Практическое занятие 2.1: Порядок исчисления и уплаты НДС.
Цель занятия:Привитие практических навыков исчисления и уплаты НДС.
Методические указания к выполнению практической работы:
1 Формирование цены на товары (работы, услуги), имущественные права с учетом НДС зависит от нескольких факторов:
1) от вида ставки налогообложения;
2) от наличия льгот;
3) от порядка определения налоговой базы.
В зависимости от предусмотренных ставок налогообложения сумма налога, предъявляемая налогоплательщиком покупателю товаров (работ, услуг), исчисляется по каждому виду товаров (работ, услуг) как соответствующая налоговой ставке процентная доля цен (тарифов), сформированных без учета НДС.
В соответствии с п. 1 ст. 168 Налогового кодекса РФ при реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав налогоплательщик дополнительно к цене (тарифу) реализуемых товаров (работ, услуг) обязан предъявить к оплате покупателю этих товаров (работ, услуг) соответствующую сумму НДС.
Таким образом, конечная цена на товар имеет две составляющие:
Цена товара = Цена без НДС + НДС (2.1)
При формировании цены на товары (работы, услуги), освобождаемые от налогообложения (льготируемые), сумма НДС не учитывается, поскольку она не взимается с покупателя и не уплачивается в бюджет:
Цена товара = Цена без НДС (НДС не взимается) (2.2)
При формировании цены на товары, по которым предусмотрен особый порядок формирования налоговой базы, необходимо учитывать специальный порядок исчисления НДС в указанных случаях.
Особый порядок формирования налоговой базы предусмотрен п.п. 3-4, 5.1 ст. 154, п.п. 2-4 ст. 155 Налогового кодекса РФ в следующих случаях:
- при реализации имущества, подлежащего учету по стоимости с учетом уплаченного налога;
- при реализации сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки, закупленной у физических лиц (не являющихся налогоплательщиками), по перечню, утверждаемому Правительством РФ (кроме подакцизных товаров);
- при передаче имущественных прав в соответствии с п.п. 2-4 ст. 155 Налогового кодекса РФ.
- при реализации автомобилей, приобретенных у физических лиц (не являющихся налогоплательщиками) для перепродажи (данное положение применяется с 1 апреля 2009 года).
В указанных случаях налоговая база определяется как разница между ценой, по которой имущество реализуется, с учетом НДС и расходами на приобретение (остаточной стоимостью).
Таким образом, в этих случаях цена должна сразу же формироваться с учетом НДС без какого-либо дополнительного подсчета. При формировании налоговой базы в особом порядке необходимо помнить о том, что НДС возникает только в случае положительной разницы между ценой продажи и расходами на приобретение.
Например, предприятие А отгрузило по договору поставки предприятию Б товар на сумму 118000руб. (в том числе НДС - 18000руб.).
Затем предприятие А уступило право требования по данному договору предприятию С за 115000руб.
Предприятие С в последующем уступает это право предприятию Д за 116000руб.
Налоговая база у предприятия С составит 1000руб. (116000 - 115000). К этой сумме применяется расчетная ставка налога. Следовательно, в данном случае цена уступки 116000руб. включает в себя НДС 180руб.
Если предприятие С в последующем уступает это право предприятию Д за 114000руб. Налоговая база у предприятия С составит 0 руб. (114000 - 115000 = -1000). В этом случае цена уступки 114000руб. сформирована без налога, поскольку НДС в этом случае не уплачивается.
Эти достаточно простые правила не всегда принимаются во внимание при составлении и заключении договоров. Поэтому, при формировании цены в договоре рекомендуем делать оговорку по НДС.
В первом случае, когда товары (работы, услуги) облагаются НДС в общем порядке, в договоре можно применить следующие варианты формулировок.
Если стоимость товаров (работ, услуг) четко определена в денежном выражении:
- «Цена 118000 руб., в том числе НДС - 18000руб.;
- «Цена 100 руб.; дополнительно НДС (18%) – 18000 руб.»;
В случае, когда товары (работы, услуги) освобождены от НДС, в договоре необходимо указать, что данный товар (работа, услуга) освобожден от налогообложения по НДС.
Например: «30000 руб. НДС не предусмотрен».
