Проблемы действующей системы организации валютного контроля и пути ее совершенствования
Важность борьбы с нарушениями валютного законодательства обусловлена многими факторами. Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле", а также принятые в соответствии с ним нормативные акты органов валютного регулирования - Правительства РФ и Банка России - нацелены на увеличение финансовых резервов государства, стабилизацию внутреннего финансового рынка, создание положительных изменений в платежном балансе страны, развитие экономического потенциала государства. Противоправная деятельность в валютной сфере способна усугубить дефицит бюджета, повлечь ослабление национальной валюты, нанести вред отечественному производству и экономической безопасности в целом. Не случайно российское законодательство, несмотря на тенденцию к либерализации, сохраняет ряд валютных ограничений, что представляется особенно актуальным в условиях существующего кризиса.
Правовая база большинства зарубежных держав также сохраняет те или иные элементы валютного регулирования и контроля. Развитые страны и сегодня при помощи валютного законодательства принимают меры к предотвращению бегства капитала за рубеж, легализации "грязных денег" и уклонения от уплаты налогов. Во многих европейских государствах сохраняется требование о репатриации валютной выручки и официально установлена обязанность банков передавать уполномоченным органам информацию о сомнительных сделках. В странах с развивающейся экономикой валютные ограничения существуют повсеместно.
Вопросы валютного регулирования и валютного контроля, а также противодействия валютным нарушениям нередко являются предметом научных исследований и лежат в сфере интересов как юристов, так и экономистов.
С учетом чрезвычайной динамичности валютного законодательства возникают все новые темы для исследований. В частности, недостаточно изучены вопросы совершенствования ст. 15.25 КоАП РФ (нарушение валютного законодательства и актов органов валютного регулирования). Интенсивный характер развития правовых норм, регулирующих валютные правоотношения, предопределяет необходимость изменения и дополнения норм об ответственности за противоправную деятельность.
Общеизвестно, что законодательство, его исполнение и ответственность за допущенные нарушения закона являются основными элементами содержания понятия "законность". В связи с этим представляются важными специальные исследования, посвященные анализу валютного и связанного с ним административного законодательства. Можно сказать, что изучение проблем применения ответственности за ненадлежащее исполнение нормативных актов, регламентирующих валютную сферу, а также выбор путей их решения сыграют определенную роль в деле укрепления законности.
С момента введения в действие Кодекса РФ об административных правонарушениях[36] прошло уже несколько лет. За этот период параллельно увеличению объемов валютных операций возросло и количество нарушений, совершаемых в этой сфере резидентами и нерезидентами. Контролирующими органами, в свою очередь, наработана обширная практика привлечения к ответственности за валютные правонарушения, а судами рассмотрено немалое количество споров, возникающих по этому поводу. Исследования, проведенные в данной области, позволили выделить ряд пробелов нормативного характера, указывающих на необходимость совершенствования названной административной нормы. Предлагаемые изменения будут способствовать реализации не только принципа неотвратимости наказания, но и принципа справедливости.[37]
Можно сказать, что нуждается в дополнении ч. 4 ст. 15.25 КоАП РФ, устанавливающая ответственность за невыполнение резидентом в установленный срок обязанности по получению на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной или валюты Российской Федерации, причитающейся за переданные нерезидентам товары, выполненные для них работы, оказанные им услуги либо за переданные нерезидентам информацию или результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них.
Также необходимо совершенствовать ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ - несоблюдение установленных порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, нарушение единых правил оформления паспортов сделок, нарушение установленных сроков хранения учетных (отчетных) документов или паспортов сделок. Правонарушение влечет серьезный административный штраф в размере от 40 до 50 тыс. руб. для юридических лиц и от 4 до 5 тыс. руб. для должностных лиц.
Безусловно, надлежащее исполнение участниками валютных сделок вышеприведенных правил, установленных актами органов валютного регулирования, является очень важным. По сути, от их выполнения поставлено в зависимость осуществление валютного контроля, который в противном случае окажется парализованным. Вместе с тем, как показывает практика, предусмотренные санкции могут быть не адекватны тяжести совершенных правонарушений. Нередки случаи, когда сумма валютной операции, отчетность по которой представлена с нарушением порядка или срока, имеет небольшой размер - 50, 100 у.е. При этом размер штрафа, полагающегося за этот проступок, будет многократно превышать сумму самой операции, что представляется несправедливым и способствует дискредитации валютного контроля как государственной функции.
