Организация учета кассового исполнения бюджета в банках

Кассовое исполнение бюджета представляет собой орга­низацию и осуществление расчетно-кассовых операций по ис­полнению государственного бюджета. Кассовое исполнение республикан­ского и местных бюджетов организуют и осуществляют Нацио­нальный банк и Министерство финансов Республики Беларусь через учреждения Национального банка, «АСБ Беларусбанк», финансовые органы, инспекции МНС через главное государст­венное казначейство.

Кассовое исполнение бюджета в первую очередь осущест­вляется банками, которые выполняют функции приема, хране­ния и выдачи средств бюджета. Такой порядок исполнения бюджета отвечает принципу единства кассы и позволяет про­водить необходимый контроль за соблюдением установленных законом бюджетных назначений. Единство кассы дает возможность сосредоточить средства каждого бюджета в одном центре.

К кассовому исполнению бюджетов привлекается «АСБ Беларусбанк», специальные сборщики, которым разрешен прием не­которых доходов бюджетов. Учреждения «АСБ Беларусбанк» принимают от населения государственные и местные налоги, пла­тежи за коммунальные услуги. На кассы специальных сборщиков возложен прием сборов за выдачу паспортов, наложение штрафов и некоторых других платежей. Все доходы бюджета, полученные этими сборщиками, сдаются или переводятся в кассы банка.

Банки зачисляют все поступившие суммы на счета соответ­ствующих бюджетов.

Банковские учреждения, согласно платежным поручениям финансовых органов, перечисляют на текущие счета распоря­дителей и получателей средств суммы с соответствующих сче­тов бюджетов или на счета централизованной бухгалтерии и выдают их в пределах наличия средств на этих счетах. Средства с бюджетных счетов выдаются в течение года до 31 декабря включительно.

Учреждения Национального банка и «АСБ Беларусбанк» Республики Беларусь выполняют следующие операции по кас­совому исполнению бюджета:

• принимают и зачисляют средства, поступившие в доходы республиканского и местных бюджетов, на соответствующие счета этих бюджетов;

• производят выдачу средств главным и нижестоящим рас­порядителям бюджетных ассигнований в пределах сумм, име­ющихся на их текущих счетах, и на цели, указанные в платеж­ных поручениях по перечислению средств;

• принимают и выдают внебюджетные средства учрежде­ний и организаций, состоящих на республиканском и местных бюджетах;

• производят расчетное и кассовое обслуживание учреж­дений и организаций, состоящих на республиканском и мест­ных бюджетах.

Операции по кассовому исполнению бюджета учитываются в учреждениях банках на балансовых счетах в соответствии с Инструкцией по ведению бухгалтерского учета в банках, рас­положенных на территории Республики Беларусь (утвержден­ной постановлением Совета директоров Национального банка Республики Беларусь 19 сентября 2005 г. № 283 с изменениями и дополнениями).

Ведение бухгалтерского учета и составление финансовой отчетности осуществляются с соблюдением следующих принципов:

• непрерывности деятельности;

• осмотрительности (осторожности);

• постоянства правил бухгалтерского учета;

• начисления;

• приоритета экономического содержания над юридиче­ской формой;

• достоверности;

• раздельного отражения активов и пассивов;

• единицы измерения;

• преемственности входящего баланса;

• существенности информации;

• сопоставимости.

Банки осуществляют бухгалтерский учет в соответствии с планом счетов бухгалтерского учета в банках Республики Бе­ларусь.

План счетов - это систематизированный перечень счетов бухгалтерского учета, который используется для детальной и полной регистрации всех операций банка с целью обеспечения потребностей составления финансовой отчетности.

Бухгалтерский учет операций, совершаемых банками, ве­дется в белорусских рублях. При этом бухгалтерский учет опера­ций в иностранной валюте осуществляется в двойной оценке - иностранной валюте и ее эквиваленте в белорусских рублях.

