Госпрограмма «Охрана окружающей среды» на 2012 – 2020 годы

9.2.12.1.Госпрограмма «Охрана окружающей среды» на 2012 – 2020 годы (далее –
ГП-12) утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2012 г. № 2552-р, которое признано утратившим силу в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 326, утвердившим ее в новой редакции.

Срок реализации: 2012 – 2020 годы.

Ответственным исполнителем является Минприроды России, соисполнители не предусмотрены, участников – 10.

9.2.12.2.Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2016 г.
№ 790 в ГП-12 внесены изменения в части дополнения ее правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку региональных проектов в области обращения с отходами и ликвидации накопленного экологического ущерба.

В 2016 году количественные и качественные показатели (индикаторы) не приведены в соответствие с бюджетными ассигнованиями по государственной программе, утвержденными Федеральным законом от 14 декабря 2015 г. № 359-ФЗ, в связи с приостановкой нормы абзаца четвертого пункта 2 статьи 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации в 2016 году.

Вместе с тем Федеральным законом № 359-ФЗ предусмотрено финансирование госпрограммы в структуре, отличающейся от утвержденной (изменена структура подпрограмм и основных мероприятий госпрограммы, в том числе проведено укрупнение мероприятий подпрограмм, исключена подпрограмма 5 «Обеспечение реализации государственной программы Российской Федерации «Охрана окружающей среды» на 2012 – 2020 годы», введена новая подпрограмма 8 «Ликвидация накопленного экологического ущерба»).

9.2.12.3. Анализ и оценка соответствия целей, задач и значений целевых показателей (индикаторов) госпрограммы указам Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года, документам стратегического планирования.

В ГП-12 не в полном объеме учтены основные положения стратегических документов Российской Федерации, в том числе приоритеты и цели государственной политики в сфере социально-экономического развития Российской Федерации.

Информация о целях, задачах и показателях документов стратегического планирования, которые не нашли отражения или отражены не в полной мере в ГП-12, представлена в следующей таблице.

Цели, задачи и показатели стратегических документов Цели, задачи и показатели, предусмотренные государственной программой
1. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года[47] предусматривает:  
1.1. Сокращение количества городов с высоким и очень высоким уровнем загрязнения атмосферного воздуха не менее чем в 5 раз; Сокращение количества городов с высоким и очень высоким уровнем загрязнения атмосферного воздуха почти в 2,7 раза;
1.2. Сокращение численности населения, проживающего в неблагоприятных экологических условиях, не менее чем в 4 раза. Сокращение численности населения, проживающего в неблагоприятных экологических условиях, почти в 2 раза.


В ГП-12 значения двух целевых индикаторов не соответствуют Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Так, значения показателей, характеризующих количество городов с высоким и очень высоким уровнем загрязнения атмосферного воздуха и численность населения, проживающего в неблагоприятных экологических условиях, в соответствии с ГП-12 должны уменьшиться за период с 2007 до 2020 года почти в 2,7 и в 2 раза соответственно, при этом их сокращение в соответствии с Концепцией предполагается не менее чем в 5 и 4 раза соответственно.

В ГП-12 ряд показателей не согласуется с документами стратегического планирования.

В Стратегии деятельности в области гидрометеорологии и смежных с ней областях, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 сентября 2010 г. № 1458-р (далее – Стратегия деятельности в области гидрометеорологии), предусмотрено, что значение показателя «Охват системой наблюдения за загрязнением атмосферного воздуха городов с численностью населения свыше 100 тыс. человек» в 2020 году достигнет 100 %. Значение указанного показателя в госпрограмме (показатель 3.8 подпрограммы 3 «Гидрометеорология и мониторинг окружающей среды») к 2020 году составляет 85 %. При этом фактическое значение показателя в 2016 году уже составило 85,5 %.

Также в Стратегии деятельности в области гидрометеорологии установлено, что к 2020 году увеличение числа пользователей Единого государственного фонда данных по отношению к уровню 2009 года достигнет 116 %. Значение указанного показателя
в ГП-12 (показатель 3.9 подпрограммы 3 «Гидрометеорология и мониторинг окружающей среды») к 2020 году составляет 110 % (к уровню 2008 года). При этом фактическое значение показателя в 2016 году уже составило 108 %.

