Государственная программа «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации»

Расходы федерального бюджета в 2017–2020 годах на реализацию государственной программы «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» представлены в таблице 4.2.10.

Таблица 4.2.10

млн. рублей

Наименование 2017 год* 2018 год 2019 год 2020 год
Закон № 415–ФЗ Законо– проект Δ к закону, % Закон № 415–ФЗ Законо– проект Δ к закону, % Законо– проект Δ к Законопроекту на 2019 год, %
5=4/3*100 8=7/6*100 10=9/7*100
Всего 114 990,3 48 100,2 96 806,0 201,3 45 326,0 52 868,8 116,6 51 451,2 97,3
в том числе:                  
Подпрограмма «Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем граждан России» 16 540,2 4 000,0 50 000,7 1 250,0 4 000,0 35 880,3 897,0 35 877,2 100,0
Подпрограмма «Создание условий для обеспечения качественными услугами жилищно–коммунального хозяйства граждан России» 38 589,3 3 182,4 44 991,6 1 413,7 2 636,1 14 661,7 556,2 13 234,3 90,3
Подпрограмма «Обеспечение реализации государственной программы» 1 925,5 1 740,5 1 813,7 104,2 1 726,5 2 326,8 134,8 2 339,6 100,5
Федеральная целевая программа «Жилище» на 2015 – 2020 годы 56 054,8 37 236,4 0,0 0,0 36 963,5 0,0 0,0 0,0
Федеральная целевая программа «Повышение устойчивости жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения в сейсмических районах Российской Федерации на 2009 – 2018 годы» 1 880,5 1 940,9 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0

* – показатели сводной бюджетной росписи по состоянию на 1 сентября 2017 г.

Государственная программа «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» включена в перечень «пилотных» государственных программ.

Бюджетные ассигнования, предусмотренные в Законопроекте на реализацию государственной программы «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», в 2018 году составят 96 806,0 млн. рублей, в 2019 году – 52 868,8 млн. рублей, в 2020 году – 51 451,2 млн. рублей.

Предусмотренные в Законопроекте объемы бюджетных ассигнований по сравнению с объемами, утвержденными Законом № 415–ФЗ, в 2018 году увеличены на 48 705,8 млн. рублей, в 2019 году – на 7 542,8 млн. рублей, в 2020 году по сравнению с объемами, предусмотренными Законопроектом на 2019 год, уменьшены на 1 417,6 млн. рублей.

Изменения параметров ресурсного обеспечения в разрезе структурных элементов государственной программы «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» представлены в таблице 4.2.11.

Таблица 4.2.11

млн. рублей

Структурный элемент Δ (2018 Законопроект – 2018 Закон № 415–ФЗ) Δ (2019 Законопроект – 2019 Закон № 415–ФЗ) Δ (2020 Законопроект – 2019 Законопроект)
Всего 48 705,8 7 542,8 –1 417,6
в том числе:      
Подпрограмма «Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем граждан России» 46 000,7 31 880,3 –3,0
Основное мероприятие «Обеспечение жильем отдельных категорий граждан» 6 041,3 5 416,3 0,0
Основное мероприятие «Восстановление и (или) проведение капитального ремонта жилищного фонда (переселение граждан из жилищного фонда), поврежденного (признанного непригодным для проживания) вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» 99,0 99,0 0,0
Основное мероприятие «Обеспечение жильем молодых семей» 4 300,1 5 234,0 0,0
Основное мероприятие «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» 15 560,3 15 118,6 –3,0
Основное мероприятие «Приоритетный проект «Ипотека и арендное жилье» 20 000,0 6 012,4 0,0
Подпрограмма «Создание условий для обеспечения качественными услугами жилищно–коммунального хозяйства граждан России» 41 809,1 12 025,7 –1 427,4
Основное мероприятие «Реализация проекта Международного банка реконструкции и развития «Реформа жилищно–коммунального хозяйства в России» 2 091,2 1 513,5 –1 184,4
Основное мероприятие «Содействие развитию коммунальной и инженерной инфраструктуры государственной собственности субъектов Российской Федерации (муниципальной собственности)» 3 129,7 1 041,3 39,7
Основное мероприятие «Повышение устойчивости жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения в сейсмических районах Российской Федерации» 5 359,9 3 340,9 –282,7
Основное мероприятие «Поддержка отдельных категорий граждан по оплате жилищно–коммунальных услуг» 1 130,0 1 130,0 0,0
Основное мероприятие «Приоритетный проект «Обеспечение качества жилищно–коммунальных услуг» 5 006,9 0,0 0,0
Основное мероприятие «Приоритетный проект «Формирование комфортной городской среды» 25 101,4 5 000,0 0,0
Иные основные мероприятия –10,0 0,0 0,0
Подпрограмма «Обеспечение реализации государственной программы» 73,3 600,4 12,8
Основное мероприятие «Обеспечение государственных функций по текущему управлению реализации государственной программы» 108,5 615,2 2,8
Иные основные мероприятия –35,3 –14,8 10,0
Федеральная целевая программа «Жилище» на 2015 – 2020 годы –37 236,4 –36 963,5 0,0
Федеральная целевая программа «Повышение устойчивости жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения в сейсмических районах Российской Федерации на 2009 – 2018 годы» –1 940,9 0,0 0,0


