Тема 1. Сущность, функции и виды денег. Закон денежного обращения. Денежная масса и денежные агрегаты

Тема 1.2. Инфляция

Избыток денежных средств в обращении, по сравнению с потребностями экономики, вызывает нарушение закона денежного обращения. При этом говорят об инфляции. Подинфляциейпонимается переполнение каналов денежного обращения (рис.2): 1) связанное с нарушением закона денежного обращения; 2) проявляющееся в рыночной экономике в виде повсеместного и долговременного роста цен, а в плановой — в виде исчезновения товаров с прилавков административной торговли и резком росте цен на неконтролируемых государством колхозном и «черном» рынках; 3) приводящее к утрате деньгами части или всех своих функций.

Тема 1. Сущность, функции и виды денег. Закон денежного обращения. Денежная масса и денежные агрегаты - student2.ru

Рис. 2.Две стороны процесса инфляции

В крайнем своем проявлении инфляция последовательно приводит:

1) к утрате деньгами всех своих функций;

2) уничтожению товарно-денежных отношений;

3) натуральному обмену.

Принципы классификации (табл.3).

Таблица 3

Классификация инфляции

По преобладанию денежных и неденежных факторов
Инфляция спроса — денежные факторы. Рост цен происходит за счет превышения совокупного спроса над предложением (денег больше, чем товаров). Характеризуется кризисом государственных финансов и дефицитом бюджета. Может развиваться бесконечно Инфляции издержек — реальные факторы. Рост цен происходит за счет повышения издержек производства в экономике по типу цепной реакции. Характеризуется диспропорциями хозяйства, циклическим развитием экономики, монополизацией производства и ценообразования и др. Спад экономики приводит к постепенному снижению издержек и ликвидирует инфляцию
По ценовому признаку
Темпы роста цен
Умеренная (ползущая) инфляция с ростом цен до 5—10% в год. Не оказывает существенного негативного влияния на экономику. Сбережения при таких темпах роста цен остаются прибыльными, т.к. процентный доход выше инфляции, риски при осуществлении инвестиций почти не возрастают, а уровень жизни понижается незначительно Галопирующая инфляция с ростом цен до 50—100% в год. Оказывает на экономику негативное влияние. При этой инфляции месячные темпы роста цен измеряются двухзначными числами, процент по вкладам ниже темпов инфляции, а сбережения убыточны, возрастает риск долгосрочных инвестиций, уровень жизни населения значительно сокращается Гиперинфляция с темпом роста более 50% в месяц. В годовом исчислении — более 1000%. Действует на экономику разрушительно, уничтожая сбережения, инвестиционный механизм и производство в целом. Для нее характерно отсутствие экономического равновесия, хронический дефицит государственного бюджета, эмиссия национальной валюты, постоянная индексация, систематическое снижение курсов национальных валют
Стабильность цен при снижающейся покупательной способности денег
Скрытая инфляция, проявляется в товарном дефиците при относительно стабильном уровне цен, устанавливаемых государством. Государство нерыночной системы хозяйствования в условиях, когда на то же количество товаров приходится большее количество денежных знаков, искусственно поддерживает цены на низком уровне, не давая им подняться, а также контролирует занятость и изменения заработной платы, не давая последней упасть Открытая инфляция проявляется в росте цен и снижении валютного курса. Рост цен на товары и услуги сопровождается обесценением денег и возникновением избыточной денежной массы, не обеспеченной соответствующим количеством товаров и услуг
Степень сбалансированности роста цен
Сбалансированная инфляция характеризуется неизменными относительно друг друга ценами различных товарных групп. Она не страшна для бизнеса, так как периодически, повышающиеся цены остаются относительно друг друга неизменными. Рискуют задержать сбыт сверхдорогой продукции конечному потребителю только те предприниматели, цена на продукцию которых отражает цепочку повышения цен, например производители сложной продукции, основанной на интенсивных внешних кооперационных связях Несбалансированная инфляция изменяет цены различных товаров по отношению друг к другу в различных пропорциях. Она отрицательно сказывается на бизнесе из-за отсутствия возможности спрогнозировать на будущее выбор рациональной сферы приложения капитала, произвести расчет и сравнить варианты прибыльного инвестирования с учетом перспектив лидеров роста цен. При несбалансированной инфляции развитие производства кажется нереальным, окупаемы лишь короткие спекулятивно-посреднические операции
Роль ожидания в росте цен
Ожидаемая инфляция вызывается ростом цен, обусловленным повышенным, ажиотажным спросом на товары первой необходимости. Повышение спроса провоцируется прогнозами (слухами) о приближающейся инфляции и предстоящим обесценением денег. Рост спроса приводит к повышению цен и наступлению инфляции Неожидаемая инфляция не прогнозируется и, как правило, связана с денежными факторами и форс-мажорными обстоятельствами. Проникновение в экономику происходит при возникновении объективных условий, не зависящих от спровоцированного спроса
       




