Прием платежей физических лиц через банковских платежных агентов
В действующем законодательстве на сегодняшний день имеются две конструкции посредничества в расчетах.
Первая — посредничество в принятии платежей физиче- ских лиц. По сути, это является разрешенным случаем осу- ществления переводов денежных средств по поручению фи- зических лиц без открытия банковских счетов (подп. 9 ч. 1 ст. 5 Закона о банках и банковской деятельности) без ли- цензии Банка России.
При этом выделяются две разновидности такой деятель- ности:
— банковских платежных агентов;
— просто платежных агентов (операторов по приему платежей либо платежных субагентов).
1 См.: письма Банка России от 22.11.2010 № 154-Т «О рекомендациях по раскрытию информации об основных условиях использования бан- ковской карты и о порядке урегулирования конфликтных ситуаций, связанных с ее использованием», от 24.03.2011 № 39-Т «Об организа- ции деятельности кредитными организациями по информированию держателей платежных карт о комиссионном вознаграждении».
2 См.: приказ Минэкономразвития РФ № 387, Минфина РФ № 90н, Банка России № 2669-У от 01.08.2011 «О требованиях к банкам, а так- же требованиях к договору, заключаемому федеральной уполномо- ченной организацией с банками, участвующими в предоставлении услуг в рамках электронного банковского приложения универсаль- ной электронной карты, и порядку его заключения».
В первом случае посреднический договор заключается коммерческой организацией или индивидуальным предпри- нимателем (банковскими платежными агентами) с кредит- ной организацией, осуществляющей перечисление (зачис- ление) средств на счет лица — получателя средств. Именно на этот случай распространяется ст. 14 Федерального зако- на «О национальной платежной системе». Данная статья вступила в силу с 29 сентября 2011 г. взамен ст. 13.1 Закона о банках и банковской деятельности, но ей придана обрат- ная сила (п. 9 ст. 38 Федерального закона «О национальной платежной системе»)1.
Операторы по приему платежей заключают договор с получателем денежных средств за реализуемые товары (вы- полняемые работы, оказываемые услуги), не являющимся кредитной организацией. На этот случай распространяет- ся Федеральный закон «О деятельности по приему плате- жей физических лиц, осуществляемой платежными аген- тами». К отношениям, регулируемым данным Законом, нормы Федерального закона «О национальной платеж- ной системе» применяются только в части осуществления Банком России мониторинга в соответствии с его подп. 1 ч. 1 ст. 35 (ч. 3 ст. 1).
Вторая конструкция изначально была основана на за- ключении посреднических договоров, предметом которых могло являться заключение договоров и совершение иных юридически значимых действий по поводу этих товаров (работ, услуг), а не только прием платежей. При этом всег- да было возможно участие посредника в расчетах по этим договорам.
Эта конструкция никакого отношения к банковской де- ятельности не имеет и может применяться без ограниче- ний на основании договоров поручения, комиссии и агент- ских договоров в отношениях с участием как юридических, так и физических лиц. В этом случае данные субъекты осу-
1 Порядок осуществления таких операций на подзаконном уровне установлен Указанием ЦБ РФ от 20.06.2007 № 1842-У «О порядке осу- ществления банковских операций по переводу денежных средств по поручению физических лиц без открытия им банковских счетов кре- дитными организациями с участием коммерческих организаций, не являющихся кредитными организациями».
ществляют расчеты просто как плательщики и получате- ли, в том числе через банковские счета в кредитных орга- низациях. В рамках этих обязательств возможны уступка прав требования и перевод долга на основании общих по- ложений гражданского законодательства. С точки зрения Федерального закона «О национальной платежной систе- ме» это является оказанием платежных услуг, но не при- знается переводом денежных средств как банковской опе- рацией (п. 17 ст. 3).
Что касается деятельности банковских платежных аген-
тов, то в соответствии со ст. 14 Федерального закона «О на-
циональной платежной системе» оператор по переводу де-
нежных средств, являющийся кредитной организацией,
вправе на основании договора привлекать банковского пла-
тежного агента:
1) для принятия от физического лица наличных денеж-
ных средств и (или) выдачи физическому лицу наличных
денежных средств, в том числе с применением платежных
терминалов и банкоматов;
2) для предоставления клиентам электронных средств
платежа и обеспечения возможности использования ука-
занных электронных средств платежа в соответствии с усло-
виями, установленными оператором по переводу денеж-
ных средств;
3) для проведения идентификации клиента — физиче-
ского лица, его представителя и (или) выгодоприобретателя
в целях осуществления перевода денежных средств без от-
крытия банковского счета в соответствии с требованиями
законодательства РФ о противодействии легализации (от-
мыванию) доходов, полученных преступным путем, и фи-
нансированию терроризма (ч. 1).
Банковский платежный агент должен действовать от его
имени (ч. 3). Если он является юридическим лицом, в слу-
чаях, предусмотренных договором с оператором по пере-
воду денежных средств, он вправе привлекать банковского
платежного субагента на основании заключаемого с ним
договора (ч. 2).
Банковские платежные агенты (субагенты) обязаны ис-
пользовать специальный банковский счет (счета) для зачис-
ления в полном объеме полученных от физических лиц на- личных денежных средств (ч. 5 и 6).
