Особенности правового положения некоторых госкорпораций.
Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом":
- является уполномоченным органом управления в сферах, имеющих прямое отношение к радиоактивным материалам и атомной энергии, одна из целей создания "Росатома" - нормативно-правовое регулирование в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности;
- для достижения целей, стоящих перед корпорацией, она наделена правом осуществлять 35 видов деятельности, например, утилизировать отработавшее ядерное топливо;
- Правительством РФ утвержден перечень имущества "Росатома", на которое не может быть обращено взыскание;
- Президентом РФ утверждается перечень федеральных государственных унитарных предприятий, в отношении которых "Росатом" осуществляет от имени РФ полномочия собственника имущества;
- корпорация имеет право за счет своего имущества создавать другие некоммерческие организации, а также участвовать в уставных капиталах хозяйственных обществ и в других организациях;
- финансовое обеспечение программы деятельности "Росатома" на долгосрочный период осуществляется за счет: а) доходов от деятельности корпорации; б) субсидий из федерального бюджета; в) средств, полученных корпорацией на выполнение государственного оборонного заказа; г) имущественных взносов РФ из федерального бюджета; д) средств специальных резервных фондов корпорации; е) иных средств корпорации и ее организаций.
Государственная корпорация "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)":
- действует в целях повышения конкурентоспособности, диверсификации экономики РФ и стимулирования инвестиционной деятельности;
- осуществляет инвестиционную, внешнеэкономическую, страховую, консультационную деятельность;
- уставный капитал формируется в размере, устанавливаемом Правительством РФ, но не менее 70 миллиардов рублей;
- основные направления и показатели инвестиционной и финансовой деятельности, ограничения, условия и порядок осуществляемых видов деятельности устанавливаются в Меморандуме о финансовой политике Внешэкономбанка, утверждаемом Правительством РФ.
Государственная корпорация "Агентство по страхованию вкладов":
- цель деятельности - обеспечение функционирования системы страхования вкладов, в связи с чем корпорация, например, собирает страховые взносы и контролирует их поступление в фонд обязательного страхования вкладов;
- осуществляет функции по обязательному страхованию вкладов без лицензии на осуществление страховой деятельности;
- имущественный взнос РФ в имущество Агентства осуществляется путем передачи ему государственной корпорацией "Агентство по реструктуризации кредитных организаций" 3-х миллиардов рублей, из которых 2 миллиарда направляется в фонд обязательного страхования вкладов и 1 миллиард - для формирования источников расходов Агентства.
По-разному в отношении названных корпораций решен вопрос об их взаимной с Российской Федерацией ответственности по обязательствам друг друга. Закон о "Росатоме" допускает отступление от общего правила "ни та, ни другая сторона по обязательствам друг друга не отвечают", если имеется соглашение сторон об этом. Закон о Внешэкономбанке не допускает исключений. Закон об Агентстве по страхованию вкладов устанавливает, что исключения возможны только в соответствии с федеральным законом.
II. Финансово-правовые основы деятельности
государственных компаний
Общая финансово-правовая характеристика государственной компании.
(Далее в скобках дается сравнение с характеристикой госкорпорации.)