Рассматривая инфляцию как результат взаимодействия денежных факторов (спроса) и реальных факторов (предложения), возможно конкретизировать вызывающие ее причины. Инфляцию спроса вызывают три основных денежных фактора или источника (рис. 3). Инфляция издержек (предложения) неразрывно связана с неденежными факторами (рис.4).

Тема 1. Сущность, функции и виды денег. Закон денежного обращения. Денежная масса и денежные агрегаты - student2.ru

Тема 1. Сущность, функции и виды денег. Закон денежного обращения. Денежная масса и денежные агрегаты - student2.ru

Рис. 3.Денежные факторы инфляции спроса

Рис. 4.Не денежные факторы инфляции издержек

Инфляция оказывает отрицательное влияние на развитие общества. В современной практике стран мира накоплен богатый опыт использования различных методов регулирования инфляционных процессов. Возможные варианты условной классификации основных методов антиинфляционной политики по отдельным признакам показаны на рис.5.

Денежная реформапредставляет собой полное или частичное преобразование денежной системы с целью упорядочения и укрепления денежного обращения.

Различают следующие виды денежных реформ:

а) нуллификацию— объявление недействительными обесцененных бумажных денег;

б) девальвацию— понижение курса национальной валюты по отношению к валютам других стран;

в) ревальвацию— повышение курса национальной валюты по отношению к иностранным валютам;

г) деноминацию— укрупнение нарицательной стоимости денежных знаков и обмен их на новые денежные единицы с одновременным пересчетом в таком же соотношении цен, тарифов, заработной платы и т.д.

Антиинфляционная политикане вносит изменения в денежную систему страны и представляет собой комплекс мер по государственному регулированию экономики, направленных на борьбу с инфляцией.

Тема 1. Сущность, функции и виды денег. Закон денежного обращения. Денежная масса и денежные агрегаты - student2.ru

В рамках антиинфляционной политики существуют два основных направления: дефляционная политика и политика доходов.

Рис. 5.Методы борьбы с инфляцией

Дефляционная политиказаключается в регулировании денежного спроса через использование денежно-кредитного и налогового механизма и предполагает снижение государственных расходов, повышение процентных ставок за кредит, усиление налогового бремени, ограничение денежной массы. Дефляционная политика приводит к замедлению темпов экономического роста.

Политика доходовподразумевает параллельный контроль над ценами и заработной платой путем полного их замораживания или установления предела их роста. Проведение политики доходов может вызвать социальные противоречия.

Тема 1.2. Денежные системы

Типы денежных систем
В истории известны несколько типов денежных систем (рис.6).

Тема 1. Сущность, функции и виды денег. Закон денежного обращения. Денежная масса и денежные агрегаты - student2.ru

Рис. 6.Типы денежных систем

Все типы денежных систем, известных в мировой практике, можно разделить на две основные группы:

1) системы обращения металлических денег, или системы металлизма;

2) системы обращения неметаллических денег, или девизные системы.

