Принцип или специфика действия

В контрасте с равным количеством времени, имеющимся в распоряжении каждого человека, количество энергии в значительной степени индивидуально варьируется. Баба предупреждает нас, что каков бы ни был наш уровень сил и энергии, мы всегда должны использовать эту энергию производительно и избегать напрасной траты жизненных сил.

В действительности же запасы энергии могут меняться в зависимости от того, насколько правильно мы используем остальные жизненные ресурсы, а именно — деньги, пищу и время.

Главным источником нашей физической силы и энергии является пища, которую мы употребляем. Следовательно, очень важно внимательно и заботливо относиться к выбору пищи, которая должна быть питательной и употребление которой восстановит наши физические силы. При этом желательно избегать продуктов питания, которые потенциально лишены энергетики, как например, различные пищевые суррогаты, о которых упоминалось в главе ПИЩА.

В отношении сна, отдыха, расслабления или физической нагрузки — во всём необходимо соблюдать золотую середину, чтобы сохранить равновесие в жизни и чтобы наша жизнь не стала однобокой.

Баба часто повторяет, что мы — не тело. В то же время Он говорит, что тело — это храм, в котором живёт наше истинное «Я», Бог внутри нас. Поэтому необходимо делать всё от нас зависящее, чтобы поддерживать этот храм Бога в хорошем состоянии для успешного выполнения жизненных задач. Только тогда физическое тело будет подходящим инструментом для Бога, через который Он сможет действовать и проявляться в этом мире.

Для нормальной жизнедеятельности существует много способов восполнения запасов энергии. Эта глава посвящена тому, как мы растрачиваем эту энергию впустую, иногда даже не сознавая этого и часто удивляясь, почему у нас не хватает сил именно тогда, когда они нам особенно необходимы.

Утечка энергии

СТРЕСС и НАПРЯЖЕННОСТЬ поглощают гораздо больше энергии, чем любой тяжёлый физический труд, поскольку эти состояния блокируют естественный поток и циркуляцию энергии в организме. Кроме того, в противоположность естественному ощущению приятной усталости, которую можно снять отдыхом или сном, состояние чрезмерной напряжённости приводит к тому, что мы теряем способность к расслаблению и в результате этого не можем заснуть. Сон не снимает накопившуюся усталость, и мы просыпаемся в состоянии физического истощения. Этот заколдованный круг приводит к всё большему напряжению физических сил, в особенности когда мы усилием воли продолжаем работать, несмотря на чрезмерную усталость и стресс.

Баба сам указал нам на то, как мы бессознательно растрачиваем свою энергию понапрасну. Например, ПРАЗДНЫЕ РАЗГОВОРЫ и ПРИВЫЧКА ПОБОЛТАТЬ поглощают большое количество энергии, а также времени. Он сравнивает эту растраченную энергию с водой, которая просачивается во всех возможных направлениях через отверстия в решете, вместо того, чтобы быть направленной в каком-то одном направлении. Он советует нам сократить до минимума пустые бессодержательные разговоры, и в особенности избавиться от таких вредных привычек, как КРИТИКА других, РАСПРОСТРАНЕНИЕ СПЛЕТЕН, ЗЛОСЛОВИЕ об отсутствующих и использовать сэкономленную энергию для более конструктивных целей.

Негативные эмоции

Самым страшным нарушением среди тех, которые безжалостно крадут у нас драгоценную энергию, является потакание негативным эмоциям.

Баба даёт нам такой пример: один приступ ЗЛОСТИ поглощает энергию, запасы которой равноценны энергии пищи, употребляемой в течение 3-х месяцев.

РАЗДРАЖЕНИЕ и РАЗОЧАРОВАННОСТЬ — это лёгкие формы злости, они вызваны желанием держать под своим контролем сложившуюся ситуацию и влиять на события. Если бы мы смогли научиться не напрягаться и расслабляться, в то время как ситуация развивается не так, как нам хотелось бы, поборов в себе всякое желание контролировать события и осознав в конце концов, что на самом деле ничто в мире не стоит того, чтобы лишать нас состояния внутреннего равновесия и душевного покоя, тогда мы усвоили бы один из уроков, которым нас постоянно учит Баба, а именно, — урок терпения. Если у нас что-то не получается в жизни, и мы сделали всё возможное и зависящее от нас, чтобы добиться положительных результатов, единственное, что нам остаётся — это разжать кулак, выпустить из рук своё влияние на события и попросить Бабу взять эту ситуацию под свой эффективный божественный контроль. После этого важно заставить себя больше не думать об этом, направив свою энергию на какую-нибудь более конструктивную деятельность.