основания создания:
- федеральный закон о государственной компании (далее при упоминании государственной компании также используются слова "госкомпания" или "компания");
- имущественные взносы Российской Федерации (корпорация основывается на одном взносе);
тип юридического лица:
- некоммерческая организация;
- без членства (все аналогично корпорации);
степень имущественной самостоятельности:
- по общему правилу имущество, переданное госкомпании Российской Федерацией, является собственностью компании;
- по общему правилу имущество, созданное или приобретенное госкомпанией в результате собственной деятельности, является собственностью компании;
- по общему правилу имущество, созданное за счет доходов от деятельности по доверительному управлению, является собственностью Российской Федерации (в отличие от корпораций, для компаний уточняются виды имущества, в отношении которых право собственности не возникает, а также допускается отклонение от общих правил);
- по решению высшего органа управления госкомпании возможна передача части имущества в государственную казну России (аналогично корпорации);
- по общему правилу госкомпания не отвечает по обязательствам РФ, равно как и РФ не отвечает по обязательствам госкомпании (аналогично корпорации);
деятельность:
- оказывает государственные услуги, выполняет иные функции с использованием государственного имущества на основе доверительного управления (отсутствует указание на общественно-полезный характер деятельности);
- по общему правилу осуществляется на основании долгосрочной программы деятельности, предусматривающей выполнение производственных, инвестиционных и финансовых показателей (у корпораций в названии программы также присутствует слово "развития");
- разрешается предпринимательская, но только для достижения целей создания госкомпании (аналогично корпорациям);
порядок использования прибыли:
- определяется высшим органом управления госкомпании (аналогично корпорации);
инвестирование временно свободных средств:
- возможно;
- предельный объем инвестиций и другие ограничения устанавливаются высшим органом управления госкомпании (все аналогично корпорациям);
заимствования в иностранной валюте:
- возможны;
- решения о заимствованиях принимаются в порядке, установленном Правительством РФ (все аналогично корпорациям);
отчетность:
- госкомпания публикует отчеты о деятельности в соответствии с законом об этой компании (корпорация публикует отчеты об использовании имущества);
- годовая бухгалтерская отчетность подлежит обязательному аудиту (аналогично корпорации);
подконтрольность:
- контроль за деятельностью госкомпаний осуществляют: а) Счетная палата РФ, б) иные государственные органы в соответствии с законодательством РФ (аналогично корпорации);
особенности правового положения:
- устанавливаются законом, предусматривающим создание госкомпании (аналогично корпорации).
Общие нормы Закона "О некоммерческих организациях" <11>, закрепляющие правовой статус госкомпаний, не содержат информации о том, нужны или не нужны компании учредительные документы, а также не предусматривают формирования уставного капитала компании.
--------------------------------
<11> Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (ред. от 02.07.2013) // СПС "КонсультантПлюс".
ПРИМЕР
Особенности правового положения государственной компании "Российские автомобильные дороги":
- цель - оказание государственных услуг, выполнение иных полномочий в сфере дорожного хозяйства с использованием федерального имущества на основе доверительного управления (в доверительном управлении находятся, например, автомобильные дороги);
- уполномочена создавать коммерческие организации или участвовать в уставных капиталах коммерческих организаций в целях, установленных законом об этой компании, например, в целях реализации инвестиционных проектов, связанных со строительством объектов дорожного сервиса в границах полос отвода и придорожных полос автомобильных дорог этой компании;
- регламент компании утверждается Правительством РФ;
- обязана вести обособленный учет получения и использования а) средств, связанных с доверительным управлением, б) средств, связанных с собственной деятельностью, в) привлеченного финансирования;
- для контроля за финансово-хозяйственной деятельностью компании создается Ревизионная комиссия, а для внутреннего контроля - структурное подразделение внутреннего аудита.
III. Финансово-правовые основы деятельности
государственных и муниципальных учреждений
Общие сведения
Государственные и муниципальные учреждения:
- являются некоммерческими организациями;
- создаются Российской Федерацией, субъектом РФ и муниципальным образованием.
Типы государственных и муниципальных учреждений:
- автономное;
- бюджетное;
- казенное.
Автономное учреждение
Общая финансово-правовая характеристика:
цель:
- обеспечивает реализацию полномочий органов государственной власти, местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, средств массовой информации, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта;
- реализует полномочия указанных органов в иных сферах только в случаях, установленных федеральными законами;
База для деятельности
правовая:
- законодательство РФ, включая Закон "Об автономных учреждениях" <1>;
--------------------------------
<1> Федеральный закон от 03.11.2006 N 174-ФЗ (ред. от 03.12.2012) "Об автономных учреждениях" // СПС "КонсультантПлюс".