По плану счетов, утвержденному Советом директоров Национального банка 19 сентября 2005 г. № 283, учет кассово­го исполнения бюджета отражается по группе 36 «Бюджетные и иные государственные средства», на счете третьего порядка 360 «Средства единого казначейского счета» (ЕКР) и его сче­тах четвертого порядка:

3600 «Средства бюджета на текущих (расчетных) счетах Министерства финансов Республики Беларусь, его террито­риальных органов и местных финансовых органов» (пассив­ный счет);

3601 Вклады (депозиты) по средствам бюджета (пассив­ный счет);

3602 «Средства доходов бюджета на транзитных счетах Министерства финансов, его территориальных органов» (пас­сивный счет);

3603 «Средства доходов бюджета на текущих (расчетных) счетах уполномоченных органов» (пассивный счет);

3604 «Средства бюджета на текущих (расчетных) счетах рес­публиканских органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов и бюджетных ор­ганизаций» (пассивный счет);

3605 «Средства бюджета на текущих (расчетных) счетах коммерческих, некоммерческих организаций, небанковских финансовых организаций, индивидуальных предпринимате­лей и физических лиц» (пассивный счет);

3606 «Аккредитивы республиканских органов государ­ственного управления, местных исполнительных и распоряди­тельных органов и их бюджетных организаций по средствам бюджета» (пассивный счет);

3609 «Начисленные процентные расходы по средствам ЕКС» (пассивный счет).

Иные государственные средства учитываются на счете тре­тьего порядка 363 «Внебюджетные средства республиканских органов государственного управления, местных исполнитель­ных и распорядительных органов, иных организаций» и на сче­тах четвертого порядка:

3630 «Средства внебюджетных фондов, образуемых респу­бликанскими органами государственного управления, иными государственными организациями, местными Советами депу­татов, местными исполнительными и распорядительными ор­ганами» (пассивный счет);

3631 «Вклады (депозиты) по средствам внебюджетных фондов, образуемых республиканскими органами государ­ственного управления, иными государственными организация­ми, местными Советами депутатов, местными исполнительны­ми и распорядительными органами» (пассивный счет);

3632 «Средства от предпринимательской и иной принося­щей доходы деятельности республиканских органов государ­ственного управления, местных исполнительных и распо­рядительных органов и бюджетных организаций» (пассивный счет);

3633 «Аккредитивы бюджетных организаций по средствам от предпринимательской и иной приносящей доходы деятель­ности» (пассивный счет);

3634 «Вклады (депозиты) по средствам от предпринима­тельской и иной приносящей доходы деятельности республи­канских органов государственного управления, местных ис­полнительных и распорядительных органов и бюджетных ор­ганизаций» (пассивный счет);

3639 «Начисленные процентные расходы по внебюджет­ным средствам республиканских органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов, иных организаций» (пассивный счет).

В учреждениях банков ведется ежедневный учет операций. В конце дня данные аналитического учета сверяются с данны­ми синтетического учета и составляется ежедневный баланс. Аналитический учет в банках представлен отдельными лице­выми счетами, которые открываются по каждому текущему, бюджетному, расчетному и другим счетам для учета и систематизации операций. Синтетический учет обобщает данные аналитического уче­та и вместе с тем контролирует его, используя при этом данные бухгалтерского журнала, ежедневного сальдового баланса, ежемесячной и годовой оборотных ведомостей.

Ответственность за правильное заполнение платежных до­кументов возлагается на плательщика.

2. Учет средств республиканского бюджета в учреждениях банков

Организация работы по исполнению доходов республи­канского бюджета осуществляется Министерством финансов, инспекциями МНС и Государственным таможенным комите­том Республики Беларусь.

Для зачисления платежей в республиканский бюджет в уч­реждениях банков системы «АСБ Беларусбанк», обслуживаю­щих инспекции МНС и таможни, открывается счет по учету доходов республиканского бюджета, на который зачисляются платежи, взимаемые таможенными органами, налоги и нена­логовые платежи, уплачиваемые юридическими и физически­ми лицами, а также общереспубликанские регулирующие на­логи, распределяемые по различным уровням бюджетов в со­ответствии с утвержденными на текущий год нормативами.

Платежи в республиканский бюджет от юридических и фи­зических лиц принимаются всеми учреждениями «АСБ Беларусбанк» на основании существующих платежных докумен­тов, в которых обязательны следующие реквизиты:

• код платежа в бюджет;

• учетный номер налогоплательщика;

• учетный номер налогоплательщика, за которого уплачи­вается платеж другим юридическим или физическим лицом.

При приеме документов производится сверка указанно­го в них кода платежа с его наименованием. В случае выявления несоответствия исправления не допускаются, и платежные документы подлежат возврату без исполнения. Установлен­ный единый порядок зачисления платежей в республиканский бюджет предусматривает выполнение в течение операционно­го дня следующих операций:

• списание средств со счета плательщика и зачисление их на счет доходов республиканского бюджета налоговой ин­спекции (таможни);

• списание средств со счета доходов республиканского бюджета налоговой инспекции (таможни) и их зачисление на транзитный счет в области;

• списание средств с транзитного счета в области (Минске) и их зачисление на единый казначейский счет в Национальном банке Республики Беларусь.

