Государственный и муниципальный финансовый контроль

Ответственность за нарушение бюджетного законодательства:

В механизме правового регулирования финансовых отношений финансово-правовая ответственность выполняет юридическую и социальную функции. Социальная функция финансовой ответственности выражается в общем предупреждении финансовых правонарушений посредством побуждения субъектов финансового права к соблюдению норм финансового законодательства [1, ст. 181].

Выделение финансовой ответственности как самостоятельного вида ответственности обусловлено особенностью правовой природы правонарушения, отличной от природы административного, уголовного или гражданско-правового нарушения. Это означает, что финансовому правонарушению присущи признаки [1, ст. 182], которые позволяют утверждать, что совершение такого правонарушения влечет за собой не административную, уголовную и гражданско-правовую, а именно финансовую ответственность как разновидность юридической ответственности.

Ответственность за нарушения бюджетного законодательства - вид финансово-правовой ответственности.

Ответственности за нарушения бюджетного законодательства присущи все признаки юридической ответственности. Во-первых, она является разновидностью мер государственного принуждения, т.е. внешнего воздействия государства на поведение участников правоотношений, не зависящего от их воли. Ответственность за нарушения бюджетного законодательства - это реакция государства на противоправное поведение субъектов бюджетного процесса.

Во-вторых, ответственность за нарушения бюджетного законодательства заключается в определенных лишениях личного, имущественного или организационного характера, которые претерпевает нарушитель. С точки зрения государства ответственность представляет собой применение к нарушителю установленных в законодательстве санкций, мер ответственности.

В-третьих, ответственность за нарушения бюджетного законодательства, реализуется в строго определенном порядке, в процессуальной форме. Процессуальная форма позволяет не только упорядочить процесс применения мер ответственности к нарушителям, но и полностью и объективно установить обстоятельства совершения того или иного правонарушения. Кроме того, в процессе привлечения к ответственности выясняются обстоятельства, которые могут иметь значение для выбора мер юридической ответственности и их размера.

В-четвертых, ответственность за нарушение бюджетного законодательства применяется только при наличии оснований. В качестве фактического основания ответственности выступает совершение лицом правонарушения.

Юридическим основанием для привлечения к ответственности за нарушение бюджетного законодательства выступает наличие в деянии всех признаков состава правонарушения. Под составом правонарушения понимается совокупность внешних (объективных) и внутренних (субъективных) признаков правонарушения, необходимых и достаточных для признания деяния тем или иным правонарушением и применения мер юридической ответственности.

Еще одним основанием ответственности за нарушение бюджетного законодательства является правоприменительный акт уполномоченного государственного органа или должностного лица, который и возлагает на нарушителя определенные санкции (процессуальное основание). Без такого акта (решения, предписания, приговора и т.д.) ответственность наступить не может.

В-пятых, ответственность за нарушения бюджетного законодательства осуществляется специально уполномоченными государственными органами и должностными лицами.

Итак, ответственность за нарушение бюджетного законодательства можно определить как обязанность лица, нарушившего бюджетное законодательство, претерпевать лишения государственно-властного характера, выражающиеся в применении к нему санкций.

Под нарушением бюджетного законодательства в соответствии со ст. 281 БК РФ понимается неисполнение либо ненадлежащее исполнение установленного Бюджетным кодексом РФ порядка составления и рассмотрения проектов бюджетов, утверждения бюджетов, исполнения и контроля над исполнением бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, которое влечет за собой применение к нарушителю мер принуждения [1, ст. 281].

За совершение нарушений бюджетного законодательства, в зависимости от их характера и степени общественной вредности, могут быть применены меры финансовой, административной или уголовной ответственности.

Финансовая ответственность наступает за совершение бюджетных правонарушений. В отличие от административной и уголовной ответственности, которая установлена соответственно Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и Уголовным кодексом Российской Федерации, меры финансовой ответственности предусмотрены Бюджетным кодексом РФ.

