Низкий уровень эффективности - 7 госпрограмм.

Не подлежали оценке эффективности 18 госпрограмм, у которых доля показателей, не имевших фактического значения, в общем объеме показателей превышала 10 %.

В результате оценка эффективности реализации госпрограмм, проведенная Счетной палатой, существенно отличается от оценки Минэкономразвития России.

Так, из 12 госпрограмм, степень эффективности реализации которых оценена Минэкономразвития России выше среднего, 5 госпрограмм, по мнению Счетной палаты, не подлежатоценке эффективности, 3 госпрограммы соответствуют низкому уровню эффективности, 4 соответствуют среднему уровню эффективности.

Так, по оценке Минэкономразвития России, степень эффективности госпрограммы«Развитие образования» на 2013 - 2020 годыв 2016 году составила 83,5 %, что соответствует уровню «Эффективность реализации выше среднего»,которая определялась на основе 4 показателей: степени достижения целевых показателей(77,8 %), реализации основных мероприятий (98,6 %), уровня кассового исполнения расходов федерального бюджета (95 %) и эффективности деятельности ответственного исполнителя (66,7 %). В 2015 году степень эффективности указанной госпрограммы составила 93,6 %, что соответствовало уровню «Высокая степень эффективности»,которая определялась на основе 4 показателей: степени достижения целевых показателей(93,3 %), реализации основных мероприятий (96,5 %), уровня кассового исполнения расходов федерального бюджета (97,9 %) и эффективности деятельности ответственного исполнителя (87,5 %).

Всего по госпрограмме предусмотрено к реализации в 2016 году 127 плановых показателей (индикаторов) уровня госпрограммы, подпрограмм и ФЦП, из них по 29 показателям фактические значения в годовом отчете ответственного исполнителя не приведены.

Учитывая, что доля показателей, по которым не представлены фактические значения, составляет 22,8 % (превышает 10 %), указанная госпрограмма, по мнению Счетной палаты, не подлежит оценке эффективности.

Вместе с тем уровень выполнения всех показателей (индикаторов) госпрограммы и входящих в ее состав подпрограмм и ФЦП составляет 74,5 % (низкий уровень), уровень динамики достижения показателей за 2016 год по сравнению с 2015 годом составляет 57,3 % (низкий уровень), уровень выполнения контрольных событий по детальным планам-графикам составляет 95,9 % (высокий уровень), уровень кассового исполнения госпрограммы к сводной бюджетной росписи составляет 99,1 % (высокий уровень), уровень управления госпрограммой составляет 83,3 % (высокий уровень). Дебиторская задолженность в части расходов федерального бюджета по указанной госпрограмме за 2016 год уменьшилась (высокий уровень), уровень ввода объектов составил 35,7 % (низкий уровень). По мнению Счетной палаты, указанная госпрограмма не подлежала оценке эффективности за 2015 год.

По оценке Минэкономразвития России, степень эффективности госпрограммы«Развитие лесного хозяйства» на 2013 - 2020 годы в 2016 году составила 85,7 %, что соответствует уровню «Эффективность реализации выше среднего»,которая определялась на основе 4 показателей: степени достижения целевых показателей(86,9 %), реализации основных мероприятий (94,1 %), уровня кассового исполнения расходов федерального бюджета (94,2 %) и эффективности деятельности ответственного исполнителя (66,7 %). В 2015 году степень эффективности указанной госпрограммы составила 93,6 %, что соответствует уровню «Эффективность реализации выше среднего»,которая определялась на основе 4 показателей: степени достижения целевых показателей(84,3 %), реализации основных мероприятий (94,4 %), уровня кассового исполнения расходов федерального бюджета (88,5 %) и эффективности деятельности ответственного исполнителя (66,7 %).

По оценке Счетной палаты, степень эффективности данной госпрограммыза 2016 год соответствует уровню «Низкая степень эффективности»(уровень выполнения всех показателей (индикаторов) госпрограммы и входящих в ее состав подпрограмм составляет 45,9 % (низкий уровень), уровень динамики достижения показателей за 2016 год по сравнению с 2015 годом составляет 51,4 % (низкий уровень), уровень выполнения контрольных событий по детальным планам-графикам составляет 76,4 % (низкий уровень), уровень кассового исполнения госпрограммы к сводной бюджетной росписи составляет 96,6 % (средний уровень), уровень управления госпрограммой составляет 66,7 % (средний уровень). Дебиторская задолженность увеличилась на 0,3 % общего объема кассовых расходов по госпрограмме (средний уровень), ввод объектов в 2016 году не предусмотрен. Таким образом, в рамках госпрограммы прирост объемов незавершенного строительства за 2016 год отсутствует.

