Финансовая политика государства: сущность, цели, задачи, значение.
Успешное функционирование и развитие экономики любого государства во многом определяется возможностью реализации государственными и муниципальными органами власти возложенных на них функций по обеспечению экономической стабильности, обороноспособности государства, развитию социальной сферы, повышению уровня жизни населения. Осуществление указанных функций невозможно без формирования финансовой базы деятельности органов власти, регулирования финансовых отношений в обществе, создания финансового механизма их реализации в соответствии с целями экономического развития.
Субъектами финансовой политики являются органы законодательной (представительной) и исполнительной власти, которые определяют и утверждают основные направления развития финансовых отношений, разрабатывают конкретные пути их организации в интересах субъектов хозяйствования, населения и государства.
Объектом финансовой политики является совокупность финансовых отношений и финансовых ресурсов, образующих сферы и звенья финансовой системы государства.
Содержание финансовой политики раскрывается в ее структурных элементах, к которым относятся: • выработка научно обоснованной концепции развития финансов; • определение основных направлений использования финансов на перспективу и текущий период; • разработка конкретных путей реализации основных направлений использования финансов на перспективу.
Финансовую политику можно классифицировать не только по содержательному признаку, но и по другим критериям: • по территориальному критерию выделяют общегосударственную (федеральную), региональную и местную финансовую политику. Разработка финансовой политики на каждом уровне управления позволяет в дальнейшем обеспечить финансовую основу развития как государства в целом, так и каждого территориального и муниципального образования; • по временному критерию финансовая политика делится на финансовую стратегию и финансовую тактику. Финансовая стратегия включает крупномасштабные цели и задачи финансовой политики, оказывающие влияние на развитие общества в целом, реализация которых всегда имеет долговременный характер.
В настоящее время к финансовой стратегии относится разработка в условиях экономического спада системы антикризисных мер по стабилизации и дальнейшему развитию экономики государства, включающих снижение налоговой нагрузки на субъекты хозяйствования, особенно в сфере среднего и малого бизнеса; дополнительную финансовую поддержку со стороны государства социально незащищенных и малообеспеченных слоев населения; дальнейшее проведение реформы пенсионного, медицинского и социального страхования в условиях экономического спада; пересмотр и поиск новых источников и механизмов финансирования как экономики в целом, так и приоритетных для государства отраслей, которые определяют специализацию российской экономики в мировой системе хозяйствования и позволяют реализовать национальные конкурентные преимущества.
Финансовая политика в сфере финансов субъектов хозяйствования включает разработку (Основных мероприятий в области государственной амортизационной политики, развития приоритетных видов деятельности, регулирования деловой активности субъектов хозяйствования в соответствии с целями экономического развития государства.
Современная финансовая политика является составной частью экономической политики Российской Федерации, основные цели и задачи которой разрабатываются и реализуются Президентом РФ, исполнительными органами государственной власти РФ и утверждаются законодательными органами государственной власти РФ в ходе рассмотрения и утверждения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на очередной финансовый год.
Органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления строят финансовую политику на соответствующей территории с учетом целей и задач финансовой политики Российской Федерации. Поскольку именно финансовая политика на федеральном уровне является определяющей по отношению к политике, проводимой на региональном и местном уровнях, этот факт обусловливает необходимость рассмотрения ее особенностей на современном этапе.
Финансовая политика Российской Федерации в настоящее время определяется положениями Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года, Бюджетного послания Президента РФ Федеральному Собранию РФ «О бюджетной политике в 2009-2011 годах»1, Программы антикризисных мер Правительства Российской Федерации на 2009 год.
В соответствии с перечисленными документами современная финансовая политика Российской Федерации нацелена на формирование финансовой основы для «перехода от экспортно-сырьевой модели к инновационному социально ориентированному типу экономического развития, создания необходимых предпосылок для поддержания в долгосрочном периоде высоких темпов экономического роста и макроэкономической стабильности» повышения благосостояния населения.
Типы финансовой политики.
Система управления финансовой деятельностью была проста и сосредотачивалась, как правило, в одном органе управления - Министерстве финансов (Казначействе). Это было до конца 20-х гг. прошлого столетия.
2. Регулирующая финансовая политика (автор Дж. Кейнс) - это вмешательство и регулирование государством циклического развития экономики.Наряду с традиционными задачами ставилась цель использовать финансовый механизм для регулирования экономики и социальных отношений для обеспечения полной занятости населения.