План проведения контрольных мероприятий МО «Байагантайский 2-й наслег»:

Таблица 1.11. План контрольных мероприятий по осуществлению последующего внутреннего муниципального финансового контроля защиты прав потребителей администрации МО «Байагантайский 2-й наслег» на 2016 год

№ п/п Наименование, ИНН, адрес местонахождения субъекта контроля Предмет контрольного мероприятия Срок проведения контрольного мероприятия (месяц) Ответственный исполнитель
МДОУ детский сад «Чуоранчык» МО «Байагантайский 2-й наслег» 1. Выполнение плана финансово-хозяйственной деятельности учреждения. 2. Проверка вопросов, определенных частью 8 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». май-июнь Ведущий специалист развития и защиты прав потребителей администрации МО «Байагантайский 2-й наслег»

Результаты ревизий (проверок) деятельности органа муниципального образования:

Таблица 1.12. Отчет о результатах проведенных контрольных мероприятий в МБДОУ «Чуоранчык» МО «Байагантайский наслег» Усть-Алданского улуса

Показатели Данные результатов проверки
Цель контрольно мероприятия проверка вопросов финансово-хозяйственной деятельности правового положения, учреждения, а также эффективность использования им муниципальной собственности
Предмет контрольного мероприятия первичные и другие бухгалтерские документы, характеризующие финансово-хозяйственную деятельность учреждения
Проверяемый период деятельности май-июнь
Общий объем проверенных средств составляет в сумме 21905,2 тыс. руб.
Общая сумма нарушений составляет в сумме 1615,8 тыс. руб.
Нарушения ведения бухгалтерского учёта в сумме 210,3 тыс. руб (п., 2,2 классификатор нарушений)
Неэффективное использование средств в сумме 503,1 тыс. руб (п., 3,7 классификатор нарушений)
Нарушения при формировании и исполнении бюджетов в сумме 902,4 тыс. руб (п., 1,2.59 классификатор нарушений)

Предмет контрольного мероприятия:

1. Проверка учредительных документов муниципального дошкольного образовательного учреждения МО «Байагантайский наслег».

2. Проверка выполнения условий предоставления субсидий учреждению и их целевое использование.

3. Выполнения показателей, установленных муниципальным заданием и планом финансово-хозяйственной деятельности муниципального учреждения.

4. Наличие финансового обеспечения деятельности бюджетного учреждения.

5. Проверка достоверности и законности банковских операций: наличие оправдательных документов и их соответствие банковским выпискам и бухгалтерским данным, соответствие остатков по банковским выпискам, данным бухгалтерского учета.

6. Проверка кассовых операций: соблюдение порядка ведения кассовых операций, проверка полноты оприходования денежных средств в кассу, наличие и достоверность оправдательных документов.

7. Правильность и законность наделения муниципального учреждения имуществом.

8. Проверка обеспечения сохранности товарно-материальных ценностей: полнота учета материальных ценностей, наличие письменных договоров с ответственными лицами о полной материальной ответственности, правильность списания пришедших в негодность основных средств и оприходование вновь приобретенных материальных ценностей, своевременность проведения инвентаризации.

9. Правильность ведения учета, формирования и расходования средств, получаемых от внебюджетной деятельности.

10. Проверка расходования средств, выделенных на хозяйственное содержание помещений, капитальный и текущий ремонт: наличие технических смет и сметно-финансовых расчетов.

11. Достоверность ведения бухгалтерского учета и отчетности, состояние расчетной дисциплины, инвентаризация расчетов

12. Соответствие аналитического и синтетического учета бухгалтерской отчетности.

При проверке финансово-хозяйственной деятельности Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Чуоранчык» допущено ряд нарушений по организации хозяйственных и финансовых операций, бюджетного законодательства.

В ходе ревизии основных средств и материальных ценностей, установлено, что в нарушении Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений», утвержденной Приказом Минфина России от 01.12.2010 г. № 157н. выявлены материальные ценности не имеющие инвентарных номеров (ноутбук на сумму 14,5 тыс.руб).