Степень эффективности в 2015 году соответствовала уровню «Низкий уровень эффективности»(уровень выполнения всех показателей (индикаторов) госпрограммы и входящих в ее состав подпрограмм составлял 45,9 % (низкий уровень), уровень динамики достижения показателей за 2015 год по сравнению с 2014 годом составлял 43,2 % (низкий уровень), уровень выполнения контрольных событий по детальным планам-графикам составлял 61,9 % (низкий уровень), уровень кассового исполнения госпрограммы к сводной бюджетной росписи составлял 95,3 % (средний уровень), уровень качества управления госпрограммой составлял 66,7 % (средний уровень)). Прирост дебиторской задолженности по расчетам по авансовым платежам отсутствовал (высокий уровень), ввод объектов в 2015 не был предусмотрен.

При этом по 3 госпрограммам, степень эффективности реализации которых по методологии Минэкономразвития России оценена на низкоми ниже среднего уровне, оценка эффективности с учетом подходов, примененных Счетной палатой, соответствует среднему уровню.

В соответствии со Сводным годовым докладом степень эффективности госпрограммы «Развитие здравоохранения» в 2016 году составила 81,8 %, что соответствует уровню «Эффективность реализации ниже среднего уровня»,которая определялась на основе 4 показателей: степени достижения целевых показателей(84,7 %), реализации основных мероприятий (99,8 %), уровня кассового исполнения расходов федерального бюджета (96,2 %) и эффективности деятельности ответственного исполнителя (75 %). В 2015 году степень эффективности указанной госпрограммы составила 89,1 %, что соответствует уровню «Эффективность реализации выше среднего уровня»,которая определялась на основе 4 показателей: степени достижения целевых показателей(90,6 %), реализации основных мероприятий (93,8 %), уровня кассового исполнения расходов федерального бюджета (96,7 %) и эффективности деятельности ответственного исполнителя (75 %).

По оценке Счетной палаты, степень эффективности указанной госпрограммы соответствует уровню«Средний уровень эффективности» (уровень выполнения всех показателей (индикаторов) госпрограммы и входящих в ее состав подпрограмм и ФЦП составляет 78,7 % (низкий уровень), динамика достижения показателей за 2016 год по сравнению с 2015 годом составляет 61,7 % (низкий уровень), уровень выполнения контрольных событий по детальным планам-графикам составляет 98,5 % (высокий уровень), уровень кассового исполнения госпрограммы к сводной бюджетной росписи составляет 97,6 % (высокий уровень), уровень управления госпрограммой составляет 83,3 % (высокий уровень). Дебиторская задолженностьв части расходов федерального бюджета поФАНО России, Росздравнадзору, Минобрнауки России, Минсельхозу России, Росавиации, Минтруду России, Росимуществу и ФНС России по итогам 2016 годаувеличилась, по Минздраву России, Минфину России, Роспотребнадзору, МИДу России и ФМБА России сократилась. Уровень ввода объектов составил 90,9 %. Таким образом, в рамках государственной программы отсутствует прирост дебиторской задолженности и объемов незавершенного строительства за 2016 год.

По Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы в Сводном годовом докладе за 2016 год оценка эффективности значительно отличается от соответствующей оценки за 2015 год.

Так, по оценке Минэкономразвития России, степень эффективности данной госпрограммы в 2016 году составила 74,2 %, что соответствует уровню «Низкая степень эффективности реализации»,которая определялась на основе 4 показателей: степени достижения целевых показателей(83,4 %), реализации контрольных событий (82,5 %), уровня кассового исполнения расходов федерального бюджета (94,1 %) и эффективности деятельности ответственного исполнителя (33,3 %). В 2015 годустепень эффективности указанной госпрограммы составила 80,8 %, что соответствует уровню «Эффективность реализации выше среднего уровня»,которая определялась на основе 4 показателей: степени достижения целевых показателей (82,4 %), реализации контрольных событий (78,8 %), уровня кассового исполнения расходов федерального бюджета (92,5 %) и эффективности деятельности ответственного исполнителя (75 %).