Со дня вступления в силу Федерального закона «О на- циональной платежной системе» (29 сентября 2011 г.) де- ятельность банковских платежных агентов (субагентов) без использования специального банковского счета (сче- тов) для зачисления в полном объеме полученных от фи- зических лиц наличных денежных средств не допускается (п. 8 ст. 38).
Контроль за соблюдением банковскими платежными агентами (субагентами) обязанностей по сдаче операто- ру по переводу денежных средств полученных от физи- ческих лиц наличных денежных средств для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет (счета), а также по использованию банковскими платеж- ными агентами (субагентами) специальных банковских счетов для осуществления расчетов осуществляют налого- вые органы РФ (ч. 7).
Контрольно-кассовая техника в составе платежного тер- минала, банкомата, применяемого банковскими платежны- ми агентами (субагентами), должна обеспечивать выдачу кассового чека, содержащего строго определенные рекви- зиты (ч. 10). Требования к контрольно-кассовой технике в составе платежного терминала и банкомата банковских платежных агентов (субагентов) установлены п. 1.1 ст. 4
Федерального закона «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт».
Оператор по переводу денежных средств должен вести перечень банковских платежных агентов (субагентов), в ко- тором указываются адреса всех мест осуществления опера- ций банковских платежных агентов (субагентов) по каж- дому банковскому платежному агенту (субагенту), а также осуществлять за ними контроль (ч. 19 и 20)1.
При этом обязательства потребителя-плательщика пе- ред продавцом (исполнителем) по оплате товаров (работ, услуг) считаются исполненными с момента их внесения
1 См.: Указание ЦБ РФ от 14.09.2011 № 2693-У «О порядке осущест- вления контроля операторами по переводу денежных средств, явля- ющимися кредитными организациями, за деятельностью банковских платежных агентов».
банковскому платежному агенту (ч. 4 ст. 37 Закона о защи- те прав потребителей)1.
8.5.2. Особенности переводов денежных средств (безналичных расчетов) с участием физических лиц
В данном случае речь идет о
расчетах, которые не связаны с осу- ществлением физическими лицами предпринимательской деятельно-
Причины выделения
данной разновидности
расчетов
сти, т.е. эти расчеты должны быть направлены на удовлет- ворение физическим лицом своих личных или семейных потребностей.
В отличие от физических лиц безналичные расчеты с уча- стием индивидуальных предпринимателей осуществляют- ся с учетом того, что к ним применяются правила ГК РФ, которые регулируют деятельность юридических лиц, явля- ющихся коммерческими организациями, если иное не вы- текает из закона, иных правовых актов или существа пра- воотношения (п. 3 ст. 23 ГК РФ).
Расчеты физических лиц, не являющихся предпринима- телями, производятся через текущие счета физических лиц, открываемые на основании договоров банковского счета, счета по вкладам физических лиц, открываемые во испол- нение договоров банковского вклада, а также без исполь- зования банковских счетов.
Индивидуальным предпринимателям открываются рас- четные счета2.
Операции перевода денежных средств без открытия бан- ковских счетов могут совершаться только физическими ли- цами (см. п. 9 ч. 1 ст. 5 Закона о банках и банковской дея- тельности) и соответственно возможность их совершения
является одной из основных особенностей расчетов с уча- стием этих субъектов.
1 Пункт 2 Указания ЦБ РФ от 20.06.2007 № 1842-У «О порядке осу- ществления банковских операций по переводу денежных средств по поручению физических лиц без открытия им банковских счетов кре- дитными организациями с участием коммерческих организаций, не являющихся кредитными организациями».
2 Пункт 2.3 инструкции ЦБ РФ от 14.09.2006 № 28-И «Об открытии и закрытии банковских счетов, счетов по вкладам (депозитам)».
Текущие счета физических лиц не предполагают строго целевое расходование средств, т.е. они не являются специ- альными (целевыми). Средства с этих текущих счетов могут расходоваться на любые не запрещенные законом и норма- тивными актами Банка России цели.
Основное ограничение по проведению по ним расчет- ных операций заключается в том, что проводимые по ним операции не должны быть связаны с осуществлением пред- принимательской деятельности.
Соответственно на текущие счета физических лиц, по- скольку они не являются специальными (целевыми), рас- пространяются положения гл. 45 ГК РФ.
В то же время, поскольку это счета физических лиц, не являющихся предпринимателями, на них не распространя- ются требования ст. 86 НК РФ об обязанности кредитных организаций сообщать в налоговые органы об открытии и закрытии этих счетов, о предоставлении по ним инфор- мации, составляющей банковскую тайну, а также закреплен- ные в ст. 76 НК РФ полномочия налоговых органов по при- остановлению операций по этим счетам.
Разграничение расчетов с участием физических лиц
Учитывая, что речь идет о без- наличных расчетах с участием фи- зических лиц, которые не связаны с осуществлением ими предприни-
мательской деятельности, возникает проблема с разграниче- нием расчетов физических лиц на связанные и не связанные с осуществлением предпринимательской деятельности.