СОПРОТИВЛЕНИЕ обстоятельствам, НЕПРИЯТИЕ и НЕПРИЯЗНЬ, ДУХ ПРОТИВОРЕЧИЯ — эти созвучные между собой эмоции представляют собой ещё один фактор, крадущий у нас энергию. Эти эмоции похожи на состояние злости и раздражения, с одной лишь разницей, что они поглощают нашу энергию не сразу, как это бывает в приступе злобы или раздражения, а постепенно, — происходит как бы медленный «дренаж» энергии. Это часто бывает признаком того, что мы упорно добиваемся исполнения своей собственной воли, вместо того, чтобы поинтересоваться и спросить внутри себя, какова на это воля Бога.

ТЩЕСЛАВИЕ и дух СОПЕРНИЧЕСТВА всегда маскируются под энтузиазм, устремлённость в работе и посвящение себя без остатка выполняемому делу. Тем не менее, соревноваться с другими, сравнивая себя с кем-то — бессмысленная и напрасная трата энергии. Мы можем сравнивать себя лишь с самим собой, для того чтобы определить, какими мы были раньше и какими мы стали теперь, чтобы понять, насколько мы продвинулись по пути внутреннего совершенствования.

Чувство СТРАХА, ВИНЫ, БЕСПОКОЙСТВА, НЕРЕШИТЕЛЬНОСТЬ и привычка к ПРОМЕДЛЕНИЮ и откладыванию дел, — все эти состояния крадут у нас как время, так и энергию, потому что эти эмоции парализуют нас и препятствуют продвижению вперед, блокируя естественное течение событий.

Баба говорит, что существует два типа людей. К первой группе относятся в основном пожилые люди, которые мыслями устремлены в прошлое или жалуются постоянно на то, что старые добрые времена прошли, или перебирают в памяти свои несбывшиеся мечты и неоправдавшиеся надежды. Другая группа, состоящая в основном из молодёжи, постоянно пытается заглянуть в будущее, беспокоясь о том, какое направление примет их жизнь и страшась возможных жизненных катастроф и трагедий.

Баба говорит, что прошлое ушло и его не вернёшь. Будущее ещё не наступило, но может быть сформировано сейчас, в зависимости от наших поступков и действий в настоящий момент. Поэтому Он советует нам жить в настоящем, день за днём, полагаясь на то, что Он укажет нам путь в счастливое будущее.

Одна женщина, преданная Бабы, поделилась своим опытом общения с Ним в личной беседе. Когда она спросила Его, что ей делать в отношении нехватки сил и энергии, которую она постоянно испытывает, Баба ответил: «Божественная энергия предназначена для божественной работы».

Баба часто говорит нам, что любая работа должна быть исполнена в духе поклонения Богу. Все наши действия, даже самые незначительные из них, — решения, поступки, волевые установки должны быть созвучны божественному, вдохновляться божественным и предлагаться в любви к Богу, как поклонение Ему. И если мы сможем полностью и без остатка доверить себя Бабе, или Богу внутри нас, Он божественно будет действовать через нас. Тогда через нас Он сможет использовать свою неиссякаемую божественную энергию для свершения такого количества дел, которые мы никогда не смогли бы исполнить сами, потому что мы слишком сосредоточены на себе и ограничиваем себя в своих возможностях нашим эго.

Для того чтобы добиться этого в повседневной жизни, необходимо следовать принципу: абсолютное предание себя воле Бога, абсолютная вера и доверие Ему, всеприятие. Если мы сможем полностью предаться Богу, сделав своим главным ориентиром в жизни Его волю и направление, если мы сможем довериться Ему абсолютно во всех аспектах нашей жизни, если мы сможем со смирением и послушно принять всё, что уготовано нам судьбой, не сопротивляясь отчаянно обстоятельствам жизни, тогда мы свободно и беспечно сможем струиться с Ним в беззаботном и весёлом танце жизни каждого дня. Мы освободимся от тяжести депрессий, вызванных тревогой, печалью, страхом, чувством вины и другими отрицательными эмоциями, которые преследуют нас, лишая душевного равновесия, радости и полноты жизни. А когда мы освободимся от их власти над нами, пространство, которое они занимали, заполнится позитивным отношением к жизни и положительными эмоциями: любовью, сочувствием и отзывчивостью, дружелюбием, великодушием и благородством.