Тоже незначительными зачастую являются нарушения, допускаемые при оформлении паспортов сделок, при этом тяжесть наказания не всегда соответствует их общественной опасности. Например, ООО «ТОР» привлечено к административной ответственности по ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ в связи с нарушением требований Инструкции Банка России от 04.06.2012 № 138-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а также порядке учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением». Нарушение заключалось в том, что представителем ООО «ТОР» при оформлении паспорта сделки не было указано полное наименование уполномоченного банка - Филиал «Волжский» ОАО «Банк «ОТКРЫТИЕ». Вместо этого в паспорте сделки употреблено сокращенное название - «Волжский» ОАО «Банк «ОТКРЫТИЕ». Каких-либо иных нарушений валютного законодательства в процессе осуществления внешнеэкономической сделки ООО «ТОР» не допустило, общественная опасность указанного выше деяния фактически отсутствует, уполномоченный банк легко идентифицируется. Однако правонарушения, предусмотренные ст. 15.25 КоАП РФ, имеют формальный состав, и вышеназванное юридическое лицо привлечено к административной ответственности.[38]
Казалось бы, у органа валютного контроля есть возможность применять в особых случаях ст. 2.9 КоАП РФ, но, как показывает практика, освобождение от административной ответственности по ст. 15.25 КоАП РФ за малозначительностью имеет место не часто. Некоторые полагают, что нарушения валютного законодательства не могут быть малозначительными. Поскольку формальные составы не предусматривают материально-правовых последствий содеянного как обязательной составляющей объективной стороны правонарушения, то, по мнению указанных авторов, для оценки действий лица, привлекаемого к ответственности по признакам нормы КоАП РФ, имеющей формальный состав, эти последствия правового значения не имеют. При всей дискуссионности данной позиции существуют ее сторонники на практике. Поэтому для обеспечения принципа справедливости наказания представляется целесообразным в санкции ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ снизить нижний предел штрафа, что позволит применять административную ответственность согласно тяжести совершенного проступка.
Для сравнения с рассматриваемой нормой хотелось бы привести санкцию ст. 11.8.1 КоАП - управление маломерным судном судоводителем, не имеющим при себе документов, необходимых для допуска к управлению маломерным судном. Ответственность за такое серьезное правонарушение, которое может повлечь человеческие жертвы, установлено в виде штрафа размером всего 100 руб. Представляется, что законодателю необходимо пересмотреть меру административной ответственности по ряду норм Кодекса, т.к. существующие санкции не всегда способствуют достижению целей административного наказания. Можно сказать, что излишне суровое наказание за мелкие нарушения валютного законодательства будет лишь провоцировать недовольство со стороны участников валютных сделок и явится дополнительным аргументом для сторонников отмены валютного контроля.
Фактически, исходя из буквального прочтения названной нормы КоАП РФ, этим Кодексом узаконивается ряд ограничений на распоряжение валютными ценностями. Вместе с тем в соответствии со ст. 141 ГК РФ валютные ценности - это объекты гражданских прав. [39]Право собственности на них является вещным правом и охраняется государством (ст. 35 Конституции РФ).[40] Ограничение такого права может быть произведено только федеральным законом в рамках, установленных Конституцией РФ. Из смысла же Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле" следует, что все виды валютных ограничений должны прямо содержаться в этом Законе. Соответственно, при исключении положений Закона, содержащих валютные ограничения, аналогичные изменения должны быть внесены и в иные нормативные правовые акты, непосредственно связанные с применением этих положений. Однако до настоящего времени это не осуществлено, в связи, с чем очевиден вывод об отсутствии надлежащего мониторинга валютного и связанного с ним административного законодательства, что может иметь негативные последствия в ходе правоприменения.
В целях укрепления законности и правопорядка в валютной сфере существует необходимость совершенствования действующего административного законодательства.
Валютный контроль является частью единой государственной системы финансового контроля. Его функционирование связано с национальной и международной валютной системами, валютными рисками, внутриэкономическими и трансграничными платежами и межстрановыми переливами капиталов. Это важнейший участок общей системы государственного финансового контроля, от которого зависит устойчивость валютного курса и денежного обращения в стране, состояния золотовалютных резервов, внешнеэкономического и инвестиционного потенциала страны.
