Прекращение предпринимательской деятельности.
2 пути прекр. дея-ти S. хоз-я: реорган-я (слияние, присоед., раздел-е, выдел-е, преобразов-е) и ликвидация. Отличие ликв. от реорган.: ликвид. не предполаг. правопреемства. При ликв. совпад. прекращ. сущ-я ЮЛ и его дея-ти, при реорганиз. сущ-е ЮЛ прекращ., а его дея-ть продолж-ся др. ЮЛ. Лицензии в пор-ке правопр-ва не перед-ся, а аннулир-ся. Особенность: правопр-к реорганиз-го предприятия должен нести отв-ть не в пределах получ. имущ-ва, а в полном объеме его долгов.
ЮЛ м.б. ликвид. по реш-ю: соб-ка имущ-ва либо органа ЮЛ, уполном. уставом (в том числе в случ. истеч. срока на кот. создано ЮЛ, достиж. целей, призн-е го. регистр-и ЮЛ. недейст-й, наруш. пор-ка формир-я устав фонда); ХС(н-р, осущ. деят-ти без лицензии, в случ. банкротства; регистр. органа(н-р, неосущ. предпр. дея-ти 12 мес. подряд и ненаправл. налог. органу собщ. о причинах неосущ. дея-ти, вес-е налог. орг-м. представления о ликвид. ком. организ. в связи с призн-м задолженности безденеж. долгом и ее списании).
Соб-к имущ-ва назнач-т ликвидац-ю комиссию (ликвидатора) и устан-т порядок и сроки ликвидации. Со дня назнач. ликвид. комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами ЮЛ. Ликвид. комиссия от имени ликвидир-го ЮЛ выступает в суде. Макс. срок ликвидации закон-м не определен, мин. - 2 месяца. На практике срок сост-т 6 мес.
Собств-к имущ-ва обязан незамедлительно письменно сообщить об этом в рег. орган, который вносит в ЕГР сведения о том, что организ-я наход-ся в процессе ликвидации. В рег. орган предоставл.: заявление о ликвид., решение о ликвид., легализованная выписка из торгового регистра страны учреждения или иное эквивалентное доказательство юрид. статуса организации в соотв. с закон-вом страны ее учреждения с переводом на бел. или рус. язык - для соб-в имущ-ва, явл-ся иностр.организациями.
Потом на основ-и этих док-в рег. орган пред-т в Минюст вседения о том, что ЮЛ нах-ся в проц. ликвид., для внес. свед. в ЕГР и напр-т налог., тамож. органам, ФСЗН, Белгосстраху уведомл. о начале процедуры ликвид. ЮЛ.
Очеред-ть удовл. требов. кретидоров: 1- гражданам, пред. кот ЮЛ несет отв-ть за причин. вреда жизни или здоровью; 2- выход. пособия, вознагр. по автор. догов-м, оплата труда; 3 – платежи в бюджет и внебюдж. гос. фонды; 4 – все остальные.
ЮЛ счит. ликвид. с даты внес. рег. органом записи в ЕГР ЮЛ и ИП об искл. из этого регистра. Реш. рег. орг-в м.б. обжалованы в ХС.
Реорг. ЮЛ м.б. осуществ-на по реш.: его учредителей либо органа ЮЛ, уполномоч. на то учред. докум-ми, а в случаях, предусм. закон-ми актами, - по реш. уполномоч. гос. органов, в т. ч. суда.
ЮЛ счит-ся реорг-м, за искл. случаев реорг. в форме присоед-я, с мом-та гос. регистр. вновь возникших ЮЛ. (присоед. -реорганиз-м с мом-та внесения в ЕГР записи о прекр. деят-и присоединенного ЮЛ). При слиянии, присоед., преобразов. права и обяз-ти перех-т в соотв. с передаточным актом, при разделении и выделении – разделительным балансом. Передаточ. акт и раздел. баланс д. содержать положения о правопр-ве по всем обяз-м реорганиз-го ЮЛ в отнош. всех его кредиторов и должников.Передаточ. акт и раздел. баланс утвержд-ся учредителями ЮЛ или органом, принявшими решение о реорганиз. ЮЛ, и представл-ся вместе с учредит. докум-ми для регистр. вновь возникших ЮЛ или внесения изменений в учред. докум-ты сущ-х ЮЛ.
20. Объединения хоз. организаций. Принципы создания и деят-сти объединений.
Субъекты хоз-я могут на добровольных началах объединяться в союзы, хоз-е ассоциации, концерны и др. объединения по отраслевому, территориальному или иным принципам в целях координации деят-ти, обеспечения защиты их прав, представления общих интересов в соответствующих гос-х и иных органах, а также в межд-х орг-циях.
Они создаются на основе следующих принципов: добровольность вхождения в объединение, соблюдение антимонопольного законодательства, свобода выбора организационной формы, свобода выхода.
Руководящие органы объединения не обладают распорядительной властью в отношении входящих участников и выполняют свои функции на условиях, определенных участниками. Объединение может также создаваться по решению собственника предприятий или уполномоченного им органа. При этом такому объединению могут быть делегированы права по управлению предприятиями, входящими в его состав. Содержание аппарата управления этого объединения осуществляется в порядке и на условиях, определенных собственником.