На основании платежных документов налогоплательщиков в банке составляется бухгалтерская запись:

Д-т - расчетный счет плательщика

К-т - счет налоговой инспекции (таможни).

Ежедневно зачисленные на счет доходов республиканского бюджета средства перечисляются программно на единый каз­начейский счет Министерства финансов, при этом составляют­ся бухгалтерские записи:

а) Д-т - счет доходов республиканского бюджета

К-т - областной транзитный счет налоговой инспекции (или таможни);

б) Д-т - областной транзитный счет налоговой инспекции (или таможни)

К-т - единый казначейский счет Министерства финансов Республики Беларусь.

Зачисление отдельных платежей и поступлений в рес­публиканский бюджет может осуществляться, минуя счета до­ходов республиканского бюджета, открытые по месту располо­жения налоговых инспекций, непосредственно на единый каз­начейский счет Министерства финансов. Эта операция сопро­вождается следующей проводкой:

Д-т - текущий расчетный счет плательщика;

К-т - единый казначейский счет Министерства финансов Республики Беларусь.

Началом учета кассовых операций бюджета следует счи­тать уплату юридическими и физическими лицами налогов и неналоговых платежей в бюджет.

На первом этапе денежные средства, уплачиваемые нало­гоплательщиками в республиканский бюджет в качестве нало­гов и других обязательных платежей, перечисляются с их сче­тов на счета органов взыскания (инспекции МНС, таможни), открытые в обслуживающих учреждениях банка.

На втором этапе платежи в бюджет, поступившие на тран­зитные счета органов взыскания, подлежат зачислению на суб­счет, открытый в «АСБ Беларусбанк». Это производится бан­ками на основании постоянно действующего платежного по­ручения органов взыскания.

И, наконец, на третьем этапе «АСБ Беларусбанк» осу­ществляет списание средств с субсчета ЕКС, открытого в дан­ном банке, на единый казначейский счет Главного государ­ственного казначейства Министерства финансов на основании постоянно действующего его поручения.

Основанием для получения средств из республиканского бюджета является зарегистрированная в АСГК (введенная в базу данных) поквартальная роспись расходов по распорядите­лям средств в разрезе подведомственных учреждений и орга­низаций, программ и мероприятий с распределением планиру­емых ассигнований по всем подразделениям бюджетной клас­сификации. Ее регистрация (ввод) в АСГК осуществляется после согласования с отраслевыми и бюджетным управления­ми Министерства финансов.

Роспись расходов по распорядителям средств республи­канского бюджета формируется главными распорядителями на основании утвержденных смет учреждений и организа­ций, а также смет на осуществление отдельных целевых про­грамм и мероприятий.

Перечисление средств со счетов органов казначейства осу­ществляется в пределах установленных бюджетных ассигнова­ний (лимитов) распорядителям средств по предъявленным ими платежным поручениям на счета:

• поставщиков - за поставленные товары, оказанные услу­ги, выполненные работы;

• получателей - по обязательным расчетам и нетоварным операциям (платежам в бюджет, переводам из заработной пла­ты, погашению задолженности по ссудам и т.д.);

• распорядителей средств - для получения наличных де­нежных средств, расчетов по предъявленным платежным тре­бованиям и платежным поручениям, акцептованным банком.

Распорядители средств вместе с платежными поручениями представляют органу казначейства первичные документы, подтверждающие обоснованность осуществляемых платежей (договоры, счета, накладные, счета-фактуры, акты выполнен­ных работ и др.).

Органы казначейства проверяют представленные договоры с точки зрения предмета договора и срока его действия, нали­чия ассигнований по смете бюджетной организации для опла­ты предусмотренных договором расходов, формы расчетов и сроков оплаты.

Если на момент представления плательщиком в банк пла­тежных документов на осуществление платежей, на его расчетном счете полностью отсутствуют средства, учреждением банка выписывается извещение, которое направляется в банк по ме­сту обслуживания налоговой инспекции и вручается представи­телю налоговой инспекции под расписку. Когда же на расчет­ном счете налогоплательщика средств недостаточно для упла­ты платежей в бюджет, учреждением банка выписывается ме­мориальный ордер на частичную оплату в пределах средств, имеющихся у плательщика.

Аналитический учет расходов республиканского бюджета в разрезе подразделений бюджетной классификации ведется Министерством финансов Республики Беларусь, а также соот­ветствующими распорядителями бюджетных средств.

Ответственность за целевое использование средств воз­лагается на распорядителей бюджетных ассигнований.

Наши рекомендации