Каждый раз наряду с документами, подтверждающими выполнение обязательств по той или иной сделке (акт приемки-сдачи, накладная и т.п.), организация должна оформлять и счет-фактуру. Счет-фактуру оформляют в двух экземплярах: первый передают покупателю, второй - в бухгалтерию.
Покупатели ведут книгу покупок, предназначенную для регистрации счетов-фактур, выставленных продавцами, в целях определения суммы налога на добавленную стоимость, предъявляемой к вычету (возмещению) в установленном порядке.
Продавцы ведут книгу продаж, предназначенную для регистрации счетов-фактур (контрольных лент контрольно-кассовой техники, бланков строгой отчетности при реализации товаров (выполнении работ, оказании услуг) населению).
Основные термины:
НДС, книга покупок, книга продаж, счет-фактура, льготы, ставки, налоговая декларация по НДС, налоговая база по НДС.
Задание для самостоятельного решения:
Задание 1Оформить журнал фактов хозяйственной жизни по образцу, представленному в Приложении А.
Исходные данные:
1 Наименование организации ООО «АВИС» (Приложение Б).
2 Расчеты с поставщиками:
2.1Поступили материальные ценности по железной дороге 09 января 2013 г., накладная № 65 от 04 января 2013 г. от ООО «Завод ДСП» (Приложение В):
- плита ДСП 1,0 * 1,2 в количестве 1000 штук по цене 660 руб. на сумму 660000руб., дополнительно НДС (18%);
- шпон дубовый в количестве 140 метров по цене 501 руб. на сумму 70140 руб., дополнительно НДС (18%).
Всего к оплате__________?
2.2 Согласно счету-фактуре № 87 от 09.01.2013 г. сумма железнодорожного тарифа составила 25000 руб. НДС – 4500 руб., всего к оплате 29500 руб. Счет акцептован (т.е. подлежат оплате через банк по условиям договора в течение определенного срока).
2.3 С расчетного счета платежным поручением от 11 января 2013 г. № 12 произведена оплата ООО «Завод ДСП» в сумме ________ руб.
2.4С расчетного счета платежным поручением от 11 января 2013 г. № 13 произведена оплата железнодорожного тарифа _________ руб.
2.5Поступили материальные ценности по железной дороге 14 января 2013 г., накладная № 23 от 06 января 2005 г. от ОАО «Ярхим»:
- лак в количестве 1000 банок по цене 160 руб. за шт. на сумму 160000руб., дополнительно НДС (18%);
- морилка 1400 банок по цене 120 руб. на сумму 168000 руб., дополнительно НДС (18%).
Всего к оплате__________?
2.6 Согласно счету-фактуре № 107 от 13.01.2013 г. сумма железнодорожного тарифа составила 22000 руб. НДС – 3960 руб., всего к оплате 25960 руб.
2.7 С расчетного счета платежным поручением от 17 января 2013 г. № 15 произведена оплата ОАО «Ярхим» в сумме ________ руб.
2.8 С расчетного счета платежным поручением от 17 января 2013 г. № 16 произведена оплата железнодорожного тарифа _________ руб.
2.8 Акцептован счет фактура от 22.01.2013 г. № 456 ОАО «Волга-Телеком» за услуги электросвязи на сумму 5 000 руб., НДС – 900 руб. Всего на 5 900 руб. Расчеты с ОАО «Волга-Телеком» произведены по платежному поручению от 23.01.2013 г. № 18. Сумма НДС принята к вычету.
2.9 Акцептован счет-фактура от 29.01.2013 г. № 165 ОАО «Самараэнерго» за потребленную электрическую энергию в сумме 9 500 руб., НДС – 1 710 руб., всего 11 210 руб.
2.10 Акцептован счет-фактура от 30.01.2013 г. № 265 МУП «Самара Водоканал» за услуги водоснабжения и канализации в сумме 1 100 руб., НДС – 198 руб.
2.11 Акцептован счет-фактура от 30.01.2013 г. № 321 МУП «Самара Теплоэнерго» за потребленную тепловую энергию в сумме 9 600 руб., НДС – 1 728 руб., всего 11 328 руб.
