Законодательство Республики Беларусь, регулирующее ВЭД

Осуществление хозяйственной (предпринимательской) деятельности юридических лиц и граждан часто связано с необходимостью совершения ими различных внешнеэкономических операций. Это может быть совершение различных договоров (купля-продажа, финансовая аренда (лизинг), договоры подрядного типа, перевозка грузов, договор комиссии и т.д.), совершение расчетных операций (например, посредством аккредитива), совершение операций с ценными бумагами и т.д. Отношения, связанные с осуществлением внешнеэкономической деятельности всегда осложнены иностранным элементом. Это определяет содержание и характер правового регулирования внешнеэкономической деятельности.

Как правило, внешнеэкономическая деятельность проявляется в форме внешнеэкономической сделки. Внешнеэкономическая сделка – это один из важнейших институтов международного частного права. Внешнеэкономическая деятельность имеет важное значение, с точки зрения удовлетворения ключевых запросов внешней и внутренней политики государства. Внешнеэкономические отношения любой страны служат решению двух принципиально важных задач – обеспечению национальных интересов и содействию социально- экономическому развитию. Национальные интересы имеют более масштабный, стратегический характер и потому в основном их политико-правовое обеспечение осуществляется конституционными и важнейшими политическими документами государства. Интересы социально-экономического развития имеют текущий или среднесрочный характер, регулируются обычным законодательством и решениями Правительства.

Источники правового регулирования внешнеэкономической деятельности образуют собой несколько групп:

1) национальные законодательства;

2) международные соглашения (конвенции);

3) международные обычаи.

В соответствии с положениями статьи 6 Гражданского кодекса Республики Беларусь Республика Беларусь признает приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им гражданского законодательства. Нормы гражданского права (именно они в первую очередь направлены на регулирование имущественных, экономических отношений), содержащиеся в международных договорах Республики Беларусь, вступивших в силу, являются частью действующего на территории Республики Беларусь гражданского законодательства, подлежат непосредственному применению, кроме случаев, когда из международного договора следует, что для применения таких норм требуется издание внутригосударственного акта, и имеют силу того правового акта, которым выражено согласие Республики Беларусь на обязательность для нее соответствующего международного договора. Нормы гражданского права, содержащиеся в международных договорах Республики Беларусь, не вступивших в силу, могут применяться Республикой Беларусь временно в порядке, установленном законодательством о международных договорах Республики Беларусь.

В соответствии с п. 1 ст. 1093 Гражданского кодекса Республики Беларусь право, подлежащее применению к гражданско-правовым отношениям с участием иностранных граждан или иностранных юридических лиц либо осложненным иным иностранным элементом определяется на основании Конституции Республики Беларусь, Гражданского кодекса, иных законодательных актов, международных договоров Республики Беларусь и не противоречащих законодательству Республики Беларусь международных обычаев[2].

Внешнеэкономическая деятельность регулируется различными нормативными правовыми актами, среди которых: кодифицированные акты (кодексы), в частности, Гражданский кодекс, Таможенный кодекс, Инвестиционный кодекс, Налоговый кодекс; специальные законы, например Закон «О валютном регулировании и валютном контроле»; декреты и указы Президента Республики Беларусь, например Указ Президента Республики Беларусь от 04.01.2000 г. № 7 «О совершенствовании порядка проведения и контроля внешнеторговых операций»; нормативные правовые акты республиканских органов государственного управления, например постановление Государственного таможенного комитета Республики Беларусь от 07.07.2001г. № 32 «О порядке осуществления валютного контроля таможенными органами»[3].

Большое значение имеют международные конвенции: Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров 1980 г. (Вена); Конвенция о международном лизинге 1988 г. (Оттава); Единообразный Закон о чеках (Приложение к Женевской Конвенции 1931 г.); Единообразный Закон о переводном и простом векселе (Приложение к Женевской Конвенции 1931 г.); Соглашение о международных железнодорожных перевозках (КОТИФ) 1980 г. и т.д[4].