Плановое значение показателя 2 ГП-12 «Количество городов с высоким и очень высоким уровнем загрязнения атмосферного воздуха» в 2016 году составляет
112 городов, его фактическое значение за 2016 год - 44 города. Значение показателя 3 «Численность населения, проживающего в неблагоприятных экологических условиях (в городах с высоким и очень высоким уровнем загрязнения атмосферного воздуха (индекс загрязнения атмосферного воздуха более 7)» в 2016 году должно составить 47,4 млн. человек. При этом фактическое его значение составило 17,1 млн. человек.

Фактические значения показателей 2 и 3 ГП-12 в 2016 году существенно превысили установленные плановые значения. Однако такая динамика обусловлена не улучшением экологической обстановки, а принятием постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 17 июня 2014 г. № 37 «О внесении изменения № 11 в ГН 2.1.6.1338-03 «Предельно допустимые концентрации (ПДК) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест», в соответствии с которым среднесуточный норматив предельно допустимой концентрации формальдегида в воздухе увеличен в три раза.

Необходимо отметить, что в соответствии с ГП-12 в новой редакции значения этих показателей скорректированы. Так, значение показателя «Количество городов с высоким и очень высоким уровнем загрязнения атмосферного воздуха» установлено на 2017 год – 48 единиц, 2018 год – 47 единиц, 2019 год – 46 единиц, 2020 год – 45 единиц, вместо 100, 85, 75 и 50 единиц соответственно.

Аналогичная динамика предполагается и по показателю «Численность населения, проживающего в неблагоприятных экологических условиях (в городах с высоким и очень высоким уровнем загрязнения атмосферного воздуха (индекс загрязнения атмосферного воздуха более 7)» (2017 год – 18,0 млн. человек, 2018 год – 17,6 млн. человек, 2019 год – 17,2 млн. человек, 2020 год – 16,9 млн. человек).

Таким образом, согласно ГП-12 в новой редакции сокращение городов с неблагоприятной экологической обстановкой планируется в 3 раза, а количество населения проживающего в таких городах – в 3,4 раза. Однако значения этих показателей по-прежнему не соответствуют Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, согласно которой количество городов с высоким и очень высоким уровнем загрязнения атмосферного воздуха, должно сократиться с 2007 по 2020 годы не менее чем в 5 раз (с 135 до 27), а численность населения, проживающего в неблагоприятных экологических условиях, - не менее чем в 4 раза (с 57,2 до 14,3 млн. человек).

9.2.12.4. Анализ обоснованности целей и задач, их согласованности, а также оценка состава и значений целевых показателей (индикаторов) госпрограммы и их увязка с мероприятиями.

ГП-12 в целом сбалансирована по целям, задачам, показателям (индикаторам), финансовому обеспечению реализации мероприятий.

В ГП-12 утверждены 6 целевых показателей (индикаторов) на уровне
госпрограммы и 75 показателей (индикаторов) на уровне подпрограмм и ФЦП. Результаты проведенного анализа показателей (индикаторов) свидетельствуют, что значения 15 из 81 показателей (индикаторов) на период 2007 – 2020 годов остаются неизменными, что не дает возможности оценить степень их влияния на достижение цели ГП-12.

Так, показатель «Доля водопользователей, снизивших массу вредных (загрязняющих) веществ в сточных водах, в общем количестве проверенных водопользователей» запланирован на весь период реализации госпрограммы на уровне 9,2 %, фактически в 2016 году он составил 54,2 % (в 2015 году – 29,2 % , в 2014 году – 20,5 %). Значение показателя, характеризующего долю устраненных нарушений из числа выявленных нарушений в сфере природопользования и охраны окружающей среды, на весь срок реализации госпрограммы остается на уровне 70 % ежегодно. Однако фактически достигнутый уровень значения этого показателя уже в 2014 году составил 84,8 %, в 2015 году – 73,4 %, в 2016 году – 85 процентов.

Два показателя ГП-12 («Количество городов с высоким и очень высоким уровнем загрязнения атмосферного воздуха», «Численность населения, проживающего в неблагоприятных экологических условиях (в городах с высоким и очень высоким уровнем загрязнения атмосферного воздуха (индекс загрязнения атмосферного воздуха более 7»), фактические значения которых существенно превысили плановые значения в связи с принятием постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 17 июня 2014 г. № 37 «О внесении изменения № 11 в ГН 2.1.6.1338-03 «Предельно допустимые концентрации (ПДК) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест»требуют корректировки.

