Расходы бюджета и их классификация

Классификации расходов:

1) по общественному назначению расходов или функциональная классификация, т.е. классификация по функциям государства:

- расходы на содержание органов государственной власти;

- расходы на обеспечение обороноспособности;

- расходы на социальную сферу;

- расходы на поддержку и развитие сфер народного хозяйства.

2) экономическому содержанию расходов:

- текущие (единовременные);

- капитальные (связаны с конкретными инвестиционными программами).

3) предметная (отраслевая) – разбивает по отдельным отраслям и сферам экономики:

- промышленность;

- сельское хозяйство;

- транспорт;

- строительство;

- финансы и т.д.

4) ведомственный характер получателей: по органам государственного управления и другим ведомствам.

5) по уровням государственного устройства:

- федеральные (обороноспособность);

- региональные;

- местные.

6) целевая классификация – расходы распределяются по конкретным целям использования, это конкретизация ведомственных классификации.

Основные формы расходов бюджета.

Виды расходов Форма расходов Условия предоставления средств из бюджета
Расходы на содержание бюджетных учреждений ассигнования на содержание бюджетных учреждение в соответствии с утвержденной сметой доходов и расходов в пределах лимитов бюджетных обязательств по мере выполнения плана по штатам, контингентам, нормативным потребностям с учетом использования ранее предоставленных средств.
Расходы на государственную муниципальную поддержку коммерческим организациям субвенция на безвозмездной, безвозвратной основе для осуществления целевых мероприятий. Выделяется только юр.лицам
  субсидия Выделяется на безвозмездной, безвозвратной основе долевого участия в финансировании целевых расходов. (юр. и физ.лица)
  дотация на безвозмездной, безвозвратной основе, на покрытие убытков, в т.ч. в связи с реализацией товаров, в основном реализуемых в ценообразовании местными и региональными властями
  бюджетный гарант срочность, возвратность, платность (может быть безвозмездность)
Расходы на гос-ную муниципальную поддержку населения трансферты населению выделяется на безвозмездной, безвозвратной основе на обеспечение совокупных потребностей отдельных категорий населенпия
  субсидии населению на безвозмездной, безвозвратной основе на покрытие определенных потребностей отдельных групп населения или возникающих в силу определенных обстоятельств
  Бюджетный кредит срочность, возвратность. Право отдельных категорий граждан (военнослужащих)



Таким образом, распределяются основные виды расходов по уровням бюджетной системы.

Расходы бюджета Федеральный бюджет, % Региональный бюджет, % Местный бюджет
Государственное и местное самоуправление
Расходы судебной власти
Национальная оборона
Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства
Фундаментальные исследования и содействие НТП
Исследование и использование космического пространства
Промышленность, энергетика и строительство
Сельское хозяйство и рыболовство
ЖКХ
Образование
Здравоохранение и физическая культура
Искусство, культура, кинематограф
Социальная политика
Финансовая помощь другим бюджетам бюджетной системы

4. Бюджетная система и бюджетное устройство Российской Федерации

Бюджетная система любого государства представляет собой совокупность бюджетов государственно-территориальных и административно-территориальных,находящихся в определенной взаимосвязи друг с другом на основе принципов, установленных законодательством. Виды и состав бюджетов, формы их взаимосвязи зависят от типа государственного устройства и определяются направленностью бюджетной политики.

Вид бюджета представляет собой форму образования и расходования бюджетных ресурсов определенного органа государственной власти или органа местного самоуправления. Совокупность определенных видов бюджета соответствующих определенному уровню государственной власти или органов местного самоуправления, представляет уровень или звено бюджетной системы.

Современная бюджетная система России начала формироваться в 1990-м году и ее основы были заложены в законе РСФСР от 10,10,91г. №1734-1 “Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса РСФСР”. В этом законе были впервые сформулированы принципы единства и самостоятельности бюджетов, входящих в бюджетную систему России. Были выделены 3 уровня. Дальнейший процесс совершенствования бюджетной системы в Росси был связан с принятием Конституции (в 1993 г.) РФ и федеральным законом от 15.04.93 г. №4807-1 “ Об основах бюджетных прав и прав по формированию и использованию внебюджетных фондов, представленных и исполнительных органов государственной власти республик в составе РФ, автономной области, автономных кругов, краев и областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга” и органов местного самоуправления.

Современная бюджетная система была заложена в бюджетном кодексе РФ, который был введен в действие 1 января 2000 года, а принят в 1999 г.