Таким образом, согласно рейтинговой оценке эффективности реализации госпрограмм в 2016 году Минэкономразвития России установлена более низкая степень эффективности Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годыпри общем улучшении 3 показателей эффективности реализации госпрограммы и ухудшении значения по показателю эффективности деятельности ответственного исполнителя.

По оценке Счетной палаты, эффективность реализации указанной госпрограммы в 2015 году установлена как «Низкий уровень эффективности».Учитывая, чтодоля показателей,по которымне представлены фактические значения за 2016 год, составляет 10 %,указанная госпрограмма, по мнению Счетной палаты,не подлежит оценке эффективности.

Вместе с тем уровень выполнения контрольных событий по детальным планам-графикам составляет 95,1 % (высокий уровень), уровень динамики достижения показателей за 2016 год по сравнению с 2015 годом – 58,2 % (низкий уровень), уровень выполнения показателей – 57,4 % (низкий уровень), уровень кассового исполнения госпрограммы к сводной бюджетной росписи – 97,7 % (высокий уровень), уровень управления госпрограммой – 83,3 % (высокий уровень). Дебиторская задолженность за 2016 год сократилась (высокий уровень), при этом введено 68,2 % объектов (низкий уровень).

Кроме того, оценка Минэкономразвития России не учитывает уровень изменения бюджетных ассигнований в течение 2016 года и выполнение плановых показателей (индикаторов) и входящих в ее состав подпрограмм, которые не корректировались в связи с изменением ее финансового обеспечения, а также уровень дебиторской задолженности и незавершенное строительство.

По оценке Минэкономразвития России, степень эффективности госпрограммы «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности» на 2013 - 2020 годы в 2016 годусоставила 85 %, что соответствует уровню «Эффективность реализации выше среднего уровня»,которая определялась на основе 4 показателей: степени достижения целевых показателей(93,8 %), реализации основных мероприятий (98,9 %), уровня кассового исполнения расходов федерального бюджета (94,7 %) и эффективности деятельности ответственного исполнителя (41,7 %). В2015 годустепень эффективности указанной госпрограммы составила 59,4 %, что соответствует уровню «Эффективность реализации ниже среднего уровня», которая определялась на основе 4 показателей: степени достижения целевых показателей(91,3 %), реализации основных мероприятий (46 %), уровня кассового исполнения расходов федерального бюджета (41 %) и эффективности деятельности ответственного исполнителя (25 %).

Таким образом, в 2016 году Минэкономразвития России установлена более высокая степень эффективности госпрограммы при общем улучшении показателей эффективности реализации госпрограммы.

По оценке Счетной палаты, степень эффективности указанной госпрограммы соответствует уровню «Низкий уровень эффективности».Уровень выполнения всех показателей (индикаторов) госпрограммы и входящих в ее состав подпрограмм и ФЦП составил 72,2 % (низкий уровень), уровень динамики достижения показателей за 2016 год по сравнению с 2015 годом – 82,3 % (средний уровень), уровень выполнения контрольных событий по детальным планам-графикам – 84,6 % (средний уровень), уровень кассового исполнения госпрограммы к сводной бюджетной росписи – 87,7 % (средний уровень), уровень управления госпрограммой – 33,3 % (низкий уровень). Дебиторская задолженность в части расходов федерального бюджета в целом погоспрограмме увеличилась, прирост дебиторской задолженности к кассовому исполнению расходов на реализацию госпрограммы составил 7,9 %(низкий уровень), уровень ввода объектов составил 20 % (низкий уровень).

