Сущность и формы государственного кредита

Государственный кредит является центральным звеном финансовой системы – это кредитные отношения между государством и юридическими и физическими лицами с одной стороны и с другой стороны, при которых государство выступает главным образом в качестве заемщика средств.

Государственный кредит выступает как двойственная категория и рассматривается в системе государственных финансов как категория финансовая и кредитная.

Как финансовая категория государственный кредит представляет собой систему денежно-экономических отношений, связанных с перераспределением ВВП и доходов отдельных групп населения и юридических лиц. В этих отношениях государство может выступать в качестве:

- заемщика

- кредитора

- поручителя (гаранта).

Основной целью привлечения государством ресурсов является покрытие бюджетного дефицита. В основном государство использует заимствования.

Государственный кредит выполняет 2 функции: распределительную и контрольную.

Особенностью государственного кредита, как звена финансовой системы, является его как принудительный, так и добровольный характер.

Как кредитная категория государственный кредит – Система денежно-кредитных отношений, связанных с движением капитала от кредитора к заемщикам на условиях срочности, платности, возвратности.

В данном случае государственный кредит выполняет функции кредита:

1) Аккумулирование временно свободных денежных средств (т.е. заставляет двигаться денежные средства)

2) Перераспределение ссудного капитала.

3) Концентрация и централизация ссудного капитала.

4) Экономия и регулирование издержек обращения.

В деятельности государства преобладает функция заемщика средств, гораздо реже государство выступает кредитором юридических или физических лиц. В зависимости от того, кем выступает государство, выделяют формы государственных кредитов.

Формы государственных кредитов

1Государственные заимствования. В этой сфере государство является заемщиком, а кредиторы юридические и физические лица как резиденты, так и нерезиденты данной страны. В результате эта форма имеет 2 разновидности:

- внешние заимствования

- внутренние заимствования.

2 Обращение части вкладов населения в государственный займ. Эта форма государственного кредита реализуется путем заимствования вкладов населения в сберегательных и коммерческих банках на определенный срок и оформление при этом на замороженную часть сбережений государственной ценной бумаги – казначейского сертификата. Он на рынке не обращается и не может быть реализован без оповещения населения.

3 Использование общегосударственного ссудного фонда для государственных заимствований. В этом случае кредитор – государство и использует ссудный фонд – это средства Центрального банка и тех коммерческих банков, в которых участвует государство.

4 Казначейские ссуды. Государство занимается кредитованием других государств а также юридических и физических лиц. Источником кредитования я являются бюджетный фонд и специальные внебюджетные фонды. Законодательство обычно может организовать срок использования казначейских ссуд, но они могут выдаваться на безвозмездной основе, безвозвратной основе.

5 Гарантированные займы. Государство выступает в качестве гаранта и поручителя. В отличии от других форм государство является третьим лицом в этих отношениях. Материальная ответственность наступает в случае форс-мажорных обстоятельств. Обычно Федеральный правительство выступает гарантом для субъектов федерации или для органов местной власти.

Содержание, формы и методы государственных и муниципальных заимствований

Государственные и муниципальные заимствования являются главным способом покрытия дефицита бюджета и представляет собой передачу в распоряжение органов государственной или муниципальной власти денежных заимствований, которые заемщик обязуется возвратить в той же сумме с уплатой процентов.

Цель проведения заимствований – получение органами власти и органами местного самоуправления в свое распоряжения дополнительных финансовых средств, которые они могут направить на финансирование мероприятий, на осуществление программ экономического и социального развития.

Кредиторами могут быть:

- Юридические и физические лица (резиденты и нерезиденты);

- Национальные органы власти другого уровня;

- Правительства иностранных государств;

- Международные кредитные организации.

Государственные и муниципальные займы представляют собой передачу в распоряжение заемщика средств путем приобретения заимодателями государственных, муниципальных ценных бумаг.

Заимствования производят в 2-х формах:

1) Государственные и муниципальные займы

2) Прямые кредиты.

Основным видом первых являются облигации государственного или муниципального займа – эмиссионная ценная бумага, закрепляющая право её держателя на получение от эмитента облигаций в установленный срок её номинальной стоимости и фиксированных в ней процентов или иного имущественного эквивалента.

Классификация займов

1. В зависимости от субъекта, реализующего право эмиссии долговых обязательств:

- Государственные займы РФ

- Государственные займы субъектов РФ (региональные)

- Муниципальные (местные)

2. По признаку держателей государственных и муниципальных ценных бумаг:

- Универсальные (юридические и физические лица)

- Специальные

3. В зависимости от источника заимствования.

4. В зависимости от места реализации займа:

- на национальном рынке

- на внешнем рынке

5. В зависимости от валюты займа:

- внешние

- внутренние

6. В зависимости от формы выплаты доходов:

- процентные

- беспроцентные (целевые)

- дисконтные

- процентно-выигрышные

- выигрышные (спекулятивный характер)

7. В зависимости от сроков погашения:

- краткосрочные (до 1 года)

- среднесрочные (до 5 лет)

- долгосрочные (свыше 5 лет)

8. В зависимости от метода проведения:

- добровольные

- принудительные

К принудительным займам органы государственной власти прибегают в чрезвычайных ситуациях, связанных с военно-политическими действиями (1921-1925 гг. правительство СССР проводило займы у предприятий и населения)

9. По отношению к вторичному рынку и характеру обращения на рынке:

- рыночные

- нерыночные

Рыночные свободно обращаются на вторичном рынке и свободно размещаются на первичном рынке. Нерыночные могут свободно размещаться на первичном рынке, а на вторичном не обращаться, могут размещаться на первичном рынке по конкретным юридическим или физическим лицам, т.е. нерыночным путем.

10. По методу погашения:

- равными долями в течение всего периода заимствования

- снижающимися долями

- увеличивающимися долями

- одноразовое погашение в конце срока

11. По характеру дифференциации процентной ставки:

- фиксированная

- плавающая

- повышающаяся

- понижающаяся

Исходя из вышеизложенного, государственные и муниципальные займы (заимствования) можно определить как отношения по поводу перераспределения временно-свободных денежных средств юридических и физических лиц, правительств иностранных государств в виде государственных займов и кредитов в результате которых в распоряжении органов государственной власти либо органов местного самоуправления формируются дополнительные финансовые ресурсы.

Государственные и муниципальные заимствования проводятся в соответствии с ежегодно утверждаемыми программами (Вестник заимствований РФ и внутренних государственных заимствований РФ, субъектов РФ и муниципальных образований).

Наши рекомендации