Согласно ст. 154 Гражданского кодекса Республики Беларусь сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей. Это может быть не только какой-либо гражданско-правовой договор (договор купли-продажи, договор аренды, договор хранения и т.д.), но и, например, выдача доверенности или выдача векселя и т.п. Понятие внешнеэкономической сделки, хотя она широко используется в практике внешнеэкономических связей, не получило достаточно четкого определения в международных договорах, внутреннем праве, в правовой доктрине. Безусловно, что применительно к внешнеэкономической деятельности сделка также не означает лишь только какой-либо договор, не смотря на то, что при осуществлении внешнеэкономической деятельности чаще всего совершаются именно договоры.

В Республике Беларусь общие правила о форме сделки осложненной иностранным элементом содержатся в разделе VII Гражданского кодекса («Международное частное право»). В соответствии со ст. 1116 ГК форма сделки подчиняется праву места ее совершения. Однако сделка, совершенная за границей, не может быть признана недействительной вследствие несоблюдения формы, если соблюдены требования права Республики Беларусь. Внешнеэкономическая сделка, хотя бы одним из участников которой является юридическое лицо Республики Беларусь, совершается независимо от места заключения сделки в письменной форме. Форма сделки в отношении недвижимого имущества подчиняется праву страны, где находится это имущество, а в отношении недвижимого имущества, которое зарегистрировано в Республике Беларусь, - праву Республики Беларусь. При этом следует учесть, что регистрационные процедуры в отношении недвижимого имущества осуществляются в соответствии с положениями Закона Республики Беларусь «О государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним»[5].

В соответствии со ст. 96 Конвенции о договорах международной купли-продажи товаров, государство, законодательство которого требует, чтобы договоры купли-продажи заключались в письменной форме, может сделать заявление о неприменимости положения Конвенции, допускающего использование иной формы для тех случаев, когда одна из сторон договора имеет свое коммерческое предприятие в этом государстве. СССР, при присоединении к Конвенции заявил о неприменимости ее положений, допускающих совершение договора не в письменной форме, если хотя бы один из контрагентов имеет свое коммерческое предприятие на его территории. Аналогичное заявление сделала и Республика Беларусь.

Стороны внешнеэкономической сделки имеют определенные права и обязанности. Исходным принципом при определении права, подлежащего применению к правам и обязанностям сторон по внешнеэкономической сделке, является принцип автономии воли сторон. Этот принцип используется и в Гражданском кодексе Республики Беларусь (§ 5 гл. 75 ГК «Коллизионные нормы»).

Согласно п. 1 ст. 1124 ГК Республики Беларусь стороны договора могут при заключении договора или в последующем избрать по соглашению между собой право, которое подлежит применению к их правам и обязанностям по этому договору, если это не противоречит законодательству.

В соответствии с п. 2 ст. 1124 ГК Республики Беларусь соглашение сторон о выборе подлежащего применению права должно быть явно выражено или должно прямо вытекать из условий договора и обстоятельств дела, рассматриваемых в их совокупности. Выбор сторонами по договору подлежащего применению права, сделанный после заключения договора, имеет обратную силу и считается действительным с момента его заключения без ущерба для прав третьих лиц. Кроме того, стороны договора вправе избрать подлежащее применению право как для договора в целом, так и для отдельных его частей. При отсутствии соглашения сторон договора о подлежащем применению праве к этому договору применяется право страны, где имеет основное место деятельности сторона, являющаяся продавцом, дарителем, арендодателем, подрядчиком и т.д. по перечню, содержащемуся в ст. 1125 Гражданского кодекса Республики Беларусь. При невозможности определить основное место деятельности стороны, указанной в ст. 1125 применяется право страны, где она учреждена, имеет место постоянного жительства.

