Тема 9. Доходы бюджетов Республики Беларусь, их распределение по уровням бюджетной системы

1. Понятие собственных доходов республиканского бюджета и местных бюджетов. Регулирующие доходы

2. Распределение доходов по уровням бюджетной системы

1. Понятие собственных доходов республиканского бюджета и местных бюджетов. Регулирующие доходы

Распределение доходов между бюджетами осуществляется на основе нового механизма, утвержденного Бюджетным кодексом Республики Беларусь. Он предусматривает распределение доходов не только между республиканским и местными бюджетами (как это было ранее), но также между уровнями местных бюджетов. В результате образуются три группы доходов: собственные, регулирующие и межбюджетные трансферты.

Собственные доходы бюджетов — это доходы, законодательно закрепленные за бюджетами определенного уровня на постоянной основе.

Бюджетный кодекс закрепляет на постоянной основе доходы за следующими уровнями бюджетов: республиканским бюджетом, областными бюджетами, бюджетами базового и первичного уровней, бюджетом г. Минска.

Собственные доходы республиканского бюджета и местных бюджетов могут включать в себя:

• налоговые доходы, зачисляемые в бюджет в соответствии с законодательством на постоянной основе;

• неналоговые доходы, зачисляемые в бюджет в соответствии с законодательством на постоянной основе;

• безвозмездные поступления (за исключением межбюджетных трансфертов).

Зачисление собственных доходов бюджетов осуществляется по нормативам отчислений (в том числе установленным в виде нижнего уровня отчислений) от налоговых и неналоговых доходов.

Регулирующие доходы — это доходы, распределяемые между вышестоящими и нижестоящими бюджетами в целях бюджетного регулирования. К регулирующим относятся доходы, которые могут частично или полностью передаваться в другие бюджеты и по которым в соответствии с Бюджетным кодексом установлен норматив в виде верхнего уровня отчисления от налогового дохода, а также местные налоги и сборы — по нормативам, определяемым местными Советами депутатов.

Нормативы отчислений от регулирующих доходов (в %) республиканского бюджета в консолидированные бюджеты областей и бюджет г. Минска определяются законом о республиканском бюджете.

Нормативы отчислений от регулирующих доходов областных бюджетов в консолидированные бюджеты районов и бюджеты городов областного подчинения определяются решениями областных Советов депутатов о бюджете на очередной финансовый год.

Нормативы отчислений от регулирующих доходов районных бюджетов в бюджеты сельсоветов, поселков городского типа, городов районного подчинения определяются решениями районных Советов депутатов о бюджете на очередной финансовый год.

Межбюджетные трансферты — средства, передаваемые из одного бюджета в другой на безвозвратной и безвозмездной основе в виде дотации и субвенции.

Дотация — межбюджетный трансферт, предоставляемый из вышестоящего бюджета нижестоящему, если собственных и регулирующих доходов недостаточно для его сбалансированности.

Субвенция — это межбюджетный трансферт, предоставляемый другому бюджету на осуществление определенных целевых расходов.

Таким образом, доходы республиканского бюджета формируются за счет собственных доходов; регулирующих доходов, часть которых не передается по установленным нормативам отчислений нижестоящим бюджетам; межбюджетных трансфертов.

Доходы местных бюджетов формируются за счет собственных доходов; регулирующих доходов, часть которых не передается по установленным нормативам отчислений нижестоящим бюджетам; отчислений от регулирующих доходов, которые поступают из вышестоящих бюджетов; межбюджетных трансфертов.

Методы распределения доходов между бюджетами:

1) закрепление доходов за бюджетами определенного уровня на постоянной основе;

2) предоставление отчислений от регулирующих доходов;

3) трансфертный метод (предоставление трансфертов на покрытие разрыва между доходами и расходами нижестоящих бюджетов, а также финансирование целевых расходов).

Итак, для обеспечения местным бюджетам объема доходов, адекватного расходам, им передается часть доходов бюджетов другого уровня — регулирующие доходы. Если их недостаточно для покрытия расходов, то местным бюджетам передаются трансферты. Отсюда -- доходы бюджетов состоят из собственных доходов, регулирующих доходов и межбюджетных трансфертов.

В составе республиканского бюджета и местных бюджетов могут создаваться государственные целевые бюджетные фонды, формируемые за счет доходов, определенных Бюджетным кодексом.