ГП-12 в основном соответствует положениям нормативных правовых документов, регламентирующих процесс разработки госпрограмм. Вместе с тем показатели (индикаторы) подпрограммы 4 «Организация и обеспечение работ и научных исследований в Арктике и Антарктике» не характеризуют выполнение государственного задания, установленного Росгидрометом федеральному государственному бюджетному учреждению «Арктический и антарктический научно-исследовательский институт» (ФГБУ «ААНИИ»), на которое возложены задачи по организации и проведению комплексных научных экспедиций в Арктике и Антарктике, что не соответствует пункту 252 Методических указаний по разработке и реализации государственных программ, утвержденных Минэкономразвития России от 20 ноября 2013 г. № 690[48].

Так, в 2016 году ни один показатель государственного задания ФГБУ «ААНИИ» прямо не согласуется с показателями ГП-12.

9.2.12.5.Реализация ГП-12 в 2016 году осуществлялась на основании Плана реализации госпрограммы на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 2 июня 2014 г. № 1214-р, в который внесены изменения распоряжениями Правительства Российской Федерации от 13 июля 2015 г. № 1346-р, от 13 августа 2016 г. № 1711-р.

Детальный план-график реализации госпрограммы на 2014 – 2016 годы утвержден приказом Минприроды России от 5 августа 2014 г. № 348. Приказом Минприроды России от 16 декабря 2015 г. № 541 детальный план-график реализации госпрограммы на 2014 – 2016 годы утвержден в новой редакции. В 2016 году изменения в детальный план-график не вносились.

Анализ перечня контрольных событий ГП-12 свидетельствует об их достаточности.

9.2.12.6.Сведения о финансовом обеспечении ГП-12 за счет средств федерального бюджета, консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации и организаций представлены в следующей таблице.

(млн. рублей)

Госпрограмма Источник финансового обеспечения Предусмотрено ГП Фактические расходы Отклонение (гр.4 – гр.3) % отклонения
3,0 4,0 5,0 6,0
ГП-12 всего 36 061,8* 29 297,2* -6 764,6 -18,8
федеральный бюджет 35 054,5** 28 862,9 -6 191,6 -17,7
консолидированные бюджеты субъектов РФ 834,1* 184,6* -649,5 -77,9
юридические лица 173,2* 249,7* 76,5 44,2

* По данным Сводного годового доклада.

** По данным ГП-12 в редакции от 13 августа 2016 г. и ФЦП «Охрана озера Байкал» в редакции от 26 декабря 2014 г.

Ресурсное обеспечение реализации ГП-12 на 2016 год предусмотрено
паспортом госпрограммы в объеме 35 054,5 млн. рублей, что на 1 623,4 млн. рублей,
или на 4,6 %, больше ассигнований, установленных Федеральным законом № 359-ФЗ (в первоначальной редакции) (33 431,1 млн. рублей).

В результате внесенных изменений ассигнования, предусмотренные на реализацию
ГП-12, составили: в соответствии с Федеральным законом № 359-ФЗ (с изменениями) – 31 083,0 млн. рублей, что на 3 971,5 млн. рублей, или на 11,3 %, меньше ассигнований, предусмотренных паспортом ГП-12 на 2016 год, в соответствии
со сводной бюджетной росписью на 31 декабря 2016 года – 30 119,4 млн. рублей,
что на 4 935,1 млн. рублей, или на 14,1 %, меньше, чем в паспорте ГП-12.

Анализ данных показывает, что в 2016 году привлечение средств консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации составило 22,1 % планового показателя (184,6 млн. рублей), привлечение средств юридических лиц составило 144,2 % планового показателя (249,7 млн. рублей).

В 2015 году средства консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации и юридических лиц, составляющие 18,7 % ресурсного обеспечения ГП-12, на финансирование ее мероприятий не привлекались. В 2014 году привлечение средств консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации превысило плановый показатель в 5 раз и составило 11 099,9 млн. рублей, привлечение средств юридических лиц составило 5,3 % планового показателя (360,1 млн. рублей).