3. Планово-директивная финансовая политика (авторы - В.И. Ленин, М.И. Бухарин) применяется в странах, использующих административнокомандную систему управления экономикой.Цель директивной финансовой политики - обеспечение максимальной концентрации финансовых ресурсов у государства для их последующего перераспределения в соответствии с основными направлениями государственного плана.
2. Кредитно-денежная политика, под которой понимают:
- обеспечение устойчивости денежного обращения через управление эмиссией, регулирование инфляции и курса национальной денежной единицы;
- обеспечение своевременности и бесперебойности расчетов в народном хозяйстве и в различных звеньях финансовой системы, через регулирование деятельности банковской системы;
- управление деятельностью финансового рынка.
3. Фискальная политика - это искусное изменение налогового бремени в течение всего экономического цикла. Совокупность взимаемых в государстве налогов и других платежей, а также форм и методов их построения образуют налоговую систему фискальной политики.
Принципы фискальной политики:
а) уровень налоговой ставки должен устанавливаться с учетом возможностей налогоплательщиков, т. е. его уровня доходов, поэтому налог с дохода должен быть прогрессивным;
б) налогообложение должно носить однократный характер;
в) обязательная уплата налогов. Система штрафов и санкций должна быть такой, чтобы неуплата налогов была менее выгодной, чем своевременное и честное выполнение обязательств перед налоговыми органами;
г) процедура выплаты налогов должна быть простой, понятной и удобной для налогоплательщиков и экономичной для организаций, собирающих налоги;
д) налоговая система должна быть гибкой и легко адаптируемой к меняющимся общественно-политическим потребностям;
Фискальная политика государства включает в себя следующие разновидности:
Дискреционная политика, или политика, проводимая непосредственно правительством, предполагает сознательное манипулирование налогами и правительственными расходами с целью изменения реального объема национального производства и занятости, контроля над инфляцией и ускорения экономического роста.
Элементами дискреционной финансовой политики являются:
а) политика в области государственных расходов;
б) фискальная политика.
Недискреционная финансовая политика, или политика встроенных стабилизаторов, означает ряд способностей налоговой системы к самостоятельной стабилизации, позволяющей
стабилизировать экономическую деятельность в стране без непосредственного вмешательства каких-либо управляющих органов.
4. Политика экономического роста - система финансовых мер, направленных на увеличение фактических объемов валового национального продукта и повышения уровня занятости.
Данная стимулирующая финансовая политика включает:
- рост государственных расходов;
- снижение налогового бремени.
5. Политика стабилизации - это система мер фискальной политики и политики государственных расходов, направленных на поддержание объема производства и стабилизацию цен, снижение дефицита бюджета и управление государственным долгом. Ее цель: остановить инфляцию, снизить дефицит бюджета до 3 %; довести государственный долг до уровня У ВНП.
6. Политика ограничения деловой активности - направлена на уменьшение реального объема ВНП по сравнению с его потенциальным уровнем, применяется правительством в период подъема или бума с целью избежания кризиса перепроизводства и инфляции, возникающей вместе с избыточным спросом.
7. Сдерживающая политика подразумевает:
- уменьшение правительственных расходов;
- увеличение налогов.
Таким образом, финансовая политика должна ориентироваться на положительное сальдо правительственного бюджета, если перед экономикой стоит задача контроля над инфляцией.
8. Политика в области государственных расходов, которая включает в себя: государственные программы расходов на социальные нужды; правительственные закупки и инвестиции; общественные работы с целью увеличения занятости населения.
9. Международная финансовая политика. В ее основе лежит управление валютно-финансовыми и кредитными отношениями в сфере международных отношений, связанных как с международным разделением труда, с формированием и погашением государственного долга, так и с участием в деятельности международных организаций (в том числе финансовых организаций).
Задачами финансовой политики на современном этапе являются:
1) перевод предприятий на рыночные отношения;
2) преодоления кризисного состояния финансов и оздоровление кредитно-денежной системы;
3) остановка спада производства;
4) контроль инфляционного процесса;
5) активизация инвестиционной деятельности для обеспечения структурной перестройки народного хозяйства;
6) разработка комплекса мер по социальной защите населения (индексация доходов, компенсации и т. п.).