2. Распределение доходов по уровням бюджетной системы

Распределение доходов между звеньями бюджетной системы осуществляется на основе следующих принципов:

• значимости доходов;

• подчиненности плательщика;

• формы собственности плательщика;

• его территориальной принадлежности.

В соответствии с принципом значимости доходов в республиканский бюджет на постоянной основе зачисляются наиболее существенные, регулярно поступающие доходы, учитывая роль республиканского бюджета в финансировании госрасходов. В местные бюджеты зачисляются менее значимые доходы, в том числе местные налоги, вводимые местной властью (местные налоги и сборы).

Принцип подчиненности плательщика больше использовался в доперестроечный период, когда превалировала государственная форма собственности.

Практика зачисления доходов в бюджет в зависимости от формы собственности плательщика имела место уже в середине 1990-х гг. В результате чего принципиально изменилась схема распределения налога на прибыль.

В 2013 г. в структуре консолидированного бюджета 56,0% составляли доходы республиканского бюджета и 44,0% доходы местных бюджетов (без учета безвозмездных поступлений).

Распределение доходов между уровнями бюджетной системы по основным доходным источникам осуществлялось следующим образом.

По установленным нормативам между республиканским и местными бюджетами распределялся налог на добавленную стоимость, а также налог на прибыль организаций, в уставных фондах которых 50 и более процентов акций (долей) принадлежит Республике Беларусь. Полностью зачислялись в республиканский бюджет акцизы и налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности (ВЭД), в местные бюджеты – подоходный налог, налоги на собственность, а также налог на прибыль иных организаций.

Установлены нормативы отчислений доходов в бюджеты бюджетной системы Республики Беларусь, не закрепленные Бюджетным кодексом, которые отнесены к основным показателям республиканского бюджета (2013):

от налога на прибыль, уплачиваемого организациями, имущество которых находится в собственности Республики Беларусь, и организациями, в уставных фондах которых 50 и более процентов акций (долей) принадлежит Республике Беларусь, а также организациями, являющимися участниками холдингов, в уставных фондах управляющих компаний которых 50 и более процентов акций (долей) находится в республиканской собственности и передано республиканским органам государственного управления и иным государственным организациям, подчиненным Правительству республики, в управление, получаемого на территории соответствующей области и г. Минска, в доход республиканского бюджета – в размере 100 процентов;

от налога на добавленную стоимость, получаемого на территории республики, в доход республиканского бюджета – в размере 69 процентов, в доходы консолидированных бюджетов областей и бюджета г. Минска – 31 процент, в том числе в консолидированный бюджет Брестской области – 4,56 процента, Витебской – 3,94 процента, Гомельской – 4,68 процента, Гродненской – 3,47 процента, Минской – 4,59 процента, Могилевской области – 3,53 процента, в бюджет г. Минска – 6,23 процента;

от государственной пошлины за выдачу разрешения на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении, получаемой на территории Республики Беларусь, в доход целевого дорожного фонда – в размере 50 %, в доходы консолидированных бюджетов областей и бюджета г. Минска – 50 %.

Налог на прибыль, поступавший в бюджет от предприятий негосударственной и коммунальной форм собственности, оставался на территории соответствующей административно-территориальной единицы, а налог от предприятий республиканской формы собственности распределялся между республиканским бюджетом и бюджетами областей.

Принцип территориальной принадлежности означает, что доходы зачисляются в бюджет той административной единицы, на территории которой находится плательщик или объект обложения. К примеру, подоходный налог с граждан направляется в бюджет по месту нахождения плательщика; налог за добычу природных ресурсов, лимиты (объемы) добычи которых утверждаются местными Советами депутатов в установленном порядке или определяются Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь, уплачивается плательщиком по месту нахождения соответствующего ресурса.

Формирование доходов республиканского и местных бюджетов осуществляется согласно перечню и по нормативам, установленным Бюджетным кодексом.

Доходы, полностью зачисляемые в республиканский бюджет.

Налоговые доходы:

• налог на доходы от осуществления лотерейной деятельности по республиканским лотереям;

• налог на доходы от проведения электронных интерактивных игр;

• акцизы;

• сбор за проезд автомобильных транспортных средств иностранных государств по автодорогам общего пользования Республики Беларусь;

• патентные пошлины;

• экологический налог:

- за ввоз на территорию Республики Беларусь озоноразрушающих веществ, в том числе содержащихся в продукции;

• таможенные пошлины и таможенные сборы;

• оффшорный сбор;

• государственная пошлина, зачисляемая в республиканский бюджет в соответствии с актами законодательства;

• консульский сбор;

• гербовый сбор.