Валютный контроль позволяет защитить экономику от возможных серьезных последствий значительного притока капитала и его оттока, в частности криминализации экономики и ликвидации национальной промышленности путем скупки предприятий иностранцами.[41]
Несомненен и психологический эффект валютного контроля, поскольку применяемые им меры позволяют поддержать общественное мнение о серьезности экономической ситуации и намерений государства. Вот почему проблемы, связанные с существованием сегодняшней системы валютного контроля в России по-прежнему актуальны.
Оценивая результаты формирования системы валютного контроля, можно с уверенностью сказать, что благодаря постепенному, по этапному переходу от разрешительного порядка осуществления валютных операций к уведомительному, перестройка системы валютного регулирования и валютного контроля является примером наиболее удачного проведения
реформ в России.
В настоящее время, несмотря на достигнутые успехи валютного контроля, проблема сокращения масштабов утечки капитала из страны носит комплексный характер и по-прежнему остается актуальной.
Объем вывозимого капитала из страны с использованием криминальных схем быстро увеличивается. Две самые распространенные
схемы утечки – неполучение экспортной выручки или не возврат аванса за уже проплаченный импорт, не говоря уже о фирмах-однодневках, через которые в основном и осуществляются фиктивные платежи.
Чистый отток капитала в прошлом году ЦБ оценил в 38,3 млрд. долл. Больший отток за 16 лет был только в кризисные 2008 и 2009 годы - 133,9 млрд. долл. и 56,9 млрд. долл. соответственно. Серый отток регулятор предварительно оценил в 5,4 млрд. долл. Все эти данные ЦБ потом обычно корректирует. Однако оценка за год существенно превышает все последние прогнозы ЦБ. Еще в ноябре в денежно-кредитной политике на 2011-2013 гг. он обещал отток в 22 млрд. долл., хотя нетто-вывоз капитала к тому времени уже ускорился: в сентябре - до 4 млрд. долл., третий квартал был закрыт с минусом в 3,7 млрд. долл., а за 10 месяцев 2010 года чистый отток капитала из России составил 21 млрд. долл., сообщил председатель Центробанка С. Игнатьев в Госдуме.
В четвертом квартале динамика продолжалась: уже в ноябре потери составили 9 млрд. долл. Исходя из данных ЦБ, отток за последний квартал
– 22,7 млрд. долл. Это один из максимальных результатов с 1994 г, больше было только в пик кризиса – в последнем квартале 2008 г. (130,3 млрд. долл.).[42]
Если пользоваться показателем, то на душу населения приблизительно приходится 1 927 долларов. Безусловно, это сказывается на экономике в целом, в том числе и на населении страны.
Для противодействия утечке капиталов требуется пересмотреть сложившуюся систему валютного контроля в сторону усиления государственного контроля над валютными и внешнеэкономическими операциями и принять целенаправленные меры, изменив валютное законодательство.
Первая проблема связана с огромным потоком информации от уполномоченных банков-агентов валютного контроля о возможном нарушении валютного законодательства их клиентами органу валютного контроля ЦБ.
Например: Уполномоченный банк фиксирует нарушение о непоступлении валютной выручки в контрактные сроки по конкретному Паспорту сделки (далее ПС) клиента и направляет информацию на электронных носителях органу валютного контроля Баку России и на этом этапе его действия заканчиваются. При наступлении даты завершения исполнения обязательств по контракту, указанному в ПС, банк по истечении 180 календарных дней, следующих за указанной в ПС датой, закрывает и архивирует паспорт, несмотря на имеющееся в нем нарушение валютного законодательства.
Орган валютного контроля, в данном случае ЦБ, пересылает информацию о нарушении следующему органу валютного контроля, в данном случае Росфиннадзору. Являясь единственным органом валютного контроля, обладающим достаточно широким кругом полномочий, связанных с проведением проверок соблюдения резидентами и нерезидентами валютного законодательства, Росфиннадзор наделен правом применять меры ответственности за его нарушения, но он, в свою очередь, отягощен контролем за расходованием госбюджета и не в состоянии оперативно отреагировать на данное нарушение, т.к. поток информации от банков по нарушениям клиентов огромен. Вот и получается, что контроль существует, но он остается только на бумаге и не доводится до логического конца.
