Журнально-ордерная форма учета

Эта форма учета основана на применении журналов-ордеров и накопительных ведомостей.

В журналах-ордерах совмещаются хронологическая и систематическая записи, а в некоторых из них совмещается синтетический и аналитический учет.

Накопительные ведомости применяются в случаях, когда технически сложно обеспечить получение требуемых учетных показателей непосредственно по первичным документам. Итоги накопительных ведомостей переносятся в журналы-ордера.

Месячные итоги журналов-ордеров разносятся по Главной книге, которая является регистром синтетического учета. Главная книга открывается на год. В ней для записей по одному счету (субсчету) открывается отдельная страница, а для записей за месяц предназначена одна строка.

После отражения оборотов по каждому счету подсчитывается остаток на конец месяца. На основании Главной книги заполняется баланс.

Организация отчетности

Отчетность организаций классифицируют: по видам, периодичности составления, степени обобщения отчетных данных.

По видам отчетность подразделяется на бухгалтерскую, статистическую и оперативную. По периодичности составления - на внутригодовую (месячную, квартальную, полугодовую и др.) и годовую. По степени обобщения отчетных данных различают отчеты первичные, составляемые организациями, и консолидированные (сводные), составляемые вышестоящими организациями на основании первичных отчетов.

Бухгалтерская отчетность является завершающим этапом учетного процесса. \

Типовые формы бухгалтерской отчетности и порядок заполнения этих форм разрабатываются и утверждаются Министерством финансов Республики Беларусь.

Бюджетные организации представляют месячные, квартальные и годовые бухгалтерские отчеты. Бухгалтерская отчетность за месяц, квартал и год составляется нарастающим итогом с начала отчетного года.

В состав квартальных и годовых отчетов включается баланс исполнения сметы расходов. Составляется единый баланс по бюджетным и внебюджетным средствам.

Отчетность представляется органам, откуда было получено финансирование, т.е. финансирующим органам.

Сроки представления отчетов устанавливаются финансовыми органами. В случае нарушения сроков финансовые органы могут ограничивать, а в необходимых случаях приостанавливать финансирование из бюджета.

Основанием для заполнения бухгалтерской отчетности являются данные синтетического и аналитического учета.

При составлении бухгалтерской отчетности должны быть обеспечены:

полнота отражения за отчетный период всех хозяйственных операций и результатов инвентаризации активов и обязательств;

тождество данных аналитического учета данным синтетического учета за отчетный период, а также показателей бухгалтерской отчетности данным синтетического и аналитического учета.

Несоблюдение названных условий рассматривается как неправильное составление бухгалтерской отчетности.

Одновременно с годовым и квартальным отчетами представляется пояснительная записка, в которой приводятся основные факторы, повлиявшие на исполнение сметы расходов по бюджетным и внебюджетным средствам; суммы недоиспользованных ассигнований в связи с невыполнением плана по сети, штатам и контингентам; данные о результатах инвентаризаций; состояние расчетных статей баланса и другие данные.

При обнаружении искажения данных бухгалтерской отчетности текущего года и прошлых лет изменения отражаются в отчетности, составляемой за тот отчетный период, в котором были обнаружены искажения ее данных.

┌─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐

│ Консолидированная бухгалтерская отчетность - отчетность организации│

│как единой экономической единицы, отражающая финансовое положение,│

│финансовые результаты хозяйственной деятельности и движение денежных│

│средств юридического лица и его обособленных подразделений, юридического│

│лица и его дочерних, зависимых хозяйственных обществ, юридического лица и│

│его дочерних унитарных предприятий, хозяйственной группы и входящих в ее│

│состав юридических лиц (ст. 2 Закона о бухгалтерском учете и отчетности) │

└─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┘

Консолидированную бухгалтерскую отчетность представляют главные и нижестоящие распорядители средств бюджета, имеющие обособленные подразделения, выделенные на самостоятельный баланс; централизованные бухгалтерии.

3. План счетов бухгалтерского учета, его структура и содержание

Ведение бухгалтерского учета осуществляется в соответствии с Законом о бухгалтерском учете и отчетности по Плану счетов. Приказом N 354 утвержден лишь перечень счетов и субсчетов. Полной инструкции по применению Плана счетов не имеется, а утверждены нормативные правовые акты по отдельным разделам учета.

План счетов бухгалтерского учета исполнения смет расходов организаций, финансируемых из бюджета, является типовым для всех организаций независимо от отраслевой принадлежности. На основании типового плана счетов организация утверждает план счетов бухгалтерского учета организации (рабочий план счетов), содержащий полный перечень синтетических и аналитических счетов. Она выбирает те счета, которые ей необходимы. Порядок ведения аналитического учета устанавливается исходя из нормативных правовых актов по отдельным разделам учета.

Счета являются одним из основных и наиболее характерных элементов метода бухгалтерского учета, главным источником информации в бухгалтерском учете.

Структура и содержание Плана счетов

В основу группировки счетов положены экономическое содержание учитываемых на них хозяйственных средств и особенности хозяйственных процессов. В соответствии с этим в Плане счетов выделяются 12 разделов:

I. Основные средства.

II. Материальные запасы.

III. Отдельные предметы в составе оборотных средств.

IV. Затраты на производство.

V. Денежные средства.

VI. Внутриведомственные расчеты по финансированию.

VII. Расчеты.

VIII. Расходы.

IX. Финансирование и займы.

X. Фонды и средства целевого назначения.

XI. Реализация.

XII. Доходы и финансовые результаты.

В каждом разделе приводится перечень синтетических счетов, объединенных определенной группой хозяйственных средств.

Синтетическим счетам присвоены цифровые двузначные коды, построенные порядковым способом. Всего в План счетов включено 27 счетов. При этом некоторые коды не использованы и являются резервными.

Код субсчета трехзначный и состоит из кода счета первого порядка и порядкового номера (начиная с нуля) в пределах одного синтетического счета первого порядка. Планом счетов предусмотрено 111 субсчетов.

В учетной практике бюджетных организаций для записи финансово-хозяйственных операций в текущем учете, последующего обобщения учетных данных и при составлении отчетности пользуются субсчетами, и лишь в некоторых случаях информация обобщается на синтетических счетах первого порядка.

План счетов, в основу которого положена классификация по экономическому признаку, показывающая, что учитывается на счете, не включает подразделений счетов на активные, пассивные и активно-пассивные. Вместе с тем такая группировка необходима для правильного отражения на счетах хозяйственных операций.

Активные счета - 01, 03 - 13, 20, 21.

Пассивные счета - 02, 23 - 27.

Активно-пассивные счета - 15 - 19, 41.

В самостоятельную группу в Плане счетов выделены забалансовые счета. Они предназначены для учета хозяйственных средств и расчетов, которые исключены из оборота организации и не отражаются в балансе, но требуют специального контроля.

На забалансовых счетах хозяйственные операции отражаются без применения двойной записи, т.е. учет на них ведется по простой системе. Все забалансовые счета активные. Дебетовый остаток по ним показывает наличие на определенную дату материальных ценностей или дебиторской задолженности.

Наши рекомендации