Указанные факты свидетельствуют о недостаточном качестве планирования источников финансового обеспечения ГП-12 при ее формировании.

9.2.12.7.Исполнение бюджетных ассигнований по ГП-12 по главным распорядителям средств федерального бюджета представлено в следующей таблице.

(млн. рублей)

  ГП-12* Федеральный закон № 359-ФЗ (с изм.) Сводная бюджетная роспись с изменениями Исполнено % исполнения сводной бюджетной росписи с изменениями
Расходы по ГП-12, всего 35 054,5 31 083,0 30 119,4 28 862,9 95,8
в том числе:        
Минприроды России 13 894,4 10 949,5 9 499,1 9 029,0 95,1
в % к итогу 39,6 35,2 31,5 31,3
Росгидромет 13 139,4 14 226,0 14 472,7 13 750,9 95,0
в % к итогу 37,5 45,8 48,1 47,6
Росприроднадзор 3 580,1 4 200,4 4 642,2 4 626,3 99,7
в % к итогу 10,2 13,5 15,4 16,0
Минстрой России 2 346,7 1 288,0 1 288,0 1 239,5 96,2
в % к итогу 6,7 4,1 4,3 4,3
Минэнерго России 1 300,0  
в % к итогу 3,7 0,0 0,0 0,0
Роснедра 150,0 119,9 119,9 119,7 99,8
в % к итогу 0,4 0,4 0,4 0,4
Росводресурсы 376,6 294,6 93,1 93,1 100,0
в % к итогу 1,1 0,9 0,3 0,3
Росрыболовство 194,1 4,4 4,4 4,4 100,0
в % к итогу 0,5 0,0 0,0 0,0
Минфин России 73,2  
в % к итогу 0,2 0,0 0,0 0,0

* По данным ГП-12 в редакции от 13.08.2016 и ФЦП «Охрана озера Байкал» в редакции от 26.12.2014

В 2016 году исполнение расходов федерального бюджета по ГП-12 осуществляли 7 главных распорядителей бюджетных средств. Основная доля финансового обеспечения реализации мероприятий ГП-12 приходится на Росгидромет (47,6 % показателя сводной росписи с изменениями) и Минприроды России (31,3 %). На 2016 год Минфину России, Минэнерго России, являющимся участниками ГП-12, бюджетные ассигнования на ее реализацию не предусмотрены.

В 2016 году низкий уровень исполнения расходов федерального бюджета отмечается у Росгидромета (95 % показателя сводной росписи с изменениями), Минприроды России (95,1 %), Минстроя России (96,2 %).

В 2015 году низкий уровень исполнения расходов федерального бюджета отмечался у Росрыболовства (48,1 % показателя сводной росписи с изменениями), Росгидромета (92,9 %), Минэнерго России (94,8 %), Минприроды России (97,9 %).

9.2.12.8. Данные об объемах бюджетных ассигнований, предусмотренных в ГП-12, федеральном законе о федеральном бюджете и сводной бюджетной росписи по ГП-12, а также уровень исполнения расходов по ГП-12 представлены в следующей таблице.

(млн. рублей)

Госпрограмма/ подпрограммы (ФЦП) ГП-12 Федеральный закон от 14.12.2015 № 359-ФЗ (первоначальный) Федеральный закон от 14.12.2015 № 359-ФЗ (с изменениями) Отклонение (гр.4-гр.2) Сводная бюджетная роспись с изменением Отклонение (гр.6-гр.2) Исполнено Не исполнено % исполне-ния (гр.8/гр.6)
ГП-12 35 054,5 33 431,1 31 083,0 - 3 971,5 30 119,4 -4 935,1 28 862,9 1 256,5 95,8
Подпрограмма «Регулирование качества окружающей среды» 10 281,7 4 809,3 4 629,5 - 5 652,2 5 072,0 - 5 209,7 5 055,2 16,8 99,7
Подпрограмма «Биологическое разнообразие России» 5 730,6 7 617,9 7 459,6 1 729,0 7 735,4 2 004,8 7 482,5 252,9 96,7
Подпрограмма «Гидрометеорология и мониторинг окружающей среды» 11 530,9 13 598,6 12 826,5 1 295,6 13 023,9 1 493,0 12 302,1 721,8 94,5
Подпрограмма «Организация и обеспечение работ и научных исследований в Антарктике» 1 186,4 1 364,5 1 364,5 178,1 1 364,5 178,1 1 364,5 0,0 100,0
Подпрограмма «Обеспечение реализации ГП-12» 1 018,5 0,0 0,0 - 1 018,5 0,0 - 1 018,5 0,0 0,0 0,0
Подпрограмма «Ликвидация накопленного экологического ущерба» - 2 812,6 2 466,9 2 466,9 781,5 - 781,5 781,5 0,0 100,0
ФЦП «Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории на 2012 – 2020 годы» 5 306,3 3 228,2 2 355,9 - 2 970,4 2 142,0 - 3 164,3 1 877,2 264,8 87,6