I. Доходы

Источники доходов   Сумма, тыс. руб.   Уд. вес, %  
Налоговые доходы 79,4
Налоги на прибыль (доход), прирост капитала   28,1  
Налоги на товары и услуги. Лицензионные и регистрационные сборы     9,9  
Налоги на совокупный доход     2,0  
Налоги на имущество     8,3  
Платежи за пользование природными ресурсами     13,8  
Прочие налоги. Пошлины и сборы 17,3
Неналоговые доходы     9,3  
Доходы от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, или от деятельности   0,98  
Административные платежи и сборы     0,04  
Штрафные санкции     0,14  
Прочие неналоговые доходы     8,14  
Безвозмездные перечисления     11,3  
Субвенции     5,2  
Дотации     6,1  
Итого доходов   100,0  

II. Расходы

Наименование расходов Сумма, тыс. руб. Уд. вес, %
Государственное управление и местное самоуправление 3,49
Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства     5,07  
Промышленность, энергетика и строительство
Сельское хозяйство и рыболовство 0,19
Охрана окружающей природной среды    
и природных ресурсов, гидрометеорология, картография и геодезия, стандартизация и метрология     0,04  
Транспорт, дорожное хозяйство, связь и информатика 3,73
Развитие рыночной инфраструктуры 0,04
Жилищно-коммунальное хозяйство 26,28
Предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий     0,30  
Образование 21,87
Культура и искусство, кинематография 2,66
Средства массовой информации 0,21
Здравоохранение и физическая культура 24,0
Социальная политика 9,42
Прочие расходы 2,7
Итого расходов 100,00

В Концепции повышения эффективности межбюджетных отношений и качества управления государственными и муниципальными финансами в Российской Федерации на 2006 - 2008 гг. говорится, что "в условиях изменения налоговой системы, передачи с одного уровня бюджетной системы на другой расходных обязательств расширилось применение межбюджетных трансфертов в виде дотаций, субсидий, которые выходят за рамки сформированной системы межбюджетных отношений". Существующие сегодня пять фондов: финансовой поддержки территорий, софинансирования социальных расходов, реформирования региональных и муниципальных финансов, регионального развития и компенсаций (а в их составе - их структурные подразделения) - выполняют функцию регулирования доходов соответствующих бюджетов. Их значительная роль в формировании бюджетного потенциала муниципальных образований по сравнению с другими формами бюджетных доходов свидетельствует о наметившейся негативной тенденции финансового иждивенчества со стороны многих территорий. Кроме того, уже сегодня можно говорить о ряде значимых проблем, связанных с их функционированием.

Наиболее общим методологическим недостатком в предоставлении средств из этих фондов является их нацеленность на "уравнительное распределение", на выравнивание бюджетов исходя из показателей их бюджетной обеспеченности, а не на стимулирование развития собственной доходной базы. Возможно, в переходный период реализации муниципальной реформы в России это и оправданно, поскольку в условиях низкого экономического, ресурсного и бюджетного потенциалов основной массы муниципальных образований существует значительная асимметрия развития территорий. Однако в качестве стратегического целеполагающего принципа реформирования он не должен сохраниться.

Современная методика определения объема выделяемых трансфертов исходя из уровня налогового потенциала территории не отражает реальных объективных экономических условий, поскольку показатель налогового потенциала после реформирования налоговой системы в значительной степени потерял свою значимость - в момент создания концепции межбюджетного регулирования и формирования соответствующей методики налоговый потенциал зависел в значительной степени от валового регионального продукта, потому что все предприятия, работающие на территории, уплачивали наиболее значимые налоги не только в федеральный бюджет (как это происходит сейчас), но и во все уровни бюджетов: это касается НДС, полностью зачисляемого в федеральный бюджет, налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) и налога на прибыль организаций, по которым увеличилась доля, централизуемая в федеральном бюджете, и т.п. И независимо от того, работает предприятие на этой территории или не работает, кроме земельного и имущественного налогов, все остальные налоги уходят либо на федеральный уровень, либо вообще уплачиваются в других территориях по месту регистрации субъекта хозяйствования, которые никакого отношения не имеют к производственной деятельности этого предприятия.