Кроме того в нарушении п.118 п.п.5 приказа Минфина РФ от 01.12.2010г №157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению» предметы мягкого инвентаря в детском учреждении специальным штампом с указанием наименования учреждения не маркируются, при выдаче в эксплуатацию маркировка с указанием года и месяца выдачи их со склада не производится.

Согласно данным бухгалтерского учета в Доу числится 40 листов шифера, однако фактическое наличие его составляет 37 листов, недостача составила в сумме 549 руб.

Согласно плана финансово-хозяйственной деятельности МДОУ «Чуоранчык» на оплату работ и услуг предусмотрено всего 4701,3тыс.руб. Между тем согласно реестра регистрации договоров с единственным поставщиком, заключенных от лица директора школы по пункту 4,5 ч.1 статьи 93 от 05.04.2016 г. №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Федерального Закона от 18.07.2011г №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и реестра контрактов на официальном сайте закупок заключено на общую сумму 5603,7 тыс.руб.

Разница между планом финансово-хозяйственной деятельности и договорами заключенными сверх доведенных лимитов составила на сумму 902,4 тыс руб.

Лимиты на потребление топливно-энергетических ресурсов на 2016 год доведены, утверждены Постановлением Главы администрации МО «Байагантайский 2-й наслег» от 16.12.2015 г. №1046-А.

За 2016 год установлено превышение утвержденных нормативов по коммунальным услугам всего на сумму 503,1 тыс. руб, в том числе по теплоэнергии на 196,7 Гкал на сумму 484,8 тыс.руб, по электроэнергии на 2820 Квт на сумму 18,3 тыс.руб, что является нарушением Федерального закона от 23 ноября 2009 г. №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» ст.162 Бюджетного Кодекса РФ, Постановления Главы администрации МО «Байагантайский 2-й наслег» от 16.12.2015 г. №1046-А и приводит к избыточным расходам средств бюджета МО «Байагантайский 2-й наслег». В связи с чем контрольно-ревизионная комиссия рекомендует:

· Руководствуясь инструкцией по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений», утвержденной Приказом Минфина России от 01.12.2010 г. № 157н основным средствам своевременно присваивать инвентарные номера.

· В соответствии с п.118 п.5 вышеуказанного приказа предметы мягкого инвентаря маркировать специальным штампом несмываемой краской, с указанием наименования учреждения, при выдачи со склада производить маркировку с указанием года и месяца.

· В целях рационального использования бюджетных расходов, исключения рисков утраты муниципального имущества, руководствуясь ст. 309 Гражданского Кодекса РФ № 51-ФЗ, необходимо усилить контроль за состоянием кредиторской задолженности.

· В соответствии Федерального закона от 23 ноября 2009 г. №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» ст.162 Бюджетного Кодекса РФ, распоряжения Главы администрации МО «Байагантайский 2-й наслег» от 16.12.2015г №1046-А, не допускать превышений установленных лимитов по теплоснабжению и электроэнергии.

· За выявленные нарушения, установленные в ходе проверки виновных лиц привлечь к дисциплинарной ответственности.

МДК.01.02. Основы финансового планирования в государственных (муниципальных) учреждениях

2.1. Нормативно-правовое регулирование функционирования и финансового обеспечения деятельности государственных (муниципальных) учреждений

8 мая 2010 года был принят Федеральный закон № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений».

Основной целью этого Федерального закона является создание правовых механизмов, способствующих повышению качества и доступности государственных (муниципальных) услуг (работ), оказываемых государственными (муниципальными) учреждениями, а также повышение эффективности деятельности самих учреждений.