Вторая проблема заключается в отношении участников внешнеторговой деятельности к заполнению самого внешнеторгового контракта. Практика показывает, что большая часть экспортеров и импортеров недооценивает предконтрактную подготовку, а именно в большинстве контрактов нет четко оговоренной даты поступления валютной выручки, тогда как импорт грешит отсутствием сроков возврата аванса при непоставке товара на территорию Российской Федерации в контрактные сроки. Участники ВЭД перед подписанием контракта тщательно не продумывают, какую наиболее выгодную для той или иной внешнеторговой сделки избрать форму расчетов.
В контрактах почти не используются экспортерами такая форма расчетов, как аккредитив, практически не применяется инкассовая форма расчетов, также мало востребована банковская гарантия. Причины, по которым расчеты аккредитивами в России до сих пор не получили массового распространения, общеизвестны. Это и относительная сложность технологии расчетов, в которых задействованы несколько участников и требования к квалификации банковского персонала, занимающегося аккредитивами, а также отсутствия даже со стороны крупных российских банков работы с клиентами, с целью пропаганды данной формы расчетов, способствующей предупреждению мошенничества при расчетах аккредитивом.
При существующей сегодня банковской системе банки с рейтингом
«А, В» уже сегодня в состоянии взять на себя организацию работы по продвижению среди участников ВЭД аккредитивной и инкассовых форм расчетов, через проведение конференций, круглых столов для клиентов, занимающихся внешнеэкономической деятельностью.
Третья проблема заключается в сложности заполнения базовых документов валютного контроля экспортерами и импортерами. К базовым документам валютного контроля относятся не только две формы ПС, заполняемые на различные ВЭД операции, но и множество справок, а именно: справка о валютных операциях, справка о подтверждающих документах и т.п. справки. Форма справок также требует пересмотра с целью удаления из них устаревшей и не требуемой заполнения сегодня информации, которая зачастую путает участников ВЭД.
Также требует пересмотра и существующая кодировка вида валютных операций, многие из кодов сегодня не используются, т.к. давно перестали быть актуальными, как, например, сегодня не существуют счетов типа «И»
и «Т», тогда как коды на них остались. Кодировка валютных операций должна быть значительна, сокращена для удобства использования их во внешнеторговой практике.
Четвертая проблема заключается не столько в стремлении участников внешнеторговой деятельности обойти требования валютного законодательства из-за его закостенелости и громоздкости, а в характерном для российских внешнеэкономических ведомств, некоторых федеральных служб нежелании откликаться на массовые злоупотребления в сфере внешнеэкономической деятельности и криминализацию экономики, на продвижение рыночных реформ и изменений во внешнеторговой практике.
Для противодействия утечке капитала требуется усилить государственный контроль над валютными и внешнеэкономическими операциями и принять целенаправленные меры (в том числе законодательные в области валютного контроля) по борьбе с правонарушениями и коррупцией в этой области. Возможно, требуется ужесточить наказание за утечку капитала, связанную с внешнеторговой деятельностью, приравняв ее к доходам, полученным преступным путем.
Заключение
С введением Закона РФ № 173-ФЗ от 10.12.2003 г. "О валютном регулировании и валютном контроле" начался новый этап развития экономики.
На сегодняшний день в Российской Федерации в основном завершено строительство системы органов и агентов валютного регулирования и валютного контроля. Существует нормативно-правовая база, определяющая правила валютного регулирования, функционируют органы контроля, к нарушителям применяются санкции.
Валютный контроль представляет собой деятельность государства, направленную на обеспечение валютного законодательства при осуществлении валютных операций.
Основные направления валютного контроля следующие:
· определение соответствия проводимых валютных операций действующему законодательству и наличия необходимых для них лицензий и разрешений;
· проверка выполнения резидентами обязательств в иностранной валюте перед государством, а также обязательств по продаже иностранной валюты на внутреннем валютном рынке РФ;
· проверка обоснованности платежей в иностранной валюте;
· проверка полноты и объективности учета и отчетности по валютным операциям, а также по операциям нерезидентов в валюте Российской Федерации.