- подзаконные нормативные правовые акты;
- муниципальные правовые акты;
- устав;
- государственное (муниципальное) задание;
- план финансово-хозяйственной деятельности;
финансовая (имущественная):
- получает субсидии от соответствующих бюджетов бюджетной системы РФ;
- имущество передается учредителем на праве оперативного управления;
- по общему правилу доходы учреждения поступают в его самостоятельное распоряжение и используются им для достижения целей, ради которых оно создано;
- собственник имущества автономного учреждения не имеет права на получение доходов от деятельности учреждения и использования имущества, закрепленного за учреждением (отличительная особенность);
- земельный участок, необходимый для выполнения автономным учреждением своих уставных задач, предоставляется ему на праве постоянного (бессрочного) пользования;
- вправе привлекать заемные средства (отличительная особенность!);
- вправе самостоятельно распоряжаться имуществом, находящимся на праве оперативного управления, за исключением: а) недвижимого имущества, б) особо ценного имущества, приобретенного за счет собственника или закрепленного собственником за учреждением;
содержание деятельности:
- осуществляет полномочия федерального органа государственной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, органа местного самоуправления по исполнению перед физическим лицом публичных обязательств, подлежащих исполнению в денежной форме;
- выполняет работы, оказывает услуги;
- вправе осуществлять иные виды деятельности лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующие этим целям, при условии что такая деятельность указана в его уставе;
- вправе открывать счета в кредитных организациях (отличительная особенность!) и (или) лицевые счета соответственно в территориальных органах Федерального казначейства, финансовых органах субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
ПРИМЕР
Особенности правового положения Федерального автономного учреждения "Российский Речной Регистр":
- функции и полномочия: а) учредителя - принадлежат Министерству транспорта РФ, б) собственника имущества - поделены между Министерством транспорта РФ и Федеральным агентством по управлению государственным имуществом;
- цель: обеспечение технической безопасности плавания судов, в связи с чем, например, выдает: а) свидетельство о годности судна к плаванию, б) свидетельство о предотвращении загрязнения с судна нефтью сточными водами и мусором, в) свидетельство о классификации, г) мерительное свидетельство;
- вправе осуществлять внешнеэкономическую деятельность;
- вправе иметь не только федеральные земельные участки на праве постоянного (бессрочного) пользования, но и земельные участки на ином предусмотренном законодательством РФ праве.
Бюджетное учреждение
Общая финансово-правовая характеристика
цель:
- обеспечивает реализацию полномочий соответственно государственных органов или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, в иных сферах;
База для деятельности
правовая:
- федеральные законы (в частности, Закон "О некоммерческих организациях");
- иные нормативные правовые акты;
- муниципальные правовые акты;
- устав;
- государственное (муниципальное) задание от учредителя;
- план финансово-хозяйственной деятельности;
финансовая (имущественная):
- на выполнение государственного (муниципального) задания получает из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ субсидию;
- получает доход от выполнения работ, оказания услуг сверх установленного государственного (муниципального) задания (отличительная особенность!);
- имущество бюджетного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления (не является собственником);
- земельный участок, необходимый для выполнения бюджетным учреждением своих уставных задач, предоставляется ему на праве постоянного (бессрочного) пользования;
- вправе самостоятельно распоряжаться имуществом, находящимся на праве оперативного управления, за исключением: а) недвижимого имущества, б) особо ценного имущества, приобретенного за счет собственника или закрепленного собственником за учреждением;
- не вправе размещать денежные средства на депозитах в кредитных организациях, а также совершать сделки с ценными бумагами, если иное не предусмотрено федеральными законами (отличительная особенность!);
содержание деятельности;
- осуществляет полномочия федерального органа государственной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, органа местного самоуправления по исполнению перед физическим лицом публичных обязательств, подлежащих исполнению в денежной форме;
- выполняет работы, оказывает услуги;
- виды деятельности, не являющиеся основными, разрешены для достижения целей создания учреждения;
- операции с денежными средствами осуществляются через лицевые счета, открываемые в территориальном органе Федерального казначейства, финансовом органе субъекта РФ, муниципального образования.
ПРИМЕР
Особенности правового положения Федерального государственного бюджетного учреждения культуры "Государственный Эрмитаж":
- поделены функции и полномочия: а) учредителя - между Правительством РФ и Министерством культуры РФ, б) собственника - между Министерством культуры РФ и Федеральным агентством по управлению государственным имуществом;
- осуществляет культурно-просветительскую, научно-исследовательскую и образовательную деятельность;
- вправе сверх установленного государственного задания оказывать услуги (выполнять работы), например, создавать и реализовывать мультимедийную продукцию в соответствии со сферой своей деятельности;
- среди источников финансирования - доходы, полученные от деятельности организованных Эрмитажем кафе и столовых для сотрудников и посетителей музея.
