Организация учета кассового исполнения бюджета в банках
Кассовое исполнение бюджета представляет собой организацию и осуществление расчетно-кассовых операций по исполнению государственного бюджета. Кассовое исполнение республиканского и местных бюджетов организуют и осуществляют Национальный банк и Министерство финансов Республики Беларусь через учреждения Национального банка, «АСБ Беларусбанк», финансовые органы, инспекции МНС через главное государственное казначейство.
Кассовое исполнение бюджета в первую очередь осуществляется банками, которые выполняют функции приема, хранения и выдачи средств бюджета. Такой порядок исполнения бюджета отвечает принципу единства кассы и позволяет проводить необходимый контроль за соблюдением установленных законом бюджетных назначений. Единство кассы дает возможность сосредоточить средства каждого бюджета в одном центре.
К кассовому исполнению бюджетов привлекается «АСБ Беларусбанк», специальные сборщики, которым разрешен прием некоторых доходов бюджетов. Учреждения «АСБ Беларусбанк» принимают от населения государственные и местные налоги, платежи за коммунальные услуги. На кассы специальных сборщиков возложен прием сборов за выдачу паспортов, наложение штрафов и некоторых других платежей. Все доходы бюджета, полученные этими сборщиками, сдаются или переводятся в кассы банка.
Банки зачисляют все поступившие суммы на счета соответствующих бюджетов.
Банковские учреждения, согласно платежным поручениям финансовых органов, перечисляют на текущие счета распорядителей и получателей средств суммы с соответствующих счетов бюджетов или на счета централизованной бухгалтерии и выдают их в пределах наличия средств на этих счетах. Средства с бюджетных счетов выдаются в течение года до 31 декабря включительно.
Учреждения Национального банка и «АСБ Беларусбанк» Республики Беларусь выполняют следующие операции по кассовому исполнению бюджета:
• принимают и зачисляют средства, поступившие в доходы республиканского и местных бюджетов, на соответствующие счета этих бюджетов;
• производят выдачу средств главным и нижестоящим распорядителям бюджетных ассигнований в пределах сумм, имеющихся на их текущих счетах, и на цели, указанные в платежных поручениях по перечислению средств;
• принимают и выдают внебюджетные средства учреждений и организаций, состоящих на республиканском и местных бюджетах;
• производят расчетное и кассовое обслуживание учреждений и организаций, состоящих на республиканском и местных бюджетах.
Операции по кассовому исполнению бюджета учитываются в учреждениях банках на балансовых счетах в соответствии с Инструкцией по ведению бухгалтерского учета в банках, расположенных на территории Республики Беларусь (утвержденной постановлением Совета директоров Национального банка Республики Беларусь 19 сентября 2005 г. № 283 с изменениями и дополнениями).
Ведение бухгалтерского учета и составление финансовой отчетности осуществляются с соблюдением следующих принципов:
• непрерывности деятельности;
• осмотрительности (осторожности);
• постоянства правил бухгалтерского учета;
• начисления;
• приоритета экономического содержания над юридической формой;
• достоверности;
• раздельного отражения активов и пассивов;
• единицы измерения;
• преемственности входящего баланса;
• существенности информации;
• сопоставимости.
Банки осуществляют бухгалтерский учет в соответствии с планом счетов бухгалтерского учета в банках Республики Беларусь.
План счетов - это систематизированный перечень счетов бухгалтерского учета, который используется для детальной и полной регистрации всех операций банка с целью обеспечения потребностей составления финансовой отчетности.
Бухгалтерский учет операций, совершаемых банками, ведется в белорусских рублях. При этом бухгалтерский учет операций в иностранной валюте осуществляется в двойной оценке - иностранной валюте и ее эквиваленте в белорусских рублях.