Ресурсное обеспечение реализации ГП-12 за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета не приведено в соответствие с бюджетными ассигнованиями, утвержденными Федеральным законом № 359-ФЗ в части реализации подпрограмм госпрограммы, и показатели (индикаторы) госпрограммы не корректировались в связи с приостановкой нормы абзаца четвертого пункта 2 статьи 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации в 2016 году.

Сводной бюджетной росписью с изменениями бюджетные ассигнования по ГП-12 уменьшены на 14,1 % (по сравнению с паспортом ГП-12) и на 3,1 % (по сравнению с Федеральным законом № 359-ФЗ (с изменениями).

Кассовое исполнение расходов составило 28 862,9 млн. рублей, что на
1 256,5 млн. рублей, или на 4,2 %, меньше показателя сводной бюджетной росписи
(за 2015 год недовыполнение составило 4,4 %), в том числе по подпрограмме «Регулирование качества окружающей среды» – 5 055,2 млн. рублей (в 2016 году недовыполнение составило 16,8 млн. рублей, в 2015 году – 99,3 млн. рублей), по подпрограмме «Биологическое разнообразие России» – 7 482,5 млн. рублей (в 2016 году недовыполнение составило 252,9 млн. рублей, в 2015 году – 119,7 млн. рублей),
по подпрограмме «Гидрометеорология и мониторинг окружающей среды» –
12 302,1 млн. рублей (в 2016 году недовыполнение составило 721,8 млн. рублей,
в 2015 году – 968,5 млн. рублей), по подпрограмме «Организация и обеспечение работ и научных исследований в Антарктике» – 1 364,5 млн. рублей (в 2016 и 2015 годах исполнено в полном объеме), по подпрограмме «Ликвидация накопленного экологического ущерба» – 781,5 млн. рублей (в 2016 году – исполнено в полном объеме, в 2015 году – недовыполнение составило 24,5 млн. рублей), по ФЦП «Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории на 2012 – 2020 годы» (далее – ФЦП «Охрана озера Байкал») – 2 903,5 млн. рублей (в 2016 году недовыполнение составило 264,8 млн. рублей, в 2015 году – 166,9 млн. рублей).

Низкий уровень исполнения расходов федерального бюджета в основном связан с реализацией Соглашения о займе между Российской Федерацией и Международным банком реконструкции и развития (далее – соглашение с МБРР) для финансирования Проекта «Модернизация и техническое перевооружение учреждений и организаций Росгидромета-2».

Так, объем неисполненных расходов в рамках реализации соглашения с МБРР составил 711,1 млн. рублей (прочая закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд).

Основными причинами неисполнения указанных расходов являются:

неперечисление поставщику аванса в сумме 391,1 млн. рублей (20 % суммы контракта) по контракту на поставку и установку в 2016 году центрального вычислителя в главный вычислительный центр Росгидромета по причине задержки в получении одобрения МБРР на результаты конкурса из-за рассмотрения поступивших от трех участников конкурса жалоб; непредставлениепоставщиком документов за частично поставленное оборудование для проведения платежей в 2016 году; сложившаяся курсовая разница; экономия по операционным расходам.