Казенное учреждение
Общая финансово-правовая характеристика:
цель:
- обеспечивает реализацию полномочий (государственных органов), органов местного самоуправления;
статус:
- может иметь статус распорядителя/получателя бюджетных средств, администратора доходов бюджета;
- может являться государственным органом, органом управления государственным внебюджетным фондом, органом местного самоуправления;
База для деятельности
правовая:
- бюджетное законодательство РФ;
- государственное (муниципальное) задание;
- бюджетная смета;
- учреждение может быть создано в соответствии с: а) федеральным законом, б) законом субъекта РФ, в) нормативным правовым актом - Президента РФ, Правительства РФ или высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ;
финансовая:
- действует за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы (бюджетная смета устанавливает лимиты бюджетных обязательств казенного учреждения);
- по общему правилу находится в ведении государственного органа, органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств;
- субсидии и бюджетные кредиты казенному учреждению не предоставляются;
- доходы от всех платных услуг, оказываемых казенными учреждениями, поступают в бюджет;
- не имеет права предоставлять и получать кредиты (займы), приобретать ценные бумаги;
содержание деятельности:
- осуществляет операции с бюджетными средствами через лицевые счета, открытые в Федеральном казначействе или финансовом органе субъекта РФ (муниципального образования);
- ведет бюджетный учет и представляет бюджетную отчетность;
- может осуществлять приносящую доходы деятельность, только если такое право предусмотрено в его уставе;
- федеральные казенные учреждения вправе заключать договоры от имени РФ, казенные учреждения субъекта РФ - от имени соответствующего субъекта федерации, а муниципальные казенные учреждения - от имени соответствующего муниципального образования;
- если лимитов бюджетных обязательств казенному учреждению недостаточно для исполнения его денежных обязательств, по таким обязательствам от имени РФ, субъекта РФ, муниципального образования отвечают соответственно: а) государственный орган, б) орган местного самоуправления, в ведении которых находится соответствующее казенное учреждение и которые являются главными распорядителями бюджетных средств.
ПРИМЕР
Особенности правового положения федерального казенного учреждения "Государственное учреждение по формированию Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, хранению, отпуску и использованию драгоценных металлов и драгоценных камней (Гохран России) при Министерстве финансов Российской Федерации":
- учитывает и хранит драгоценные металлы, драгоценные камни, изделия из драгоценных металлов и драгоценных камней, а также их лом и отходы (далее - ценности), проводит их экспертизу, реставрацию, оценку, ведет учет сделок с необработанными драгоценными камнями, организует выставку "Алмазный фонд" и т.д.;
- владеет на праве оперативного управления зданиями, необходимыми для достижения уставных целей;
- проводит торги с ценностями Госфонда России;
- функции и полномочия учредителя осуществляет Министерство финансов РФ.
КОММЕРЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ
IV. Финансово-правовые основы
деятельности унитарных предприятий
Общая финансово-правовая характеристика:
цель:
- использование имущества, приватизация которого запрещена;
- решение социальных задач;
- осуществление деятельности, предусмотренной федеральными законами исключительно для унитарных предприятий;
- научная деятельность в отраслях, связанных с обеспечением безопасности РФ;
- разработка, изготовление продукции, обеспечивающей безопасность РФ;
- производство продукции, изъятой из оборота или ограниченно оборотоспособной;
статус:
- коммерческие организации;
- собственник имущества - РФ, субъект РФ или муниципальное образование;
- в зависимости от статуса собственника имущества и правовой связи с имуществом различаются унитарные предприятия, основанные на праве: а) хозяйственного ведения (федеральное государственное предприятие, государственное предприятие субъекта РФ, муниципальное предприятие); б) оперативного управления (федеральное казенное предприятие, казенное предприятие субъекта РФ, муниципальное казенное предприятие);
- могут создавать филиалы и представительства;
База для деятельности
правовая:
- ГК РФ, БК РФ;
- Закон "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях";
- подзаконные нормативные правовые акты уполномоченных исполнительных органов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований;
- устав;
финансовая (имущественная):
общие сведения:
- должны иметь самостоятельный баланс;
- вправе открывать банковские счета на территории РФ и за границей;
- составляют бухгалтерскую отчетность;
уставной фонд:
- уставный фонд формируется за счет: а) денег, б) ценных бумаг, в) других вещей, г) имущественных прав, д) иных прав, имеющих денежную оценку;
- размер уставного фонда: а) ГУП - не менее 5000 МРОТ, б) МУП - не менее 1000 МРОТ, в) в казенном уставной фонд не формируется;
участие в других организациях:
- с согласия собственника имущества могут быть участниками коммерческих и некоммерческих организаций, кроме кредитных;
- не вправе создавать в качестве юридического лица другое унитарное предприятие (дочернее) путем передачи ему части своего имущества;
имущество:
- имущество формируется за счет: а) имущества, закрепленного собственником, б) доходов от деятельности, в) иных не запрещенных источников;
- от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении, собственник имущества вправе получать часть прибыли;
распределение прибыли:
- ежегодно перечисляют в соответствующий бюджет часть чистой прибыли (в отношении казенных действует особый порядок распределения прибыли);
- за счет своей чистой прибыли создают резервный фонд для покрытия убытков;
заимствования:
- по согласованию с собственником вправе осуществлять заимствования, кроме того, особое право ГУП и МУП - размещать облигации и выдавать векселя;
ответственность:
- несут ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим им имуществом;
- по обязательствам собственника ответственности не несут.
ПРИМЕР
Особенности правового положения Федерального государственного унитарного предприятия "Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания":
- среди целей деятельности - информационно-аналитическое обеспечение внутренней и внешней политики РФ;
- размер уставного фонда 2416961000 рублей;
- фонды, образуемые за счет чистой прибыли: резервный, социальный и фонд развития;
- использует остающуюся в своем распоряжении часть чистой прибыли на: а) внедрение и освоение новой технологии и технологий, б) проведение мероприятий по охране труда и окружающей среды, в) рекламу продукции и услуг, г) иные цели.
Нормативно-правовой минимум
Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 02.07.2013) // СПС "КонсультантПлюс".
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 02.07.2013) // СПС "КонсультантПлюс".
Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (ред. от 02.07.2013) // СПС "КонсультантПлюс".
Федеральный закон от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" (ред. от 03.12.2012) // СПС "КонсультантПлюс".
Федеральный закон от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" (ред. от 02.07.2013) // СПС "КонсультантПлюс".
Рекомендуемая литература
Батяев А.А., Карташова Ю.А., Гардер Н.В. Комментарий к Федеральному закону от 3 ноября 2006 г. N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" (постатейный) // СПС "КонсультантПлюс". 2012.
Кирилловых А.А. Казенное учреждение как некоммерческая организация // Право и экономика. 2010. N 9.
Князькин С. Госкорпорации: особый статус // ЭЖ-Юрист. 2012. N 6.
Полотовская Е. Автономное учреждение = коммерческая организация? // ЭЖ-Юрист. 2011. N 47.
Сюбарева И.Ф. Обеспечение финансовой устойчивости образовательных учреждений в современной России // Финансовое право. 2012. N 8.
Чагин К.Г. Изменение типа учреждения с бюджетного на автономный: выгоды, практические нюансы и риски для учреждения // Руководитель бюджетной организации. 2013. N 6.
Шишкоедова Н.Н. Правовой и экономический статус унитарных предприятий // Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение. 2013. N 2.
Щуко Я.Д. К вопросу о форме собственности государственных корпораций // Право и экономика. 2013. N 4.
Яговкина В.А. Особенности финансирования государственных и муниципальных учреждений различной отраслевой принадлежности // Финансовое право. 2012. N 8.