Валютный контроль в РФ осуществляют специальные органы и агенты валютного контроля. К основным полномочиям органов и агентов валютного контроля относятся: издание нормативно-правовых актов, обязательных к исполнению всеми резидентами и нерезидентами в РФ; контроль за соответствием проводимых на территории России валютных операций законодательству, условиям лицензий и разрешений; определение порядка и форм учета, отчетности и документации по валютным операциям.
Повышение эффективности методов валютного контроля не зависит напрямую от количества проведенных проверок или количества взысканных административных штрафов. Напротив, излишнее административное давление на хозяйствующих субъектов экономики России негативно влияет на стабильность финансово-кредитной системы, состояние финансового рынка, а также инвестиционный климат в стране.
В связи с необходимостью сбалансированного подхода к вышеуказанной проблеме Федеральной службой непрерывно осуществляется методологическое сопровождение контрольно-надзорной работы территориальных управлений. В рамках этой работы разработаны и доведены до территориальных управлений «Методические рекомендации по производству по делам об административных правонарушениях в сфере валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования», информационные материалы по вопросам внешнеторговой деятельности.
Также, Федеральной службой на постоянной основе проводится методическая работа по обращениям территориальных управлений за разъяснением положений актов валютного законодательства и актов органов валютного регулирования.
Однако, суть валютного регулирования и валютного контроля не может остановить экспорт капитала из России, если финансовый климат страны не располагает к инвестициям.
Существующая система валютного регулирования и валютного контроля строится на принципах приоритета экономических мер в реализации государственной политики в области валютного регулирования.
Страны в мировом сообществе находятся в тесной интеграции друг с другом, экономика каждой страны зависит от состояния мирового рынка, и какие-то изменения и кризисы в одной стране будут отражаться в той или иной мере на экономике всех стран. В этой связи экспорт носит не только экономический характер, но и политический. Поэтому политика государства в области экспортного контроля должна быть максимально взвешенной: не слишком давить на экспортеров, но и одновременно не давать возможность перекачивать капитал заграницу.
В настоящее время в связи с устойчивым экономическим ростом и улучшением платежного баланса страны система валютного регулирования претерпевает значительные изменения, направленные на либерализацию норм валютного регулирования с одновременным усилением системы валютного контроля, в том числе системы учета и отчетности по валютным операциям.
В связи с этим предлагается внести ряд изменения в валютное законодательство и организацию валютного контроля. А именно:
· снизить минимальный предел штрафа в санкции ч.6 ст. 15.25 КоАП РФ;
· упорядочить и по возможности снизить поток информации от уполномоченных банков-агентов валютного контроля о возможном нарушении валютного законодательства их клиентами органу валютного контроля ЦБ;
· банки с рейтингом «А, В» должны взять на себя организацию работы по продвижению среди участников ВЭД аккредитивной и инкассовых форм расчетов, через проведение конференций, круглых столов для клиентов, занимающихся внешнеэкономической деятельностью;
· пересмотр и упрощение базовой документации валютного контроля и кодировки вида валютных операций;
· ужесточить наказание за утечку капитала, связанную с внешнеторговой деятельностью.
Есть важнейшие принципы, лежащие в основе системы валютного контроля Российской Федерации. Как видно, валютное законодательство страны подразумевает контроль государственных органов за проводимыми валютными операциями. Развитие рыночных отношений, установление более тесных контактов с партнерами ближнего и дальнего зарубежья неизбежно приводит к необходимости либерализации валютного законодательства, к постепенной отмене валютных ограничений. Об этом свидетельствует опыт многих стран с эффективной экономикой (США, Великобритания, Германия и т.д.). Контроль в валютной сфере направлен на защиту экономики этих стран от уменьшения валютных резервов, обеспечение национальной безопасности, борьбу с незаконными финансовыми операциями. Эти задачи актуальны и для нашей страны.
Библиографический список
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием) 12 декабря 1993 г. (в ред. от 05.02.2014 г.): офиц. текст [Электронный ресурс]: Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru
2. Гражданский кодекс РФ. Федеральный закон от 30.11.1994 г. №51-ФЗ (действующая редакция от 05.05.2014 г.).
3. Кодекс РФ об административных правонарушениях. Федеральный закон от 30.12.2001 г. № 195-ФЗ (действующая редакция от 05.05.2014 г.).