Необходимо отметить, что низкий уровень использования средств МБРР Росгидрометом по проекту «Модернизация и техническое перевооружение учреждений и организаций Росгидромета-2» отмечается ежегодно. Так, объем неисполненных бюджетных ассигнований составил в 2013 году 77,3 млн. рублей (69,7 % общего объема, предусмотренного на обеспечение мероприятий Соглашения между Российской Федерацией и МБРР, включая софинансирование), в 2014 году – 237,0 млн. рублей (94 %), в 2015 году – 968,5 млн. рублей (76,3 %).

В рамках ФЦП «Охрана озера Байкал» сумма неисполненных расходов составила
264,8 млн. рублей, или 12,4 % показателя сводной бюджетной росписи (в 2015 году – 166,9 млн. рублей, или 5,4 %), из которых неисполненный объем межбюджетных трансфертов, предоставляемых Минприроды России бюджету Республики Бурятия, составил 204,7 млн. рублей (77,3 % неисполненных расходов ФЦП «Охрана озера Байкал»).

Низкое кассовое исполнение расходов на предоставление межбюджетных трансфертов Республике Бурятия обусловлено невыполнением АО «Закаменск» графика выполнения работ по ликвидации накопленного экологического ущерба на территории Республики Бурятия в связи с решением ФАС России по отмене итогов определения победителя конкурса.

Так, по данным сайта госзакупок (zakupki.gov.ru), итоги открытого конкурса на выполнение указанных работ (извещение размещено 28 сентября 2016 года) были отменены на основании предписания ФАС России от 1 ноября 2016 г.
№ 201600100161003424. По итогам повторного открытого конкурса на выполнение указанных работ (протокол рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе от 13 января 2017 г. № ПРО3) победителем признано ООО «МВ-ГРУПП».

Также по предписанию Прокуратуры Республики Бурятия от 2 ноября 2016 года отменен электронный аукцион на оказание услуг по строительному контролю по объекту «Ликвидация последствий отрицательного воздействия добычи угля на окружающую среду Холбольджинского угольного разреза и терриконов бывшей шахты Гусиноозерская – рекультивация нарушенных земель, защита поверхностных и подземных вод».

9.2.12.9.Информация о количестве выполненных целевых показателей (индикаторов)
ГП-12 в разрезе подпрограмм, а также об исполнении соответствующих бюджетных ассигнований представлена в следующей таблице.

Госпрограмма/ подпрограммы (ФЦП) Целевые показатели (индикаторы) (количество)* Сводная бюджетная роспись с изменениями в % к ГП-12 Уровень отклонения Федерального закона от № 359-ФЗ (первоначаль-ного) к ГП-12 Исполнено в % к
план фактическое выполнение % (гр.3/гр.2) сводной бюджетной росписи с изменениями объему, предусмотрен-ному в ГП
ГП-12 66,7 85,9 95,4 95,8 82,3
Подпрограмма 1 «Регулирование качества окружающей среды» 53,8 49,3 46,8 99,7 49,2
Подпрограмма 2 «Биологическое разнообразие России» 72,7 135,0 132,9 96,7 130,6
Подпрограмма 3 «Гидрометеорология и мониторинг окружающей среды» 92,9 112,9 117,9 94,5 106,7
Подпрограмма 4 «Организация и обеспечение работ и научных исследований в Антарктике» 66,7 115,0 115,0 100,0 115,0
Подпрограмма 5 «Обеспечение реализации ГП-12» - - - - - - -
Подпрограмма 8 «Ликвидация накопленного экологического ущерба» - - - - - - -
ФЦП «Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории на 2012 – 2020 годы» 22,2 40,4 60,8 87,6 35,4
Всего 64,2 85,9 95,4 95,8 82,3

*В таблицу не включены показатели, по которым отсутствуют плановые и (или) фактические значения, а также фактические значения которых носят предварительный характер. По показателям госпрограммы учтены плановые и фактические значения, представленные в Сводном годовом докладе; по показателям подпрограмм – плановые и фактические значения, представленные в годовом отчете, направленном в Минэкономразвития России.

По всем 81 целевым показателям (индикаторам) ГП-12 установлены плановые значения на 2016 год, фактические значения представлены по 53 показателям
(65,4 %),по 19 показателям (23,5 %) в годовом отчете по ГП-12 представлены предварительные значения.

