Особенности правового положения беженцев

Беженец – лицо, которое не является гражданином Республики Беларусь и находится на ее территории в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований в государстве своей гражданской принадлежности по признаку расы, религии, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений и которое не может либо не желает, вследствие таких опасений, пользоваться защитой этого государства; или лицо, которое, не имея определенного гражданства и находясь на территории Республики Беларусь вследствие подобных обстоятельств, не может или не желает вернуться в государство своего прежнего, обычного местожительства в силу таких опасений.

Иными словами, беженцы – это люди, которые вынуждены разрывать связи со своей родиной, они не могут надеяться на свои правительства в плане получения правовой защиты.

Поскольку беженцы не имеют доступа к правовой и социальной защите, которую нормально функционирующее правительство должно оказывать своим гражданам, международное сообщество вынуждено осуществлять особые мероприятия в целях облегчения их сложного положения. В структуре Организации Объединенных Наций создано специальное подразделение, занимающееся проблемами беженцев, - Управление Верховного Комиссара ООН по делам беженцев. О важности и значимости этой проблемы для мирового сообщества свидетельствует и то, что по инициативе ООН ежегодно 20 июня отмечается Всемирный день беженцев.

Республика Беларусь активно сотрудничает с другими государствами, Управлением Верховного Комиссара ООН по делам беженцев, иными международными организациями в целях разрешения проблем беженцев. Органом государственного управления, обеспечивающим реализацию политики в отношении беженцев, является Департамент по гражданству и миграции МВД Республики Беларусь и его территориальные органы.

Юридические лица и организации, не являющиеся юридическими лицами, как субъекты международного частного права. Определение их государственной принадлежности и личного статуса. Закон юридического лица (понятие, критерии определения, сфера применения)

В современных гражданско-правовых кодификациях, как правило, не содержится четкого определения термина «юридическое лицо»; однако можно назвать признаки, которые достаточно полно характеризуют этот субъект права: 1) независимость существования юридического лица от участников, его составляющих; 2) обладание самостоятельной волей, не совпадающей с волей его участников; 3) наличие имущества, обособленного от имущества его участников; 4) самостоятельная ответственность по долгам в пределах принадлежащего ему имущества; 5) возможность совершать от своего имени сделки в пределах дозволенного законом; 6) право выступать в качестве истца или ответчика в суде от своего имени.

Юридические лица — субъекты международного частного права — подчиняются в своей деятельности определенным правовым нормам, которые регулируют порядок их создания, «жизни» и «смерти», иными словами, подчиняются своему личному закону.

Личный закон (статут) определяет непосредственно правовое положение предприятия (является ли оно юридическим лицом, его правоспособность, порядок совершения сделок, вопросы учреждения, существования и ликвидации). Таким образом, личный закон предполагает определение конкретного государства, которому принадлежит юридическое лицо.

Национальность юридического лица означает его принадлежность к конкретному государству и определяется в соответствии с критериями, установленными в стране, суд которой рассматривает возникший спор.
Понятие «личного статута» и «национальности» взаимосвязаны и взаимообусловлены: национальность юридического лица определяет его личный статут, а содержание личного статута зависит от того, какую национальность имеет юридическое лицо. В каждой правовой системе существуют коллизионные нормы, определяющие гражданскую правоспособность (личный статут) юридических лиц.
Различают следующие наиболее распространенные критерии определения национальности:

1) Критерий инкорпорации: юридическое лицо имеет национальность государства, в котором оно зарегистрировано.

2) Критерий оседлости: юридическое лицо имеет национальность государства, где находятся правление или главные органы управления юридического лица.

3) Критерий деятельности: юридическое лицо имеет национальность того государства, в котором оно осуществляет свою деятельность (извлекает прибыль, получает доходы, делает налоговые отчисления).

4) Критерий контроля: юридическое лицо имеет национальность государства, где проживают (или имеют гражданство) учредители данного юридического лица.

На практике возможно сочетание различных критериев для определения вопросов, связанных с деятельностью юридического лица. Как правило, подобные вопросы получают юридическое закрепление в двусторонних торговых соглашениях (в большинстве своем, по вопросам избежания двойного налогообложения).

В Республике Беларусь применяется принцип инкорпорации: любое юридическое лицо, зарегистрированное на территории Республики Беларусь, считается белорусским, то есть имеет «белорусскую» национальность.

Наши рекомендации