Финансовая система: понятие, назначение. Структура и принципы организации финансовой ситсемы РФ.
Финансовая система- это исторически сформировавшаяся и закрепленная действующим финансовым законодательством совокупность сфер финансовых отношений, финансово-кредитных институтови финансовых органов, посредством которых обеспечивается мобилизация и последующее использование денежных средств для удовлетворения соответствующих потребностей общества.
Структура финансовой системы РФ:
1) Централизованные финансы- включают государственные и муниципальные финансы, а именно:
а) бюджетная система РФ:
- федеральный бюджет РФ;
- бюджеты субъектов РФ;
- бюджеты МО РФ;
- внебюджетные фонды (социальные- ПФР, ФСС, ФОМС и экономические- инвестиционные фонды, фонды поддержки отраслей, Российский фонд технического развития);
б) государственный и муниципальный кредит;
в) финансы государственных и муниципальных предприятий (организаций).
2) Децентрализованные финансы - включают:
а) финансы организаций:
- финансы коммерческих организаций;
- финансы некоммерческих организаций;
- финансы финансовых посредников.
б) финансы домохозяйств.
Сферы финансовых отношений:
- кредитование;
- банковское дело;
- инвестирование;
- налогообложение;
- бюджетный процесс;
- валютные отношения и др.
Особенность финансовой системы определяется:
1) ролью государства в экономике;
2) сложившимися отношениями к собственности;
3) уровнем развития экономической системы.
Особенности ФС РФ:
1) динамизм формирования (активно, быстро);
2) нестабильность функционирования;
3) чрезмерное открытость в мировую экономику (не соответствует современному финансовому потенциалу страны и ее экономическому состоянию);
4) ограничена реализация основных функций финансов: воспроизводственной, стимулирующей, информационной.
Тенденции и проблемы:
1) расширение процессов глобализации и интеграции;
2) сохранение функциональной зависимости российского финансового рынка от стоимостного движения зарубежных рынков и поведения глобальных инвесторов;
3) рост доли финансовых услуг в ВВП (до 7-8% к 2020г. по сравнению с 6-7% в 2010г.);
4) опережающий рост финансовых активов по сравнению с реальным сектором экономики (деривативны и секьюритизированных активов, капитализация рынка ценных бумаг и долговых инструментов);
5) ускоренный рост международного финансового рынка по сравнению с национальными рынками;
6) снижение доли коммерческих банков в структуре финансовых активов- до 90% и менее;
7) рост доли институциональных инвесторов (инвестиционных фондов, фондов частных инвесторов, страховых компаний, пенсионных фондов) в финансовых активов- до 10% и более;
8) сокращение доли наличных денег;
9) сокращение государственного участия в экономике и т.д.
Государственные внебюджетные фонды: Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования: цели, задачи, порядок формирования и расходования финансовых ресурсов. Роль внебюджетных фондов в системе финансов.
Гос. внебюджетные фонды являются составной частью финансовой системы РФ.
Гос. внебюджетный фонд- это фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ и предназначенный для реализации конституционных прав граждан и удовлетворения некоторых потребностей социального и экономического характера.
Внебюджетные фонды- это одна из форм перераспределения и использования НД государства на определенные социальные и экономические цели.
Необходимость образования:
1) концентрация государственных финансов для поддержи отдельных социальных слоев общества в условиях рыночных отношений;
2) обеспечение восстановление и сохранение трудоспособности населения и др.
Правовая основа: Конституция РФ и БК РФ.
Контроль за рациональным и целевым расходованием средств гос. внебюджетных фондов осуществляет Минфин РФ.
Имеют строго целевое назначение, обособлены от бюджетов.
Пенсионный фонд РФ- это централизованный фонд пенсионного обеспечения граждан. Пенсия- это гарантированная ежемесячная денежная выплата для обеспечения граждан при достижении ими определенного законом возраста, а также в случае потери трудоспособности, потери кормильца.
ПФ является самостоятельным финансово-кредитным учреждением, действует на основании Положения о ПФ, утвержденном Постановлением Верховного Совета РФ от 27.12.1991г. (в ред. ФЗ от 05.08.2000г.). Имеет территориальные отделения.
ПФ РФ подотчетен Федеральному Собранию РФ. Руководство осуществляет правление фонда и исполнительная дирекция, состав правления фонда утверждается Государственной Думой.
Доходы:
1. Налоговые - распределяемые органами Федерального казначейства между бюджетами бюджетной системы РФ, от минимального налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, - по нормативу 60%.
2. Неналоговые:
- страховые взносы на обязательное пенсионное страхование;
- страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии;
- страховые взносы по дополнительному тарифу для работодателей-организаций, использующих труд членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации;
- недоимки, пени и штрафы по взносам в Пенсионный фонд РФ;
- доходы от размещения средств Пенсионного фонда РФ;
- штрафы, санкции, суммы, поступающие в результате возмещения ущерба;
- безвозмездные поступления;
- межбюджетные трансферты из федерального бюджета, передаваемые Пенсионному фонду РФ;
- безвозмездные поступления от негосударственных пенсионных фондов;
- прочие поступления.