3 Расчеты с покупателями:
3.1 Выписан счет-фактура от 22.01.2013 г. № 32 на оплату под заказ на отгрузку мебели ООО «Салон мебели» по оптовым ценам:
Таблица 2.1.1 -Ведомость заказа готовой продукции
№ | Наименование | Ед. из. | количество | Цена за ед. без НДС, руб. | Сумма, руб. |
Столы СМ-12 | шт. | ||||
Стулья СТ-12 | шт. | ||||
Итого | 168 000 | ||||
НДС | |||||
Всего |
3.2 На расчетный счет 23.01.2013 г. зачислены денежные средства от ООО «Салон Мебели» за поставку мебели по счету от 14.01.2013 г. № 32.
3.3 Выписан счет-фактура от 24.01.2013 г. № 33 на оплату под заказ на отгрузку мебели ООО «Вернисаж» по оптовым ценам:
Таблица 2.1.2-Ведомость заказа готовой продукции
№ | Наименование | Ед. из. | количество | Цена за ед. без НДС, руб. | Сумма, руб. |
Столы СМ-14 | шт. | ||||
Стулья СТ-14 | шт. | ||||
Итого | 150 000 | ||||
НДС | |||||
Всего |
3.4 На расчетный счет 25.01.2013 г. зачислены денежные средства от ООО «Вернисаж» за поставку мебели по счету от 24.01.2013 г. № 33.
3.5 Выписан счет-фактура от 29.01.2013 г. № 34 на оплату под заказ на отгрузку мебели ООО «Лира» по оптовым ценам:
Таблица 2.1.3 -Ведомость заказа готовой продукции
№ | Наименование | Ед. из. | количество | Цена за ед. без НДС, руб. | Сумма, руб. |
Стенка СК-15 | шт. | ||||
Тумба Т-15 | шт. | ||||
Стулья СТ-15 | шт. | ||||
Итого | 233 000 | ||||
НДС | |||||
Всего |
3.4 На расчетный счет 31.01.2013 г. зачислены денежные средства от ООО «Лира» за поставку мебели по счету от 29.01.2013 г. № 34.
Задание 2Составить счета-фактуры по образцу, представленному в Приложении Д, на основании данных задания 1:
а) от поставщика материалов от ОАО «Ярхим»;
б) на продажу товаров покупателю ООО «Лира».
Задание 3 Оформить журналы учета принятых и выданных счет-фактур (Приложение Е).
Задание 4Оформить книгу покупок (Приложение Ж) и книгу продаж (Приложение И).
Задание 5 Рассчитать сумму НДС, подлежащую возмещению в бюджет (красное сторно) на основании данных книги покупок и книги продаж.
Задание 6Составить отчет по практическому заданию, приложить необходимые документы в распечатанном виде:
а) две счет-фактуры;
б) журналы учета принятых и выданных счет-фактур;
в) лист книги продаж;
г) лист книги покупок.
Вопросы для самоконтроля:
1 От каких факторов зависит формирование цены на товары (работы, услуги), имущественные права с учетом НДС зависит?
2 Какие налоговые ставки НДС определены в Налоговом кодексе?
3 Какие составляющие в соответствии с п. 1 ст. 168 Налогового кодекса РФ имеет конечная цена на товар?
4 В каких случаях предусмотрен особый порядок формирования налоговой базы для начисления НДС?
Рекомендуемая литература:
1. Налоговый кодекс РФ (НК РФ) часть 2 от 05.08.2000 № 117-ФЗ.
Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ от 29 июля 1998 г. № 34н. (в ред. Приказа Минфина РФ от 24.12.2010 № 186н).
2. Бабаев Ю.А. Бухгалтерский учет / Ю.А. Бабаев, Л.А. Мельникова. М.: Проспект, 2015 г. – 424 с.
3. Богаченко В.М. Бухгалтерский учет: учебник. [Текст] / В.М. Богаченко, Н.А. Кириллова,- Изд. 16-е, перераб. и доп., ФЕНИКС, 2013. — 509 с.
Практическое занятие 2.2 Оформление декларации по НДС и платежного поручения на перечисление НДС в бюджет.
Цель занятия:Привитие практических навыков оформления декларации по НДС и платежного поручения на перечисление НДС в бюджет.
Методические указания к выполнению практической работы:
С 28.03.2016 вступили в силу поправки к Правилам заполнения платежных поручений, утвержденные приказом Минфина РФ от 23.09.2015 № 148н. Ниже мы привели алгоритм заполнения платежного поручения в соответствии с новыми положениями законодательства.
