Финансовая система: понятие, назначение. Структура и принципы организации финансовой ситсемы РФ.

Финансовая система- это исторически сформировавшаяся и закрепленная действующим финансовым законодательством совокупность сфер финансовых отношений, финансово-кредитных институтови финансовых органов, посредством которых обеспечивается мобилизация и последующее использование денежных средств для удовлетворения соответствующих потребностей общества.

Структура финансовой системы РФ:

1) Централизованные финансы- включают государственные и муниципальные финансы, а именно:

а) бюджетная система РФ:

- федеральный бюджет РФ;

- бюджеты субъектов РФ;

- бюджеты МО РФ;

- внебюджетные фонды (социальные- ПФР, ФСС, ФОМС и экономические- инвестиционные фонды, фонды поддержки отраслей, Российский фонд технического развития);

б) государственный и муниципальный кредит;

в) финансы государственных и муниципальных предприятий (организаций).

2) Децентрализованные финансы - включают:

а) финансы организаций:

- финансы коммерческих организаций;

- финансы некоммерческих организаций;

- финансы финансовых посредников.

б) финансы домохозяйств.

Сферы финансовых отношений:

- кредитование;

- банковское дело;

- инвестирование;

- налогообложение;

- бюджетный процесс;

- валютные отношения и др.

Особенность финансовой системы определяется:

1) ролью государства в экономике;

2) сложившимися отношениями к собственности;

3) уровнем развития экономической системы.

Особенности ФС РФ:

1) динамизм формирования (активно, быстро);

2) нестабильность функционирования;

3) чрезмерное открытость в мировую экономику (не соответствует современному финансовому потенциалу страны и ее экономическому состоянию);

4) ограничена реализация основных функций финансов: воспроизводственной, стимулирующей, информационной.

Тенденции и проблемы:

1) расширение процессов глобализации и интеграции;

2) сохранение функциональной зависимости российского финансового рынка от стоимостного движения зарубежных рынков и поведения глобальных инвесторов;

3) рост доли финансовых услуг в ВВП (до 7-8% к 2020г. по сравнению с 6-7% в 2010г.);

4) опережающий рост финансовых активов по сравнению с реальным сектором экономики (деривативны и секьюритизированных активов, капитализация рынка ценных бумаг и долговых инструментов);

5) ускоренный рост международного финансового рынка по сравнению с национальными рынками;

6) снижение доли коммерческих банков в структуре финансовых активов- до 90% и менее;

7) рост доли институциональных инвесторов (инвестиционных фондов, фондов частных инвесторов, страховых компаний, пенсионных фондов) в финансовых активов- до 10% и более;

8) сокращение доли наличных денег;

9) сокращение государственного участия в экономике и т.д.

Государственные внебюджетные фонды: Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования: цели, задачи, порядок формирования и расходования финансовых ресурсов. Роль внебюджетных фондов в системе финансов.

Гос. внебюджетные фонды являются составной частью финансовой системы РФ.

Гос. внебюджетный фонд- это фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ и предназначенный для реализации конституционных прав граждан и удовлетворения некоторых потребностей социального и экономического характера.

Внебюджетные фонды- это одна из форм перераспределения и использования НД государства на определенные социальные и экономические цели.

Необходимость образования:

1) концентрация государственных финансов для поддержи отдельных социальных слоев общества в условиях рыночных отношений;

2) обеспечение восстановление и сохранение трудоспособности населения и др.

Правовая основа: Конституция РФ и БК РФ.

Контроль за рациональным и целевым расходованием средств гос. внебюджетных фондов осуществляет Минфин РФ.

Имеют строго целевое назначение, обособлены от бюджетов.

Пенсионный фонд РФ- это централизованный фонд пенсионного обеспечения граждан. Пенсия- это гарантированная ежемесячная денежная выплата для обеспечения граждан при достижении ими определенного законом возраста, а также в случае потери трудоспособности, потери кормильца.

ПФ является самостоятельным финансово-кредитным учреждением, действует на основании Положения о ПФ, утвержденном Постановлением Верховного Совета РФ от 27.12.1991г. (в ред. ФЗ от 05.08.2000г.). Имеет территориальные отделения.

ПФ РФ подотчетен Федеральному Собранию РФ. Руководство осуществляет правление фонда и исполнительная дирекция, состав правления фонда утверждается Государственной Думой.

Доходы:

1. Налоговые - распределяемые органами Федерального казначейства между бюджетами бюджетной системы РФ, от минимального налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, - по нормативу 60%.

2. Неналоговые:

- страховые взносы на обязательное пенсионное страхование;

- страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии;

- страховые взносы по дополнительному тарифу для работодателей-организаций, использующих труд членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации;

- недоимки, пени и штрафы по взносам в Пенсионный фонд РФ;

- доходы от размещения средств Пенсионного фонда РФ;

- штрафы, санкции, суммы, поступающие в результате возмещения ущерба;

- безвозмездные поступления;

- межбюджетные трансферты из федерального бюджета, передаваемые Пенсионному фонду РФ;

- безвозмездные поступления от негосударственных пенсионных фондов;

- прочие поступления.

