Глава 2 Анализ современной ситуации организации валютного контроля
Деятельность территориального управления Федеральной службы финансово – бюджетного надзора в Саратовской области в сфере валютного контроля
Территориальное управление Федеральной службы финансово – бюджетного надзора в Саратовской областиосуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности:
· осуществляет контроль и надзор за использованием средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов; за соблюдением резидентами и нерезидентами валютного законодательства Российской Федерации, требований актов органов валютного регулирования и валютного контроля, а также за соответствием проводимых валютных операций условиям лицензий и разрешений;
· является получателем средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание территориального управления и реализацию возложенных на территориальное управление функций;
· осуществляет в рамках своей компетенции производство по делам об административных правонарушениях в соответствии с законодательством Российской Федерации;
· участвует в формировании и ведении единой информационной системы контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере;
· оказывает методологическую помощь контрольным и финансовым органам исполнительной власти Саратовской области и органам местного самоуправления по вопросам контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере.[29]
В целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности территориальное управление имеет право:
· проводить в установленном порядке ревизии и проверки;
· проверять правомерность и эффективность использования средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов и материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности;
· проверять соблюдение органами финансового контроля органов государственной власти Саратовской области, органов местного самоуправления законодательства Российской Федерации о финансово-бюджетном контроле и надзоре;
· проверять соблюдение резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, полноту и достоверность учета и отчетности по валютным операциям резидентов и нерезидентов;
· осуществлять взаимодействие с правоохранительными органами в ходе проведения контрольных и надзорных мероприятий, а также реализации материалов ревизий и проверок;
· запрашивать и получать сведения, необходимые для принятия решений по отнесенным к компетенции территориального управления вопросам, в том числе связанные с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов;
· осуществлять контроль за своевременностью и полнотой устранения проверяемыми организациями и (или) их вышестоящими органами нарушений законодательства в финансово-бюджетной сфере.[30]
Территориальное управление возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Министром финансов Российской Федерации по представлению руководителя Федеральной службы финансово-бюджетного надзора. Руководитель территориального управления организует его деятельность и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на территориальное управление задач и функций. Руководитель территориального управления имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности по его представлению руководителем Федеральной службы финансово-бюджетного надзора.
Территориальным управлением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Саратовской области за 2013 год проведено 157 ревизий и проверок, в том числе две проверки устранения нарушений.
Общее количество ревизий и проверок, которыми выявлены нарушения в финансово-бюджетной сфере - 109 (70,32 % от общего числа ревизий). Из них 67 - в использовании средств федерального бюджета (61,47% от общего количества результативных проверок).
По данным УФК по Саратовской области (письмо № 60-10-16/04-225 от «24» января 2013 г.) общее количество получателей средств федерального бюджета в Саратовской области по состоянию на 1 января 2013 г. составляет 176. Ревизиями и проверками охвачено 65 получателей средств федерального бюджета (36,93%).
Общая сумма проверенных средств составила 51 202 852,747 тыс. рублей, из них проверено:
· средств федерального бюджета – 40 302 747,007 тыс. рублей (независимо от года финансирования);
· средств, выделенных из федерального бюджета в виде межбюджетных трансфертов - 4 539 719,540 тыс. рублей;
· средств, полученных от приносящей доход деятельности - 1 139 129,356 тыс. рублей;
· средств государственных внебюджетных фондов (без учета межбюджетных трансфертов из федерального бюджета) – 142 229,777 тыс. рублей;
· средств, выделенных территориальным государственным внебюджетным фондам из бюджетов государственных внебюджетных фондов в виде межбюджетных трансфертов – 1 435 227,176 тыс. рублей;
· средств, выделенных бюджетам субъектов из бюджетов государственных внебюджетных фондов в виде межбюджетных трансфертов – 1 646 541,351 тыс.рублей;
· средств, выделенных бюджетам муниципальных образований из бюджетов государственных внебюджетных фондов в виде межбюджетных трансфертов – 262 159,814 тыс. рублей;
· прочих средств, выделенных из бюджетов государственных внебюджетных фондов в виде межбюджетных трансфертов - 968 811,150 тыс. рублей;
· прочих средств (без учета межбюджетных трансфертов из федерального бюджета) – 766 287,576 тыс. рублей.[31]
Выявлено нарушений законодательства в финансово-бюджетной сфере на сумму 10 895 757,506 тыс. рублей, в том числе в использовании средств федерального бюджета – на сумму 8 053 495,317 тыс. рублей, что составляет 19,98 % от проверенных средств, а также в использовании средств, выделенных из федерального бюджета в виде межбюджетных трансфертов, - на сумму 2 517 083,738 тыс. рублей (табл. 2).
Таблица 2.