Федеральным законом установлены инструменты и механизмы, направленные на достижение повышения эффективности бюджетных расходов, а именно:

- перевод деятельности учреждений на программно-целевую основу путем внедрения механизма формирования заданий для каждого учреждения и утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности для бюджетных и автономных учреждений;

- совершенствование механизмов финансового обеспечения деятельности бюджетных и автономных учреждений с расширением объема их прав в рамках выполнения задания и реализации плана финансово-хозяйственной деятельности;

- гибкий и неощутимый для потребителя услуг подход к изменению типа учреждения;

- предоставление права бюджетным и автономным учреждениям заниматься приносящей доход деятельностью с поступлением доходов от этой деятельности в распоряжение учреждений;

- отсутствие субсидиарной ответственности публичных правовых образований по обязательствам бюджетных и автономных учреждений с расширением объема их прав в части осуществления финансово-хозяйственной деятельности и переносом центра ответственности за финансовые результаты деятельности в сторону самих учреждений, при одновременном строгом контроле за финансовым состоянием учреждений и установления ответственности руководителя бюджетного учреждения за превышение предельно допустимого значения кредиторской задолженности учреждения;

- расширение прав бюджетных и автономных учреждений по распоряжению частью находящегося у них на праве оперативного управления государственного (муниципального) имущества.

В целях реализации Федерального закона от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ издано Постановление Правительства РФ от 26.07.2010 № 537 «О порядке осуществления федеральными органами исполнительной власти функций и полномочий учредителя федерального государственного учреждения», которым утверждены Положение об осуществлении федеральными органами исполнительной власти функций и полномочий учредителя федерального бюджетного учреждения, а также Положение об осуществлении федеральными органами исполнительной власти функций и полномочий учредителя федерального казенного учреждения.

Упомянутым постановлением было поручено федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим функции и полномочия учредителя федерального бюджетного учреждения, не позднее 1 декабря 2010 г. разработать и утвердить ряд нормативных актов, направленных на оптимизацию деятельности подведомственных учреждений.

Также с целью реализации Федерального закона от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ были изданы следующие нормативные акты:

- Постановление Правительства РФ от 26.07.2010 № 538 «О порядке отнесения имущества автономного или бюджетного учреждения к категории особо ценного движимого имущества»;

- Постановление Правительства РФ от 26.06.2015 № 640 «О порядке формирования государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания»;

- Постановление Правительства РФ от 02.08.2010 № 590 «О порядке осуществления федеральным бюджетным учреждением и автономным учреждением полномочий федерального органа государственной власти (государственного органа) по исполнению публичных обязательств перед физическим лицом, подлежащих исполнению в денежной форме, и финансового обеспечения их осуществления»;

- Приказ Минфина России от 20.11.2007 № 112н «Об Общих требованиях к порядку составления, утверждения и ведения бюджетных смет казенных учреждений»;

- Приказ Минфина России от 28.07.2010 № 81н «О требованиях к плану финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения»;

- Приказ Минфина России от 30.09.2010 № 114н «Об общих требованиях к порядку составления и утверждения отчета о результатах деятельности государственного (муниципального) учреждения и об использовании закрепленного за ним государственного (муниципального) имущества».

Во исполнение упомянутых нормативных актов каждое ведомство разрабатывало и утверждало свои нормативные акты для подведомственных учреждений.

2.2. Финансовое обеспечение деятельности учреждений образования на примере МКОУ «Тит-Арынская основная общеобразовательная школа» МО «Байагантайский наслег»

МКОУ «Тит-Арынская основная общеобразовательная школа»по своей организационно-правовой форме является муниципальным образовательным учреждением, с линейно-функциональная организационной структурой.

Эта структура состоит в том, что линейные руководители осуществляют свою деятельность на принципах единоначалия, но для обеспечения необходимой компетентности управленческих решений при руководителе создаются функциональные подразделения, которые возглавляют ведущие специалисты в определенных областях.

Анализ численности персонала МКОУ Тит-Арынской основной общеобразовательной школы представлен в таблице 2.1:

Таблица 2.1. Анализ численности персонала Тит-Арынской основной общеобразовательной школы за 2014-2016 гг., чел.