4. "О валютном регулировании и валютном контроле": закон Российской Федерации от 09.10.1992 г. №3615-1// "Российская газета", № 240, 04.11.1992.
5. "О валютном регулировании и валютном контроле": закон Российской федерации от 10 декабря 2003 г. №173-ФЗ (в ред. от 05.05.2014 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2003. - № 50. Ст. 4859.
6. "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)": закон Российской Федерации от 10 июля 2002 г. №86-ФЗ (в ред. от 05.05.2014 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. -2002. - № 28. Ст. 2790.
7. "О банках и банковской деятельности": закон Российской Федерации от 02.12.1990 г. №395-1 (в ред. от 05.05.2014)//"Собрание законодательства РФ", 1996, № 6. Ст. 492.
8. "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности": закон Российской Федерации от 08 декабря 2003 г. №164-ФЗ (ред. от 30.11.2013)// "Собрание законодательства РФ", 2003, № 50 Ст. 4850.
9. "О рынке ценных бумаг": закон Российской Федерации от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ (в ред. от 28.12.2013)// "Собрание законодательства РФ", № 17, 1996. Ст. 1918.
10. Указ Президента РСФСР от 15.11.1991 № 213 (ред. от 27.10.1992) "О либерализации внешнеэкономической деятельности на территории РСФСР"// "Российская газета", 19.11.1991.
11. Указ Президента РФ от 18.08.1996 г. №1209 «О государственном регулировании внешнеторговых бартерных сделок»//"Собрание законодательства РФ", 1996, № 35. Ст. 4141.
12. Постановление Правительства РФ от 31.10.1996 № 1300 "О мерах по государственному регулированию внешнеторговых бартерных сделок"//"Собрание законодательства РФ", 1996, № 46. Ст. 5250.
13. Постановление Правительства РФ от 28 ноября 2013 г. № 1092 «О порядке осуществления Федеральной службой финансово-бюджетного надзора полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере»// "Собрание законодательства РФ", 09.12.2013, № 49 (часть VII), ст. 6435.
14. Постановление Правительства РФ от 04.02.2014 № 77 "О Федеральной службе финансово-бюджетного надзора" (вместе с "Положением о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора")//"Собрание законодательства РФ", 2014, № 6. Ст. 591.
15. Инструкция Банка России № 19, ГТК РФ № 01-20/10283 от 12.10.1993 "О порядке осуществления валютного контроля за поступлением в Российскую Федерацию валютной выручки от экспорта товаров"// "Экономика и жизнь", №№ 45 - 48, 1993.
16. Инструкция Банка России № 30, ГТК РФ № 01-20/10538 от 26.07.1995 "О порядке осуществления валютного контроля за обоснованностью платежей в иностранной валюте за импортируемые товары// Таможенные ведомости", № 1, 1996.
17. Инструкция Банка России № 86-И, ГТК РФ № 01-23/26541 от 13.10.1999 "О порядке осуществления валютного контроля за поступлением в Российскую Федерацию выручки от экспорта товаров"// Российская газета", № 238, 01.12.1999.
18. Инструкция Банка России № 91-И, ГТК РФ № 01-11/28644 от 04.10.2000 "О порядке осуществления валютного контроля за обоснованностью оплаты резидентами импортируемых товаров" // "Вестник Банка России", № 59, 09.11.2000.
19. Инструкция Банка России от 04.06.2012 № 138-И (ред. от 14.06.2013) "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а также порядке учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением"// "Вестник Банка России", № 48-49, 17.08.2012.
20. Положение ЦБ РФ от 20.07.2007 № 308-П "О порядке передачи уполномоченными банками информации о нарушениях лицами, осуществляющими валютные операции, актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования" (ред. от 04.06.2012)// "Вестник Банка России", № 46, 15.08.2007.
21. Приказ ФТС РФ от 12.01.2005 № 7 (ред. от 19.03.2010) "Об утверждении Общего положения о региональном таможенном управлении и Общего положения о таможне"//"Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти", № 14, 04.04.2005.
22. Приказ ФТС РФ от 03.03.2011 № 478 (ред. от 05.04.2013) "Об утверждении типовых положений о подразделениях валютного контроля таможенных органов" [Электронный ресурс]: Документ опубликован не был. Доступ из справочно–правовой системы «Консультант плюс».
