Учет расчетов, возникающих между бюджетами

В процессе составления и утверждения бюджетов различных уровней могут иметь место расчетные взаимоотношения между отдельными бюджетами. Это могут быть расчеты в связи с необ­ходимостью выдачи нижестоящим бюджетам дотаций, субвен­ций, субсидий или изъятия части доходов в вышестоящий бюд­жет. Выдача дотаций или изъятие излишков доходов отражаются по доходам и расходам бюджетов, между которыми имеются по­добные взаимоотношения. Так, областное финансовое управле­ние при выдаче дотации районному бюджету относит ее на рас­ходы областного бюджета бухгалтерской записью:

Д-т сч. 020 «Расходы бюджета»

К-т сч. 011 «Денежные средства на счете местного бюджета».

Районный финансовый отдел зачисляет полученную дота­цию в доходы записью:

Д-т сч. 011 «Денежные средства на счете местного бюджета»

К-т сч. 040 «Доходы бюджета».

При выдаче дотации, предусмотренной в утвержденном бюджете, из республиканского бюджета областному бюджету в Министерстве финансов относят эту сумму на расходы бюдже­та следующей записью:

Д-т сч. 020 «Расходы бюджета»

К-т сч. 010 «Средства на текущем основном счете республиканского бюджета».

В областном финансовом управлении сумма полученной до­тации будет отражена в доходах бюджета бухгалтерской записью:

Д-т сч. 011 «Денежные средства на счете местного бюджета»

К-т сч. 040 «Доходы бюджета».

Доходы, передаваемые в вышестоящий бюджет, относятся на увеличение расходов нижестоящего и доходов вышестояще­го бюджета по соответствующим разделам бюджетной класси­фикации.

Между бюджетами возможны расчеты, которые не были предусмотрены в процессе составления и утверждения бюд­жета. В процессе исполнения бюджетов они вступают во взаи­моотношения друг с другом, в результате чего возникающие при этом расчеты называются взаимными. Они учитываются на счете 06. На этом счете учитываются операции по взаимным расчетам между бюджетами, возникающими в процессе испол­нения бюджета в тех случаях, когда в отдельные бюджеты вно­сятся изменения в связи с изданием после утверждения бюдже­та новых законов или постановлений Правительства Республи­ки Беларусь о государственных и местных налогах и доходах, изменением административно-территориального деления или подчиненности учреждений хозяйственных организаций.

Взаимные расчеты могут иметь место только между выше­стоящими и нижестоящими бюджетами - например, между об­ластными и районными бюджетами, между республиканским бюджетом и бюджетом г. Минска. Финансовый орган, исполня­ющий нижестоящий бюджет, определяет сумму, подлежащую отнесению на взаимные расчеты, сроки уплаты, составляет и посылает финансовому органу, исполняющему нижестоящий бюджет, уведомление по взаимным расчетам. В уведомлении указываются, с каким бюджетом, на каком основании возникли взаимные расчеты, а также сумма с подразделением ее на по­квартальные сроки погашения.

Уведомления по взаимным расчетам составляются вышестоя­щим финансовым органом в трех экземплярах. Первый экземпляр уведомления после проверки отделом (инспекцией) по бюджету и оформления подписями высылается нижестоящему бюджету; второй экземпляр, завизированный начальником бюджетной ин­спекции и работником соответствующего отдела финансирова­ния, остается в отделе бухгалтерии по бюджету; третий экземпляр возвращается соответствующему отделу финансирования.

Операции по взаимным расчетам между районным бюдже­том и бюджетами сельских, поселковых Советов депутатов и городскими бюджетами (городов районного подчинения) уве­домлением (ф.1) не оформляются и по субсчету 062 «Взаимные расчеты с местными бюджетами» не учитываются.

Все расчеты по взаимным обязательствам должны быть закончены не позднее 31 декабря отчетного года.

На взаимные расчеты также относятся:

· передаваемые местным бюджетам из республиканско­го бюджета субсидии в соответствии с постановлениями Пра­вительства на строительство жилья в условиях реформирова­ния экономики;

· передаваемые местным бюджетам субвенции на содержа­ние передаваемых объектов жилищно-коммунального хозяй­ства и социальной сферы в соответствии с постановлениями Правительства.

Наши рекомендации