При заключении договора купли-продажи стороны закрепляют в тексте договора права и обязанности продавца и покупателя. Вместе с тем, различия, существующие в национальных законодательствах и сложности в определении права, подлежащего применению к сделкам, прежде всего, купли-продажи, усложняют процесс заключения договора. Это объясняет тенденцию – создать унифицированные материально-правовые нормы в области международной купли-продажи. Важнейшей стала Конвенция 1980 г. о договорах международной купли-продажи товаров. Нормы, данной Конвенции, по общему правилу носят диспозитивный характер, но если в договоре отсутствует оговорка о согласии сторон на применение к их договору иных положений или оговорка о том, что стороны по какому-либо вопросу договорились иначе, то к соответствующим отношениям применяются положения Конвенции.

Необходимость определения подлежащего применению права к договорам международной купли-продажи товаров и вызываемые этим сложности привели к разработке и принятию Конвенции о праве, применимом к договорам международной купли продажи товаров (1986 г.). В соответствии со ст. 7 Конвенции договор купли-продажи регулируется правом, выбранным сторонами. Соглашение сторон о таком выборе должно быть явно выражено или прямо вытекать из условий договора и поведения сторон, рассматриваемых в их совокупности.

Важнейшими международными соглашениями в области перевозки грузов и пассажиров являются: Соглашение о международных железнодорожных перевозках (КОТИФ), Конвенция ООН о морской перевозке грузов, Конвенция о перевозках морем пассажиров и багажа, Таможенная Конвенция о международных перевозках грузов, Европейское соглашение о важнейших линиях международных перевозок, Конвенция ООН о международных смешанных перевозках грузов, Конвенция ООН об ответственности операторов транспортных терминалов в международной торговле.

Правовое регулирование международных расчетов и кредитования осуществляется на основе положений международных соглашений и национального законодательства. Основные положения о расчетах содержатся в банковском законодательстве Республики Беларусь, основу которого составляет Банковский кодекс. Банковский кодекс определяет формы расчетов, виды безналичных расчетов, порядок выдачи платежных инструкций и т.д. Кроме того, порядок осуществления расчетов устанавливается банковскими правилами и инструкциями, утверждаемыми Национальным банком Республики Беларусь.

Использование иностранной валюты при проведении внешнеэкономических операций осуществляется на основе положений Закона Республики Беларусь «О валютном регулировании и валютном контроле». Применяются также Правила проведения валютных операций, утвержденные Национальным банком Республики Беларусь.

Среди международных соглашений, положения которых используются при осуществлении международных расчетов и кредитовании применяются Конвенция ООН о независимых гарантиях и резервных аккредитивах, Унифицированные правила на инкассо, Типовой Закон ЮНСИТРАЛ о международных кредитовых переводах и др[6].

Таможенное законодательство составляет систему принятых (изданных) на основании и в соответствии с Конституцией Республики Беларусь нормативных правовых актов, которая включает:

1) Таможенный кодекс и принятые в соответствии с ним законы;

2) акты Президента Республики Беларусь по вопросам таможенного регулирования; - постановления Правительства Республики Беларусь, издаваемые на основании и во исполнение Таможенного кодекса и принятых (изданных) в соответствии с ним законов, актов Президента Республики Беларусь по вопросам таможенного регулирования;

3) нормативные правовые акты Государственного таможенного комитета Республики Беларусь, издаваемые в случаях и пределах, предусмотренных Таможенным кодексом и принятыми (изданными) в соответствии с ним законами, а также актами Президента Республики Беларусь и постановлениями Правительства Республики Беларусь.

Таким образом, Беларусь имеет экспортно-импортные связи более чем со 100 странами мира. Основные внешнеторговые партнеры республики — Россия, Германия, Польша, США, Великобритания и другие. Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности включает ее финансовое, валютное, кредитное, таможенно-тарифное и нетарифное регулирование, обеспечение экспортного контроля; определение политики в области сертификации товаров в связи с их ввозом и вывозом. Все эти направления регулирования базируются на действующем законодательстве.

Наши рекомендации