Примеры и практические задания

(работа на внешнем физическом плане)

Ниже приведены некоторые примеры из нашей жизни, когда мы склонны растрачивать понапрасну свои силы и энергию.

Организуете ли вы свою работу, намечая то, что необходимо сделать в первую очередь в те периоды времени, когда ваш уровень сил оптимален?

Каков ваш уровень взыскательности к себе и не превышает ли он норму, заставляя вас педантично переделывать работу в стремлении к недосягаемому совершенству?

Не преувеличены ли ваши фанатичные старания по содержанию дома в идеальной чистоте, что приводит к излишним затратам энергии и времени, в то время как вы сдуваете пылинки с мебели?

Если у вас есть дети, поручаете ли вы им простые задания по дому, которые освобождают ваши ресурсы сил и энергии для выполнения других дел? Обычно у детей энергия бьёт через край, и очень важно направить её на созидательные цели и полезные дела.

Планируете ли вы свои дела, когда выезжаете на машине, чтобы суметь совместить несколько поручений за одну поездку? Это также экономит бензин, который тоже является определённым типом энергии.

Сколько энергии и сил затрачивается вами в вашем пристрастном стремлении понравиться людям, произвести на них впечатление, привлечь их внимание?

Когда обстоятельства складываются не так, как вам хотелось бы, легко ли вы теряете душевное равновесие, и часто ли у вас бывают приступы злобы?

Развито ли у вас такое качество, как дух противоречия и сопротивление обстоятельствам, а также привычка постоянно откладывать дела и медлить? И то, и другое способствует «утечке» как времени, так и энергии.

Насколько проявляется в вас чувство нетерпения, когда вы стремитесь контролировать сроки и торопите события, вместо того, чтобы терпеливо ждать, когда обстоятельства созреют, и перед вами откроется зелёная дорога?

Склонны ли вы к излишним волнениям по пустякам, поминанию старых обид, сожалению о том, что давно кануло в прошлое, и беспокойствам по поводу неизвестного вам будущего?

Заставляете ли вы себя делать то, что приводит к напряжённому состоянию, чувству неловкости и натянутости, вместо того, чтобы позволить энергии Бабы свободно струиться через вас?

Есть ли у вас склонность оказывать давление на людей, обстоятельства, события жизни, игнорируя свободную волю других людей?

Медитация

(работа на внутреннем плане)

Здесь также по желанию можно использовать основную канву медитации, данной в конце главы ДЕНЬГИ. Укрепив в себе такие качества, как самоотдача и отсутствие эгоистической напряжённой сосредоточенности на себе, которая мешает нам расслабиться, вы сможете позволить энергии Бабы свободно течь через вас при исполнении какой-либо работы, тогда вы сможете исполнить гораздо больше, так как в этом случае стресс и излишнее напряжение не затронут вас, и на работу у вас уйдёт намного меньше энергии.

Заключение

До сих пор каждый из четырёх ресурсов жизни был рассмотрен отдельно, но легко заметить, что в нашей повседневной жизни их сферы действия очень часто перекрывают друг друга. Поэтому важно проследить, как они взаимодействуют между собой, и поступать так, как советует нам Баба, — используя свою способность духовного различения и здравый смысл.

Сэкономив деньги, мы можем потратить дополнительное количество энергии и времени; или мы можем сэкономить время и энергию за счёт денег и пищи. Возможна любая другая комбинация этих четырёх компонентов. Поэтому, при принятии ежедневных решений, необходимо стремиться к разумному равновесию всех четырёх жизненных ресурсов.

Как было указано в предыдущих главах, питание в ресторанах, например, может сэкономить время и энергию, но при этом излишне расходуются деньги и пища. Или, в зависимости от типа ресторана, возможно, другое сочетание: излишняя трата времени и пищи при экономии энергии и денег, поскольку при этом необходимо учитывать самые различные факторы: какой транспорт необходим нам, чтобы добраться до этого ресторана, какую пищу там готовят и так далее. При принятии решения необходимо всегда принимать во внимание такой «взаиморасчёт», который поможет нам избежать непроизводительного использования ресурсов денег, пищи, времени и энергии.