По плану счетов, утвержденному Советом директоров Национального банка 19 сентября 2005 г. № 283, учет кассового исполнения бюджета отражается по группе 36 «Бюджетные и иные государственные средства», на счете третьего порядка 360 «Средства единого казначейского счета» (ЕКР) и его счетах четвертого порядка:
3600 «Средства бюджета на текущих (расчетных) счетах Министерства финансов Республики Беларусь, его территориальных органов и местных финансовых органов» (пассивный счет);
3601 Вклады (депозиты) по средствам бюджета (пассивный счет);
3602 «Средства доходов бюджета на транзитных счетах Министерства финансов, его территориальных органов» (пассивный счет);
3603 «Средства доходов бюджета на текущих (расчетных) счетах уполномоченных органов» (пассивный счет);
3604 «Средства бюджета на текущих (расчетных) счетах республиканских органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов и бюджетных организаций» (пассивный счет);
3605 «Средства бюджета на текущих (расчетных) счетах коммерческих, некоммерческих организаций, небанковских финансовых организаций, индивидуальных предпринимателей и физических лиц» (пассивный счет);
3606 «Аккредитивы республиканских органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов и их бюджетных организаций по средствам бюджета» (пассивный счет);
3609 «Начисленные процентные расходы по средствам ЕКС» (пассивный счет).
Иные государственные средства учитываются на счете третьего порядка 363 «Внебюджетные средства республиканских органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов, иных организаций» и на счетах четвертого порядка:
3630 «Средства внебюджетных фондов, образуемых республиканскими органами государственного управления, иными государственными организациями, местными Советами депутатов, местными исполнительными и распорядительными органами» (пассивный счет);
3631 «Вклады (депозиты) по средствам внебюджетных фондов, образуемых республиканскими органами государственного управления, иными государственными организациями, местными Советами депутатов, местными исполнительными и распорядительными органами» (пассивный счет);
3632 «Средства от предпринимательской и иной приносящей доходы деятельности республиканских органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов и бюджетных организаций» (пассивный счет);
3633 «Аккредитивы бюджетных организаций по средствам от предпринимательской и иной приносящей доходы деятельности» (пассивный счет);
3634 «Вклады (депозиты) по средствам от предпринимательской и иной приносящей доходы деятельности республиканских органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов и бюджетных организаций» (пассивный счет);
3639 «Начисленные процентные расходы по внебюджетным средствам республиканских органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов, иных организаций» (пассивный счет).
В учреждениях банков ведется ежедневный учет операций. В конце дня данные аналитического учета сверяются с данными синтетического учета и составляется ежедневный баланс. Аналитический учет в банках представлен отдельными лицевыми счетами, которые открываются по каждому текущему, бюджетному, расчетному и другим счетам для учета и систематизации операций. Синтетический учет обобщает данные аналитического учета и вместе с тем контролирует его, используя при этом данные бухгалтерского журнала, ежедневного сальдового баланса, ежемесячной и годовой оборотных ведомостей.
Ответственность за правильное заполнение платежных документов возлагается на плательщика.
2. Учет средств республиканского бюджета в учреждениях банков
Организация работы по исполнению доходов республиканского бюджета осуществляется Министерством финансов, инспекциями МНС и Государственным таможенным комитетом Республики Беларусь.
Для зачисления платежей в республиканский бюджет в учреждениях банков системы «АСБ Беларусбанк», обслуживающих инспекции МНС и таможни, открывается счет по учету доходов республиканского бюджета, на который зачисляются платежи, взимаемые таможенными органами, налоги и неналоговые платежи, уплачиваемые юридическими и физическими лицами, а также общереспубликанские регулирующие налоги, распределяемые по различным уровням бюджетов в соответствии с утвержденными на текущий год нормативами.
Платежи в республиканский бюджет от юридических и физических лиц принимаются всеми учреждениями «АСБ Беларусбанк» на основании существующих платежных документов, в которых обязательны следующие реквизиты:
• код платежа в бюджет;
• учетный номер налогоплательщика;
• учетный номер налогоплательщика, за которого уплачивается платеж другим юридическим или физическим лицом.
При приеме документов производится сверка указанного в них кода платежа с его наименованием. В случае выявления несоответствия исправления не допускаются, и платежные документы подлежат возврату без исполнения. Установленный единый порядок зачисления платежей в республиканский бюджет предусматривает выполнение в течение операционного дня следующих операций:
• списание средств со счета плательщика и зачисление их на счет доходов республиканского бюджета налоговой инспекции (таможни);
• списание средств со счета доходов республиканского бюджета налоговой инспекции (таможни) и их зачисление на транзитный счет в области;
• списание средств с транзитного счета в области (Минске) и их зачисление на единый казначейский счет в Национальном банке Республики Беларусь.