Бюджетный кодекс определяет систему экономических и правовых взаимоотношений, возникающих на всех уровнях бюджетной системы:

1-й уровень бюджетной системы представлен федеральным бюджетом и бюджетами государственных внебюджетных фондов.

2-й уровень представлен бюджетами субъектов федерации и бюджетными фондами. Третий уровень представлен местными бюджетами и их внебюджетными муниципальными фондами. В соответствии с федеральным законом от 20 августа 2004 г. №120 – фз в бюджетный кодекс внесены изменения, которые вступили в силу с 1 января 2005 года. Они касаются разделения местных бюджетов на бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты муниципальных образований и городов Москвы и Санкт-Петербурга, а также бюджетов городских и сельских поселений.

Бюджетная система РФ основывается в своем функционировании на принципах, закрепленных бюджетным кодексом (ст.28 в редакции федерального закона №120 – ФЗ). Здесь выделяются следующие принципы:

- единство;

- разграничение доходов и расходов м/у уровнями бюджетной системы;

- принцип самостоятельности бюджетов;

- равенство бюджетов каждого уровня в области бюджетного права;

- принцип полноты отражения доходов и расходов в бюджетах всех уровней.

- принцип сбалансированности бюджетов;

- принцип эффективного и экономического использования бюджетных средств;

- принцип общего совокупного покрытия расходов бюджетов;

- принцип гласности;

- принцип достоверности бюджетов;

- принцип адресности и целевого характера использования бюджетных средств.

Важнейшим элементом любой бюджетной системы выступает консолидированный бюджет. Рассмотрение бюджетной системы через консолидированный бюджет с одной стороны раскрывает принцип самостоятельности, а с другой стороны отражает наличие системы межбюджетных отношений, возникающих м/у бюджетами всех уровней.

Консолидированный бюджет отражает свободный финансовый баланс. Любо в целом по стране или по федерации, либо по отдельному субъекту федерации. Консолидированный бюджет РФ представляет собой совокупность, состоящую из федерального бюджета и бюджетов субъектов федерации или региональный бюджет. Консолидированный бюджет субъекта федерации – это совокупность регионального бюджета и муниципальных бюджетов. Консолидированный бюджет законодательно не устанавливается, он является инструментом анализа, планирования и прогнозирования. Законодательное утверждение консолидированного бюджета возможно в исключительных случаях (военные действия).

Межбюджетные отношения

Это совокупность отношений внутри бюджетной системы страны, включающая в качестве основных Функций элементов разграничение полномочий и прав, доходов и расходов, между уровнями бюджетной системы, а также перераспределение бюджетных средств м/у бюджетами разных уровней и видов.

Межбюджетные отношения основываются на положениях бюджетного кодекса, в котором определены следующие принципы:

- транспарентности (прозрачность, ясность, гласность);

- взаимной ответственности сторон за исполнение межбюджетных обязательств;

- четкая нормативная регламентация, исключаются в максимальной сфере возможность субъективизма в распределении бюджетных средств;

- Обеспечение гарантий единого доступа граждан вне зависимости от места своего проживания, к основным социальным благам и услугам.

Базовым условием эффективного осуществления межбюджетных отношений является разграничение доходов и расходов м/у уровнями бюджетной системы на основе закрепления полномочий м/у органами государственной власти всех уровней.

Основными документами, которые это закрепляют являются:

- Конституция;

- федеральный закон “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов федерации” (№184 фз);

- закон “Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ” 06.10.03 г. №131 – ФЗ

Эти два закона предусматривают наделение дополнительными полномочиями субъектов федерации и муниципальных образований в 2-х формах:

- передача;

- делегирование полномочий.

Передача представляет собой способ регулирования полномочий государственного органа, при котором какое-либо полномочие исключается из компетенции субъекта федерации и включается в компетенцию федерального или муниципального органа.

Делегирование полномочий – означает предоставление федеральным органам или органам субъектов федерации принадлежащего ему права решения какого-либо вопроса органу субъекта федерации или местного самоуправления с указанием временных рамок.

Важнейшим элементом формирования эффективных внебюджетных отношений явилось закрепление в бюджетном кодексе разграничений расходных полномочий м/у бюджетными уровнями. Это разграничение определялось следующими критериями:

- субсидиарность – максимальная близость органов власти, реализующих расходные полномочия потребителям соответствующих бюджетных услуг;

- территориальное соответствие – максимальное совпадение территориальной юрисдикции соответствующего органа власти, реализующего бюджетные полномочия о соответствующие законы потребления бюджетных услуг.