Увеличение параметров финансового обеспечения подпрограммы «Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем граждан России» в 2018–2019 годах обусловлено продолжением реализации в ее рамках отдельных мероприятий досрочно прекращаемой федеральной целевой программы «Жилище» на 2015–2020 годы (включение новых основных мероприятий «Обеспечение жильем молодых семей», «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством», «Приоритетный проект «Ипотека и арендное жилье» рассматриваемой подпрограммы, отдельных направлений в действующее основное мероприятие «Обеспечение жильем отдельных категорий граждан» подпрограммы).

Наряду с указанным фактором, а также общими подходами к формированию Законопроекта на изменение параметров финансового обеспечения подпрограммы повлияло:

по основному мероприятию «Обеспечение жильем отдельных категорий граждан»:

увеличение бюджетных ассигнований на реализацию мероприятий по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, установленных Федеральным законом от 12 января 1995 г. № 5–ФЗ «О ветеранах», в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 г. № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941–1945 годов», по сравнению с объемами, утвержденными Законом № 415–ФЗ, в 2018 году на 3 002,4 млн. рублей в связи с планируемым завершением данного мероприятия в 2018 году за счет указанной субвенции;

уменьшение бюджетных ассигнований на реализацию мероприятий по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, установленных Федеральным законом от 12 января 1995 г. № 5–ФЗ «О ветеранах» и от 24 ноября 1995 г. № 181–ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» по сравнению с объемами, утвержденными Законом № 415–ФЗ, в 2018 году на 2 602,4 млн. рублей в связи с уточнением численности получателей с учетом приоритизации мероприятий государственной программы;

по основному мероприятию «Восстановление и (или) проведение капитального ремонта жилищного фонда (переселение граждан из жилищного фонда), поврежденного (признанного непригодным для проживания) вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» – увеличение бюджетных ассигнований в 2018–2019 годах на 99 млн. рублей ежегодно в связи с перераспределением бюджетных ассигнований с государственной программы «Развитие Северо–Кавказского федерального округа» на период до 2025 года на государственную программу в целях реализации мероприятия по переселению граждан Российской Федерации, проживающих в оползневых зонах на территории Чеченской Республики;

по основному мероприятию «Обеспечение жильем молодых семей» – уменьшение объемов бюджетных ассигнований по сравнению с объемами, утвержденными Законом № 415–ФЗ (в рамках федеральной целевой программы «Жилище» на 2015–2020 годы), в 2018 году на 933,9 млн. рублей в связи с ограниченными возможностями субъектов Российской Федерации по софинансированию указанных мероприятий при предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации;

по основному мероприятию «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» по сравнению с объемами, утвержденными Законом № 415–ФЗ (в рамках федеральной целевой программы «Жилище» на 2015–2020 годы):

уменьшение бюджетных ассигнований на реализацию мероприятий по приобретению жилья вынужденными переселенцами в 2018 году на 738,1 млн. рублей с учетом приоритиезации мероприятий государственной программы;

увеличениебюджетных ассигнований на обеспечение жильем граждан, уволенных с военной службы и приравненных к ним лиц, в 2018 году на 693,8 млн. рублей, в целях завершения реализации данного мероприятия в 2018 году;

по приоритетному проекту «Ипотека и арендное жилье» – увеличение бюджетных ассигнований в 2018 году на 14 201,1 млн. рублей по сравнению с объемами, утвержденными Законом № 415–ФЗ (в рамках федеральной целевой программы «Жилище» на 2015–2020 годы), в целях улучшения жилищных условий граждан России путем обеспечения высоких темпов роста ввода жилья и стимулирования спроса выдачей ипотечных кредитов и привлечением инвестиций в создание арендного жилья.