Глава 4.2. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА
I. Общие сведения о бухгалтерском учете
и бухгалтерской отчетности
Бухгалтерский учет - это формирование экономическим субъектом информации о:
- фактах его хозяйственной жизни (сделках, событиях, операциях);
- активах;
- обязательствах;
- источниках его финансирования;
- доходах;
- расходах;
- других объектах (если таковые указаны в федеральных стандартах).
Формирование происходит:
а) непрерывно с даты государственной регистрации экономического субъекта до даты прекращения деятельности в результате реорганизации или ликвидации;
б) путем накопления информации, превращения ее в документы и систематизации.
Бухгалтерская отчетность - это результат систематизации, информация о деятельности экономического субъекта и его финансовом положении за промежуток времени, называемый отчетным периодом.
Ведение бухгалтерского учета регулируется:
1) Законом "О бухгалтерском учете";
2) другими федеральными законами;
3) нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с ними.
Экономические субъекты, ведущие бухгалтерский учет:
организации:
- коммерческие;
- некоммерческие;
органы:
- государственные;
- местного самоуправления;
- управления государственных внебюджетных фондов;
Центральный Банк РФ;
лица, занимающиеся частной практикой (при отсутствии применяемого к ним порядка учета объектов налогообложения, предусмотренного налоговым законодательством):
- индивидуальные предприниматели;
- адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты;
- нотариусы;
- иные лица;
если иное не установлено международными договорами РФ, то находящиеся на ее территории:
- структурные подразделения иностранных организаций (при отсутствии применяемого к ним порядка учета объектов налогообложения, предусмотренного налоговым законодательством);
- международные организации, их филиалы и представительства.
Бухгалтерский учет применяется:
при ведении:
- бюджетного учета и составлении бюджетной отчетности;
- доверительным управляющим учета имущества, переданного ему в доверительное управление;
- одним из участников простого товарищества учета имущества товарищей;
в процессе:
- выполнения соглашения о разделе продукции, если иное не установлено законом об этих соглашениях.
Бухгалтерский учет ведется:
по общему правилу:
- главным бухгалтером;
- иным должностным лицом экономического субъекта;
- лицом, с которым заключен договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета;
в кредитной организации:
- главным бухгалтером.
Руководитель субъекта малого и среднего предпринимательства вправе вести бухгалтерский учет лично.
Ответственность за организацию бухгалтерского учета и организацию хранения документов бухгалтерского учета возлагается на руководителя экономического субъекта. При наличии разногласий между руководителем и лицом, ведущим бухгалтерский учет, последнее обязано исполнять только письменные распоряжения руководителя о принятии первичного учетного документа или отражении объекта бухгалтерского учета в отчетности. Ответственность за эти действия полностью ложится на руководителя.
II. Стандарты бухгалтерского учета и учетная политика
Стандарты бухгалтерского учета - это документы, регулирующие деятельность экономических субъектов по ведению бухгалтерского учета. Законом предусмотрено три вида стандартов: 1) федеральные, 2) отраслевые, 3) экономического субъекта.
Предназначение и юридическая сила стандартов
Федеральные стандарты:
1) устанавливают:
определения и признаки:
- объектов бухгалтерского учета;
порядок:
- классификации объектов бухгалтерского учета;
- пересчета стоимости объектов бухгалтерского учета;
- применения плана счетов бухгалтерского учета (не относится к кредитным организациям: компетенция ЦБ РФ);
- формирования раскрываемой информации;
- составления последней и первой бухгалтерской отчетности при реорганизации, а также составления последней - при ликвидации юридического лица;
условия:
- принятия к учету объектов бухгалтерского учета и их списания;
- при которых бухгалтерская отчетность дает достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта, финансовом результате и движении денежных средств за отчетный период;
состав:
- раскрываемой информации;
- приложений к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах, к бухгалтерскому балансу и отчету о целевом использовании средств;
- последней и первой бухгалтерской отчетности при реорганизации, а также последней - при ликвидации юридического лица;
способы:
- денежного измерения объектов учета;
- (упрощенные) ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную отчетность, для субъектов малого предпринимательства;
требования:
- к учетной политике (в том числе к: условиям ее изменения, инвентаризации активов и обязательств, документам и документообороту);
- к плану счетов бухгалтерского учета (не относится к кредитным организациям: компетенция ЦБ РФ);
- к содержанию раскрываемой информации;
- к образцам форм бухгалтерской отчетности;
2) могут устанавливать:
требования:
- (специальные) к бухгалтерскому учету организаций бюджетной сферы;
- к бухгалтерскому учету отдельных видов экономической деятельности;
3) обязательны к применению, если в них не указано иное;
4) не должны противоречить Закону "О бухгалтерском учете".