В данном случае необходимо учитывать, что имущество индивидуального предпринимателя юридически не разгра- ничивается на то, которое он использует для осуществления предпринимательской деятельности и на то, которое он ис-
пользует для личного потребления. Подобное разделение со- ставляет смысл образования юридического лица.
Согласно ст. 24 ГК РФ гражданин отвечает по своим обя- зательствам всем принадлежащим ему имуществом, за ис- ключением имущества, на которое в соответствии с законом не может быть обращено взыскание. Перечень имущества граждан, на которое не может быть обращено взыскание, устанавливается ст. 446 ГПК РФ.
Исходя из этого, индивидуальный предприниматель по своему правовому статусу является физическим лицом. Поэтому правила, регулирующие деятельность юридиче- ских лиц, могут применяться к нему только в случаях, пря- мо указанных в законодательстве, при условии, что они во- обще могут быть к нему применимы. Примером выражения подобного подхода является уже упоминавшийся п. 3 ст. 23
ГК РФ.
Следовательно, можно сделать следующий вывод.
Юридически разграничить имущество физического лица,
в том числе денежные средства на банковских счетах, на то,
которое он использует для осуществления предпринима-
тельской деятельности, и на то, которое используется для
личного потребления, невозможно. Поэтому, например,
при взыскании с физических лиц задолженности, связанной
с осуществлением этими лицами предпринимательской де-
ятельности, на основании исполнительных документов, та-
кое взыскание может производиться с текущих счетов дан-
ного физического лица.
Также в большинстве случаев невозможно будет разгра-
ничить и платежи физического лица. Например, если физи-
ческое лицо производит оплату по договору купли-продажи,
или, наоборот, на его текущий счет поступила плата по та-
кому договору, то у банка нет ни юридических полномо-
чий, ни реальных возможностей осуществлять проверку,
что и для каких целей фактически приобретено (продано)
физическим лицом по данному договору.
Исходя из изложенного, получается, что разделение
в актах Банка России счетов физических лиц и произво-
димых ими платежей на связанные и не связанные с осу-
ществлением предпринимательской деятельности носит
организационно-технический характер для целей бухгал-
терского, статистического и иных видов учета и во многом
зависит от волеизъявления этого физического лица.
Вместе с тем остается чисто юридический вопрос о том,
как должен действовать банк, если очевидно, что перечис-
ление или получение средств физическим лицом связано
с осуществлением им предпринимательской деятельности.
Например, может ли банк отказать в принятии платежно-
го поручения физического лица на перечисление с текущего
счета в бюджет налога на добавленную стоимость, платель- щиками по которым являются индивидуальные предприни- матели. Или может ли банк отказать в зачислении средств на текущий счет физического лица и вернуть их платель- щику, если это плата по договору поставки, по которому по- ставщиком и соответственно получателем средств должен являться индивидуальный предприниматель.
Применительно к случаям перечисления физическими лицами средств с текущих счетов необходимо учитывать следующее.
В соответствии с п. 3 ст. 845 ГК РФ кредитная органи- зация не вправе устанавливать не предусмотренные зако- ном или договором банковского счета ограничения права клиента распоряжаться денежными средствами по своему усмотрению.
Законом (ст. 848 ГК РФ) установлено, что кредитная ор- ганизация обязана совершать для клиента операции, преду- смотренные для счетов данного вида законом, установлен- ными в соответствии с ним банковскими правилами, если договором банковского счета не предусмотрено иное.
Следовательно, исходя из положений законодательства, банк имеет право отказать в исполнении поручения физиче- ского лица на перечисление средств с текущего счета, если очевидно, что эта операция связана с осуществлением пред- принимательской деятельности, поскольку ее проведение нарушает режим текущего счета физического лица, уста- новленный Банком России.
Что касается случаев поступления средств на текущий счет физического лица (т.е. получения им имущества), то полномочия банков отказывать в зачислении этих средств на данный счет не предусмотрены ни законом, ни норма- тивными актами Банка России.
Удостоверение права распоряжаться средствами на текущем счете физического лица
Расчетные документы, заполня- емые физическими лицами, при- нимаются банками к исполнению при наличии на первом экземпля- ре расчетного документа подписи
физического лица, заявленной в Карточке с образцами под- писей и оттиска печати.
Хотя в наименовании данной Карточки упоминается от- тиск печати, на самом деле речь идет только о закреплении в ней образцов подписей физических лиц, имеющих право распоряжения средствами на текущем счете. Печатей фи- зические лица иметь не обязаны.
Такие карточки оформляются в отношении подписей:
1) владельца счета, с которым заключается договор бан- ковского счета. При изменении физическим лицом фамилии, имени или отчества должна оформляться новая карточка с образцами подписей;
2) доверенных лиц, которые имеют право распоряже- ния денежными средствами, находящимися на теку- щем счете, на основании доверенности1. Письменное уполномочие на получение представителем гражда- нина его вклада в банке, внесение денежных средств на его счет по вкладу, совершение операций по его банковскому счету, в том числе получение денежных средств с его банковского счета может быть представ- лено представляемым непосредственно банку (абз.
2 п. 3 ст. 185 ГК РФ).