Создание указанных структур производится с учетом антимонопольных требований, установленных соответствующими законодательными актами Республики Беларусь.
Гос. регистрация холдинговых компаний, союзов, ассоциаций и др. объединений хозяйствующих субъектов осуществляется регистрирующим органом только после получения надлежащим образом оформленного согласия антимонопольного органа.
Объединение действует на основе устава, утверж-го его учредителями. Участники сохраняют сам-ность, права ЮЛ. Объединение является юр. лицом, имеет расчетный и иные счета в учреждениях банков, печать со своим наименованием. Объединение не отвечает по обяз-вам входящих в его состав участников, а участники не отвечают по обяз-вам объединения, если иное не предусм. уставом или учредительным договором.
Участник, входящий в объединение, созданное на добровольных началах, вправе выйти из его состава на условиях, предусмотренных уставом объединения. Добровольное объединение ликвидируется по решению его участников в порядке, установленном для ликвидации субъектов хоз-я. Оставшееся после ликвидации имущество распределяется между его участниками в соответствии с уставом.
На практике функционируют различные виды объединений: союзы, хозяйственные ассоциации, концерны.
Коммерческие организации и (или) индивидуальные предприниматели, а также коммерческие и (или) некоммерческие организации в целях координации их деятельности, представления и защиты общих интересов могут создавать объединения в форме ассоциаций или союзов, являющихся некоммерческими организациями.
Указом Президента РБ от 28.12.2009 N 660 (ред. от 24.09.2012) "О некоторых вопросах создания и деятельности холдингов в Республике Беларусь" определены правовой статус, порядок создания и условия функционирования такого объединения коммерческих организаций, как холдинг.
Холдинг - это объединение юр. лиц (участников холдинга), в котором одно из юр. лиц - коммерческая организация является управляющей компанией холдинга в силу возможности оказывать влияние на решения, принимаемые другими юр. лицами - участниками холдинга (дочерними компаниями холдинга).
21. Прав. полож. граждан как суб-ов хоз. деят-ти. [он же ИП]
ИП – деесп-ый гражд., зарег-ый в устан-ом порядке в данном кач-ве в рез-те гос. рег-ии и осущ-ий на свой риск и под свою имущ. ответ-ть самост. професс. деят-ть.
К предп-ой деят-ти гражд., осущ-ой без образ-ия ЮЛ, соот-но прим-ся правила ГК, к-ые рег-ют деят-ть ЮЛ, явл-ся коммер-ми орг-ми, если иное не уст-но законом.
Деят-ть ИП может осущ-ся т-ко с привл-ем чл. семьи и близких родст-ов (Указ №285). ИП осущ. свою деят-ть на основе своб. предпр-ва.
ИП обязан:
1) получ. лиц-ию на осущ-ие опред-ых видов деят-ти (в предусм. законом случ-х);
2) увед-ть регистр. орг. об изм-ии адреса и др. сущ-ых усл-ий своей деят-ти;
3) соблюд. права и зак. инт-сы потреб-ей, обесп-ть надлеж. кач-во тов-ов/работ/услуг;
4) соблюд. правила обяз-ой сертиф-ии;
5) не допуск. недобросов. конкур-ии;
6) вести учет рез-ов своей предп-ой деят-ти.
ИП отвеч. по своим обяз-ам всем своим имущ-ом, на к-ое в соотв-ии с зак-ом может быть обращ. взыск-е.
Случ. ут-ты статуса ИП:
1) смерть; 2) призн. недеесп-м, 3) безвест. отсут-м, 4) умер-м; 5) призн. банк-ом в уст-м пор-ке; 6) по соб-ой иниц-ве (подача заявл.).
ИП в суд. пор-ке призн-ся банк-ом, если не в сост. удовл-ть треб-я кред-ов. С мом-та вступ. в силу реш-я суда утрач. силу рег-ия в кач-ве ИП.
Кред-ры также могут предъяв. свои требов., к-ые удовл-ся за счет принадл. ИП имущ-ва. Сохр. силу треб-я гражд., перед к-ми ИП несет отв-ть за прич. вред жизни или здор-ю.
Если приговор ИП связ. с огр-ем права зан-ия предп-ой деят-ю, орг. и учрежд., осущ-ие исполн. нак-ий, не поздн. 3 раб. дней со дня получ. пригов. суда уведомл. регистр-ий и налог. орг-ы о назнач. нак-ии.
Регист. орг. в теч. 3 раб дн. со дня получ. уведомл. вносит в ЕГРЮЛиИП о приост-ии/возоб-ии деят-ти ИП.
Неосущ. ИП предприн. деят-ти в период исп. пригов., связ. с огр-ем права зан-ия предпр. деят-ью, пост-ия о налож. админ. взыск. в виде лиш. права заним-ся опред-ой деят-ью не явл-ся осн-ем для прекращ. его деят-ти.
22. Республика Беларусь и административно-территориальные единицы как субъекты хозяйственной деятельности.