Неналоговые доходы:

• доходы от размещения денежных средств республиканского бюджета, а также доходы от размещения в банках-нерезидентах кредитов МВФ и других внешних государственных займов, полученных Правительством Республики Беларусь, и внешних займов, полученных под гарантии Правительства Республики Беларусь;

• дивиденды по акциям (за исключением акций, находящихся в хозяйственном ведении и оперативном управлении унитарных предприятий) и доходы от других форм участия в капитале, находящемся в республиканской собственности;

• плата за право заключения договоров аренды земельных участков под строительство автозаправочных станций;

• плата за использование радиочастотного спектра;

• доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в республиканской собственности;

• административные платежи:

- плата за предоставление гарантий Правительства Республики Беларусь по кредитам, выдаваемым банками Республики Беларусь;

- плата за предоставление гарантий Правительства Республики Беларусь по внешним займам;

- вознаграждение за исполнение государственными служащими обязанностей представителя государства в хозяйственных обществах, акции (доли в уставных фондах) которых принадлежат Республике Беларусь;

- плата за пробирные работы и услуги;

• средства, поступающие в республиканский бюджет в счет компенсации расходов государства в соответствии с законодательством;

• доходы от реализации имущества, имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности, находящиеся в республиканской собственности (кроме средств от реализации принадлежащего государству имущества в соответствии с законодательством о приватизации);

• доходы от имущества, конфискованного и иным способом обращенного в доход государства:

- доходы от реализации товаров, транспортных средств и иного имущества, изъятого (арестованного, задержанного) таможенными органами и обращенного в доход государства при нарушении таможенного законодательства;

- доходы от реализации конфискованных и иным способом обращенных в доход государства орудий охоты и добычи рыбы и других водных животных, а также от продажи незаконно добытой с помощью этих орудий продукции;

- денежные средства, конфискованные и иным способом обращенные в доход государства;

- доходы от реализации конфискованных и иным способом обращенных в доход государства ценных бумаг;

- доходы от реализации иного конфискованного и иным способом обращенного в доход государства имущества (кроме средств, полученных от реализации обращенных в Доход государства бесхозяйного имущества, находок или кладов, безнадзорных животных);

• удержания из заработной платы осужденных в соответствии с законодательством;

• штрафы, подлежащие уплате в республиканский бюджет в соответствии с Бюджетным кодексом Республики Беларусь и иными актами законодательства;

• добровольные взносы, поступающие в республиканский бюджет;

• возмещение потерь, вреда;

• плата за проезд тяжеловесных и крупногабаритных автомобильных транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования Республики Беларусь;

• плата за проезд по платным автомобильным дорогам и мостам.

Частично зачисляемые доходы:

• не менее 50 % суммы налога на прибыль, уплачиваемого организациями, имущество которых находится в собственности Республики Беларусь, и организациями, в уставных фондах которых 50 % и более акций принадлежит Республике Беларусь;

• не более 70 % налога на добавленную стоимость;

• экологический налог:

- 40 % налога за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, уплачиваемого по месту нахождения объекта налогообложения;

- 40 % налога за сброс сточных вод, уплачиваемого плательщиком по месту нахождения объекта налогообложения;

- 40 % налога за хранение, захоронение отходов производства, уплачиваемого по месту нахождения объекта налогообложения.

Имеются различия в составе доходов республиканского и местных бюджетов. Наибольшую долю в структуре доходов республиканского бюджета 2013 г. занимали НДС (37,2%), налоговые доходы от ВЭД (22,0%), акцизы (16,6%).

Иначе выглядит структура доходов местных бюджетов. Налоговые доходы последних составили в 2013 г. около 60 %, причем наибольший удельный вес имел подоходный налог — 22,6 % , НДС — 14,1 %, а налоги на собственность 6,4 % . Особенностью структуры доходов местных бюджетов является высокий уровень безвозмездных поступлений — 30,4 %. Это в основном межбюджетные трансферты, передаваемые из республиканского бюджета для сбалансирования их доходов и расходов.

