Региональная политика государства: ее цели, типы и задачи.

ТЕМА 2. РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В УСЛОВИЯХ РОССИЙСКОГО ФЕДЕРАЛИЗМА

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ И ЕГО ИНСТРУМЕНТЫ

Государственное регулирование территориального развития.

Важнейшими направлениями государственного долгосрочного регулирования экономики на современном этапе являются:

1. эффективное использование государственной собственности на средства производства и природные ресурсы;

2. поддержка и стимулирование роста в отдельных отраслях промышленности;

3. проведение общегосударственной инновационной политики;

4. регулирование товарных, ресурсных и финансовых рынков;

5. регулирование регионального развития.

Территориальное регулирование экономики – это процесс выработки и установления региональных территориальных пропорций и развития экономики страны и способ проведения региональной экономической политики.

Региональное экономическое пространство представляет собой систему экономических связей, постоянно развивающихся и углубляющихся в процессе переплетения, взаимного дополнения и обеспечения экономической целесообразности хозяйствующих структур, между которыми имеет место устойчивое территориальное разделение труда.

Среди методов регулирования регионального развития выделяют прямые и косвенные. Прямое государственное вмешательство осуществляется путем использования административных средств, которые базируются на силе государственной власти и включают меры разрешения, запрета и принуждения.

В условиях демократизации управленческих функций меняются механизмы мотивации принятия решений и соотношение экономических и административных методов управления (см. таблицу).

ТЕМА 2. РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В УСЛОВИЯХ РОССИЙСКОГО ФЕДЕРАЛИЗМА

Региональная политика государства: ее цели, типы и задачи.

Региональная политика является важнейшей составляющей политики всего государства. Особенно когда речь идет о региональной экономической политике – ведь именно от экономической развитости регионов зависит экономическое благополучие государства в целом.

Более того, многих проблем, с которыми сталкиваются современные государства, можно было бы избежать проведением в свое время грамотной политики в отношении регионов.

В первую очередь имеются в виду проблемы следующего характера:

● сильная дифференциация в уровне экономической развитости регионов;

● безнадежная экономическая отсталость отдельных регионов государства; сепаратистские тенденции в регионах, которые явились следствием неудовлетворенности местными властями и жителями политикой центра в отношении данного региона.

Данные проблемы особенно актуальны для России, где не только масштабы территории служат основанием серьезных размышлений о региональной политике, но и количество субъектов Федерации является фактором, делающим необходимым обдуманные действия в области региональной политики.

В последние годы в России все больший интерес вызывают проблемы взаимодействия федерального центра и регионов, где фокусируются наиболее острые финансово-экономические, политические, национально-этнические, организационно-управленческие и иные проблемы страны. Решение этих проблем возможно при проведении грамотной региональной политики, представляющей собой систему намерений и действий, реализующей интересы государства в отношении регионов и внутренние интересы самих регионов методами и средствами, соответствующими современным региональным процессам.

Под региональной политикой в Российской Федерации понимается система целей и задач органов государственной власти по управлению политическим, экономическим и социальным развитием регионов страны, а также механизм их реализации.

Региональная политика в России, так же как и за рубежом, проводится в жизнь комплексом законодательных, административных, социально-экономических, экологических мероприятий, предпринимаемых федеральным центром, региональными и местными органами власти. Правовой ее основой является Конституция РФ.

В настоящее время идет активный поиск парадигмы новой региональной политики. Наблюдаются принципиальные изменения в подходах к организации региональной политики, что объясняется получением территориями широких полномочий, большей региональной и местной бюджетной автономии, активным формированием рынков товаров, услуг, капиталов, рабочей силы, ориентацией территорий на преимущественно эндогенное развитие, развитием конкуренции в региональной экономике.

В современных условиях региональная политика государства должна быть направлена на создание условий для саморазвития территорий и достижение пространственного социально-экономического равновесия страны с учетом соблюдения общенациональных, региональных и местных интересов. Поэтому ее проведение должно осуществляться на трех уровнях:

− федеральном (государственная стратегия регионального развития);

− региональном (политика органов власти субъектов РФ);

− локальном (политика органов местного самоуправления).

При этом все большая часть задач и мер по региональному развитию должна закрепляться за регионами, но данный процесс не должен носить стихийный характер и сохраняться контроль со стороны государства за регионами.

Общими целями государственной региональной политики в современных условиях должны стать:

− достижение и поддержание научного и культурного потенциала страны;

− повышение конкурентоспособности, производительности и эффективности общественного труда;

− создание социально ориентированной рыночной экономики и существенное улучшение качества и повышение уровня жизни всех граждан и народов России независимо от места их проживания;

− сохранение среды обитания человека во всех регионах, укрепление здоровья населения страны.

Реализация данных целей предполагает:

Ú создание в регионах благоприятной среды и общехозяйственных условий, облегчающих функционирование субъектов хозяйствования различных типов собственности;

Ú формирование в регионах условий для реализации интересов территорий (как совокупных интересов проживающего населения);

Ú активное содействие местному самоуправлению;

Ú воссоздание (реконструкция) полноценной межрегиональной инфраструктуры, способствующей становлению единого экономического пространства страны, эффективному территориальному разделению и интеграции общественного труда, развитию рыночных отношений;

Ú приоритетное развитие регионов, имеющих особо важное значение для России;

Ú оказание поддержки депрессивным регионам.

Региональная политикаРоссии имеет несколько основных направлений [экономическая, социальная, демографическая, экистическая (поселенческая), экологическая, научно-техническая политика], среди которых региональная экономическая политика занимает одно из первых мест.