При покупке одежды мы, следуя совету Бабы, можем купить костюм или платье, соблазнившись их низкой ценой. Но необходимо также определить, долго ли будет носиться этот костюм, практичен ли он в стирке и чистке, и сколько времени он может послужить нам. Если по окончании сезона придётся обновлять свой гардероб, это повлечет за собой не только лишнюю трату денег, но и трату времени и энергии. В таком случае предпочтительнее затратить немного больше денег на одежду более высокого качества и из более прочного материала.

Ультрамодная одежда, которую легко найти в любом магазине, как правило, очень быстро выходит из моды. Если вы будете подбирать свой гардероб, следуя обычной моде, а для разнообразия использовать различные дополнения и аксессуары, это сэкономит ваши средства, а также время и энергию, которые затрачиваются на частое хождение по магазинам.

Можно также больше ходить пешком и меньше использовать машину. Это займёт больше времени, но сэкономит деньги и прибавит нам здоровья.

Отправляясь в путешествие, мы прекрасно знаем, что билет на самолёт стоит гораздо дороже, чем поездка на далекие расстояния в собственном автомобиле, но самолёт в значительной мере экономит время и энергию. Зато во время путешествия мы, следуя совету Бабы, можем выбирать недорогие гостиницы, поскольку гостиница нужна только на ночлег. Но если такая гостиница находится далеко от места работы или деловых встреч, постоянные поездки туда и обратно могут повлечь за собой лишние траты и времени, и энергии, а также денег на транспортные расходы. Следовательно, и в этом случае необходим разумный компромисс.

Психологические установки

Многие люди находят, что они более внимательно и более чутко настроены в отношении какого-то одного или двух из перечисленных ресурсов жизни, чем в отношении других. Это зависит от психологических установок, воспринятых нами с раннего детства, а также от критерия ценностей, к которому мы были приучены, будучи детьми.

Например, наше отношение к деньгам: мы или восприняли полностью отношение к деньгам своих родителей, или полностью отвергли его. Если они учили нас разумному и бережливому использованию денег, как правило, мы продолжаем следовать этой схеме и во взрослой жизни. Но если всё, что связано с деньгами, в детстве ассоциировалось с неприятными воспоминаниями, спорами и конфликтными ситуациями, наша реакция, возможно, могла выразиться бунтом, так, что позднее, в своей самостоятельной жизни, мы превратились в настоящих транжир.

Если наши родители воспитывали нас в атмосфере, проникнутой убеждением, что в жизни самое главное — деньги, всё зависит от них, а не от Бога, тогда на всю оставшуюся жизнь материальные богатства приобретут для нас первостепенную важность, и нам всё время будет казаться, что их недостаточно. Вследствие этого единственным побудительным мотивом всех наших действий станут деньги и материальные блага, которые можно приобрести с их помощью. В своей работе мы будем мотивированы лишь стремлением заработать как можно больше денег, а не стремлением принести пользу людям. Желание служить людям — это одна из форм поклонения Богу. Баба постоянно повторяет, что только такая установка в жизни является правильной.

То же самое касается и пищи. Если человек из пищи делает для себя один из основных символов безопасности, пища начинает оказывать на него чрезмерное влияние и он попадает под её контроль. Иногда человек пытается преодолеть в себе состояние неудовлетворённости, корни которого глубоко уходят в скрытое или явное чувство тоски по Богу и духовный голод, через свой физический голод, поглощая в огромном количестве еду и различные напитки. А это тоже является формой расточительства.

Наше отношение к использованию времени тоже определяется родительским программированием с раннего детского возраста. Если родители были расточителями времени и никогда не были пунктуальными, мы могли последовать их примеру, или наоборот, отвергнув этот пример, выбрать совершенно противоположную модель поведения. В том случае, если перед нами был пример родителей, постоянно находившихся под давлением времени и гонимых страхом опоздать, мы могли усвоить для себя эту схему поведения, или же наша реакция на их отношение ко времени могла быть совершенно противоположной, и мы превратились в хронически опаздывающих.