На основании платежных документов налогоплательщиков в банке составляется бухгалтерская запись:
Д-т - расчетный счет плательщика
К-т - счет налоговой инспекции (таможни).
Ежедневно зачисленные на счет доходов республиканского бюджета средства перечисляются программно на единый казначейский счет Министерства финансов, при этом составляются бухгалтерские записи:
а) Д-т - счет доходов республиканского бюджета
К-т - областной транзитный счет налоговой инспекции (или таможни);
б) Д-т - областной транзитный счет налоговой инспекции (или таможни)
К-т - единый казначейский счет Министерства финансов Республики Беларусь.
Зачисление отдельных платежей и поступлений в республиканский бюджет может осуществляться, минуя счета доходов республиканского бюджета, открытые по месту расположения налоговых инспекций, непосредственно на единый казначейский счет Министерства финансов. Эта операция сопровождается следующей проводкой:
Д-т - текущий расчетный счет плательщика;
К-т - единый казначейский счет Министерства финансов Республики Беларусь.
Началом учета кассовых операций бюджета следует считать уплату юридическими и физическими лицами налогов и неналоговых платежей в бюджет.
На первом этапе денежные средства, уплачиваемые налогоплательщиками в республиканский бюджет в качестве налогов и других обязательных платежей, перечисляются с их счетов на счета органов взыскания (инспекции МНС, таможни), открытые в обслуживающих учреждениях банка.
На втором этапе платежи в бюджет, поступившие на транзитные счета органов взыскания, подлежат зачислению на субсчет, открытый в «АСБ Беларусбанк». Это производится банками на основании постоянно действующего платежного поручения органов взыскания.
И, наконец, на третьем этапе «АСБ Беларусбанк» осуществляет списание средств с субсчета ЕКС, открытого в данном банке, на единый казначейский счет Главного государственного казначейства Министерства финансов на основании постоянно действующего его поручения.
Основанием для получения средств из республиканского бюджета является зарегистрированная в АСГК (введенная в базу данных) поквартальная роспись расходов по распорядителям средств в разрезе подведомственных учреждений и организаций, программ и мероприятий с распределением планируемых ассигнований по всем подразделениям бюджетной классификации. Ее регистрация (ввод) в АСГК осуществляется после согласования с отраслевыми и бюджетным управлениями Министерства финансов.
Роспись расходов по распорядителям средств республиканского бюджета формируется главными распорядителями на основании утвержденных смет учреждений и организаций, а также смет на осуществление отдельных целевых программ и мероприятий.
Перечисление средств со счетов органов казначейства осуществляется в пределах установленных бюджетных ассигнований (лимитов) распорядителям средств по предъявленным ими платежным поручениям на счета:
• поставщиков - за поставленные товары, оказанные услуги, выполненные работы;
• получателей - по обязательным расчетам и нетоварным операциям (платежам в бюджет, переводам из заработной платы, погашению задолженности по ссудам и т.д.);
• распорядителей средств - для получения наличных денежных средств, расчетов по предъявленным платежным требованиям и платежным поручениям, акцептованным банком.
Распорядители средств вместе с платежными поручениями представляют органу казначейства первичные документы, подтверждающие обоснованность осуществляемых платежей (договоры, счета, накладные, счета-фактуры, акты выполненных работ и др.).
Органы казначейства проверяют представленные договоры с точки зрения предмета договора и срока его действия, наличия ассигнований по смете бюджетной организации для оплаты предусмотренных договором расходов, формы расчетов и сроков оплаты.
Если на момент представления плательщиком в банк платежных документов на осуществление платежей, на его расчетном счете полностью отсутствуют средства, учреждением банка выписывается извещение, которое направляется в банк по месту обслуживания налоговой инспекции и вручается представителю налоговой инспекции под расписку. Когда же на расчетном счете налогоплательщика средств недостаточно для уплаты платежей в бюджет, учреждением банка выписывается мемориальный ордер на частичную оплату в пределах средств, имеющихся у плательщика.
Аналитический учет расходов республиканского бюджета в разрезе подразделений бюджетной классификации ведется Министерством финансов Республики Беларусь, а также соответствующими распорядителями бюджетных средств.
Ответственность за целевое использование средств возлагается на распорядителей бюджетных ассигнований.