РБ, АТЕ уч-т в отнош., регул. гр. зак-м, на равных с иными участниками этих отношений – ФЛ И ЮЛ (ст. 124 ГК).
Сущность правоспособности РБ и АТЕ: участие в хозяйственном обороте, исходя из публичных интересов и интересов государства.
Непосредственное участие проявляется путем вступления в хоз. отношения ГО, как представителей гос. вла-сти. На респ. уровне от лица гос-ва могут выступать: Нац. собрание, Президент, Прав-во, министерства, гос. комитеты и др. От имени АТЕ – органы МУС, действующие в пределах своей компетенции.
Зачастую от лица гос-ва выступают ИВ, наделенные спец. полномочиями. Так, в случае приватизации гос. соб-сти от лица гос-ва выступает Мин. экономики.
Опосредованное участие гос-ва в хоз. обороте: через спец. созданные гос. ЮЛ. Например, республ. или коммун. предприятия, кот. приобретают права и обязанно-сти, осуществляя хоз. деятельность для себя, а не для государства.
Государство, как субъект хоз-ния обладает обособленным имущ-вом, на основе кот. и осуществляет свою хоз. деят-сть. Гос. соб-ность яв-ляется основой участия гос-ва как субъекта хозяйствования в имущ. отношениях. Она представлена в виде респуб-ликанской и АТ- собственности. Государство может передать это имущество специально сознан-ным им гос. предприятиям на праве ХВ и ОУ.
Как субъект хозяйствования государство может выступать стороной в сделке всякий раз, когда сделка совершается уполном. органами от имени республики или АТЕ.
РБ и АТЕ несут сам.имущ. ответственность по своим обязательствам. АТЕ не отвечают по обязательствам гос-ва, а последнее не несет ответственности по обязательсввам АТЕ, за исключением тех случает, когда РБ приняла на себя гаран-тию.
По общим правилам государство не отвечает по обязатель-ствам созданных им юридических лиц. Однако, на РБ и АТЕ может быть возложена субсидиарная ответственность по обязательствам этих предприятий, если их несостоятельность (банкротство) вызвана исполнением обязательных для этих ЮЛ указаний учредителей, собственников (ст.52 ГК). РБ и АТЕ отвечают по своим обязательствам имущ-вом, принадлежащим им на праве соб-сти, за искл. опред. категории имущ-ства, которое может находиться в исключительной собственности государства.
Государство может защищать свои интересы в суде, через своих полномочных представителей (п.1 ст.125 ГК).
23. Структура имущества субъектов хозяйственной деятельности.
Структура закреплена в ст. 1 З-на РБ от 12.07.2013 N 57-З "О бух. уч. и отч-ти":
- имущество, в том числе имущ. права, исключительные права на результаты интелл. деятельности, учитываемые организацией в результате хоз. операций;
- капитал - активы организации за вычетом всех ее обязательств;
- пассивы - обязательства организации.
Имущество: основные средства, финансовые вложения, нематериальные активы, готовая продукция, незавершенное производство.
Основными фондами производственного и непроизводственного назначения являются здания, строения, машины и оснащение, оборудование, инструмент, производственный инвентарь и другое имущество длительного использования, которое отнесено законодательством к основным фондам.
Основным средства (одновременно условия): активы имеют матер.-вещ. форму; активы исп-ся в течение срока службы свыше 1 года; стоимость их единицы на момент приобретения; орг-ей на момент принятия на бух. учет не предполагается перепродажа данных активов. + зем. уч., приобр. в соб-ть.
Нематериальными активами: идентифицируемые (имеющие признаки, отличающие данный объект от других, в том числе аналогичных) и не имеющие мат.-вещ. (физической) формы; исп-ые в деятельности орг-ии; способные приносить организации будущие экономические выгоды; срок полезного исп-я кот. превышает 12 месяцев; стоимость которых может быть измерена с достаточной надежностью, то есть имеется документальное подтверждение стоимости, а также затрат, связанных с их приобретением (созданием); при наличии документов, подтверждающих права правообладателя. + имущ. Права.
При отсутствии любого из указанных критериев произведенные затраты не признаются нематериальными активами и являются расходами организации.
Оборотными средствами являются сырье, топливо, материалы, малоценные предметы и быстроизнашивающиеся предметы.
Денежными средствами являются деньги в нац. и иностр. валюте, предназначенные для осуществления товарных и финансовых операций.
Товарами признаются произведенная продукция, товарные запасы, выполненные работы и услуги.
Особый вид имущества - ценные бумаги.
Имущество должно иметь стоимость, производиться или использоваться в деятельности субъектов хозяйствования, отображаться в балансе или учитываться в иных формах учета.
Учредители (участники, члены) ком. орг-ии в отношении им-ва, нах. в соб-ти этой орг-ии, имеют обязат-ые права, опред-ые в ее учред. документах.
Имущественные права субъектов хозяйствования охраняются законом. Изъятие государством у субъектов хозяйствования его имущества допускается в случаях, по основаниям и в порядке, предусмотренном законом.