Расходы:

- выплата государственных пенсий (по возрасту, за выслугу лет, при потере кормильца);

- выплата пенсий по инвалидности, военнослужащим;

- компенсации пенсионерам;

- материальная помощь престарелым и инвалидам;

- пособия на детей в возрасте от 1,5 до 6 лет;

- пособия одиноким матерям;

- пособия на детей, инфицированных ВИЧ;

- пособия пострадавшим от аварии на Чернобыльской АЭС, а также в результате других радиационных и техногенных катастроф;

- финансовое обеспечение текущей деятельности ПФ РФ и его органов;

- прочие расходы.

Социальное страхование- один из видов государственного материального обеспечения населения при наступлении нетрудоспособности по болезни и в иных предусмотренных законом случаях.

ФСС начал действовать с 01.01.1991г. В настоящее время ФСС РФ действует на основании Указа Президента РФ №822 от 07.08.1992г. как самостоятельное некоммерческое финансово-кредитное учреждение.

Доходы:

1) Налоговые:

- страховые взносы (ранее единый социальный налог);

- доходы, распределяемые органами Федерального казначейства между бюджетами бюджетнойсистемы РФ, поступающие от уплаты следующих налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами:

а) налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, - по нормативу 5%;

б) налога, взимаемого в виде стоимости патента в связи с применением упрощенной системы налогообложения, - по нормативу 5%;

в) минимального налога, взимаемого в связи с применениемупрощенной системы налогообложения, - по нормативу 20%;

г) единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности по нормативу 5 процентов;

д) единого сельскохозяйственного налога - по нормативу 6,4%.

2) Неналоговые:

- страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

- недоимки, пени и штрафы по взносам в ФСС РФ;

- доходы от размещения временно свободных средств ФСС РФ;

- штрафы, санкции, суммы, поступающие в результате возмещения ущерба;

- безвозмездные поступления;

- межбюджетные трансферты из федерального бюджета, передаваемые ФСС РФ;

- прочие поступления.

Расходы:

Пособия, в том числе по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, страхование от несчастных случаев на производстве.

Медицинское страхование в РФ введено в соответствии с Законом РФ от 28.06.1991г. №1499-I «О медицинском страховании граждан РФ». Обязательное медицинское страхование является всеобщим для населения РФ. Объектом мед. страхования является страховой риск, связанный с затратами на оказание мед. помощи при возникновении страхового случая. Устав ФФОМС утвержден постановлением Правительства РФ №857 от 29.07.1998г.

ФФОМС подотчетен Правительству РФ. ТФОМС подотчетны законодательным органам власти субъекта Федерации.

ФФОМС - Доходы:

1) Налоговые:

- страховые взносы (ранее единый социальный налог);

- доходы, распределяемые органами Федерального казначейства между бюджетами бюджетной системы РФ, поступающие от уплаты следующих налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами:

а) налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, - по нормативу 0,5%;

б) налога, взимаемого в виде стоимости патента в связи с применением упрощенной системы налогообложения, - по нормативу 0,5%;

в) минимального налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, - по нормативу 2%;

г) единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности - по нормативу 0,5%;

д) единого сельскохозяйственного налога - по нормативу 0,2%.

2) Неналоговые:

- недоимки, пени и штрафы по взносам в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования;

- доходы от размещения временно свободных средств Федерального фонда обязательного медицинского страхования;

- штрафы, санкции, суммы, поступающие в результате возмещения ущерба;

- безвозмездные поступления:

- межбюджетные трансферты из федерального бюджета, передаваемые Федеральному фонду обязательного медицинского страхования;

- прочие поступления.

Расходы:

- оплата медицинских услуг, предоставляемых гражданам;

- финансирование медицинских программ;

- финансирование мероприятий по подготовке и переподготовке специалистов;

- развитие медицинской науки;

- улучшение материально-технического обеспечения здравоохранения;

- другие цели.

ТФОМС- Доходы:

1) Налоговые:

- страховые взносы (ранее - единый социальный налог);

- доходы, распределяемые органами Федерального казначейства между бюджетами бюджетной системы РФ, поступающие от уплаты следующих налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами:

а) налога, взимаемого в связи с применением упрощеннойсистемы налогообложения, - по нормативу 4,5%;

б) налога, взимаемого в виде стоимости патента в связи с применением упрощенной системы налогообложения, - по нормативу 4,5%;

в) минимального налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, - по нормативу 18%;

г) единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности - по нормативу 4,5%;

д) единого сельскохозяйственного налога - по нормативу 3,4%.

2) Неналоговые доходы:

- недоимки и пени по взносам в территориальные фонды обязательного медицинского страхования;

- доходы от размещения временно свободных средств территориальных фондов обязательного медицинского страхования;

- штрафы, санкции, суммы, поступающие в результате возмещения ущерба;

- безвозмездные поступления;

- межбюджетные трансферты из Федерального фонда обязательного медицинского страхования;

- межбюджетные трансферты из бюджетов субъектов РФ, передаваемые территориальнымфондам обязательного медицинского страхования, в том числе поступления в качестве страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения;

- прочие поступления, предусмотренные законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.

Наши рекомендации