Социально-экономическая сущность и роль бюджета гос-ва

Каждому государству для выполнения его функций (экономической, социальной и политической) необходим бюджет.

Бюджет – это центральное звено финансовой системы, которое отражает все качественные признаки финансов, т. е. бюджет представляет собой систему денежных отношений, в процессе которых образуется и используется бюджетный фонд.

Сущность любой экономической категории, в т. ч. и бюджета, состоит в том, что он выполняет определённые функции:

- образование бюджетного фонда,

- использование,

- контрольная функция.

Образование бюджетных расходов происходит в процессе первичного распределения чистого национального продукта.

Структура бюджетных доходов непостоянна и зависит от конкретных экономических условий развития гос-ва.

Происходящие изменения в структуре бюджетных расходов связаны с экономическими изменениями в гос-ве. Гос-во, выступая как совокупный хозяйствующий субъект, учитывает интересы всех других участников воспроизводственного процесса. Поэтому расходы бюджета охватывают всю экономику гос-ва.

Потребность соблюдения макроэкономических пропорций в народном хозяйстве требует бюджетного финансирования отдельных отраслей народного хозяйства, непроизводственной сферы, экономических регионов, различных форм собственности и отдельных хозяйствующих субъектов.

Структура бюджетных расходов подвержена ещё более частым изменениям, чем структура доходов.

Т. о., структура доходов и расходов бюджета характеризует сущность бюджета любого гос-ва.

Контрольная функция бюджета предполагает создание условий для осуществления контроля.

Эта функция сосуществует одновременно с 2-мя первыми и даёт возможность эффективного воздействия государства на все экономические процессы. Бюджет играет важную экономическую, политическую и социальную роль в воспроизводственном процессе.

Используя бюджетные средства на финансирование наиболее приоритетных отраслей экономики, бюджет играет большую роль в перераспределении национального дохода между отраслями. Сокращая долю денежных средств в распоряжении хозяйствующих субъектов, происходит сдерживание экономической активности отдельных отраслей и наоборот, предоставляя субсидии, даётся дополнительная возможность для развития приоритетных отраслей.

Выделяемые субвенции, трансферты играют большую роль в перераспределении валового бюджета между территориями, что способствует их выравниванию в экономическом и социальном развитии.

Трансферт – выделение денег на покрытие дефицита бюджета; субвенция – выделение денег на определённый срок на определённые цели; субсидия – выделение денег отдельным отраслям.

2. Состав и структура расходов и доходов бюджета

Расходы бюджета представляют собой финансирование затрат, необходимых для осуществления гос-вом конституционных функций.

Затраты выражают экономические отношения, возникающие в связи с распределением денежных средств гос-ва и их использованием.

В зависимости от роли в процессе общественного воспроизводства, бюджетные расходы делятся на:

- текущие,

- капитальные.

Текущие – это затраты на содержание органов государственной власти, управления, правоохранительных органов, науку, оборону, социальное обслуживание, выплаты госдолга.

Капитальные – затраты на новое строительство и развитие действующих объектов, их реконструкцию, расширение.

В соответствии с функциональной классификацией, расходыбюджета делятся на:

-собственные государственные расходы и

-ссуды.

Госрасходы включают финансирование затрат на гос. управление, национальную безопасность, оборону, правоохранительную, судебную деятельность, международную, народное хозяйство, культуру, науку, здравоохранение.

Ссуды включают следующие статьи расходов: ссуды нижестоящих организаций, кредиты, выдаваемые под гарантию федерального правительства, госкредиты, выдаваемые иностранным гос-вам.

Установленные по функциональному признаку расходы распределяются по министерствам, ведомствам, территориальным организациям.

Расходы в бюджетной классификации делятся на:

-разделы,

-главы,

-параграфы,

-статьи.

Раздел – это народное хоз-во, образование, здравоохранение, социальное обеспечение, управление и т. д.

Главы в разделе показывают бюджетные расходы по министерствам и ведомствам.

Каждая глава разделена на параграфы, которые определяют расходы по однотипным организациям и мероприятиям.