Увеличение объемов бюджетных ассигнований по подпрограмме «Создание условий для обеспечения качественными услугами жилищно–коммунального хозяйства граждан России» обусловлено перераспределением на основное мероприятие «Повышение устойчивости жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения в сейсмических районах Российской Федерации» бюджетных ассигнований в связи с принятым решением об интеграции мероприятий федеральной целевой программы «Повышение устойчивости жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения в сейсмических районах Российской Федерации на 2009–2018 годы» с 2018 года в состав государственной программы.

Наряду с указанным фактором и общими подходами к формированию Законопроекта на изменение параметров финансового обеспечения подпрограммы повлияло:

по основному мероприятию «Реализация проекта Международного банка реконструкции и развития (МБРР) «Реформа жилищно–коммунального хозяйства в России» – увеличение бюджетных ассигнований в 2018 году на 2 091,2 млн. рублей и в 2019 году на 1 513,5 млн. рублей за счет перераспределения бюджетных ассигнований с государственной программы «Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков» в связи с уточнением объемов использования средств с учетом планов закупок товаров, работ и услуг по проекту и условий Соглашения о займе между Российской Федерацией и МБРР, а также уменьшение в 2020 году на 1 184,4 млн. рублей в целях завершения реализации проекта;

по основному мероприятию «Содействие развитию коммунальной и инженерной инфраструктуры государственной собственности субъектов Российской Федерации (муниципальной собственности)» – выделение бюджетных ассигнований федерального бюджета на реализацию мероприятий:

по строительству водозабора и магистрального водовода к населенным пунктам Майкопского района и г. Майкопа в 2018 году – 996,5 млн. рублей, в 2019 году – 1 041,3 млн. рублей;

по строительству и реконструкции системы водоснабжения поселка Соловецкий в 2018 году в объеме 133,2 млн. рублей;

по строительству очистных сооружений канализации и глубоководного выпуска в г. Геленджик в 2018 году на 2 000,0 млн. рублей;

по основному мероприятию «Повышение устойчивости жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения в сейсмических районах Российской Федерации» – увеличение по сравнению с объемами, утвержденными Законом № 415–ФЗ (в рамках федеральной целевой программы «Повышение устойчивости жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения в сейсмических районах Российской Федерации на 2009–2018 годы») в 2018 году на 3 419,0 млн. рублей, в 2019 году на 3 340,9 млн. рублей для продолжения реализации мероприятий по снижению уязвимости жилых домов и объектов инфраструктуры, расположенных в сейсмоопасных районах;

по основному мероприятию «Поддержка отдельных категорий граждан по оплате жилищно–коммунальных услуг» в 2018–2019 годах – увеличение на 1 130,0 млн. рублей ежегодно в связи с его переносом из государственной программы «Социальная поддержка граждан»;

по основному мероприятию «Приоритетный проект «Обеспечение качества жилищно–коммунальных услуг» – увеличение в 2018 году бюджетных ассигнований на внесение имущественного взноса Российской Федерации в государственную корпорацию – Фонд содействия реформированию жилищно–коммунального хозяйства на 5 006,9 млн. рублей в целях модернизации систем коммунальной инфраструктуры с учетом планируемого продления деятельности Фонда до 1 января 2019 года;

по основному мероприятию «Приоритетный проект «Формирование комфортной городской среды» – увеличение объемов бюджетных ассигнований в 2018 году на 25 101,4 млн. рублей, в 2019 году – на 5 000,0 млн. рублей, в связи с необходимостью реализации комплекса первоочередных мероприятий по благоустройству в субъектах Российской Федерации в целях системного повышения качества и комфорта городской среды на всей территории Российской Федерации.

Увеличение параметров финансового обеспечения подпрограммы «Обеспечение реализации государственной программы» связано с отражением мероприятий по текущему управлению реализации мероприятий программы с 2018 года в рассматриваемой подпрограмме (в Законе № 415–ФЗ – в рамках федеральной целевой программы «Жилище» на 2015–2020 годы).

Наши рекомендации