- Внешние эффекты – чем выше заинтересованность общества в реализации расходных полномочий, тем за более высоким уровнем власти они должны закрепляться;

- эффект территориальной дифференциации – чем больше региональные и местные различия в производстве и потреблении бюджетных услуг, тем на более низком уровне они предоставляются.

С 1 января 2005 г. в соответствии со статьями 84-86 бюджетного кодекса разграничиваются не расходы, а расходные обязательства РФ, субъектов федерации и муниципальных образований. Расходные обязательства – обусловленные законом или иным нормативным актом или договором, или соглашением обязанности РФ, субъекта федерации и муниципальных образований предоставлять физ. или юридическим лицам, а также органам государственной власти, иностранным государствам, международным организациям, а также иным субъектом международного права предоставлять средства соответствующего бюджета.

Органы государственной власти и местного самоуправления обязаны вести реестры расходных обязательств. В любом федеративном государстве и в России в том числе, процесс разграничения расходов и доходов начинается с разграничения полномочий и соответствующих расходов. В настоящее время в бюджетном кодексе предусматривается также разделение доходов на собственные и регулирующие для каждого уровня бюджетной системы.

Выделяют:

- Собственные доходы. Налоговые и неналоговые платежи, закрепляемые за соответствующими бюджетами, полностью или частично на постоянной основе законодательно;

- Регулирующие – федеральные и региональные налоги и иные платежи, по которым законодательными органами вышестоящего уровня устанавливаются нормативы отчислений в бюджеты нижестоящего уровня на временной основе, не более чем на 3 года, в том числе на очередной финансовый год. С 1 января 2005 г. Регулирующие доходы были изъяты из использования, были внесены соответствующие изменения в бюджетный кодекс.

К собственным ресурсам (ст.47 Бюджетного кодекса) относятся:

- неналоговые доходы, зачисляемые в бюджетном законодательстве РФ;

- налоговые доходы, в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством;

- доходы, получаемые в виде безвозмездных и безвозвратных перечислений за исключением субвенций из федерального фонда, компенсаций из федерального фонда и региональных фондов компенсаций.

При разграничении конкретных видов налогов и доходных м/у бюджетами разных уровней используются следующие критерии:

- стабильность;

- экономическая эффективность;

- социальная справедливость;

- бюджетная справедливость.

Основной формой распределения доходов являются предоставление средств бюджетам нижестоящего уровня в виде отчислений из вышестоящего уровня. Механизм перераспределения представлен в России межбюджетными трансфертами. Межбюджетные трансферты могут осуществляться в форме дотаций, субвенций, субсидий, взаимных расчетов между бюджетами, бюджетных ссуд и кредитами.

В процессе исполнения бюджетов могут также использоваться такие формы перераспределения средств, как взаимные расчеты, бюджетные компенсации и финансовая помощь (трансферты).

Взаимные расчеты возникают м/у бюджетами в случае внесения изменений в бюджетное и налоговое законодательство перераспределение полномочий м/у органами власти разных уровней, передачи одних объектов из подчинения органов власти вышестоящего – нижестоящему уровню или наоборот, а также принятие решений влекущих увеличение бюджетных расходов или снижение бюджетных доходов при утверждении законов о бюджете соответствующего уровня.

Бюджетные компенсации – суммы, утверждаемые и передаваемые из бюджета одного уровня в бюджет другого для возмещения выпадающих доходов и покрытия дополнительных расходов, вызванных решениями органами власти другого уровня.

Рассмотрим сравнительную характеристику этих форм:

Характеристика Дотации Субвенции Субсидии Бюджетные ссуды Бюджетный кредит
Кому предоставляется Бюджетам другого уровня Бюджетам др.уровней; юр.лицам; с 1 января 2005 г. Предоставляется только из федерального фонда компенсации; региональных фондов компенсаций и фондов компенсаций местных бюджетов Бюджетам другого уровня; юр.лицам; физ.лицам Передаются бюджетом одного уровня бюджетам другого уровня Бюджеты одного или другого уровня юридическим лицам.
На каких началах, каким образом передаются Безвозмездно; безвозвратно. Безвозмездно; безвозвратно Безвозмездно; безвозвратно на долевых началах. Возвратно со сроком до 6 мес. в течении фин.года, может быть возмездно и безвозмездно. Возвратно со сроком на 6 мес. и больше
На какие цели Финансирование текущих расходов. С 1.01.05 г. На финансирование текущих и капитальных расходов. Финансирование целевых расходов в полном объеме Финансирование целевых расходов на условиях долевого участия. На покрытие временных кассовых разрывов На финансирование текущих капитальных затрат
        В настоящее время бюджетные кредиты в действующей практике не предоставлялся бюджетам других уровней, предоставляются только юр.лицам. В месте с тем, с 1 января 2005 г. В соответствии с ФЗ №120 – ФЗ части регулирования межбюджетных отношений использование бюджетных ссуд прекращается, а вводится использование бюджетных кредитов