Статьи устанавливают предметно-целевое назначение ассигнований: з/п, приобретение оборудования, командировочные и т. д.

Доходы бюджета представляют собой финансовые каналы аккумуляции средств в бюджетной системе гос-ва.

Главным источником доходных поступлений в бюджет является национальный доход, другим источником – национальное богатство, средства, полученные от приватизации, продажи золота.

Кредитный источник – займы, временно свободные средства юридических и физических лиц, иностранный капитал.

В основу формирования доходной базы бюджета положены налоговые методы.

Налоговые поступления делятся на:

- налоги с юридических лиц,

- налоги с физических лиц.

Неналоговые доходы включают доходы от приватизации, доходы от продажи золотовалютных резервов и поступления от внутренних и внешних займов.

Доходы в бюджетной классификации делятся на:

- разделы,

- параграфы.

В разделе объединены доходы одного вида, а параграф конкретизирует наименование дохода.

Например, налог на прибыль – раздел, параграф – налог на прибыль с банков, коммерческих организаций.

Утверждённый и исполненный бюджет считается сбалансированным, если его расходы полностью покрыты доходами. В случае превышения доходов над расходами бюджет – профицитный, если наоборот – дефицитный.

Однако, сбалансированный бюджет на стадии его исполнения может превратиться в дефицитный в результате чрезвычайных обстоятельств, когда возникает потребность в дополнительных расходах. Фактором нарастания дефицитности бюджета м/б кризисные явления в экономике, сопровождаемые инфляционными процессами.

Федеральным законом предусмотрено введение механизма секвестра расходов, если в процессе исполнения бюджета происходит значительное (> 10%) уменьшение доходов. Суть секвестра состоит в пропорциональном сокращении государственных расходов на 5, 10, 15% ежемесячно по всем незащищённым статьям бюджета в течение оставшегося периода. Перечень защищённых статей, не подлежащих секвестрованию, утверждается в составе бюджета отдельной статьёй: з/п, стипендия.

Решение о введении секвестра принимает правительство, уведомляет об этом федеральное собрание, где указывает процент сокращения расходов и период, на который вводится секвестрование.

3. Принципы построения бюджетной системы

Бюджетная система РФ – это основанная на экономических отношениях и государственном устройстве, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, региональных бюджетов, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Бюджетное устройство – это структура бюджетной системы и принципы её построения.

Звеньями бюджетной системы являются:

- федеральный бюджет,

- бюджеты субъектов РФ: республиканские, краевые, областные и местные территориальные бюджеты.

Федеральный бюджет играет определяющую роль в реализации социально-экономической политики правительства. Ч/з параметры федерального бюджета правительство регулирует темпы развития, а также взаимоотношения с территориями.

Бюджетный кодекс РФ регламентирует перечень принципов построения и функционирования бюджетной системы РФ.

· 1-й принцип: единство, означает, что все бюджеты имеют единую правовую базу, единую денежную систему, формы бюджетной документации, единые принципы бюджетного процесса и единый порядок финансирования расходов бюджетов всех уровней.

· 2-й принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы, т. е. все доходы делятся на доходы, закреплённые за федеральным, региональным, местным; частично или полностью – налог на прибыль. Расходы бюджета осуществляются органами государственной власти на различных уровнях: федеральный, республиканский, местный.

· 3-й принцип самостоятельности. Предусматривает право органов власти и органов местного самоуправления на каждом уровне бюджетной системы самостоятельно осуществлять бюджетный процесс, определять доходы и расходы, источники финансирования дефицита бюджета.

· 4-й принцип полноты отражения доходов и расходов бюджета и внебюджетных фондов, т. е. полное отражение всех доходов и расходов, точное обоснование привлечения дополнительных средств и эффективность произведённых расходов.

· 5-й принцип сбалансированности бюджета означает, что объём предусмотренных расходов должен соответствовать объёму доходов, предусмотренных в бюджете за счёт различных источников.

