Беларусь состоит из республиканского бюджета, консолидированных бюджетов областей и бюджета г. Минска (рис.3.3).

Республиканский бюджет Республики Беларусь
Устройство бюджетной системы Республики Беларусь и принципы ее функционирования - student2.ru

Рис. 3.3. Консолидированный бюджет Республики Беларусь

Консолидированный бюджет сектора государственного управления Республики Беларусь состоит из консолидированного бюджета Республики Беларусь, бюджетов государственных внебюджетных фондов, внебюджетных доходов бюджетных организаций.

Министерство финансов Республики Беларусь и местные финансовые органы ежегодно составляют консолидированные бюджеты Республики Беларусь и ее административно-территориальных единиц. Однако консолидированные бюджеты не рассматриваются и не утверждаются законодательными (представительными) органами власти всех уровней. Эти бюджеты представляют собой статистический свод бюджетных показателей, характеризующих агрегированные данные по доходам и расходам, источникам поступления средств и направления их использования по территории в целом Республики Беларусь и отдельных регионов.

Показатели консолидированных бюджетов используются в бюджетном планировании, в частности, при определении нормативов отчислений от регулирующих налогов в бюджеты областей и районов.

В условиях интеграции различных государств и создания единых экономических пространств могут формироваться бюджеты интеграционных союзов. Конкретным примером такого бюджета можно назвать бюджет Союзного государства Республики Беларусь и Российской Федерации. Этот бюджет формируется в основном за счет взносов стран-участниц, средства его используются на финансирование союзных программ, в реализации которых заинтересованы обе стороны (например, на мероприятия по обороне государств, развития образования, здравоохранения и др.).

Бюджетная система Республики Беларусь базируется на следующих принципах:

· принцип единства, который означает, что единство бюджетной системы Республики Беларусь обеспечивается единой правовой базой, единой денежной системой, единым регулированием бюджетных отношений, единой бюджетной классификацией, единым порядком исполнения бюджетов и ведения бюджетного учета и отчетности;

· принцип полноты отражения доходов и расходов бюджетов означает, что все доходы и расходы бюджетов подлежат отражению в бюджетах в обязательном порядке и полном объеме;

· принцип сбалансированности бюджетов означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета;

· принцип гласности означает открытость для общества и средств массовой информации процедур рассмотрения и принятия бюджетов всех уровней, отчетов об их исполнении;

· принцип самостоятельности бюджетов обеспечивается наличием у бюджетов всех уровней собственных доходов и прав по определению направлений расходования средств, а также прав самостоятельно составлять, рассматривать, утверждать и исполнять бюджет;

· принцип эффективности использования бюджетных средств означает такую организацию бюджетного процесса, при которой минимальными объемами бюджетных средств достигаются максимальные результаты;

· принцип общего (совокупного) покрытия расходов бюджета означает, что все расходы бюджета должны обеспечиваться общей суммой доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита;

· принцип достоверности бюджетов означает, что бюджеты формируются на основе обоснованных прогнозных макроэкономических показателей социально-экономического развития государства, района, области;

· принцип адресности и целевого назначения бюджетных средств, который означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с направлением их на финансирование конкретных целей;

· принцип ответственности участников бюджетного процесса заключается в том, что каждый участник несет ответственность за свои действия (бездействие) на каждой стадии бюджетного процесса.

Содержание и состав доходов бюджета

Государственный бюджет для выполнения своей важной роли в об­щественном воспроизводстве должен располагать устойчивой базой. С этой целью изымается в бюджет часть доходов предприятий, организаций и населения. Материальной основой доходов бюджета является национальный доход, т. е. та часть, которая централизуется в основном фонде денежных средств государства и его отдельных регионов. В бюджете аккумулируется значительная часть государст­венных финансовых ресурсов (более 2/3 всего объема), принимающих форму доходов бюджета.

При формировании доходов основного финансового плана государства (регионов) возникают финансовые взаимоотношения между участниками бюджетного процесса. Это дает основание рассматривать доходы как экономическую категорию – совокупность денежных отношений по поводу изъятия и централизации части финансовых ресурсов в бюджет. Такие отношения всегда имеют распределительный характер, стоимостную форму, и их обязательным участником является государство. Именно государство для образования доходов своего бюджета вступает в финансовые взаимоотношения с отдельными звеньями хозяйства, гражданами, взимая на общегосударственные нужды часть созданного или полученного ими национального дохода.

Доходы бюджета классифицируются по следующим группам:

– налоговые доходы;

– взносы на государственное социальное страхование;

– неналоговые доходы;

– безвозмездные поступления.

Налоговые доходы включают в себя:

– республиканские и местные налоги;

– пени, начисляемые за несвоевременную уплату налогов;

– проценты за пользование налоговым кредитом.

К неналоговым доходам бюджета относятся:

– доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности;

– штрафы за нарушение порядка использования средств республиканского бюджета и местных бюджетов, за налоговые правонарушения, штрафы за правонарушения в сфере рынка ценных бумаг, банковской деятельности;

– другие неналоговые доходы.

К безвозмездным поступлениям относятся необязательные текущие и капитальные поступления:

– от иностранных государств;

– от международных организаций;

– от другого бюджета в форме межбюджетных трансфертов – т. е. бюджетных средств, передаваемых из одного бюджета в другой бюджет на безвозмездной основе.

В зависимости от условий и способов зачислений доходов в бюджеты различных уровней выделяют:

– собственные доходы– это налоговые и неналоговые доходы, зачисляемые в бюджет того или иного уровня на постоянной основе и над которыми власть соответствующего бюджету уровня имеет контроль. К ним относятся:

§ налоговые доходы, зачисляемые в бюджет в соответствии с законодательством на постоянной основе;

§ взносы на государственное социальное страхование на постоянной основе;

§ неналоговые доходы, зачисляемые в бюджет в соответствии с законодательством на постоянной основе;

§ безвозмездные поступления за исключением межбюджетных трансфертов.

Собственные доходы бюджетов разного уровня бюджетной системы зачисляются в бюджеты по определенным нормативам отчислений от налоговых и неналоговых доходов. Указанные нормативы предусмотрены Бюджетным кодексом Республики Беларусь;

– регулирующие доходы– это республиканские налоги, распределяемые между вышестоящими и нижестоящими бюджетами в целях бюджетного регулирования по определенным нормативам, устанавливаемым при утверждении вышестоящего бюджета;

– по источникам образования различают доходы, поступающие от юридических лиц и от населения;

– в зависимости от гражданства субъектов налогообложения – уплачиваемые резидентами или нерезидентами;

– по юридическому основанию взимания доходов в бюджет различают обязательные и добровольные платежи. Основная доля доходов поступает в бюджет на обязательной основе, добровольные платежи занимают незначительный удельный вес;

– в зависимости от государственного устройства страны различают доходы республиканского и местных бюджетов (в унитарном государстве) и доходы федерального бюджета, доходы бюджетов членов федерации, доходы местных бюджетов (в федеративном государстве);

– по праву собственности государства на мобилизуемые в бюджет доходы их делят на собственные и привлеченные (заемные). Возникающие в результате применения кредитного метода формирования;

– по конкретным видам – на прямые и косвенные налоги. К первым относятся: подоходный налог с физических лиц, налог на прибыль субъектов хозяйствования и др.; ко вторым – налог на добавленную стоимость, акцизы, таможенные пошлины и др.

Конкретный перечень доходов республиканского и местных бюджетов представлен в Бюджетном кодексе Республики Беларусь.

Наши рекомендации