Отраслевые стандарты:
1) устанавливают особенности применения федеральных стандартов в отдельных видах экономической деятельности;
2) обязательны к применению, если в них не указано иное;
3) не должны противоречить: а) Закону "О бухгалтерском учете", б) федеральным стандартам.
Стандарты экономического субъекта:
1) предназначены для упорядочения организации и ведения бухгалтерского учета этим экономическим субъектом, который сам определяет:
- необходимость разработки стандарта;
- порядок разработки, утверждения, изменения и отмены стандарта.
2) единообразно применяются всеми подразделениями экономического субъекта, а также могут распространяться на его дочерние общества;
3) не должны противоречить федеральным и отраслевым стандартам.
Учетная политика
Экономический субъект, ведущий бухгалтерский учет, обязан, опираясь на действующее законодательство РФ, федеральные и отраслевые стандарты, выбрать для себя методы и приемы, которыми он будет руководствоваться при учете конкретных объектов бухгалтерского учета. Если говорить максимально просто, то он должен определиться, по каким формулам будут рассчитываться те или иные показатели, из которых складывается бухгалтерская отчетность.
С этой целью экономический субъект самостоятельно разрабатывает и утверждает свою учетную политику - на уровне локального нормативного акта. В связи с этим Закон предъявляет к экономическому субъекту некоторые требования, в соответствии с которыми учетная политика:
1) должна применяться последовательно из года в год (быть стабильной);
2) может изменяться при условии:
- изменения законодательства РФ о бухгалтерском учете, федеральных, отраслевых стандартов, если меняются какие-либо требования и надо приводить учетную политику в соответствие;
- разработки или выбора нового способа ведения бухгалтерского учета, применение которого повысит качество информации об объекте бухгалтерского учета;
- существенного изменения условий деятельности экономического субъекта;
3) по общему правилу может изменяться с начала отчетного года для обеспечения сопоставимости отчетности разных лет.
III. Первичные учетные документы, регистры, инвентаризация
Первичные учетные документы
Документы, принимаемые к бухгалтерскому учету и удостоверяющие факты хозяйственной жизни (сделки, события, операции), называются первичными учетными документами. Закон "О бухгалтерском учете" предъявляет к этим документам строгие требования:
1) наличие обязательных реквизитов (семь позиций);
2) составление документа:
- при совершении факта хозяйственной жизни или непосредственно после его окончания;
- на бумажном носителе/в виде электронного документа, подписанного электронной подписью;
3) соответствие форме, утвержденной руководителем экономического субъекта (или же форме, установленной в соответствии с бюджетным законодательством - для организаций государственного сектора);
4) правильное оформление исправлений, если таковые вносятся в документ;
5) включение копий первичных учетных документов в документы бухгалтерского учета, если оригиналы изымаются в соответствии с законодательством РФ (например, в результате обыска, выемки);
6) хранение этих документов должно продолжаться не менее пяти лет после отчетного года.
Регистры бухгалтерского учета
Регистром называется документ (журнал, ведомость), выполненный на бумажном или электронном носителе либо и на том, и на другом вместе, в котором фиксируется и накапливается информация из первичных учетных документов. Закон "О бухгалтерском учете" предъявляет требования к способу регистрации и оформлению регистра.
Требования к способу регистрации:
1) регистрация должна быть своевременной;
2) бухгалтерский учет ведется посредством двойной записи на счетах бухгалтерского учета, если иное не установлено федеральным стандартом.
Двойная запись - это отражение каждой хозяйственной операции одновременно по двум счетам - по дебету одного и по кредиту второго, благодаря чему становится