В связи с тем что постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2017 г. № 397 установлен последний год реализации подпрограммы «Обеспечение реализации государственной программы Российской Федерации «Охрана окружающей среды» на 2012 – 2020 год» - 2015, фактические значения 8 показателей подпрограммы отсутствуют.

Указанным постановлением Правительства Российской Федерации также исключен показатель «Доля выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух сверх нормативов в общем объеме выбросов вредных (загрязняющих) веществ» подпрограммы «Регулирование качества окружающей среды».

Уровень выполнения показателей (индикаторов) ГП-12 и подпрограмм составил 64,2 %(исполнение показателей (индикаторов) на уровне ГП-12 составило66,7 %) при уменьшениисводной бюджетной росписью бюджетных ассигнований на 14,1 %по сравнению с утвержденными в ГП-12.

Исполнение показателей (индикаторов) по подпрограмме «Регулирование качества окружающей среды» составило 53,8 % при уменьшении сводной бюджетной росписью бюджетных ассигнований на 50,7 % по сравнению с утвержденными в ГП-12 (исполнение показателей сводной бюджетной росписи – 99,7 %).

Исполнение показателей (индикаторов) по подпрограмме «Биологическое разнообразие России» составило 72,7 % при увеличениисводной бюджетной росписью бюджетных ассигнований на 35 % по сравнению с утвержденными в ГП-12 (исполнение показателей сводной бюджетной росписи – 96,7 %).

Исполнение показателей (индикаторов) по подпрограмме «Гидрометеорология и мониторинг окружающей среды» составило 92,9 % при увеличениисводной бюджетной росписью бюджетных ассигнований на 12,9 % по сравнению с утвержденными в ГП-12 (исполнение показателей сводной бюджетной росписи – 94,5 %).

Исполнение показателей (индикаторов) по подпрограмме «Организация и обеспечение работ и научных исследований в Антарктике» составило 66,7 % при увеличениисводной бюджетной росписью бюджетных ассигнований на 15 % по сравнению с утвержденными в ГП-12 (исполнение показателей сводной бюджетной росписи – 100 %).

Исполнение показателей (индикаторов) по ФЦП «Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории на 2012 – 2020 годы» составило 22,2 % при уменьшении сводной бюджетной росписью бюджетных ассигнований
на 59,6 % по сравнению с утвержденными в ГП-12 (исполнение показателей сводной бюджетной росписи – 87,6 %).

Анализ свидетельствует о том, что при увеличении бюджетных ассигнований показатели не выполнены.

Анализ достижения целевых показателей (индикаторов) ГП-12 представлен в следующей таблице.

Показатель (единица измерения) ГП Фактическое выполнение % выполнения (гр.3/гр.2)/ (гр.2/гр.3) Справочно: 2015 год факт
Объем бюджетных ассигнований ГП-12 (млн. рублей) 35 054,5 30 119,4* 85,9 31 357,5*
28 862,9 82,3 29 978,6
Объем выбросов загрязняющих атмосферу веществ, отходящих от стационарных источников, на 1 млн. рублей валового внутреннего продукта (тонн) 0,35 0,28 125,0 0,29
Количество городов с высоким и очень высоким уровнем загрязнения атмосферного воздуха 44*** 254,5
Численность населения, проживающего в неблагоприятных экологических условиях (в городах с высоким и очень высоким уровнем загрязнения атмосферного воздуха (индекс загрязнения атмосферного воздуха более 7) 47,4 17,1*** 277,2 18,8
Объем образованных отходов всех классов опасности на 1 млн. рублей валового внутреннего продукта 81,2 81,2*** 83,3
Численность населения, проживающего на территориях с неблагополучной экологической ситуацией, подверженных негативному воздействию, связанному с прошлой хозяйственной и иной деятельностью (тыс. человек) 17 150,3 17 412,2 98,5 17 570,2
Доля территории, занятая особо охраняемыми природными территориями федерального, регионального и местного значения (процентов) 12,6 12,73 101,3 11,44

* Показатель сводной бюджетной росписи.

** Для показателей, желаемой тенденцией развития которых является снижение значений, – гр.2/гр.3.

Для показателей, желаемой тенденцией развития которых является увеличение значений, – гр.3/гр.2.