В Основных направлениях региональной политики Российской Федерации ей посвящен специальный раздел. В нем подчеркивается, что новое геополитическое положение России, многообразие форм собственности изменили критерии рациональности размещения производства, специализации регионов, строительства отдельных предприятий. Возросшая самостоятельность регионов требует совершенствования экономических и, прежде всего, бюджетных взаимоотношений с федеральным центром.

Главная цель предстоящего времени – стабилизация производства, возобновление экономического роста в каждом из регионов РФ, повышение на этой основе уровня жизни населения, создание научно-технических предпосылок укрепления позиций России в мире.

В связи с этим усилия органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов Федерации должны быть направлены на:

· укрепление экономических основ территориальной целостности и стабильности государства;

· содействие развитию во всех регионах многоукладной экономики, активному формированию региональных и общероссийских рынков товаров, труда и капитала, институциональной и рыночной инфраструктуры;

· сокращение чрезмерно глубоких различий в уровне социально-экономического развития регионов, поэтапном создании условий укрепления в них собственной экономической базы повышения благосостояния населения, рационализации систем расселения;

· достижение экономически и социально оправданного уровня комплексности и рационализации структуры хозяйства регионов, повышении ее жизнеспособности в рыночных условиях;

· развитие межрегиональных инфраструктурных систем (транспорта, связи, информатики и др.);

· стимулирование развития районов и городов, располагающих крупных научно-техническим потенциалом и могущих стать «локомотивами» и «точками роста» экономики субъектов РФ;

· оказание государственной поддержки районам экологического бедствия, регионам с высоким уровнем безработицы, демографическими и миграционными проблемами;

· разработка и реализация научно-обоснованной политики в отношении регионов со сложными условиями хозяйствования, требующими специальных методов регулирования (районов Арктики и Крайнего Севера, Дальнего Востока, приграничных и других районов);

· совершенствование экономического районирования страны.

Разработка и реализация региональной экономической политики базируется на определенных принципах, которые детерминированы внешними и внутренними условиями. К ним относятся:

· экологическая защита России, на основе которой можно добиться целостного подхода к решению территориальных проблем отдельных субъектов РФ и их ассоциативных образований. Проблема сохранения экологического «каркаса» России связана с особенностями традиционного природопользования;

· отраслевая специализация регионов, структурная перестройка которых осуществляется в соответствии с научно-технической и инвестиционной политикой страны;

· использование прогрессивных форм пространственной организации общественного производства и размещения квалифицированных кадров;

· формирование равных институциональных условий, преодоление региональных различий в уровне экономического развития территориальной структуры хозяйства с учетом социальной, этнополитической и экологической обстановки.

Исходя из целей и принципиального содержания выделяют три типа государственной региональной политики.

Патерналистская государственная региональная политика отличается абсолютной доминантой целевой установки на повышение однородности социально-экономического пространства страны (или снижение остроты различий в уровнях социально-экономического развития регионов) путем оказания государственной поддержки менее развитым регионам.

Неотъемлемым и важнейшим атрибутом этого вида государственной региональной политики является принцип селективности, предполагающим выбор конкретных регионов, имеющих сравнительно худшие оценки уровня развития, и определение методов и форм оказания им федеральной поддержки.

Здесь главной действующей силой регионального развития выступает государство с его централизованными ресурсами, а регионы играют сугубо подчиненную роль как получатели государственной помощи, что характерно для стран с чрезмерно высоким уровнем межрегиональных диспропорций. Устройство этого типа региональной политики осуществляется по принципу «сверху - вниз».

Конкурентная региональная политика нацелена на задействование механизмов саморазвития каждого из регионов в общих и равных для них условиях конкуренции как за удержание уже имеющихся в регионах предприятий и жителей, так и за привлечение в регионы новых инвестиций и приезжих (туристов и др.).

В этом случае неотъемлемым и важнейшим атрибутом региональной политики становится принцип универсальности.

При этом типе региональной политики, предполагающем отсутствие чрезмерно высокой социально-экономической дифференциации регионов страны, главной действующей силой регионального развития становятся сами регионы, когда Центр определяет лишь общие «правила игра».

Организация региональной политики по принципы «снизу – вверх» предполагает полную самостоятельность властей регионов в принятии и реализации решений по вопросам регионального развития и ответственность за их результаты.

Региональная политика смешанного типа отличается пропорциями, в которых сочетаются признаки, характерные для двух уже указанных типов. При перемещении от одного типа к другому доминирование (присутствие) признаков одного типа снижается, а другого – возрастает.

В современной России закрепился вариант с доминированием признаков патерналистского типа государственной региональной политики, и пока нет достаточных оснований для прогнозирования в ближайшей перспективе каких-либо существенных преобразований в этой сфере. Обеспечить качественный скачок в региональном развитии, оставаясь в прежней парадигме отношений между Центром и регионами, невозможно.

Продуктивное и качественное обновление в региональной политике, перевод ее на принципиально иную основу принятия и реализации решений возможны только в случае кардинальной децентрализации всей системы отношений, решительного и существенного перераспределения прав, ответственности и ресурсов в пользу регионов и городов.

На смену модели централизованного вложения средств федерального бюджета в отсталую экономику и социальную сферу регионов должна прийти модель сопряженного с интересами бизнеса саморазвития регионов, необходимые условия для которого Центр сможет обеспечить, осуществляя общесистемную региональную политику, направленную на создание общих предпосылок, благоприятствующих развитию регионов, а также проводя селективную региональную политику, выражающуюся в целенаправленном влиянии на определенные территориальные части страны, в воздействии на складывающиеся в них конкретные социально-экономические и экологические ситуации.

Наши рекомендации