23. Приказ ФТС РФ от 05.02.2009 г. № 125 “Об организации работы по выявлению нарушений валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования при осуществлении внешнеэкономической деятельности” [Электронный ресурс]: Документ опубликован не был. Доступ из информационно-правового портала «Гарант».
24. Авагян, Г.Л. Международные валютно-кредитные отношения: Учебник / Г.Л. Авагян, Ю.Г. Вешкин. – М.:Магистр, 2010. – 704 с.
25. Балабанов, А. И. Банки и банковское дело: Учебник для вузов / А. И. Балабанов, В. А. Боровкова, О.В. Гонарчук. – 2-е изд. – СПБ.: Питер, 2007. – 448 с.
26. Валютное регулирование в системе государственного управления экономикой: Учебник/ Под общ. Ред. В. М. Крашенинникова. – М.: Экономика, 2011. – 399 с.
27. Варламова, Т.П. Валютные операции: Учеб. пособие / Т. П. Варламова, М. А. Варламова. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2008. – 272 с.
28. Вострикова, Л. Г. Финансовое право: Учебник – М.: Юстицинформ, 2009. – 376 с.
29. Габричидзе Б. Η. Российское таможенное право. Учебник для вузов. / Б.Н. Габричидзе. М.: НОРМА, 2009. — 448 с.
30. Гусаков, Н. П. Международные валютно-кредитные отношения: Учебник / Н. П. Гусаков, И. Н. Белова, М. А. Стренина. – М.: ИНФРА-М, 2012. – 314 с.
31. Международные валютно-кредитные и финансовые отношения: Учебник / Под ред. Л. Н. Красавиной. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2013. – 567 с.
32. Мовсеян, А. Г. Международные валютно-кредитные отношения: Учебник / А. Г. Мовсеян, С. Б. Огнивцев. – М.: ИНФРА-М, 2013. – 312 с.
33. Моисеев, С. Р. Международные валютно-кредитные отношения: Учеб. пособие / С. Р. Моисеев. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Дело и сервис, 2007. – 816 с.
34. Наговицин, А. Г. Валютная политика / А. Г. Наговицин. – М.: Экзамен, 2010. – 512 с.
35. Панченко, В. И. Валютное регулирование: Учебное пособие. - Спб.: Троицкий мост, 2011. – 240 с.
36. Симионов, Ю. Ф. Валютные отношения: Учеб. пособие для вузов / Ю. Ф. Симионов, Б. П. Носко. – Ростов н/Д: Феникс, 2011. – 320 с.
37. Тедеев, А. А. Валютное право: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2009. – 192 с.
38. Хаменушко, И. В. Валютный контроль в Российской Федерации. Правила, контроль, ответственность: Учеб.-практич. Пособие / И. В. Хаменушко. – М.: НОРМА, 2013. – 316 с.
39. Экспорт и импорт / Под ред. Г. Ю. Касьяновой. – М.: ИД «Аргумент», 2009. – 440 с.
40. Курбанова Х. И., Валютное регулирование и валютный контроль в современной России // «Российское предпринимательство»№ 6 (54) за 2004 год, cтр. 38-43.
41. Почтарев Н.Е., Механизм влияния оттока капитала на экономический рост Российской Федерации // «Российское предпринимательство» — 2013. — № 23 (245). — c. 60-72.
42. Электронный ресурс: http://customs.ru/ - Федеральная таможенная служба
43. Электронный ресурс: http://ptu.customs.ru/ - Приволжское таможенное управление
44. Электронный ресурс: http://www.gks.ru/ - Федеральная служба государственной статистики
45. Электронный ресурс: http://r64.rosfinnadzor.ru/ - Федеральная служба финансово-бюджетного надзора
[1] Хаменушко, И. В. Валютный контроль в Российской Федерации: Правила, контроль, ответственность: Учеб.-практич. Пособие / И. В. Хаменушко. – М.: НОРМА, 2013. – 34 с.
[2] "О валютном регулировании и валютном контроле": закон Российской Федерации от 09.10.1992. №3615-1// "Российская газета", № 240, 04.11.1992.