При распределении бюджетных дотаций муниципальным бюджетам законодательством предусмотрена возможность в целях сокращения встречных финансовых потоков, с одной стороны, и для стимулирования муниципальных образований в наращивании собственных налоговых баз, с другой, устанавливать региональными законами дополнительные условия предоставления из регионального бюджета финансовой помощи и бюджетных кредитов бюджетам муниципальных образований, для которых в двух из трех последних лет суммарная доля дотаций из регионального бюджета и (или) налоговых доходов по дополнительным нормативам в общем объеме собственных доходов превышает 50% (п. 3 ст. 136 БК РФ). Однако в отдельных случаях это может стать причиной сокращения бюджетных доходов муниципальных бюджетов в части сумм, получаемых в виде дотаций, поскольку в БК просматривается одинаковый подход к понятиям "налоговые доходы по дополнительным нормативам" и "дотация". Практика показывает, что такой подход негативно сказывается на величине бюджетных доходов, поскольку не учитывает собираемости тех или иных налоговых платежей: в случае если фактическая сумма поступлений меньше, чем прогнозировалось при установлении дополнительных нормативов отчислений от налога на доходы физических лиц в местные бюджеты, то подобные бюджетные потери не возмещаются (в отличие от гарантируемых поступлений утвержденных сумм дотаций). Вот почему не всегда целесообразно увязывать вопрос об установлении дополнительных условий для предоставления финансовой помощи поселениям из регионального бюджета "с уровнем суммарной доли дотаций и (или) налоговых доходов по дополнительным нормативам в общем объеме собственных доходов..." (п. 4 ст. 137 БК РФ).

Согласно внесенным поправкам о внесении изменений в закон о федеральном бюджете на текущий финансовый год и плановый период будет рассматриваться Государственной Думой в трех, а не четырех, как сейчас, чтениях (ст. 213 БК РФ). Проект федерального бюджета и проекты бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации будут утверждаться сроком на три года, а не на год (ст. 169 БК РФ). При этом ранее утвержденные проектировки второго и третьего года трехлетнего периода становятся основой следующего бюджета с ежегодным добавлением к ним проектировок нового (третьего) года. Проекты бюджетов субъектов РФ и проекты территориальных государственных внебюджетных фондов (проекты местных бюджетов) могут составляться сроком на один или три года.

Тема 6. Внебюджетные фонды

В число государственных социальных внебюджетных фондов РФ в настоящее время входят Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования РФ. Эти фонды аккумулируют средства для реализации важнейших социальных гарантий: государственного пенсионного обеспечения, оказания бесплатной медицинской помощи, поддержки в случае потери трудоспособности, во время отпуска по беременности и родам, санаторно-курортного обслуживания и т.д. Спецификой внебюджетных фондов является четкое закрепление за ними доходных источников и, как правило, строго целевое использование средств.

Социальные внебюджетные фонды являются самостоятельными финансово-кредитными учреждениями. Государство определяет уровень страховых платежей, принимает решение об изменениях структуры и уровня денежных социальных выплат.

Средства социальных внебюджетных фондов в настоящее время формируются за счет сумм единого социального налога (взноса), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг).

Единый социальный налог (ЕСН)введен в действие с 1.01.2001 г. в соотв. Со ст. 241 ч.2 Налог.кодекса РФ.

ЕСН начисляется по соответствующим ставкам в различные внебюджетные фонды в зависимости от величины выплаченных доходов и от вида налогоплательщика. Установлены три шкалы ставок ЕСН, построенных по принципу регрессивного исчисления и уплаты налога: чем выше сумма налогооблагаемого дохода, тем ниже ставка и соответственно сумма налога.