Наше отношение к энергии, которое с самого раннего детства воспринимается иногда самыми тонкими и незаметно действующими способами, также есть результат того, как в детстве нас запрограммировали родители или другие «уполномоченные» лица, заменившие их. Если они придерживались мнения, что работа, требующая большой затраты сил и энергии, не для них, и предпочитали другие, более приятные занятия и удовольствия в жизни, мы могли, следуя их примеру, превратиться в настоящих гедонистов, преследуемых постоянной жаждой развлечений и наслаждений или же в полную противоположность им — в тех, кто буквально «прожигает» свою жизнь на работе и ради работы сознательно отказывает себе в малейших удовольствиях. И то и другое является крайностью и приводит к нарушению золотого равновесия в жизни. Мы нуждаемся как в работе, так и в отдыхе, а ещё лучше было бы выполнять свою работу так, чтобы плавное её течение не создавало бы моментов нервного напряжения и стресса, которые должны быть сведены к минимуму.

На протяжении всей жизни в нас формировалось убеждение, что деньги, пища, время и энергия — это то, что изначально принадлежит нам. Но на самом деле они принадлежат Бабе. Следовательно, мы не владельцы их, а только распорядители. Он, знающий точно, в чём мы нуждаемся, даёт каждому из нас ровно столько, сколько необходимо для того, чтобы выучить определённые уроки жизни. Поэтому наша прямая обязанность и ответственность перед Ним заключается в том, чтобы стать умелыми и честными распорядителями денег, пищи, времени и энергии, наилучшим способом использующими эти ресурсы жизни, причём не в своих собственных интересах, не для своих личных благ, а согласно Его божественному замыслу.

Поэтому, начиная свой день, нам следовало бы задать себе такой вопрос: «Как Баба хочет, чтобы я использовал Его дар денег, пищи, времени и энергии сегодня?» Такая установка значительно облегчит нам ту тяжёлую ношу ответственности, которую мы сами добровольно взваливаем на себя, потому что считаем, что каждый из этих четырёх основных ресурсов жизни является нашей личной собственностью, и, следовательно, может быть использован для удовлетворения наших эгоистических желаний.

Несмотря на то, что мы не являемся истинными владельцами, а только распорядителями, это не мешает нам, используя эти ресурсы жизни, наслаждаться ими. Одна преданная Бабы поделилась своим опытом, который стал подтверждением для неё этой истины. Однажды в магазине она увидела очень привлекательные и красивые вещи, которые ей очень понравились. Борясь с искушением приобрести эти вещи, ведь она спокойно могла бы обойтись и без них, она твёрдо сказала себе: «Спасибо, Баба, что ты дал мне возможность полюбоваться и насладиться этими Твоими красивыми вещами без необходимости постоянно иметь их при себе. И я могу любоваться ими в любое время, когда захочу, а для этого совсем не нужно приобретать их».

Другой случай из жизни одной женщины. Во время медитации ей представилась такая картина: она увидела Бабу у дверей дома. Он приглашал её зайти в этот дом со словами: «Приглашаю тебя к себе домой, заходи!» Когда она зашла, она с удивлением увидела, что все вещи в Его доме принадлежали ей. Она тут же поняла, что на самом деле всё это принадлежало Ему, а Он дал ей все эти вещи во временное пользование. С тех пор её отношение к собственным вещам кардинально изменилось.

То же самое можно сказать не только в отношении вполне реальных и осязаемых вещей, которые приобретаются с помощью денег, но и в отношении нематериальных средств существования, таких как время и энергия. Всё это принадлежит Бабе, а мы временно исполняем обязанности Его распорядителя. Нам остаётся только задать себе вопрос: «Добросовестно ли я выполняю свою роль распорядителя денег, пищи, времени и энергии для Бабы? Использую ли я их так, как хотелось бы Бабе? Или я растрачиваю попусту то, что Он предоставил в моё распоряжение в этой жизни?»

В заключение необходимо также попросить Бабу показать нам, как мы можем использовать сбережённые нами ресурсы денег, пищи, времени и энергии для того, чтобы помочь другим, а лучше всего, оказать им такую поддержку, чтобы они не зависели от нашей постоянной помощи, вспомнив при этом правило Бабы: «Помоги другому так, чтобы он смог помочь себе сам «.

Филлис Кристал (июнь 1986 г.)
Перевод Н. Гуськовой.

Поделитесь с друзьями

Поделиться

Вконтакте

Класс!

Мой мир

Твитнуть

Читайте также

· Юмор Сатья Саи

· 108 имен Бхагавана Шри Сатья Саи Бабы

Эта запись была размещена в Книги других авторов автор ram108 (постоянная ссылка).

Наши рекомендации