Наименование должности Число штатных единиц Изменение 2016 г. к 2014 г.
01.01.2014 01.01.2015 01.01.2016 Абс., % Отн., %
Директор
Заместитель директора
Педагоги -1
Обслуживающий персонал -3
Работники столовой -1
Итого: -4

Рассмотрев данную таблицу, можно сделать вывод, что в 2016 году по сравнению с 2014 годом, общая численность персонала снизилась на 4 человек: за счет уменьшения численности педагогов (на 1 чел.), обслуживающего персонала (на 3 чел.), работников столовой (на 1 чел.).

Таблица 2.2. Анализ образовательного ценза педагогического состава МКОУ Тит-Арынской основной общеобразовательной школы за период 2014-2016 гг., чел.

Образование педагога Учебный год Абсолют- ное измене- ние Темп роста, % Удельный вес, % Структур- ные изменения  
2014- 2015-  
2006- 2007-  
Высшее 28,0 30,0 2,0 107,1 66,6 73,2 6,6  
Среднее специальное 11,0 9,0 -2,0 81,8 26,2 21,9 - 4,3  
Среднее 3,0 2,0 -1,0 66,7 7,2 4,9 - 2,3  
Итого 42,0 41,0 -1,0 97,6 100,0 100,0 -  

Из данной таблицы видно, что педагогический коллектив в настоящее время пользуется стабильностью: увеличивается количество опытных педагогов, текучесть педагогических кадров минимальна (уволился всего лишь один педагог).

Образовательный ценз педагогических кадров достаточно велик. В 2014-2015 учебном году высшее образование имело 28 основных сотрудников (66,6 % от общего числа учителей), среднее специальное образование получили 11 учителей (26,2%), среднее образование имеет 3 педагога (7,2 %).

В 2015-2016 учебном году из 41 основных сотрудников 30 педагогов имеют высшее образование, что составляет 73,2%, 9 человек (21,9 %) средне-специальное образование, 2 педагога (4,9 %) продолжают обучение в высших учебных заведениях.

Отсюда можно сказать, что педагогический состав развивается, учителя повышают уровень своего образования. Количество педагогов, имеющих высшее образование повысилось на 6,6% (темп роста составил 107,1%), а количество педагогов со средне-специальным и средним образованием напротив понизилось на 4,3% и 2,3% соответственно (темп роста равен 81,8% и 66,7%). Это естественно является положительным моментом деятельности учреждения, повышающим качественный уровень осуществляемого образовательного процесса.

Финансирование деятельности Тит-Арынской основной общеобразовательной школы в части реализации государственного стандарта общего образования осуществляется за счет средств бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.

Норматив бюджетного финансирования представляет собой определенную на одного обучающегося величину финансовых средств, обеспечивающих реализацию права граждан на получение общего образования на уровне государственного стандарта общего образования.

Таблица 2.3. Основные экономические показатели МКОУ Тит-Арынской основной общеобразовательной школы за период 2015-2016 гг.

Показатели Абсолютное изменение Темп роста,%
Доходы, руб., в том числе: - бюджетные - внебюджетные   4369035,00 261000,00   5374040,00 390000,00   45005,00 40000,00   100,80 111,43
Расходы, руб., в том числе: - бюджетные - внебюджетные   4369035,00 261000,00   5374040,00 14000,00   45005,00 40000,00   100,80 111,43
Среднегодовая стоимость основных средств, руб.   366135,00   376904,00   10769,00   102,94
Амортизация, руб. 157959,00 203091,00 45132,00 128,57
Среднегодовая стоимость оборотных средств, руб.   456625,00   638195,00   81570,00   103,32
Среднесписочная численность работников, чел.   55,00   54,00   1,00   98,61
Фонд оплаты труда (годовой), руб. 3848166,00 3918177,00 70011,00 101,82
Среднемесячная заработная плата, руб. 4453,89 4598,80 144,91 103,25
Фондовооруженность, руб./чел. 5085,21 5308,50 223,29 104,39
Среднегодовая численность учащихся, чел.   288,00   296,00   8,00   116,06

Из данной таблицы видно, что бюджетные доходы и, соответственно, расходы учреждения в 2016 году увеличились, наблюдается рост бюджетных доходов и расходов на 1005 005 руб., темп роста составил 100,8%. Внебюджетные доходы увеличились на 129000 руб., темп роста равен 111,43 %.