Налоговая база на каждого работника нарастающим итогом с начала года Федеральный бюджет Фонд социального страхования Российской Федерации Фонды обязательного медицинского страхования Итого
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования Территориальные фонды обязательного медицинского страхования
До 280000руб. 20,0%   2,9%   1,1%   2,0%   26,0 %  
От 280 001 до 600 000 руб. 56 000 руб. + 7,9% с суммы, превышающей 280000руб. 8120 руб. + 1,0 % с суммы, превышающей 280000руб. 3080 руб. + 0,6 % с суммы, превышающей 280000руб. 5600 руб. + 0,5% с суммы, превышающей 280000руб. 72 800руб. + 10,0% с суммы, превышающей 280000руб
Свыше 600 000 руб. 81 280 руб. + 2,0% с суммы, превышающей 600 000 руб. 11 320 руб. 5000 руб. 7200 руб. 104800руб. + 2,0% с суммы, превышающей 600 000 руб__

Пенсионный фонд Российской федерации образован в соответствии с постановлением Верховного Совета РСФСр от 22 декабря 1990г. как самостоятельное финансово – кредитное учреждение, осуществляющее государственное управление пенсионным обеспечением.

· Средства фонда используются на:

· Выплаты пенсий

· Выплаты пособий на детей старше 1.5 года

· Выплаты одиноким матерям

· Оказание материальной помощи престарелым и инвалидам

· Финансирование программ по социальной поддержке инвалидов, пенсионеров и детей и др.

Фонд социального страхования действует в соответствии с Указом Президента РФ от 7 августа 1992г. Этот фонд является самостоятельным и строго целевым.

Средства государственного социального страхования расходуются исключительно на цели, установленные федеральными законами, Положением о фонде, в соответствии с бюджетом фонда, утвержденными в установленном порядке. Средства государственного социального страхования направляются на :

Выплату пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, единовременного пособия при рождении ребенка, ежемесячного пособия на период по уходу за ребенком до достижении им возраста 1,5года

Оплату дополнительных выходных дней по уходу за ребенком- инвалидом

Фонд обязательного медицинского страхования функционирует в соответствии с Законом РСФСР «Об обязательном медицинском страховании граждан РСФСР» от 28 июня 1991г. Обязательное медицинское страхование обеспечивает гражданам России получение медицинской и лекарственной помощи за счет средств Фонда.

В настоящее время функционируют федеральный и территориальный фонды медицинского страхования – самостоятельные государственные некоммерческие кредитно- финансовые учреждения.

Тема 7. Страхование

Страхование –это экономическая категория, являющаяся составной частью финансовых отношений. Суть страхования – создание целевых денежных фондов за счет взносов заинтересованных юридических и физических лиц с последующим использованием их на возмещение ущербов. Перераспределительные отношения, возникающие в процессе формирования и использования по назначению страховых денежных фондов, выражаются через страхование как финансовую категорию.

Страхование является основным методом снижения степени риска при наступлении определенных событий, на случай которых проводится страхование.

Основная задача страхования – защита имущественных интересов юридических и физических лиц. Объективная необходимость страхования обусловлена существованием риска как случайного события, которое может привести к ущербу.

В широком смысле страхование обусловлено экономической необходимостью для общества иметь резервные фонды для ликвидации негативных последствий непредвиденных явлений и случайностей как обязательный элемент общественного производства, эти резервные фонды могут быть созданы:

1. путем самострахования

2. за счет резервирования в централизованном порядке

3. посредством внесения взносов юридическими и физическими лицами страховую организацию.

Сущность и роль страхования наиболее полно находят свое выражение в его функциях – рисковой, предупредительной ,сберегательной. Классификация страхования - в РФ - система деления страхования на сферы деятельности, отрасли, подотрасли и виды. В основе классификации страхования лежат различия:

- в страховщиках и сферах их деятельности;

- в объектах страхования;

- в категориях страхования, объеме страховой ответственности и форме проведения страхования.

Личное страхование - в РФ - отрасль страхования, в которой объектом страховых отношений выступают жизнь, здоровье и трудоспособность человека. Личное страхование сочетает рисковую и сберегательную функции. Личное страхование подразделяется на страхование жизни и страхование от несчастных случаев.