*** Оценка

Согласно данным Сводного годового доклада из 6 показателей (индикаторов)
ГП-12 по 3 показателям представлена оценка фактического значения. Таким образом, из 3 показателей ГП-12, по которым представлены фактические значения, не выполнен один показатель«Численность населения, проживающего на территориях с неблагополучной экологической ситуацией, подверженных негативному воздействию, связанному с прошлой хозяйственной и иной деятельностью» (98,5 %), что обусловлено сокращением объемов финансирования мероприятий по ликвидации накопленного вреда окружающей среде.

Однако, по мнению Счетной палаты, недостижение указанного показателя обусловлено следующим. По основному мероприятию 8.3 «Поддержка региональных проектов в области обращения с отходами и ликвидации накопленного экологического ущерба» в 2016 году работы не проводились в связи с поздним утверждением Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку региональных проектов в области обращения с отходами и ликвидации накопленного экологического ущерба (постановление Правительства Российской Федерации от 13 августа 2016 г. № 790), что не позволило осуществить распределение субсидии субъектам Российской Федерации.

В 2016 году из 50 показателей (индикаторов) подпрограмм и ФЦП не достигнуто 18 показателей (индикаторов), или 36 %,из них: «Количество прошедших капитальный ремонт научно-исследовательских и экспедиционных судов» (план – 4 единицы, факт – о единиц), «Количество полевых научных проектов в программе работ очередной Российской антарктической экспедиции» (план – 26 единиц, факт – 23 единицы), «Сокращение объемов сбросов загрязненных сточных вод в водные объекты Байкальской природной территории» (план – 78,9 %, факт - 87,1 %), «Сокращение объемов не переработанных и не размещенных на полигонах отходов» (план -73,6 %, факт - 80 %), «Отношение площади особо охраняемых природных территорий, пройденной пожарами, к количеству пожаров» (план – 72 %, факт – 347,7 %).

Также необходимо отметить, что в ходе проведенного в 2017 году контрольного мероприятия «Проверка использования средств федерального бюджета, выделенных в 2015 – 2016 годах и истекшем периоде 2017 года Федеральной службе по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды на организацию и обеспечение работ и научных исследований в Арктике и Антарктике в рамках реализации Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации на период до 2020 года» выявлен факт искажения в 2016 году ФГБУ «Арктический и антарктический научно-исследовательский институт» (далее - ФГБУ «ААНИИ») ведомственной статистической отчетности, утвержденной приказом Росгидромета от 30 октября 2009 г. № 288 «Об утверждении и введении в действие форм ведомственной статистической отчетности и указаний по их заполнению», что повлекло за собой искажение годового отчета о ходе реализации и оценке эффективности государственной программы за 2016 год, направленного в Аппарат Правительства Российской Федерации, Минфин России и Минэкономразвития России (письмо от 25 апреля 2017 г. № 05-12-53/11807).

Так, согласно данным первичных документов, подтверждающих отгрузку отходов с территории Антарктики, их общий объем составил 202,7 тонн, то есть на 2,7 тонны больше установленного планом, а в соответствии с данными ведомственного статистического отчета ФГБУ «ААНИИ» (форма ГМ-1), направленного в Росгидромет от 12 января 2017 г. № 15-41, их объем составил 383 тонны, то есть на 180,3 тонны больше фактического и, соответственно, на 183 тонны больше установленного планом.

В ходе проверки в феврале 2017 года ФГБУ «ААНИИ» направил в Росгидромет уточненные данные в части объема вывезенных отходов, которые Росгидрометом в Минприроды России не направлены.

9.2.12.10.По данным Сводного годового доклада, из 28 контрольных событий, предусмотренных Планом реализации ГП-12, выполнены 19 событий (67,9 %).

План реализации госпрограммы в 2014 году и в плановом периоде 2015 и 2016 годов, утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 2 июля 2014 г.
№ 1214-р. В 2016 году в него внесены изменения (распоряжение Правительства Российской Федерации от 13 августа 2016 г. № 1711-р).

Детальный план-график реализации госпрограммы на 2014 - 2016 годы утвержден приказом Минприроды России от 5 августа 2014 г. № 348. Приказом Минприроды России от 16 декабря 2015 г. № 541 детальный план-график реализации госпрограммы на 2014 – 2016 годы утвержден в новой ре

Наши рекомендации