По оценке Счетной палаты, степень эффективности за 2015 год соответствовала уровню низкому уровню эффективности(уровень выполнения всех показателей (индикаторов) госпрограммы и входящих в ее состав подпрограмм и ФЦП составлял 69,7 % (низкий уровень), уровень динамики достижения показателей за 2015 год по сравнению с 2014 годом составлял 55,3 % (низкий уровень), уровень выполнения контрольных событий по детальным планам-графикам составлял 44 % (низкий уровень), уровень кассового исполнения госпрограммы к сводной бюджетной росписи составлял 80,1 % (средний уровень), уровень качества управления госпрограммой составлял 100 % (высокий уровень). Дебиторская задолженность за 2015 год в части расходов федерального бюджета увеличилась на 13,2 % относительно кассовых расходов госпрограммы (низкий уровень), уровень ввода объектов составил 0 % (низкий уровень). Таким образом, в рамках государственной программы наблюдался прирост дебиторской задолженности и объемов незавершенного строительства за 2015 год.

9.1.21. Анализ результатов оценки эффективности госпрограмм, представленных в приложении № 6 к Сводному годовому докладу за 2014 и 2015 годы и в приложении № 8 к Сводному годовому докладу за 2016 год по 2 показателям, свидетельствует о том, что в 2014 – 2016 годах ни по одной из госпрограмм уровеньдостижения показателей (индикаторов) и реализации основных мероприятий не составил 100 %.

Необходимо отметить, что оценка эффективности 2 госпрограмм на протяжении 3 лет остается на низком уровне: «Развитие авиационной промышленности» (оценка эффективности за 2015 год – 75,3 %, за 2016 год – 68,3 %), «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» (оценка эффективности за 2015 год – 48,4 %, за 2016 год – 56,8 %).

В соответствии с пунктом 3 статьи 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации по результатам оценки эффективности реализации госпрограмм Правительством Российской Федерации может быть принято решение о необходимости прекращения или об изменении начиная с очередного финансового года ранее утвержденной государственной программы, в том числе о необходимости изменения объема бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение реализации государственной программы.

В соответствии с Порядком разработки и оценки эффективности госпрограмм по результатам оценки эффективности госпрограммы Правительство Российской Федерации может принять решение о сокращении на очередной финансовый год и плановый период бюджетных ассигнований на ее реализацию или о досрочном прекращении реализации основных мероприятий или госпрограммы в целом начиная с очередного финансового года, а также о наложении (о представлении Президенту Российской Федерации предложений о наложении) на руководителей федеральных органов исполнительной власти, иных главных распорядителей средств федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации – ответственных исполнителей, соисполнителей и участников госпрограммы дисциплинарного взыскания в связи с недостижением запланированных результатов ее реализации.

Правительство Российской Федерации решения о прекращении дальнейшей реализации госпрограмм или о наложении дисциплинарных взысканийза недостижение запланированных результатов не принимало.

При этом на заседании президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам (протокол от 22 марта 2017 г. № 3) принято решение поддержать предложенные первоочередные меры по применению механизмов проектного управления при формировании и реализации госпрограмм и определить следующие пилотные госпрограммы для перевода на механизмы проектного управления с 2018 года с выделением в их составе проектов, реализуемых в соответствии с требованиями по организации проектной деятельности: «Развитие здравоохранения», «Развитие образования» на 2013 – 2020 годы, «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», «Развитие транспортной системы», Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы.

Счетная палата отмечает, что формирование и реализацию госпрограммы «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» планируется осуществлять на основании особого порядка в отношении пилотных госпрограмм. При этом оценка эффективности указанной госпрограммы на протяжении нескольких лет остается на низком уровне, что свидетельствует о сохраняющихся рисках неэффективного использования средств на цели обеспечения жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации.

В соответствии с планом первоочередных мер по разработке и реализации пилотных госпрограмм, утвержденным первым заместителем Председателя Правительства Российской Федерации 6 июля 2017 года, Минэкономразвития России и Минфину России поручено подготовить проект изменений в Порядок разработки и оценки эффективности госпрограмм в части нераспространения его действия на пилотные госпрограммы.

Таким образом, с 2018 года в рамках федерального бюджета предусматривается реализация5 программно-целевых инструментов:госпрограмм, пилотных госпрограмм, федеральных целевых программ, приоритетных национальных проектов и приоритетных проектов (программ). Следует отметить, что указанные программно-целевые инструменты регламентируется самостоятельными нормативными правовыми актами, которые в основном не взаимоувязаны по содержанию, имеют различные порядки формирования, реализации и представления отчетности.

Наши рекомендации