Имущественное страхование- отрасль страхования. в которой объектом страховых отношений выступают владение распоряжение и пользование имуществом.

Выделяют также страхование ответственности, т.е. возмещение страхователем причиненного вреда личности или имуществу физического лица, а также вреда ,причиненного юридическому лицу.

Объекты страхования - не противоречащие законодательству имущественные интересы:

- связанные с жизнью, здоровьем, трудоспособностью и пенсионным обеспечением страхователя или застрахованного лица (личное страхование);

- связанные с владением, пользованием, распоряжением имуществом (имущественное страхование);

Страхование ответственности - отрасль страхования, в которой объектом страховых отношений выступает ответственность перед третьими лицами, которым может быть причинен ущерб вследствие какого-либо действия или бездействия страхователя.

Страхование ответственности не предусматривает установление страховой суммы и застрахованного, они выявляется только при наступлении страхового случая - причинении вреда третьим лицам.

Страховой рынок

Страховой рынок - система экономических отношений, составляющая сферу деятельности страховщиков и перестраховщиков в данной стране, группе стран и в международном масштабе по оказанию соответствующих страховых услуг страхователям. В зависимости от финансовых возможностей страховых организаций по приему на страхование и в перестрахование крупных и опасных рисков различают емкость страхового рынка.

Страховой рынок - гибкая система страховых услуг, приспосабливающаяся к интересам страхователей. Если страхование или перестрахование не могут быть размещены на страховом рынке какой-либо одной страны полностью, то такой рынок является ограниченным

Тема 9. Банковская система

Центральный эмиссионный банк — первое звено институциональной кредитной системы

Кредитную систему РФ возглавляет Центральный банк РФ (Банк России), который является главным банком страны. В своей деятельности он руководствуется Законом от 10 июля 2002 г. «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», а также другими федеральными законами.

Основными целями деятельности Банка России являются:

1) защита и обеспечение устойчивости рубля;

2) развитие и укрепление банковской системы РФ;

3) обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования системы расчетов.

Центральный эмиссионный банк:

1) формально не входит в банковскую систему;

2) возглавляет всю кредитную систему;

3) функционирует на основании закона о центральном банке;

4) аккумулирует и хранит золотовалютные резервы:

5) выполняет специфические, только ему присущие функции: эмиссия денег; банкир правительства; банк банков; денежно-кредитная политика.

Банковская система — второе звено кредитной системы

Тема10. Финансовый рынок

Финансовый рынок — это рынок финансовых активов. Элементами финансового рынка являются: национальная валюта, иностранная валюта, ссудный капитал (кредиты), ценные бумаги (государственные, муниципальные, банковские, акционерных обществ и компаний):

купля

Тема 1. Сущность, функции и виды денег. Закон денежного обращения. Денежная масса и денежные агрегаты - student2.ru Тема 1. Сущность, функции и виды денег. Закон денежного обращения. Денежная масса и денежные агрегаты - student2.ru деньги процент = кредитный рынок

продажа

купля

Тема 1. Сущность, функции и виды денег. Закон денежного обращения. Денежная масса и денежные агрегаты - student2.ru Тема 1. Сущность, функции и виды денег. Закон денежного обращения. Денежная масса и денежные агрегаты - student2.ru деньги ценные бумаги = рынок ценных бумаг

продажа

купля

Тема 1. Сущность, функции и виды денег. Закон денежного обращения. Денежная масса и денежные агрегаты - student2.ru Тема 1. Сущность, функции и виды денег. Закон денежного обращения. Денежная масса и денежные агрегаты - student2.ru деньги ин. деньги = валютный рынок

продажа

купля

Тема 1. Сущность, функции и виды денег. Закон денежного обращения. Денежная масса и денежные агрегаты - student2.ru Тема 1. Сущность, функции и виды денег. Закон денежного обращения. Денежная масса и денежные агрегаты - student2.ru деньги золото = рынок золота

продажа

Основные признаки развитого финансового рынка — стабильность нормативно-правовой базы, информационная прозрачность операций и участников рынка (эмитентов и инвесторов), достаточно большой круг участников и высокотехнологичная инфраструктура. Наличие этих признаков обеспечивает для коммерческих организаций быстрое и эффективное привлечение для своих потребностей денежных средств финансового рынка.