Трансферты –предоставление денежных средств их бюджета одного уровня бюджету другого на безвозмездной, безвозвратной основах в целях выравнивания социально-экономического развития территорий, стимулирующие осуществления общегосударственных реформ и др. подобные цели. Этот механизм трансфертов в настоящее время реализуется на основе 5 фондов межбюджетного регулирования:

- Фонд финансовой поддержки регионов. Средства этого фонда предоставляются в чистом виде нормативных дотаций на выравнивание уровней бюджетной обеспеченности субъектов федерации. Распределение этих средств осуществляется на основе сопоставления налогового потенциала регионов с учетом различия стоимости предоставления бюджетных услуг субъектами федераций;

- Фонд компенсации. Предназначен для исполнения расходных обязательств субъектов федерации и муниципальных образований, финансовое обеспечение, которых в соответствии с законодательством осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета. Распределение средств этого фонда происходит пропорционально численности категорий получателей бюджетных средств на реализацию обязательств.

- Фонд софинансирования социальных расходов. Средства расходуются в виде субсидий для долевого финансирования приоритетных, социально значимых расходов консолидированного бюджета.

- Фонд регионального развития. Создан для долевого финансирования инвестиционных программ, проектов развития общественной инфраструктуры регионального значения, а также для поддержки созданных субъектами федерации фондами муниципального развития. Средства этого фонда в виде субсидий предоставляются на реализацию инвестиционных программ и федеральных целевых программ регионального значения.

- Фонд реформирования региональных и муниципальных финансов. Создан в 2005 г., является правопреемником фонда реформирования региональных финансов. Средства фонда распределяются между отобранными на конкурсной основе субъектами федерации (муниципальными, образовательными), осуществляющими реализацию программ реформирования региональных (муниципальных) финансов и направляются на реализацию указанных программ, погашение и обслуживание долговых обязательств, а также финансирования иных социальных расходов. В составе бюджетов субъектов РФ могут быть образованы аналогичные фонды для перераспределения средств на местный уровень.

Сбалансированность бюджета

Сбалансированность бюджета - один из основополагающих принципов формирования и исполнения бюджета, состоящий в количественном соответствии (равновесии) бюджетных расходов источникам их финансирования. Этот принцип даже при наличии дефицита бюджета позволяет достичь равенства (баланса) между суммарной величиной бюджета поступлений (доходов бюджета и источников покрытия дефицита) и объемом производимых расходов. Отсутствие бюджетного равновесия порождает несбалансированность. Если расходы превышают бюджетные поступления, бюджет в принципе не исполним - несбалансированный бюджет заведомо нереален, несбалансированность делает его фиктивным. Составление бюджета с профицитом также нежелательно, поскольку связано с завышенной нагрузкой на экономику и снижением общей эффективности использования бюджетных средств. Отсюда сбалансированность бюджета - обязательное требование, предъявляемое к составлению и утверждению бюджета. Сбалансированность бюджета призвана обеспечить нормальное функционирование органов власти всех уровней. Несбалансированность даже небольшой части бюджетов ведет к задержке финансирования государственных и муниципальных заказов, к сбоям в системе сметно-бюджетного финансирования, порождая неплатежи в нар. хозяйстве страны. Именно поэтому сбалансированность особенно важна для России, где финансовое положение в период проведения реформ характеризовалось острой нехваткой бюджетных ресурсов из-за кризисного состояния экономики. Наилучший вариант обеспечения сбалансированности - разработка бездефицитного бюджета, в котором объем расходов, включая затраты на обслуживание и погашение государственного (муниципального) долга, не превышает величины доходов. Если же избежать дефицита бюджета не удается, даже исчерпав полностью обычные источники финансирования, то для сбалансированности приходится прибегать к разным формам заимствований, что требует минимизации размеров дефицита бюджета на всех стадиях бюджетного процесса. Сбалансированность достигается разными методами; одни из них применяются при формировании бюджета; другие - при его исполнении.