Среднегодовая стоимость основных средств в 2016 году по сравнению с 2016 годом увеличилась на 10 769 руб. Это свидетельствует о расширении предоставляемых образовательных услуг, т.к. в 2015 году была совершена закупка учебного оборудования.

Однако амортизация по основным средствам так же возросла в 2016 году на 45 132 руб. И темп роста амортизации (128,57%) значительно выше темпа роста основных средств (102,94%). Это свидетельствует о значительном износе основных фондов учреждения и необходимости их обновления в ближайшее время.

Среднегодовая стоимость оборотных активов в 2016 году увеличилась на 81 570 руб. Темп роста данного показателя составил 103,32%. Это связано с тем, что в 2016 году была значительная закупка учебной литературы и образовательного инвентаря (наглядные пособия, карты).

Среднесписочная численность работников в 2016 году по сравнению с 2015 годом уменьшилась на одного человека (темп роста составил 98,61 %), т.к. в 2016 году уволился один педагог. То есть в целом можно сказать, что в данном учреждении текучесть кадров минимальная.

Фонд оплаты труда в 2015 году составил 3 848 166 руб. В 2016 году он увеличился на 70 011 руб. и составил 3 918 177 руб. Темп роста данного показателя равен 101,82%. Это увеличение было вызвано тем, что 3 педагога повысили свою категорию и, соответственно, у них увеличился оклад.

Фондовооруженность в 2016 году (5308,5 руб/чел.) по сравнению с 2015 годом (5085,2 руб/чел.) увеличилась на 223,29 чел/руб. Темп роста составил 104,39%. Это является положительным моментом, т.к. учреждение наращивает свои основные фонды.

Среднегодовая численность учащихся в 2015 году составила 288 чел., в 2016 году она повысилась на 8 учащихся и составила 296 чел. Темп роста составил 116,06%. Это, естественно, является положительным моментом деятельности любого образовательного учреждения.

В целом, изучив основные экономические показатели и их динамику, можно сделать вывод, что МКОУ «Тит-Арынская основная общеобразовательная школа»активно развивается, увеличивая объем своей образовательной и финансовой деятельности.

Все документы, имеющие отношение к бухгалтерскому учету, формируются в дела с учетом сроков хранения документов согласно прилагаемой к приказу примерной номенклатуре дел бухгалтерской, налоговой и финансовой службы, являющейся составной частью общей номенклатуры дел учреждения.

Главный бухгалтер разрабатывает должностные инструкции для работников бухгалтерии и утверждает их в установленном порядке.

Бухгалтер составляет сметы доходов и расходов по бюджетным средствам и средствам, полученным из внебюджетных источников; принимает участие в составлении тарификационных списков; ведет учет расчетов по финансированию, кассовых и фактических расходов, анализирует исполнение смет доходов и расходов по всем видам средств; разрабатывает предложения по устранению недостатков и улучшению финансово-хозяйственной деятельности; составляет мемориальные ордера №1,2,3,6,8.

Ответственным за организацию бухгалтерского учета в школе является главный бухгалтер.

Анализ формирования и исполнения сметы доходов и расходов по бюджетному финансированию:

Финансирование Тит-Арынской основной общеобразовательной школы осуществляется по утвержденным вышестоящим распорядителем бюджетных средств, в пределах лимитов бюджетных ассигнований, предусмотренных бюджетом улуса.