Расходы:
- выплата государственных пенсий (по возрасту, за выслугу лет, при потере кормильца);
- выплата пенсий по инвалидности, военнослужащим;
- компенсации пенсионерам;
- материальная помощь престарелым и инвалидам;
- пособия на детей в возрасте от 1,5 до 6 лет;
- пособия одиноким матерям;
- пособия на детей, инфицированных ВИЧ;
- пособия пострадавшим от аварии на Чернобыльской АЭС, а также в результате других радиационных и техногенных катастроф;
- финансовое обеспечение текущей деятельности ПФ РФ и его органов;
- прочие расходы.
Социальное страхование- один из видов государственного материального обеспечения населения при наступлении нетрудоспособности по болезни и в иных предусмотренных законом случаях.
ФСС начал действовать с 01.01.1991г. В настоящее время ФСС РФ действует на основании Указа Президента РФ №822 от 07.08.1992г. как самостоятельное некоммерческое финансово-кредитное учреждение.
Доходы:
1) Налоговые:
- страховые взносы (ранее единый социальный налог);
- доходы, распределяемые органами Федерального казначейства между бюджетами бюджетнойсистемы РФ, поступающие от уплаты следующих налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами:
а) налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, - по нормативу 5%;
б) налога, взимаемого в виде стоимости патента в связи с применением упрощенной системы налогообложения, - по нормативу 5%;
в) минимального налога, взимаемого в связи с применениемупрощенной системы налогообложения, - по нормативу 20%;
г) единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности по нормативу 5 процентов;
д) единого сельскохозяйственного налога - по нормативу 6,4%.
2) Неналоговые:
- страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
- недоимки, пени и штрафы по взносам в ФСС РФ;
- доходы от размещения временно свободных средств ФСС РФ;
- штрафы, санкции, суммы, поступающие в результате возмещения ущерба;
- безвозмездные поступления;
- межбюджетные трансферты из федерального бюджета, передаваемые ФСС РФ;
- прочие поступления.
Расходы:
Пособия, в том числе по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, страхование от несчастных случаев на производстве.
Медицинское страхование в РФ введено в соответствии с Законом РФ от 28.06.1991г. №1499-I «О медицинском страховании граждан РФ». Обязательное медицинское страхование является всеобщим для населения РФ. Объектом мед. страхования является страховой риск, связанный с затратами на оказание мед. помощи при возникновении страхового случая. Устав ФФОМС утвержден постановлением Правительства РФ №857 от 29.07.1998г.
ФФОМС подотчетен Правительству РФ. ТФОМС подотчетны законодательным органам власти субъекта Федерации.
ФФОМС - Доходы:
1) Налоговые:
- страховые взносы (ранее единый социальный налог);
- доходы, распределяемые органами Федерального казначейства между бюджетами бюджетной системы РФ, поступающие от уплаты следующих налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами:
а) налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, - по нормативу 0,5%;
б) налога, взимаемого в виде стоимости патента в связи с применением упрощенной системы налогообложения, - по нормативу 0,5%;
в) минимального налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, - по нормативу 2%;
г) единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности - по нормативу 0,5%;
д) единого сельскохозяйственного налога - по нормативу 0,2%.
2) Неналоговые:
- недоимки, пени и штрафы по взносам в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования;
- доходы от размещения временно свободных средств Федерального фонда обязательного медицинского страхования;
- штрафы, санкции, суммы, поступающие в результате возмещения ущерба;
- безвозмездные поступления:
- межбюджетные трансферты из федерального бюджета, передаваемые Федеральному фонду обязательного медицинского страхования;
- прочие поступления.
Расходы:
- оплата медицинских услуг, предоставляемых гражданам;
- финансирование медицинских программ;
- финансирование мероприятий по подготовке и переподготовке специалистов;
- развитие медицинской науки;
- улучшение материально-технического обеспечения здравоохранения;
- другие цели.
ТФОМС- Доходы:
1) Налоговые:
- страховые взносы (ранее - единый социальный налог);
- доходы, распределяемые органами Федерального казначейства между бюджетами бюджетной системы РФ, поступающие от уплаты следующих налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами:
а) налога, взимаемого в связи с применением упрощеннойсистемы налогообложения, - по нормативу 4,5%;
б) налога, взимаемого в виде стоимости патента в связи с применением упрощенной системы налогообложения, - по нормативу 4,5%;
в) минимального налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, - по нормативу 18%;
г) единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности - по нормативу 4,5%;
д) единого сельскохозяйственного налога - по нормативу 3,4%.
2) Неналоговые доходы:
- недоимки и пени по взносам в территориальные фонды обязательного медицинского страхования;
- доходы от размещения временно свободных средств территориальных фондов обязательного медицинского страхования;
- штрафы, санкции, суммы, поступающие в результате возмещения ущерба;
- безвозмездные поступления;
- межбюджетные трансферты из Федерального фонда обязательного медицинского страхования;
- межбюджетные трансферты из бюджетов субъектов РФ, передаваемые территориальнымфондам обязательного медицинского страхования, в том числе поступления в качестве страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения;
- прочие поступления, предусмотренные законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.