Законодательство регламентирует перечень доходов, зачисляемых в местные бюджеты. Механизм распределения доходов направлен на укрепление доходной базы местных бюджетов и снижение их зависимости от республиканского бюджета. Бюджетный кодекс допускает возможность утверждения местных бюджетов с дефицитом.

Тема 10 Содержание расходов бюджета, их роль и основы организации

1. Сущность и содержание расходов бюджета, их виды и назначение.

2. Методы планирования расходов бюджета.

3. Бюджетные резервы.

1. Сущность и содержание расходов бюджета, их виды и назначение.

Реализация бюджетной политики государства осуществляется не только при формировании доходной части бюджета, но и посредством его расходов.

Согласно Бюджетному кодексу, расходы бюджета – денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства.

По своей сущности расходы бюджета – денежные отношения, возникающие у государства с получателями бюджетных средств в процессе исполнения бюджета. Они обеспечивают перераспределение денежных средств, регулируют направления бюджетных потоков, их мощность и целевое назначение.

Бюджетные расходы призваны обеспечить выполнение расходных обязательств органов власти всех уровней. В этом состоит их роль.

Бюджетный кодекс ввел в бюджетный процесс термин «бюджетное обязательство» – возникающую на основании бюджетного законодательства, договора или соглашения обязанность Республики Беларусь, административно-территориальной единицы республики или действующего от их имени получателя бюджетных средств предоставить резиденту Республики Беларусь, нерезиденту республики средства из бюджета.

Осуществляя расходы, государство выступает производителем особых товаров, работ, услуг, обеспечивающих как защиту конституционных прав граждан в социальной сфере, так и регулирование экономического развития страны. При этом госрасходы в основном направлены на внутренний рынок, и поэтому оказывают влияние и на производство, и на расширение совокупного внутреннего спроса, обеспечивая экономический рост.

Основы формирования расходов бюджета:

· макроэкономические показатели социально-экономического развития республики и приоритеты бюджетной политики;

· предельные возможности бюджета, определяемые его доходной частью;

· государственные минимальные социальные стандарты, обеспечивающие реализацию закрепленных Конституцией республики социальных прав граждан;

· действующие в республике финансовые нормы и нормативы.

В нашей стране разработана и действует система государственных социальных стандартов по обслуживанию населения.

Утверждены перечень и нормативы стандартов, предусматривающие единый подход к обслуживанию городского и сельского населения республики и охватывающие все сферы деятельности: жилищно-коммунальное хозяйство, образование, культуру, связь, транспорт, социальное обслуживание, здравоохранение, торговлю и бытовое обслуживание, физическую культуру и спорт.

Расходы на финансирование соответствующих отраслей и сфер деятельности должны обеспечивать выполнение этих социальных стандартов.

Специфические особенности расходов бюджета:

· безвозмездность и безвозвратность;

· целевая направленность.

Объем расходов республиканского бюджета определяется с учетом программ социально-экономического развития страны и устанавливается законом о республиканском бюджете на очередной финансовый год; местных бюджетов – определяется с учетом программ социально-экономического развития соответствующей административно-территориальной единицы и устанавливается решениями местных Советов депутатов о бюджете на очередной финансовый год.

Стратегические направления расходов бюджета должны выбираться исходя из максимального эффекта проводимых мероприятий как в кратко-, так и в долгосрочном периоде с выделением приоритетов.

В условиях ограниченности бюджетных ресурсов вопросы приоритетности расходов чрезвычайно актуальны.

Виды расходов бюджета определяются бюджетной классификацией расходов, а уровни бюджетов, финансирующих соответствующие расходы, - Бюджетным кодексом.

В составе расходов бюджета на очередной финансовый год отражаются ассигнования на обслуживание долговых обязательств. Кроме того, в составе республиканского бюджета и местных бюджетов создаются резервные фонды Президента Республики Беларусь, Правительства республики и местных исполнительных и распорядительных органов.

По экономическому содержанию расходы бюджета делятся на две группы: текущие и капитальные расходы.

Текущие расходы бюджета – часть расходов бюджета, обеспечивающая текущее функционирование бюджетных организаций, оказание поддержки другим бюджетам, организациям и физическим лицам, отдельным отраслям экономики на текущее функционирование; другие расходы бюджета, не увеличивающие стоимость основных средств, нематериальных активов и материальных запасов.