Анализ деятельности бюджетных учреждений проводится с целью установить, насколько эффективно используются средства бюджета, направляемые на финансирование конкретного учреждения, соответствует ли качество и объем услуг, оказываемых населению или другим субъектам хозяйствования, затратам, которые несет государство по их оказанию.

Деятельность МКОУ Тит-Арынской основной общеобразовательной школы осуществляется на основе смешанного финансирования. Часть средств на покрытие расходов МКОУ поступает в порядке сметного финансирования из бюджета, часть - из внебюджетных источников.

Анализ предполагает изучение обеспеченности учреждения бюджетными средствами, а так же полноты их использования. Для этого плановое финансирование сравнивается с фактическим, и производится сравнение поступивших сумм бюджетных средств с кассовыми расходами учреждения. Основным источником информации при этом является «Отчет об исполнении бюджета главного распорядителя, получателя средств бюджета (Форма по ОКУД 0503127)».

Форма по ОКУД 0503127 «Отчет об исполнении бюджета главного распорядителя, получателя средств бюджета» содержит данные об исполнении сметы расходов (лимиты бюджетных обязательств) по наименованиям показателей, согласно кодам расходов по ЭКР (экономической классификации расходов).

При анализе исполнения сметы расходов бюджетного учреждения, прежде всего, изучаются состав и структура расходов, с этой целью расходы группируются по статьям бюджетной классификации. Кроме того, они подразделяются, во-первых, на текущие и капитальные, а во-вторых, на зависящие и не зависящие от изменения показателей, сети, штатов и контингента.

Состав и структура расходов по целевому назначению отражают особенности бюджетных учреждений.

В процессе анализа структуры расходов определяется удельный вес каждой группы расходов в их общей сумме и производится сравнение с показателями сметы предыдущего года.

Анализ расходов учреждения позволяет выявить причины нехватки бюджетного финансирования (или недорасхода средств, запланированных по смете), контролировать запасы материальных ресурсов, состояние кредиторской и дебиторской задолженности и другие показатели деятельности учреждения.

Таблица 2.4. Анализ расходов за счет бюджетных средств Тит-Арынской основной общеобразовательной школы

Наименование статьи   2014 г. 2015 г. 2016 г.
сумма тыс.руб. уд. вес. % сумма тыс.руб. уд. вес. % сумма тыс.руб. уд. вес. %
Оплата труда (код 211) 1439,7 51,49 1959,8 44,86 2485,7 46,25
Начисление на оплату труда (код 213) 497,6 17,8 490,0 11,22 627,2 11,67
Оплата коммунальных услуг (код 223) 500,3 17,9 517,6 11,85 548,2 10,2
Приобретение предметов снабжения и расходных материалов (увеличение стоимости материальных запасов) (код 340) 304,0 10,87 832,8 19,06 1285,0 23,91
Командировочные и служебные разъезды (транспортные услуги) (код 222) 1,2 0,04 6,9 0,16 6,5 0,12
Оплата услуг связи (код 221) 6,8 0,24 8,5 0,19 9,0 0,17
Прочие текущие расходы на закупки товаров и оплату услуг (прочие расходы) (код 290) -   0,8 0,02 - -
Трансферты населению (прочие выплаты) (код 212) 38,6 1,38 33,4 0,76 37,1 0,69
Приобретение и модернизация непроизводственного оборудования и предметов длительного пользования (увеличение стоимости основных средств) (код 310) - - 136,1 3,11 70,4 1,31
Услуги по содержанию имущества (код 225) 7,7 0,28 280,2 6,41 229,6 4,27
Прочие услуги (код 226) - - 102,9 2,36 75,7 1,4
Всего 2795,9 4369,0 5374,4

Как видно из таблицы 2.4, объем бюджетных средств за последние 3 года имеет тенденцию к росту.

Существенный рост объема финансирования вызван увеличением объема финансирования следующих статей:

Статья «Оплата труда» за анализируемый период изменилась с 1439,7 до 2485,7 тыс.руб. и увеличение составило 1046,0 тыс.руб., или на 72,65%. На это повлияло увеличение единой тарифной сетки 2015 и 2016 году.