[3] Указ Президента РСФСР от 15.11.1991 № 213 (ред. от 27.10.1992) "О либерализации внешнеэкономической деятельности на территории РСФСР"// "Российская газета", 19.11.1991.
[4] Мовсеян, А. Г. Международные валютно-кредитные отношения: Учебник / А. Г. Мовсеян, С. Б. Огнивцев. – М.: ИНФРА-М, 2013. – 107 с.
[5] Инструкция Банка России № 19, ГТК РФ № 01-20/10283 от 12.10.1993 "О порядке осуществления валютного контроля за поступлением в Российскую Федерацию валютной выручки от экспорта товаров"// "Экономика и жизнь", №№ 45 - 48, 1993.
[6] Инструкция Банка России № 30, ГТК РФ № 01-20/10538 от 26.07.1995 "О порядке осуществления валютного контроля за обоснованностью платежей в иностранной валюте за импортируемые товары// Таможенные ведомости", № 1, 1996.
[7] Указ Президента РФ от 18.08.1996 г. №1209 «О государственном регулировании внешнеторговых бартерных сделок»//"Собрание законодательства РФ", 1996, № 35. Ст. 4141.
[8] Постановление Правительства РФ от 31.10.1996 № 1300 "О мерах по государственному регулированию внешнеторговых бартерных сделок"//"Собрание законодательства РФ", 1996, № 46. Ст. 5250.
[9] Указом Президента РФ от 30.04.1998 г. № 483 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» МВЭС было упразднено, а его функции переданы Министерству промышленности и торговли. Указом Президента РФ от 17.05.2000 г. № 867 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» ФС ВЭК был упразднен, Министерство промышленности и торговли переименовали в Министерство экономического развития и торговли, а функции ФС ВЭК переданы Министерству финансов РФ.
[10]Гусаков, Н. П. Международные валютно-кредитные отношения: Учебник / Н. П. Гусаков, И. Н. Белова, М. А. Стренина. – М.: ИНФРА-М, 2012. – 200 с.
[11] Инструкция Банка России № 86-И, ГТК РФ № 01-23/26541 от 13.10.1999 "О порядке осуществления валютного контроля за поступлением в Российскую Федерацию выручки от экспорта товаров"// Российская газета", № 238, 01.12.1999.
[12] Инструкция Банка России № 91-И, ГТК РФ № 01-11/28644 от 04.10.2000 "О порядке осуществления валютного контроля за обоснованностью оплаты резидентами импортируемых товаров" // "Вестник Банка России", № 59, 09.11.2000.
[13]См.: Финансовое право. Вострикова Л.Г. Учебник изд. Юстицинформ 2009. – С. 134.
[14] Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием) 12 декабря 1993 г. (в ред. от 05.02.2014 г.): офиц. текст [Электронный ресурс]: Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru
[15] "О валютном регулировании и валютном контроле": закон Российской федерации от 10 декабря 2003 г. №173-ФЗ (в ред. от 05.05.2014 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2003. - № 50. Ст. 4859.
[16]См.: Финансовое право. Вострикова Л.Г. Учебник изд. Юстицинформ 2009. – С. 134.
[17]См.: Тедеев А.А. Валютное право: Учебное пособие. СПб.:Питер, 2009. –С. 92.
[18] "О валютном регулировании и валютном контроле": закон Российской федерации от 10 декабря 2003 г. №173-ФЗ (в ред. от 05.05.2014 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2003. - № 50. Ст. 4859.
[19] Вострикова, Л. Г. Финансовое право: Учебник – М.: Юстицинформ, 2009. – 192 с.
[20] "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)": закон Российской Федерации от 10 июля 2002 г. №86-ФЗ (в ред. от 05.05.2014 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. -2002. - № 28. Ст. 2790.
[21] Постановление Правительства РФ от 04.02.2014 № 77 "О Федеральной службе финансово-бюджетного надзора" (вместе с "Положением о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора")//"Собрание законодательства РФ", 2014, № 6. Ст. 591.
[22] Валютное регулирование в системе государственного управления экономикой: Учебник/ Под общ. Ред. В. М. Крашенинникова. – М.: Экономика, 2011. – 118 с.
[23] "О рынке ценных бумаг": закон Российской Федерации от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ (в ред. от 28.12.2013)// "Собрание законодательства РФ", № 17, 1996. Ст. 1918.
[