Финансовая система и принципы ее формирования
Финансовая система представляет собой совокупность взаимосвязанных сфер финансовых отношений, присущих им денежных фондов и соответствующей структуры управления этими отношениями.
Финансовая система – подвижная, динамичная структура. Изменения в ней происходят под воздействием изменения потребностей государства и общества, развитием функций государства, под воздействием изменений социально-политических и экономических режимов, а также в результате изменений уровней развития социально-экономической и политических систем.
На современном этапе принципами выделения составных элементов финансовой системы являются:
- экономическая обособленность экономических агентов;
- экономическая самостоятельность экономических агентов;
- наличие возможности формирования обособленной финансовой базы каждым экономическим агентом;
- необходимость формирования финансовой базы государства для удовлетворения общественных потребностей.
На рисунке 1 представлена структура финансовой системы.
Финансовая система основывается на перераспределении финансовых ресурсов с помощью механизмов налогообложения, бюджетного регулирования, страхования, государственных кредитов и заимствований, а также механизмов финансового рынка.
Базовой основой финансовой системы выступают:
- финансы хозяйственных субъектов нефинансового сектора;
- финансы домохозяйств;
- финансы хозяйственных субъектов финансового сектора.
Государственные финансы играют главную распределительную и перераспределительную роль.
Финансовая система функционирует на правовой основе, которая включает в себя следующие основные законодательные акты:
- Конституция;
- Гражданский кодекс;
- - Бюджетный кодекс;
- - - Налоговый кодекс;
- - - Таможенный кодекс;
- - - Трудовой кодекс.
Финансовая система.
Рисунок 1 – Структура финансовой системы
Финансовый рынок
Финансовый рынок – совокупность форм и механизмов перераспределения капитала между экономическими агентами при помощи посредников на основе спроса и предложения на капитал.
Исходя из институционального и операционного устройства финансового рынка, различают его институциональную (организационную) структуру и операционную (временную) структуру.
Институциональная структура – совокупность различных финансово-кредитных организаций, эмитентов и инвесторов, а также различных институтов информационно-консалтинговых услуг.
С точки зрения операций, проводимых на финансовом рынке и их временной определенности, структура финансового рынка представлена следующими сегментами:
§ Денежный рынок – операции от 1 дня до 1 года, т. е. краткосрочные операции, сверхсрочные. Денежный рынок включает в себя:
o учетный рынок – краткосрочные, казначейские, банковские, коммерческие векселя и другие виды краткосрочных обязательств.
o межбанковский рынок представляет собой рынок краткосрочных ссудных капиталов, которые привлекаются и размещаются исключительно банковскими и кредитными учреждениями
o валютный рынок обслуживает все виды операций, совершаемых в валюте со сроком до 1 года и все виды обменных и расчетных операций.
o рынок производственных ценных бумаг или рынок деривативов – ценные бумаги или финансовые инструменты, в основе которых находятся основные ценные бумаги – акции и облигации. Это опционы, форварды, свопы, фьючерсы.
Опцион – ценная бумага, дающая владельцу право продать или купить акцию.
Форвард – ценная бумага, страхующая будущие покупки или продажи, как товаров, так и ценных бумаг.
Фьючерс – контракты, фиксирующие продажу или покупку с премией или дисконтом.
Своп – соглашение или контракт об обмене денежными платежами в течение определенного времени; контракт об обратном выкупе.
§ Рынок капиталов или долгосрочный рынок охватывает долгосрочные и среднесрочные операции, а также движение долевых ценных бумаг. Этот рынок служит источником долгосрочных инвестиций для хозяйственных субъектов различных организационно-правовых форм и размеров, но в большей степени для корпораций, кредитно-финансовых учреждений и правительства. Этот рынок состоит из 2 частей:
§ рынок ссудных капиталов
§ рынок долевых ценных бумаг
Рынок капиталов может быть представлен:
§ с точки зрения характера ценных бумаг, их размещения
o первичный
o вторичный
§ в зависимости от места размещения и места оборота
o фондовый или биржевой
o уличный или внебиржевой
Функции финансового рынка:
§ мобилизация и аккумуляция временно свободных финансовых ресурсов и сбережений для удовлетворения потребности экономики;
§ обеспечение перелива капитала;
§ регулирование экономики;
§ обеспечение финансовыми ресурсами правительства для покрытия дефицита бюджета и для осуществления национальных инвестиционных проектов;
§ информационная.
Главная роль финансового рынка – трансформация бездействующих финансовых ресурсов в инвестиционные ресурсы.
Финансовая политика
Финансовая политика – базовый элемент в финансовой системе, представляющий собой специфическую форму перераспределения ВВП в соответствии с целями и задачами государственной социально-экономической политики, выражающей стратегические направления страны и государства.
Финансовая политика обеспечивает вертикальное распределение финансовых ресурсов с использованием принудительных инструментов.
Принцип формирования финансовой политики – обеспечение непрерывности воспроизводственного процесса в режиме расширенного воспроизводства.
Финансовая политика представляет собой определенную деятельность государства, направленную на обеспечение финансовыми ресурсами определенных направлений программы социально-экономического развития. Финансовая политика – совокупность мероприятий, направленных на процессы формирования, распределения и перераспределения общественного богатства для реализации поставленных целей и задач.
Финансовая политика включает:
§ определение и постановка целей и задач;
§ разработка методов, средств, конкретных форм организации финансовых отношений, с помощью которых будут достигнуты поставленные цели;
§ формирование подсистемы управления.
Финансовая политика в широком смысле включает налоговую, бюджетную, ценовую, амортизационную и денежно-кредитную политику государства, а в узком аспекте включает элементы бюджетной и налоговой политики.
Результативность финансовой политики оценивается по степени учета общественных потребностей и их удовлетворения, речь идет об интересах и потребностях государства, различных групп и слоев общества и сфер и сфер экономической деятельности.