Использование денежных средств финансового рынка коммерческая организация осуществляет с помощью эмиссии (выпуска Ценных бумаг), открытия кредитной линии в банках, получения займов у других организаций.

Эмиссия, или выпуск ценных бумаг в обращение, проводится при учреждении общества, а также с целью привлечения заемного капитала или увеличения размеров первоначального уставного капитала организации.

Взаимосвязь финансового рынка и денежных средств организаций схематически можно представить следующим образом (рис.11).

Фиктивный капитал - титул собственности, воплощенный в ценных бумагах и дающий их владельцам право на присвоение части прибавочной стоимости в форме дивиденда или процента.

Современная ценная бумага представляет собой документ, обладающий следующими характеристиками:

1) выражает связанные с ней имущественные и неимущественные права;

2) может самостоятельно обращаться на рынке ценных бумаг (т.е. быть объектом купли-продажи);

Тема 1. Сущность, функции и виды денег. Закон денежного обращения. Денежная масса и денежные агрегаты - student2.ru

3) является источником разового или регулярного дохода.

Рис. 11.Взаимосвязь финансового рынка и денежных средств организаций

Ценные бумаги можно классифицироватьпо различным признакам:

1.По экономической сущностиони делятся:

- на долевые ценные бумаги (акции);

- долговые ценные бумаги (облигации);

- коммерческие ценные бумаги (векселя, депозитные и сбер. сертификаты);

- производные финансовые инструменты.

2. По сроку привлечения инвестиционного капиталавыделяют:

- краткосрочные ценные бумаги (до 1 года);

- среднесрочные ценные бумаги (от 1 года до 3—5 лет);

- долгосрочные ценные бумаги (от 3—5 до 30 и более лет).

3. По степени организациирынка выделяют:

- биржевые ценные бумаги, обращающиеся на биржевых рынках;

- небиржевые ценные бумаги, обращающиеся во внебиржевой торговле.

4. По степени связи ценных бумаг с их первичным размещением и последующим обращениемвыделяют:

- ценные бумаги первичного рынка;

- ценные бумаги вторичного рынка.

5. По территории обращения выделяют:

- региональные ценные бумаги;

- национальные ценные бумаги;

- международные ценные бумаги.

6. По эмитентамразличают:

- государственные ценные бумаги, выпущенные гос. органами;

- региональные ценные бумаги, выпущенные региональными властями;

- муниципальные ценные бумаги, выпущенные местными органами власти;

- корпоративные ценные бумаги, выпущенные акционерными обществами;

- ценные бумаги предприятий, выпущенные предприятиями неакционерной формы собственности;

- иностранные ценные бумаги, выпущенные иностранными эмитентами.

7. По способу выплаты доходаразличают:

- процентные ценные бумаги — продаются по номиналу, содержат условие начисления процента, погашаются по цене выше номинала;

- дисконтные ценные бумаги — продаются по цене ниже номинала, не содержат условия начисления процента, погашаются по номиналу.

Интернет-ресурсы

55. www.afon-invest.ru - инвестиции и управление.

56. www.allinvestrus.com- рынок инвестиций в России

57. www.bes.ru - БрокерКредитСервис- аналитика online.

58. www.bfs.ru/invest/- инвесторы, инвестиции, инвестиционные проекты.

59. www.business.ru – деловые предложения .Инвестиции

60. www.cbonds.ru - информация по ценным бумагам(облигации, векселя, еврооблигации)

61. www.cbr.ru -Сайт Центрального Банка Российской Федерации.

62. www.colibri.wmloto.com.ru. – Интернет- магазин. Инвестиции.

