Организация государственного регулирования финансово-кредитных отношений во внешнеэкономической деятельности
Внешнеэкономические связи нуждаются в регулировании со стороны государства. В централизованной экономике внешнеэкономическая деятельность подвержена особо жесткому воздействию и контролю государственных органов, существует государственная монополия внешней торговли, нарушение которой рассматривается как уголовное преступление. Но и в странах с рыночной экономикой государственное регулирование внешнеэкономических связей проявляется ощутимым образом. Внешнеэкономическая функция государства является продолжением его внутрихозяйственной функции, но реализуется в несколько отличной форме.
Основной концепцией регулирования внешнеэкономической деятельности является: сбалансированное сочетание объективных экономических само регуляторов деятельности (спрос, предложение, конъюнктура) и институционального регулирования.
ВЭД как любая экономическая категория имеет правовые нормы, которые юридически оформляются различными директивно законодательными актами.
Государственное регулирование ВЭД производится на основании двусторонних, многосторонних правительственных соглашений и законодательных актах по внешнеторговой деятельности данных государств.
Государственное регулирование ВЭД – это совокупность мер, направленных на защиту интересов национальных товаропроизводителей и предпринимателей и создания для них наиболее благоприятных условий на внутреннем и внешнем рынках [5].
Основной целью вмешательства государства во внешнеэкономическую деятельность является обеспечение экономических и политических интересов страны. В то же время государство само склонно принимать на себя осуществление ряда видов внешнеэкономических действий, приносящих доходы или требующих государственногоучастия.
В современных условиях любое государство тем или иным образом регулирует, стимулирует или ограничивает практически все сферы международных экономических связей. Государственное регулирование распространяется на внешнюю торговлю, международное движение капитала, валютные и кредитные отношения, научно-технический обмен, международное перемещение рабочей силы.
Внешнеэкономическая задача государства является продолжением его внутрихозяйственной функции, но реализуется в несколько отличной форме. Функцией государственного регулирования, прежде всего, является разработка концепций ВЭД. Главная стратегическая задача внешнеэкономической политики состоит в обеспечении благоприятных условий в сфере ВЭД для эффективного развития финансово-кредитной системы [3].
Государственное регулирование внешнеэкономических связей — это совокупность используемых государственными органами и службами форм, методов и инструментов воздействия на экономические отношения между странами в соответствии с государственными и национальны- " мл интересами, целями, задачами. Регулирующее воздействие государства осуществляется посредством принятия законов и иных государственных актов, постановлений и решений правительства[3].
Правовыми формами государственного регулирования являются нормативные правовые акты и индивидуальные правовые акты в сфере регулирования внешнеэкономических отношений. Основным видом ВЭД и, соответственно, предметом правового регулирования являетсявнешнеторговая деятельность[3].
В соответствии с Законом «О внешнеторговой деятельности», государственное регулирование ВЭД в Республике Беларусь строится на принципах:
реализации внешнеторговой политики как составной части единой внешней политики Республики Беларусь;
обеспечениянациональной безопасностиРеспублики Беларусь, в том числе в экономической сфере;
единства таможенной территории Республики Беларусь;
приоритета экономических мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности;
невмешательства в частные дела при осуществлении внешнеторговой деятельности, за исключением случаев, когда такое вмешательство осуществляется на основании правовых норм в интересах национальной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья населения, защиты нравственности, прав и свобод других лиц;
обеспечения выполнения обязательств, принятых Республикой Беларусь по международнымдоговорам, и реализации прав, возникающих из международных договоров Республики Беларусь;
применения в отношении другого государства (группы государств) мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности с учетом взаимности;
выбора мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности, являющихся не более обременительными для её участников, чем это необходимо для обеспечения эффективного достижения целей, преследуемых данными мерами;
обоснованности и объективности применения мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности;
гарантирования права на судебную защиту прав, свобод и законных интересов участников внешнеторговой деятельности;
гласности в применении мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности[5].
Применительно к международной торговле, как главному объекту регулирования, правительства используют такие инструменты и способы воздействия, как таможенные тарифы, налоги, ограничительные условия, межгосударственные договоры и соглашения, мероприятия по стимулированию экспорта и импорта.
Из истории известны два основных направления внешнеэкономической политики правительства — протекционизм и фритредерство.
Политика протекционизма направлена на защиту собственной промышленности, сельского хозяйства от иностранной конкуренции на внутреннем рынке. Характерными для протекционизма являются высокие таможенные тарифы, ограничение импорта [4, с. 135].
Фритредерство — это политика свободной торговли. Фритредерство предполагает отмену различного рода ограничений на пути импортных товаров, установление низких таможенных тарифов. В настоящее время часто наблюдается комбинация этих подходов [4, с. 135].
Следует подчеркнуть, что протекционизм и либерализация (как две крайности во внешнеэкономической политике) отражают не только специфику внешнеэкономической политики тех или иных государств, но и их реакцию на изменения в общей системе международных экономических отношений.
Для национальных экономик большая открытость либерализация торговлихарактерна для периодов высоких темпов экономического роста, сильногоэкспортного потенциала. И напротив в периоды экономического спада,ослабления экспортных потенциалов, как правило, прислушиваются к аргументамсторонников протекционизма.
Таким образом, государственное регулирование ВЭД представляет собой совокупность мер, направленных на защиту интересов национальных товаропроизводителей и предпринимателей и создания для них наиболее благоприятных условий на внутреннем и внешнем рынках. Государственное регулирование строится на основании принципов регулирования ВЭД, указанных в Законе«О внешнеторговой деятельности» Республики Беларусь. Для целей регулирования ВЭД государство реализует определенную внешнеэкономическую политику, которая выделяет направления протекционизма и фритредерства.