Начнем заполнять платежное поручение сверху вниз. Некоторые данные, например название налогоплательщика, его ИНН, КПП, а также банковские реквизиты, бухгалтерская программа подставит в документ самостоятельно. Мы же акцентируем внимание на тех реквизитах, которые характерны именно для налоговых платежей вообще и конкретно НДС.
Поле 101, в котором указывается статус плательщика, может принять значение 01 — если плательщик является юрлицом, 09 — если платит ИП (для ИП указание ИНН обязательно).
ВНИМАНИЕ! Если вы платите НДС при ввозе импортных товаров, то в поле 101 должно стоять значение 06. Если выступаете налоговым агентом по НДС, то ставится код 02.
Сумма налога к уплате округляется до полного рубля (п. 6 ст. 52 НК РФ). Реквизиты получателя платежа, то есть ИФНС, к которой относится компания, можно получить на сайте инспекции или уточнить по телефону горячей линии ИФНС.
Вид операции для любых платежных поручений — 01. Очередность платежа для НДС — 5.
УИН в поле 22 — 0. Тип платежа (поле 110) отныне заполнять больше не нужно: банки примут платежку с пустым значением поля, как того и требует ФНС.
КБК по НДС для уплаты самого налога — 18210301000011000110 (товары или услуги реализуются в РФ), КБК для платежа НДС по импорту зависит от страны-импортера (18210401000011000110 для товаров из Белоруссии и Казахстана, для остальных стран — 15310401000011000110).
Поле «Основание платежа» — ТП, платеж текущего периода. Далее нужно указать налоговый период — квартал, за который перечисляется налог. В поле «Номер документа» нужно поставить 0, а в поле «Дата документа» — дату подписания декларации по налогу.
ОКТМО в платежном поручении состоит из 8 или 11 знаков, его значение можно уточнить в ИФНС или интернете. Указывать его обязательно.
Назначение платежа рекомендуем указывать следующее: «Уплата НДС за _ квартал 20__ г.».
Обратите внимание: налог можно перечислять по частям, а можно одной суммой сразу. От чего это зависит, читайте в статье
При перечислении пеней по НДС имеет значение, самостоятельно ли погашает неплательщик задолженность или по требованию ФНС. В первом случае в платежном поручении меняется КБК, назначение платежа и основание платежа — в этом поле нужно поставить ЗД.
Если же погасить пени потребовали налоговики, то нужно указать УИН, а если в требовании его нет, тогда — 0. Основание платежа в данном случае — ТР. Срок уплаты — крайний срок для погашения задолженности перед бюджетом в соответствии с требованием инспекторов. Поле «Номер документа» — номер требования, «Дата документа» — дата требования. Аналогично заполняется и платежное поручение на перечисление штрафа по НДС.
Основные термины:НДС, книга покупок, книга продаж, счет-фактура, льготы, ставки, налоговая декларация по НДС, налоговая база по НДС
Задание для самостоятельного решения:
Задание 1 Заполнить налоговую декларацию по НДС на основании данных книги покупок и книги продаж (по данным занятия 1).
Для заполнения декларации использовать данные ОАО «АВИС»(Приложение Б).
Задание 2Заполнить платежное поручение на перечисление НДС в бюджет.
Исходные данные:
Организация - ОАО «АВИС» (Приложение Б).
Сумма НДС – красное сторно (по данным занятия 1).
Получатель платежа – ГРЦК Банка России (для ИФНС по Кировскому району г. Самара).
Коды бюджетной классификации на уплату налогов представлены в Приложении К.
Пример оформления платежного поручения представлен в Приложении Л.
Задание 3 Приложить необходимые документы в распечатанном виде:
а) налоговую декларацию по НДС;
б) платежное поручение на перечисление НДС в бюджет.
Вопросы для самоконтроля:
1 Перечислите основные требования к заполнению декларации по налогу на добавленную стоимость.
2 В чем заключаются особенности ручного заполнения формы декларации?
Рекомендуемая литература:
1. Налоговый кодекс РФ (НК РФ) часть 2 от 05.08.2000 № 117-ФЗ.
2. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций (утвержден приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. № 94н, с изменениями от 08.11.2010 № 142н).
3. Бурмистрова Л. М. Бухгалтерский учет: учебное пособие. [Текст] / Л. М. Бурмистрова. – 2-е изд. / перераб. и доп. – М.: ФОРУМ, 2011. – 304 с.: ил. - (Профессиональное образование).