Капитальные расходы бюджета – часть расходов бюджета, обеспечивающая инновационную и инвестиционную деятельность. В соответствии с Бюджетным кодексом она включает следующие расходы:

· инвестиции в действующие или вновь создаваемые организации;

· финансирование модернизации, реконструкции;

· другие расходы, связанные с увеличением стоимости основных средств, нематериальных активов и материальных запасов;

· расходы, при осуществлении которых создается или увеличивается имущество, находящееся в республиканской и коммунальной собственности.

В составе капитальных расходов бюджета отражаются также расходы на создание государственных запасов и резервов, приобретение земельных участков и имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности.

Расходы можно классифицировать по ряду других критериев.

По уровню финансирующего бюджета:

· расходы республиканского бюджета;

· расходы местных бюджетов.

По сферам финансирования:

· в сфере материального производства;

· непроизводственной сфере.

По значимости расходов:

· общегосударственные расходы;

· расходы регионального значения.

По страновому признаку:

· осуществляемые внутри страны;

· осуществляемые за пределами страны.

По функциональному назначению расходы упорядочиваются в соответствии с функциональной классификацией расходов бюджета; по распорядителям бюджетных средств – в соответствии с ведомственной классификацией расходов бюджета; по целевому назначению – в соответствии с экономической классификацией расходов бюджета; по участию в реализации программ – в соответствии с программной классификацией расходов бюджета.

В зависимости от назначения расходов и их видов определяются формы предоставления средств из бюджета. Бюджетным кодексом предусмотрены следующие формы расходов бюджета:

· расходы на функционирование бюджетных организаций;

· бюджетные трансферты населению;

· субсидии организациям и физическим лицам;

· бюджетные трансферты за границу;

· межбюджетные трансферты;

· расходы на увеличение стоимости основных средств, нематериальных активов и материальных запасов;

· бюджетные ссуды и займы;

· бюджетные кредиты;

· расходы на обслуживание долговых обязательств;

· другие формы расходов в соответствии с бюджетным законодательством.

Каждой из форм расходов дана четкая характеристика в Бюджетном кодексе.

Бюджетные трансферты – средства, передаваемые из бюджета на безвозвратной и безвозмездной основе, в том числе в виде субсидий.

Субсидия – бюджетный трансферт, предоставляемый организации, физическому лицу на условиях участия в финансировании (софинансировании) для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг) либо частичного возмещения целевых расходов.

Бюджетная ссуда на осуществление определенных целевых расходов предоставляется за счет бюджетных средств юридическим лицам, являющимся резидентами Республики Беларусь (кроме бюджетных организаций, банков, страховых и небанковских кредитно-финансовых организаций, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь), индивидуальным предпринимателям на возвратной и безвозмездной основе.

Бюджетный заем на осуществление определенных целевых расходов предоставляется из бюджетных средств юридическим лицам, являющимися резидентами Республики Беларусь (кроме бюджетных организаций, банков, страховых и небанковских кредитно-финансовых организаций, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь), индивидуальным предпринимателям на возвратной и возмездной основе.

Бюджетные кредиты функционируют внутри бюджетной системы. Это бюджетные средства, предоставляемые на возвратной основе из вышестоящего бюджета нижестоящему, а также из республиканского бюджета – бюджету государственного внебюджетного фонда, и наоборот. В структуре расходов консолидированного бюджета в разрезе экономической классификации преобладали текущие расходы, которые составили в общих расходах бюджета. Из них расходы на заработную плату рабочих и служащих в бюджетном секторе и начисления в 2014 г. на нее достигли 31,5 %, текущие бюджетные трансферты – 25,9 %. Доля капитальных расходов составила 20,4 %. Половина расходов консолидированного бюджета пришлась на заработную плату в бюджетной сфере и текущие бюджетные трансферты.

Через систему государственных расходов обеспечивается выполнение макроэкономических показателей программы социально-экономического развития страны.

Таким образом, расходы государственного бюджета выполняют важнейшую роль в системе макроэкономического регулирования. Бюджетный механизм финансирования отраслей экономики способствует инновационному развитию и структурной перестройке экономики, созданию новых наукоемких, высокотехнологичных производств, поддержке предприятий и отраслей, производящих экспортоориентированную, высокотехнологичную продукцию. Из бюджета обеспечивается государственная поддержка предпринимательства, которое рассматривается как наиболее гибкая, инновационно активная, быстро реагирующая на изменения внешних факторов составляющая экономики.

