Журнально-ордерная форма учета

Журнально-ордерная форма учета применяется в двух вариантах:

1) полная журнально-ордерная форма учета, включающая 16 типовых журналов-ордеров и предназначенная для использования в больших организациях;

2) сокращенная журнально-ордерная форма учета, состоящая из восьми типовых журналов-ордеров и предназначенная для использования в средних и малых организациях.

Журнально-ордерная форма учета - student2.ru Схема журнально-ордерной формы учета приведена на рис. 10.2.

Рис. 10.2. Схема журнально-ордерной формы учета

Условные обозначения:

______ запись информации

--------- сверка записей

Журнально-ордерная форма предполагает также использование вспомогательных ведомостей и разработочных таблиц.

Основными регистрами данной формы учета являются журналы-ордера. В основу их построения положен кредитовый признак. Это значит, что в них отражаются кредитовые обороты по синтетическому счету в разрезе корреспондирующих счетов. Дебетовые обороты по этому счету учитываются в нескольких разных журналах. Например, в журнале-ордере № 1 отражаются кредитовые обороты по счету 50 «Касса». Дебетовые обороты по данному счету будут отражаться в журнале-ордере № 2 (дебет счета 51 «Расчетный счет»), в журнале-ордере № 7 (дебет счета 71 «Расчеты с подотчетными лицами») и т.д.

Вспомогательные ведомости по синтетическим счетам построены по дебетовому признаку. Они составляются по активам, подлежащим особому контролю (денежные средства).

Записи в журналы-ордера и вспомогательные ведомости осуществляются на основании данных первичных документов. По окончании месяца итоговые данные из журналов-ордеров переносят в Главную книгу, которая открывается на год. Она ведется по дебетовому признаку, т.е. записывается оборот по кредиту из соответствующего журнала-ордера и обороты по дебету по каждому из корреспондирующих счетов.

На основании данных Главной книги и некоторых аналитических счетов составляется баланс и другие формы отчетности.

Упрощенная форма учета

Упрощенная форма учета предназначена для малых предприятий. Она ведется в двух вариантах:

Первый вариант основан на использовании в качестве основного регистра Книги учета хозяйственных операций, в которой регистрируются все хозяйственные операции организации. По данным Книги учета составляется баланс и отчетность.

Второй – основан на применении нескольких регистров – ведомостей учета имущества малого предприятия:

· В-1 – Ведомость учета основных средств и начисления амортизационных отчислений;

· В-2 – Ведомость учета производственных запасов и готовой продукции;

· В-3 – Ведомость учета затрат на производство;

· В-4 – Ведомость учета денежных средств и фондов;

· В-5 – Ведомость учета расчетов и прочих операций;

· В-6 – Ведомость учета реализации;

· В-7 – Ведомость учета расчетов с поставщиками;

· В-8 – Ведомость учета оплаты труда.

Итоги ведомостей служат основанием для заполнения шахматной и оборотной ведомостей.

Автоматизированная форма учета

В условиях применения современных информационных технологий большое значение имеет автоматизация труда работников бухгалтерии. Основополагающие принципы автоматизированной формы бухгалтерского учета следующие:

ПЭВМ являются определяющим фактором организации труда бухгалтера;

однократный ввод и многократное использование учетных данных;

хранение и обработка массива информации с последующим выведением ее на бумажный носитель с помощью печатающих устройств или на видеотерминал;

возможность организации бездокументного сбора первичных учетных данных и передача их в ЭВМ по дистанционным каналам с последующим автоматическим составлением бухгалтерских записей путем использования зависимости между корреспондирующими счетами;

автоматическое формирование всех учетных регистров и форм отчетности.

Вопросы для самопроверки

1. Что такое форма бухгалтерского учета?

2. Какая сущность мемориально-ордерной формы учета?

3. Какая сущность журнально-ордерной формы учета?

4. Что такое упрощенная форма учета?

5. В чем сущность автоматизированной формы учета?

Тест к теме 10

Определить один или несколько правильных ответов на предложенные
вопросы.

1. Форма бухгалтерского учета – это:

а)набор первичных документов для отражения всех хозяйственных
операций;

б) совокупность взаимосвязанных регистров синтетического и аналитического учета, разработочных и справочных таблиц, применяемых в организации для ведения учета.

в) технологический процесс обработки информации;

г) последовательность регистрации хозяйственных операций.

2. К отличительным признакам форм бухгалтерского учета относятся:

а) количество применяемых учетных регистров, их назначение, содержание, форма, внешний вид;

б) последовательность и способ записей в учетные регистры;

в) взаимосвязь регистров синтетического и аналитического учета;

г) признаки, перечисленные в пунктах а), б), в).

3.Основным регистром мемориально-ордерной формы является:

а) журнал-ордер;

б) главная книга;

в) мемориал-ордер;

г) книга учета хозяйственных операций.

4. Характерными особенностями мемориально-ордерной формы учета являются следующие:

а) оформление бухгалтерских записей мемориальными ордерами;

б) составление первичных документов;

в) ведение аналитического учета в основном в книгах и карточках;

г) составление баланса.

5. Форма учета журнал-главная – это:

а) упрощенная форма мемориально-ордерной формы учета;

б) самостоятельная форма учета;

в) разновидность журнально-ордерной формы учета;

г) такой формы учета не существует.

6.Основным регистром журнально-ордерной формы учета являются:

а) группировочные ведомости;

б) вспомогательные ведомости;

в) журнал-ордер;

г) книга учета хозяйственных операций.

7.Журналы – ордера построены по признаку:

а) дебетовому;

б) кредитовому;

в) смешанному;

г) произвольному.

8. Сокращенная журнально-ордерная форма учета предназначена для использования:

а) крупными организациями;

б) всеми организациями;

в) средними и малыми организациями;

г) только бюджетными организациями.

9.Главная книга в бухгалтерском учете ведется по признаку:

а) дебетовому;

б) кредитовому;

в) смешанному;

г) произвольному.

10.Автоматизированная форма бухгалтерского учета позволяет:

а) не составлять первичные документы;

б) однократно вводить и многократно использовать учетные данные;

в) хранить и обрабатывать массив информации с последующим выведением ее на бумажный носитель с помощью печатающих устройств или на видеотерминал;

г) автоматически формировать все учетные регистры и формы отчетности.

Наши рекомендации