63. www.euro.ru

64. www.ibk.ru

65. www.inline.ru.-курсы обмена наличной валюты, курсы ЦБ,СЭЛТ.

66. www.invest.ru.- российские и иностранные инвестиции.

67. www.finic.ru - инвестиции под бизнес- план

68. www.firmlist.ru – инвестиция доступна каждому

69. www.fxevolution.ru – управление на международном валютном рынке.

70. www.jewellernet.ru- информация по золоту.

71. www.kazna.ru

72. www.maxinvest.ru – инвестиционные контракты.

73. www.money.rin.ru-сайт журнала «Экономика и финансы».

74. www.my-shop.ru бизнес-план: инвестиции и финансирование.

75. www.nsaem-cb.narod.ru

76. www.odika.net.ru - страхование финансовых рисков.

77. www.pmsoft.ru. – инвестиции в настоящее

78. www.rrulirubli.ru – как заработать на фондовом рынке.

79. www.shop.drlove.ru.

80. www.timelist.ru - курс инвестиций в человека.

81. www.webhunter.ru

82. www.wn.ru/finance/news

83. www.zpoisk.ru – кредиты, банки, инвестиции, курс.

ГЛОССАРИЙ

А

Авуары— вклады денежных средств, хранящиеся в иностранных банках.

Активные деньги— вид денежных средств, обслуживающих наличные и безналичные расчеты.

Активные операции банков— операции, посредством которых банки размещают имеющиеся в их распоряжении ресурсы в целях получения необходимого дохода и обеспечения своей ликвидности.

Активы оборотные— совокупность имущественных ценностей, используемых в текущей (эксплуатационной) деятельности для получения прибыли

Активы финансовые— часть имущественных ценностей, находящихся в денежной форме и в форме различных финансовых инструментов.

Акцепт— согласие плательщика на оплату денежных и товарных документов.

Акциз— вид косвенного налога, включаемого в тариф на услугу или цену товара преимущественно массового спроса.

Акция— долевая эмиссионная ценная бумага, закрепляющая право на участие в капитале акционерного общества и право голоса.

Аннулирование государственного долга— отказ государства от всех обязательств по ранее выпущенным займам.

Аудит— независимый вид финансового контроля, имеющий целью выдачу заключения о полноте и достоверности бухгалтерской отчетности, соответствии финансовых операций действующему законодательству.

Б

Баланс финансовых ресурсов (сводный финансовый баланс) —документ, отражающий всю совокупность финансовых ресурсов, мобилизуемых на территории России в целом или отдельном субъекте РФ, а также направления их использования.

Банк— кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц; размещение этих средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности и срочности; открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.

Банковский вексель— ценная бумага, содержащая безусловное долговое обязательство векселедателя (банка) об уплате определенной суммы векселедержателю в конкретном месте в указанный срок.

Банкротство (несостоятельность) кредитной организации— признанная арбитражным судом ее неспособность удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей. Кредитная организация считается неспособной удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязанности не исполнены ею в течение одного месяца с момента наступления даты их исполнения.

Биржа фондовая— организатор торговли ценными бумагами, предоставляющий место для проведения регулярных торгов.

Блокировка расходов бюджета— сокращение лимитов бюджетных обязательств по сравнению с бюджетными ассигнованиями либо отказ в подтверждении принятых бюджетных обязательств при невыполнении определенных условий.

Бреттон-Вудская система. - Созданная после Второй мировой войны международная валютная система, при которой страны-участницы системы «привязывали» курсы национальных валют к доллару США. США обменивали доллары на золото по фиксированной цене (35 долл. за 1 унцию золота), что обеспечивало «привязку» стоимости валюты каждой из стран к золоту.

Брокерские операции коммерческих банков— операции, выполняемые на первичном и вторичном рынке ценных бумаг по поручению инвесторов и за их счет.

Бумажные деньги— деньги с принудительным курсом, выпущенные государст

Наши рекомендации