10.2.Методы планирования расходов бюджета

В активно развивающемся мире политика расходов практичес­ки всех государств характеризуется опережающим ростом расхо­дов по сравнению с доходами, так что правительства вынуждены прибегать к долговому финансированию и, соответственно, плани­ровать доходы и расходы на длительный период — пять лет и более. Для многих высокоразвитых государств такое планирование расхо­дов стало нормой.

На практике применяются следующие методы планирования государственных расходов:

• относительно показателя ВВП страны, т.е. в процентах от ВВП;

• в процентах от общего объема расходов бюджета;

• по нормативам бюджетной обеспеченности (или нормативам бюджетного финансирования);

• по правилам сметно-бюджетного планирования в разрезе эко­номической классификации расходов бюджета.

• программно-целевой метод, который является относительно новым методом планирования расходов.

Основу для формирования расходов бюджета составляют госу­дарственные минимальные социальные стандарты. В Республике Беларусь они охватывают следующие сферы:

• оплаты труда;

• пенсионного обеспечения;

• образования;

• здравоохранения;

• культуры;

• жилищно-коммунального обслуживания;

• социальной поддержки и социального обслуживания.

Для создания населению равных условий в обеспеченности услу­гами отраслей социальной сферы и бюджетными ресурсами расходы планируют на основе норматива бюджетной обеспеченности, кото­рый определяется в расчете на одного жителя страны.

10.3. Бюджетные резервы

В расходной части республиканского и местных бюджетов мо­гут создаваться резервные фонды — особая форма расходов бюдже­та.

Так, в расходной части республиканского бюджета предусмат­ривается создание резервных фондов Президента Республики Бе­ларусь и Правительства Республики Беларусь, а в расходной части местных бюджетов —резервных фондов местных исполни­тельных и распорядительных органов.

Однако в бюджетах всех уровней бюджетной системы Республи­ки Беларусь запрещается создание резервных фондов палат Парла­мента Республики Беларусь и местных Советов депутатов.

Общий размер резервных фондов в республиканском бюджете не может превышать 2 % доходов республиканского бюджета без учета государственных целевых бюджетных фондов и безвозмезд­ных поступлений из других бюджетов[1].

Размер резервных фондов в местных бюджетах устанавливается решениями местных Советов депутатов о бюджете на очередной фи­нансовый год и не может превышать 1 % доходов местных бюдже­тов без учета государственных целевых бюджетных фондов и без­возмездных поступлений из других бюджетов как при утвержде­нии бюджета, так и в процессе его исполнения.

Размер резервного фонда Президента Республики Беларусь ус­танавливается законом о республиканском бюджете на очередной финансовый год. Расходование средств данного фонда осуществля­ется на основании решений Президента Республики Беларусь.

Расходование средств резервного фонда Правительства Респуб­лики Беларусь устанавливается решениями Правительства Респуб­лики Беларусь.

В соответствии с Бюджетным кодексом Республики Беларусь расходование средств резервных фондов местных исполнительных и распорядительных органов устанавливается решениями местных исполнительных и распорядительных органов. Правительство Республики Беларусь (либо по его поручению Министерство финансов) ежеквартально информирует палаты Пар­ламента Республики Беларусь о расходовании средств резервного фонда Правительства Республики Беларусь. В свою очередь мест­ные исполнительные и распорядительные органы ежеквартально информируют соответствующие местные Советы депутатов о расхо­довании средств резервных фондов местных исполнительных и рас­порядительных органов.

Особый вид бюджетного резерва — оборотная кассовая наличность, которая представляет собой сумму средств бюджета сверх предусмотренных расходов, аккуму­лируемую за счет остатков средств на начало планируемого фи­нансового года и доходов бюджета текущего года. Она использует­ся в течение года на покрытие временных кассовых разрывов и восстанавливается к концу текущего года в размере, установлен­ном при утверждении бюджета.

Временный кассовый разрыв характеризуется несбалансиро­ванностью доходов и расходов, временно образовавшейся при ис­полнении бюджета. Такая ситуация может возникнуть по причине несовпадения во времени поступления доходов и финансирования расходов бюджета. В этом случае средства оборотной кассовой на­личности участвуют в финансировании расходов.

Наши рекомендации