Он раздавал бы пинки направо и налево и все время искал бы новые жертвы
Вы – евнухи. Как только вас жены терпят! У вас же ничего нет между ног!
Линда Уокнер, президент, гендиректор и председатель «Warnaco Inc.», своим подчиненным
Нет предела оскорблениям, которые вы вправе сыпать направо и налево. Вы можете оскорблять людей, сколько влезет. Ну разве это не здорово?
Всю свою жизнь вы пытались соблюдать определенные правила вежливости и общественного порядка. Теперь вы запросто можете вышвырнуть все это в окно. Лидер по образу Макиавелли выдает всем очень четкую инструкцию: работайте как положено. Или терпите унижения.
Следует рассмотреть две составляющие:
Вздрючка.
Поиск следующей жертвы.
Рассмотрим их по порядку.
Вздрючка
Это не просто наказание за проступок. Это неизбежное возмездие за то, что государь испытал чувство недовольства. И это должно быть сделано на людях, и провинившийся менеджер должен испытать боль… у себя в заднице.
Давайте чуточку поразмышляем. Как мы описываем людей, которые нас достают, или вещи, предметы, заслуживающие такой же характеристики? Правильно, «боль в заднице»[11]. Ваша задача, таким образом, вызвать такую же боль. В заднице доставшего вас человека, разумеется.
Каково это – получить пинок под зад? Сравнимо ли это с выстрелом в голову? Конечно, нет. Сравнимо ли это с ударом носком ботинка в живот? Вовсе нет. Как насчет удара в нос? Похоже ли это по ощущениям? Думаю, что нет. Нет, пинок под зад – это нечто особенное. В результате его вам придается поступательное движение, причем высокой скорости. Вы выглядите откровенно глупо. Как следствие – ваша гордость страдает так же, как и ваша задница, при этом задница страдает в первую очередь, в этом нет сомнений. Если уж на то пошло: когда в последний раз ваша задница болела по этой причине?
Когда мама или папа давали вам ремня, вот когда! Понятно теперь? Дать пинка под зад – это вроде дать ремня, но только взрослому. Смертью не грозит. Но наказуемый должен быть не в состоянии пользоваться пятой точкой не менее недели.
Как видно из замечания миссис Уокнер, вынесенного в эпиграф к главе, не существует пределов, когда речь идет о первоклассной менеджерской вздрючке. Вы наделены властью говорить и делать все что вам вздумается, коль скоро это способно вызвать боль и унижение.
К проверенным временем приемам относятся следующие:
• Обратить внимание человека на тот факт, что он тупица.
• Раскритиковать внешний вид человека.
• Почаще обрывать человека на полуслове.
• Прочитать ему лекцию на тему «Что значит повиноваться начальнику».
• Грозиться увольнением.
• Урезать представительские расходы до тех пор, пока подчиненному станет невыгодно организовывать дорогие деловые обеды.
• Выставлять человека из кабинета.
• Уволить его любимых подчиненных, так чтобы в результате он начал работать лучше и испытывал бы чувство вины.
Это лишь небольшое число известных приемов. Уверен, вы сами сможете с успехом значительно пополнить этот список.
Вздрючка требует личного знакомства с человеком – объектом вздрючки, а также анатомического расчета, а именно: какой частью ноги можно поразить наибольшую площадь задницы.
Как и во всяком другом деле, мастерство приходит с тренировкой.
Поиск следующей жертвы
Поиск следующей жертвы является очередным этапом, цель которого – вызвать паранойю среди тех, кто так или иначе связан с человеком, чья задница только что была подвергнута пинку.
Мыслительный процесс в данном случае прост: одного пинка явно недостаточно, нужно больше, больше, больше! Где они? Нам нужны имена! Всех сюда!
Данная комбинация – стадия вздрючки, за которой следует этап сеяния страха, связанного с поиском последующих жертв, – во много раз эффективнее, чем каждый этап процесса в отдельности. Как и в случае других высокоэффективных многоуровневых стратегий, суммарное воздействие оказывается больше, чем сумма воздействий отдельных компонентов.
И все сводится к чувству самосохранения: люди знают, что вы намерены причинить им боль и в состоянии сделать это. А когда вы закончили причинять им боль? Вы с полным основанием можете начать причинять боль их друзьям.
Линда Уокнер прекрасно практикует и то, и другое в бизнесе готового платья, где редко день обходится без истерики у кого‑либо. Рассказывают, что однажды она встретила в коридоре нового президента компании, которого взяли на работу всего пару недель назад:
– Вы уже уволили кого‑нибудь? – спросила она, тогда как у того, очевидно, в этот момент яички съежились до размера горошин.
– Нет, – ответил он.
– Что ж, – сказала Уокнер, – в таком случае лучше начинайте увольнять поскорей, чтобы люди поняли, что у вас серьезные намерения.
Как вы думаете, он последовал ее совету?