С 01 июня 2015 произошло увеличение на 15% (утверждено штатное расписание на 36,5 ставок) и 1 сентября 2015 года на 13% всей единой тарифной сетке (утверждено штатное расписание на 38 ставок), а так же 1 сентября 2016 года на 15%.

Напрямую с этой статьей происходит увеличение статьи «Начисление на оплату труда» с 497,6 тыс.руб. до 627,2 тыс.руб., т.е. на 129,6 тыс.руб., или на 26,05%.

Для МКОУ «Тит-Арынская основная общеобразовательная школа»характерен значительный удельный вес расходов по статье «Увеличение стоимости материальных запасов», соответственно в 2014 году 10,87%, в 2015 году 19,06% и в 2016 году 23,91%, за весь период общая сумма увеличилась на 981,0 тыс.руб. или на 322,7 %. На это повлияло то, что в 2014, 2015 году питание осуществлялось за счет бюджетных перечислений и родительской платы, а в 2016 году только за счет бюджетного финансирования. Увеличение затрат так же произошло из-за роста цен на материальные запасы и увеличения положенных норм на 1 ребенка (т.к. в 2014 году среднесписочный состав учащихся составлял 110 чел, а в 2016 – 130 детей).

Возрос так же уровень затрат по статье «Оплата коммунальных услуг».

В среднем эти затраты выросли на 9,58% с 500,3 тыс. р. в 2014 году до 548,2 тыс. р. в 2016 году. Разница составляет 47,9 тыс.руб. Рост затрат по этой статье произошел в связи с небольшим ростом цен на эти услуги.

Динамика расходов за счет бюджетных средств МКОУ «Тит-Арынская основная общеобразовательная школа»для наглядности представлена на рисунке 2.1:

Государственный и муниципальный финансовый контроль - student2.ru

Рисунок 2.1. Динамика расходов за счет бюджетных средств Тит-Арынской основной общеобразовательной школы

В целом за период с 2014 по 2016 гг. общая сумма по смете увеличилась с 2795,9 до 5374,4 тыс. р., изменение составило 2578,5 тыс. р., или 52,02%.

Значительно возрос уровень затрат по статье «Услуги по содержанию имущества» в 2015 году в сравнении с 2014 годом, что составило 272,5 тыс.руб. (таблица 2.5.):

Таблица 2.5. Анализ поступления бюджетных средств на статью «Услуги по содержанию имущества» Тит-Арынской основной общеобразовательной школы

Вид услуг   2014 г. 2015 г. 2016 г.
в тыс.руб. в тыс.руб. в тыс.руб.
Ремонт оборудования 6,0 75,0 102,7
Ремонт здания - 151,2 90,0
Оплата содержания помещения - 54,0 36,9
Прочие услуги 1,7 - -
Итого 7,7 280,2 229,6

Из приведенной таблицы мы видим, что в 2015 году значительно увеличились расходы на ремонт здания, это связано с тем, что в этом году был проведен монтаж пожарной сигнализации на 80, тыс.руб., а так же 3,0 тыс.руб. затрачено на подготовку к отопительному сезону, 66,3 тыс.руб. на сантехнические работы и 1,9 тыс.руб. на пусконаладочные работы.

В ходе исполнения сметы определяется отклонение фактических расходов от предусмотренных сметой в целом и по отдельным статьям.

В 2014 году был допущен перерасход сметных назначений в статье «Прочие текущие расходы (текущий ремонт оборудования)» и оплата на приобретение хозяйственных расходов, а в статьях «Прочие текущие расходы» и приобретение медикаментов сложилась экономия бюджетных средств, поэтому было произведено перераспределение ассигнований на сумму 12 тыс.руб.

Расходы учреждения так же подразделяются на текущие и капитальные.

К текущим относятся расходы на заработную плату, расходы на при

Наши рекомендации