К методам сбалансированности, широко используемым в практике бюджетного планирования, относятся: лимитирование бюджетных расходов с учетом экономических возможностей общества и объема централизуемых доходов; совершенствование механизма распределения доходов между бюджетами разных уровней, адекватного распределению расходных полномочий между ними; выявление и мобилизация резервов роста бюджетных доходов; построение эффективной системы бюджетного регулирования и оказания финансовой помощи в сфере межбюджетных отношений; планирование направлений бюджетных расходов, положительно воздействующих на рост доходов и одновременно обеспечивающих решение стоящих перед обществом социально-экономических задач при минимальных затратах и с максим, эффектом; сокращение масштабов государственного сектора экономики на основе разумной приватизации государственной собственности; жесткая экономия расходов путем исключения из их состава лишних затрат, не обусловленных крайней необходимостью; использование наиболее эффективных форм бюджетных заимствований, способных обеспечить реальные поступления денежных средств с финансовых рынков.

В ходе исполнения бюджета сбалансированность достигается с помощью: введения процедуры санкционирования бюджетных расходов; строгого соблюдения установленных лимитов бюджетных обязательств, ориентированных на реально поступающие доходы; определения оптимальных сроков осуществления расходов; использования механизма сокращения и блокировки расходов бюджета; совершенствования системы бюджетного финансирования на основе постепенного прекращения дотирования предприятий и введения полной имущественной ответственности экономических субъектов за выполнение взятых обязательств перед государством и партнерами; мобилизации дополнит, резервов роста бюджетных доходов; последовательное проведения финансового контроля за целевым, экономным и эффективным расходованием бюджетных средств; оказания финансовой помощи в разных ее формах др. бюджетами; использования бюджетных резервов и т.д. В СССР, бюджетная система которого строилась на принципах единства и централизма, за сбалансированность бюджета отвечал непосредственно союзный центр. Такой порядок достижения сбалансированности был чреват субъективизмом, культивировал иждивенчество органов власти среднего и низового уровней. По мере совершенствования государственного устройства России на основе федерализма перестраивалась и бюджетная система страны; основополагающими принципами ее построения наряду с другими стали самостоятельность каждого бюджета и ответственность за сбалансированность бюджета того органа власти, в распоряжении которого находится соответствующий бюджет.

Законодательное закрепление принципа сбалансированности бюджета во 2-й половине XX в. произошло во многих странах мира. В частности, в США конституции ряда штатов содержат прямое требование о недопустимости расходов, превышающих поступления в бюджет; законодательство Франции запрещает рассматривать проекты местных бюджетов, если они составлены с дефицитом. В России принцип сбалансированности бюджета определен в Бюджетном кодексе в качестве одного из основных принципов построения бюджетной системы. Его претворение в жизнь позволит прекратить распространенную в 90-е гг. практику составления и утверждения фактически несбалансированных бюджетов, особенно на субфедеральном и муниципальном уровнях.

На стадии составления проектов бюджетов реализация принципа сбалансированности обеспечивается благодаря полному и последовательному соблюдению другого принципа - общего (совокупного) покрытия расходов бюджета, причем данный принцип должен соблюдаться при планировании не только годовых назначений бюджета, но и при внутригодовом (поквартальном, помесячном) распределении бюджетных доходов и расходов. На стадии исполнения бюджета дополнительными, факторами, влияющими на сбалансированность бюджета., выступают, с одной стороны, методы оперативного регулирования бюджетных потоков, позволяющие с наибольшей эффективностью маневрировать бюджетными средствами, а с другой - механизм сокращения бюджетных расходов и бюджетные резервы, используя которые, исполнительный орган власти осуществляет финансирование внезапно возникших, непредвиденных расходов.

В настоящее, время сбалансированность должна обеспечиваться на каждом уровне управления усилиями и профессиональным мастерством работников соответственного органа власти. Большое значение в этих условиях приобретают устойчивость бюджета и ответственность финансового органа за ее обеспечение.

Государственный кредит

1. Сущность и формы государственного кредита.

2. Содержание, формы и методы государственных и муниципальных заимствований.

3. Государственный и муниципальный долг и его виды.

4.Управление государственным долгом.

Наши рекомендации