· 6-й принцип эффективности и экономичности использования бюджетных средств: вложения д/б эффективны и экономичны.

· 7-й принцип общего совокупного покрытия расходов бюджета: все предусмотренные расходы д/б покрыты за счёт соответствующих источников.

· 8-й принцип гласности: прозрачность бюджета, его опубликование, обсуждение, сообщение о ходе выполнения бюджета в течение года.

· 9-й принцип достоверности.

· 10-й: адресность и целевой характер бюджетных средств: означает, что средства распределяются между конкретными получателями для выполнения конкретных целей.

Т. о., реализация вышеприведенных принципов должна определяться необходимостью выполнения общегосударственных экономических и социальных программ, а также перераспределением финансовых ресурсов для выравнивания развития региона.

4. Основы организации бюджетного процесса в РФ

Определяющие параметры федерального бюджета формируются на основе положений социально-экономической и финансовой политики гос-ва на следующий год. Бюджетная политика должна базироваться на принципах реальности и открытости. Проект федерального бюджета разрабатывается на основе среднесрочного прогноза основных финансовых показателей.

Ограниченность финансовых ресурсов вызывает необходимость определить ограниченный круг приоритетов, расходы которого являются первоочерёдными и усилить контроль за рациональным использованием бюджетных средств. Поэтому при подготовке бюджетов последних лет была использована методика расчёта расходов бюджета не на основе заявленных потребностей, а исходя из возможности их финансирования.

· Процесс формирования федерального бюджета начинается с указа президента, в к-ром регламентируются принципиальные положения финансово-бюджетной политики, особенности структуры бюджета, организация взаимоотношений с территорией.

Следующим документом является постановление правительства о разработке прогноза социально-экономического развития и проекта федерального бюджета.

Данным постановлением правительство поручает министерству экономики организовать разработку проекта социально-экономического развития, министерству финансов поручает организовать разработку федерального бюджета.

Оба министерства совместно с др. министерствами и ведомствами в 10-тидневный срок должны представить правительству основные параметры функционирования экономики, макроэкономические показатели, мероприятия по финансовой и экономической стабилизации и другие параметры, а также основные характеристики и данные в расходах федеральных бюджетов по функциональной классификации.

Для определения этих показателей министерства дают указания нижестоящим ведомствам и структурам по их расчёту, затем эти показатели анализируются, обобщаются и предоставляются в министерство финансов и экономики. На основании их и составляется план экономического и социального развития и прогноз бюджета на следующий год.

· Рассмотрение и утверждение проекта бюджета начинается с внесением его правительством в Госдуму.

В течение 3-х дней проект направляется президенту, совету федерации, другим субъектам права законодательной инициативы и палаты Госдумы.

Дума рассматривает проект в 4-х чтениях.

o В течение 30-ти дней рассматриваемый бюджет в первом чтении: это прогноз социально-экономического развития бюджета, основные направления бюджетной и налоговой политики, проект программы внешнего заимствования, основные характеристики бюджета.

o Во 2-м чтении Госдума рассматривает в течение 15-ти дней и утверждает расходы бюджетной классификации.

o В 3-м чтении дума рассматривает в течение 25-ти дней по подразделам бюджетной классификации.

o В 4-м чтении (в течение 15-ти дней) – бюджет в целом, принятый проект бюджета Госдума в течение 5-ти дней передаёт в совет федерации.

Закон о федеральном бюджете вступает в силу после подписания его президентом и опубликования его в средствах массовой информации.

Денежные средства, поступающие из всех источников, образуют фонд финансовых ресурсов, который используется на выплату з/п, покрытие материальных затрат и т. д. Мобилизуемые и используемые финансовые ресурсы в организациях нерыночного сектора экономики осуществляются по-разному в зависимости отметодов ведения хозяйства. Это может быть:

- сметное финансирование, основной источник – бюджет;

- самоокупаемость и самофинансирование, когда все свои расходы организация покрывает за счёт доходов, полученных от оказания платных услуг.

Тема 4 . ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ ФОНДЫ

Наши рекомендации