4. Мизинковский Е. А. Теория бухгалтерского учета: учебник для СПО [Текст] / Е. А. Мизиковский, М. В. Мельник. – 2-е изд. перераб. и доп. – М.: Магистр, 2015. – 382с.
Практическое занятие 2.3 Составление регистров по учету налога на прибыль. Оформление платежного поручения на перечисление налога в бюджет.
Цель занятия:Привитие практических навыков по составлению регистров по учету налога на прибыль и оформлению платежного поручения на перечисление налога в бюджет.
Методические указания к выполнению практической работы:
В налоговом учете сумму всех доходов, полученных фирмой за отчетный (налоговый) период, отражают в регистре учета доходов текущего периода.
Причем отражают как доходы от продажи имущества, так и внереализационные доходы. Это сводный регистр налогового учета. Его заполняют на основании данных других налоговых регистров (например, регистра учета операций выбытия имущества, работ, услуг, прав; регистра расчета «Финансовый результат от реализации амортизируемого имущества»). Данные из этого регистра переносят в декларацию по налогу на прибыль. Форма этой декларации утверждена Приказом Федеральной налоговой службы от 15 декабря 2010 г.
Каждый вид доходов (выручка от реализации товаров, готовой продукции, материалов и т.д.) указывают в регистре отдельно.
Список регистров по учету доходов предст.
Расходы фирмы отражают в двух налоговых регистрах. Первый - регистр по учету прямых и косвенных расходов. Здесь отражают затраты, связанные с производством и реализацией продукции, товаров, работ и услуг (материальные расходы, затраты на оплату труда, суммы начисленной амортизации, прочие расходы). Второй - регистр по учету внереализационных расходов, которые уменьшают облагаемую прибыль фирмы.
Список регистров по учету расходов представлен в Приложении П.
Данные, связанные с поступлением выручки от продажи имущества (работ, услуг), отражают в регистре учета операций выбытия имущества, работ, услуг, прав.
Если полученная выручка относится к будущим отчетным (налоговым) периодам или организация определяет доходы кассовым методом, после поступления денег от покупателей оформляют регистр учета поступления денежных средств.
Сумму выручки также указывают в дополнительных регистрах налогового учета. Перечень этих регистров зависит от вида проданного имущества:
- если организация реализует основные средства - «Регистр учетаопераций выбытия имущества, работ, услуг, прав» - Регистр-расчет «Финансовый результат от реализации амортизируемого имущества»;
- если организация реализует нематериальные активы – «Регистр учета операций выбытия имущества, работ, услуг, прав» - Регистр-расчет «Финансовый результат от реализации амортизируемого имущества»;
- если организация реализует финансовые вложения – «Регистр учета операций выбытия имущества, работ, услуг, прав» - Регистр-расчет «Финансовый результат от реализации ценных бумаг, обращающихся (не обращающихся) на организованном рынке»
- если организация реализует прочее имущество (например, материалы) - «Регистр учета операций выбытия имущества, работ, услуг, прав».
Сумму всех доходов, которые получены фирмой в течение отчетного (налогового) периода, указывают в регистре учета доходов текущего периода. Это сводный регистр налогового учета. Данные из этого регистра переносятся в декларацию по налогу на прибыль.
Прежде всего, заполняют регистр учета операций выбытия имущества, работ, услуг, прав. Его заполняют на основании первичных документов, которыми оформляется списание реализованного имущества (накладных, договоров и т.д.), а также других регистров налогового учета (например, регистра-расчета стоимости списанных товаров по методу ФИФО (ЛИФО)).
Если полученная выручка относится к будущим отчетным (налоговым) периодам или ваша фирма определяет доходы кассовым методом, после получения денег от покупателей заполняют регистр учета поступлений денежных средств.
Затем сумму полученных доходов указывают в регистре учета доходов текущего периода.
Образец заполнения регистра учета операций выбытия имущества, работ, услуг, прав представлен в Приложении Р.
Как заполнить регистр по учету доходов текущего периода представлено в Приложении С.
Регистр по учету прямых расходов, уменьшающих облагаемую прибыль представлен в Приложении Т.
Основные термины:
Налог на прибыль, внереализационные доходы, регистр по учету прямых и косвенных расходов, регистр налогового учета, декларация на прибыль организации.
