Госпрограмма «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности» на 2013 - 2020 годы

9.2.20.1.Госпрограмма «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности» на 2013 - 2020 годы» (далее – ГП-20) утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 305 (в ред. от 30 декабря 2015 г. № 1518).

Срок реализации: 2013 - 2020 годы.

Ответственным исполнителем является Минпромторг России, соисполнители не предусмотрены, участники – Минздрав России, Минобрнауки России, ФМБА России, МГУ имени М.В.Ломоносова, ГК «Росатом» и Росздравнадзор.

9.2.20.2.В 2016 году изменения в ГП-20 ответственным исполнителем не вносились. Количественные и качественные показатели (индикаторы) не приведены в соответствие с бюджетными ассигнованиями по государственной программе, утвержденными Федеральным законом от 14 декабря 2015 г. № 359-ФЗ «О федеральном бюджете на 2016 год» в связи с приостановкой нормы абзаца четвертого пункта 2 статьи 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации в 2016 году.

9.2.20.3. Анализ и оценка соответствия целей, задач и значений целевых показателей (индикаторов) госпрограммы указам Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года, документам стратегического планирования.

Показатели ГП-20 не соответствуют показателям,отраженным в Стратегии развития медицинской промышленности Российской Федерации на период до 2020 года [61].

Так, Стратегией развития медицинской промышленности Российской Федерации на период до 2020 года предусмотрено увеличение доли медицинской промышленности в ВВП России до 0,16 % (увеличение в 8 раз по сравнению с 2010 годом). Данный показатель в
ГП-20 отсутствует.

Информация о целях, задачах и показателях документов стратегического планирования, которые не нашли отражения или отражены не в полной мере в ГП-20, представлена в следующей таблице.

Цели, задачи и показатели стратегических документов Цели, задачи и показатели, предусмотренные государственной программой
1. Стратегия развития медицинской промышленности Российской Федерации на период до 2020 года  
1.1. Основные результаты реализации Стратегии Увеличение доли медицинской промышленности в ВВП России до 0,16 % (увеличение в 8 раз по сравнению с 2010 годом) -

9.2.20.4. Анализ обоснованности целей и задач, их согласованности, а также оценка состава и значений целевых показателей (индикаторов) госпрограммы и их увязка с мероприятиями.

ГП-20 в целом сбалансирована по составу задач, решаемых ГП-20 и подпрограммам.

По мнению Счетной палаты, имеются риски недостижения цели ГП-20 и невозможности проверить ее достижение, так как анализ плановых значений целевых показателей (индикаторов) не в полной мере отражает динамику развитияфармацевтической и медицинской промышленности в долгосрочной перспективе.

Так, плановое значение общепрограммного показателя (индикатора) ГП-20 «Использование результатов интеллектуальной деятельности в сфере фармацевтической и медицинской промышленности» на 2020 год в размере 320 единиц не позволит обеспечить исполнение ожидаемого результата реализации ГП-20 в части достижения к 2020 году значительной активизации оборота прав на результаты интеллектуальной деятельности в фармацевтической и медицинской отрасли путем увеличения до 1500 количества поданных заявок на выдачу патентов и полученных патентов, свидетельств на товарные знаки, количества регистраций лицензионных договоров и договоров об отчуждении исключительных прав.

Целевые показатели (индикаторы) ГП-20 (подпрограмм, ФЦП) в основном соответствуют требованиям, предъявляемым к ним Методическими указаниями по разработке и реализации государственных программ Российской Федерации, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 16 сентября 2016 г. № 582 (далее – Методические указания) в части адекватности, точности, объективности, достоверности, однозначности, экономичности и сопоставимости показателей. Вместе с тем в части своевременности и регулярности показателей (индикаторов) установлено, что по одному показателю, определяемому исходя из данных государственного (федерального) статистического наблюдения «Коэффициент бюджетной эффективности», Минпромторгом России в таблице 16 уточненного годового отчета о реализации ГП-20 за 2016 год фактическое значение отсутствует(из-за различий в сроках формирования Минпромторгом России и Росстатом годовой отчетности).

Таким образом, в нарушение пункта 22 Методических указаний перечень показателей (индикаторов) государственной программы сформирован без учета возможности расчета показателей (индикаторов) не позднее срока представления годового отчета о ходе реализации и оценки эффективности государственной программы.

Следует отметить, что в заключении Счетной палаты на проект изменений государственной программы «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности» на 2013 - 2020 годы», направленном в Комитет Государственной Думы по бюджету и налогам (письмо от 10 ноября 2015 г. № 01-3626/08-02), отмечалась низкая доля показателей (индикаторов) ГП-20 (подпрограмм и ФЦП), характеризующих реализацию целей и задач программы, определяемых исходя из данных государственного (федерального) статистического наблюдения.

Так, доля показателей, включенных в Федеральный план статистических работ, составляет 21,6 % (8 из 37 показателей ГП - 20 включено в Федеральный план статистических работ). По остальным 29 показателям сведения об исполнении должны формироваться Минпромторгом России - являющимся ответственным за сбор данных. Вместе с тем порядок и источники получения информации до сих пор Минпромторгом России не определены.

Расчет обобщенного показателя (индикатора) ГП-20 «Объем экспорта лекарственных средств и медицинских изделий» учтен без учета значений аналогичных показателей, планируемых в рамках подпрограмм № 1 и № 2. В целом показатели ГП-20 по объему экспорта продукции требуют уточнения. Указанное несоответствие уже было ранее отмечено Счетной палатой.

Наши рекомендации