Задание для самостоятельного решения:
Задание 1Определить финансовый результат от основной и вспомогательной деятельности, рассчитать налог на прибыль.
Оформить журнал хозяйственных операций по образцу, представленному
Исходные данные:
Реализация продукции оптом: ООО «Волга» (ИНН 6338000017) в феврале 2013 года совершены следующие хозяйственные операции по отгрузке и реализации продукции:
№ | Содержание операций По основной деятельности | Сумма, руб. |
Отгружен заводу «Коминтерн» кирпич силикатный предъявлен счет-фактура № 12 от 15.02. г.: а) по договорной цене б) в т.ч. НДС на отгруженную продукцию – 18% | ||
Отгружен заводу «Металлист» кирпич предъявлен счет-фактура № 13 от 22.02. г. а) по договорной цене б) в т.ч. НДС – 18% |
№ | Содержание операций По прочим доходам | Сумма, руб. |
Предъявлен счет – фактура № 3 от 15.02. г. заводу «Коминтерн» а) за услуги автотранспорта б) в т.ч. НДС – 18% | ||
Предъявлен счет – фактура № 4 от 22.02. г. заводу «Металлист» а) за услуги автотранспорта б) в т.ч. НДС – 18% |
№ | Содержание операций | Сумма, руб. |
Списывается отгруженная продукция (кирпич 80 тыс. шт.) по плановой стоимости |
Задание 2Заполнить регистр учета операций выбытия имущества, работ, услуг.
Задание 3 Заполнить регистр по учету доходов текущего периода.
Задание 4Оформить платежное поручение на перечисление налога на прибыльООО «Волга». Образец платежного поручения представлен в Приложении Л.
Исходные данные:
- в Межрайонной налоговой инспекции ФНC России №1 по Самарской области - ИНН 6338000017/ КПП 633801001;
- в территориальном органе ФС Госстата России - ОГРН 6326900523487; ОКАТО 36 401 388; ОКВЭД 26.62, 52.44, 60.24; ОКОПФ 65; ОКОФС 16; ОКПО 59208115.
Открыт расчетный счет: 40503810663020100007 в Самарском филиале «Юниаструмбанк»,к/с: 30101810700000000679, БИК: 042809679.
Задание 5 Заполнить регистр по учету прямых расходов, уменьшающих облагаемую прибыль по образцу, представленному в Приложении Т.
Исходные данные:
Наименование организации ООО «АВИС» (Приложение Б).Организация занимается производством мебели и ее доставкой собственным транспортом.
На 1 января 2013 года на складе ООО «АВИС» находилась нереализованная готовая продукция.
Сумма прямых расходов на ее производство составила 1080000 руб.
Стоимость незавершенного производства на начало января (по прямым статьям расходов) составила 290 000 руб. В течение января была произведена мебельная продукция. Сумма прямых расходов на ее производство составила 1662000 руб., в том числе:
- стоимость сырья и материалов – 1100000 руб.
- заработная плата – 400000 руб.
- страховые взносы – 136000 руб.
- сумма начисленной амортизации –26000 руб.
Стоимость незавершенного производства на конец января (по прямым статьям расходов) составила 300 000 руб.
Стоимость нереализованной продукции на конец месяца составила 420000 руб.
Вопросы для самоконтроля:
1К каким налогам относится налог на прибыль?
2 Перечислите основные бухгалтерские проводки по учету налога на прибыль.
3Какие регистры относят к регистрам по учету доходов?
4 Какие регистры относят к регистрам по учету расходов?
Рекомендуемая литература:
1. Налоговый кодекс РФ (НК РФ) часть 2 от 05.08.2000 № 117-ФЗ.
2. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций (утвержден приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. № 94н, с изменениями от 08.11.2010 № 142н).
3. Бурмистрова Л. М. Бухгалтерский учет: учебное пособие. [Текст] / Л. М. Бурмистрова. – 2-е изд. / перераб. и доп. – М.: ФОРУМ, 2011. – 304 с.: ил. - (Профессиональное образование).
4. Мизинковский Е. А. Теория бухгалтерского учета: учебник для СПО [Текст] / Е. А. Мизиковский, М. В. Мельник. – 2-е изд. перераб. и доп. – М.: Магистр, 2015. – 382с.